● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

М.А. Дэвлет

Петроглифы на кочевой тропе.

// М.: 1982. 128 с.

 

аннотация: ]

В книге описаны наскальные изображения каньона верховьев Енисея — шедевры первобытного искусства, позволяющие восстановить историю древних жителей Тувы. Кроме рисунков, на скалах обнаружены рунические надписи, представляющие интерес для исследователей. Публикуемые материалы впервые вводятся в научный оборот и заслуживают внимания исследователей по вопросам истории племён Тувы в древности и средневековье. В работе представлены уникальные наскальные рисунки эпохи поздней бронзы и последующих периодов.

 

Содержание

 

Введение.3

 

Дорога или фортификационные сооружения? — 5

Местонахождение петроглифов. — 14

О методах датирования петроглифов. — 17

Бронзовый век. — 22

Ранний железный век. — 47

Гунно-сарматское время. — 93

Средневековье. — 99

Народные рисунки тувинцев. — 114

 

Заключение.122

Библиография.123

Список иллюстраций и таблиц.127

Список сокращений.127

 

 

 


 

Введение.   ^

 

Эта книга посвящена петроглифам, выбитым и вырезанным на прибрежных скалах Верхнего Енисея вдоль древней тропы, известной в народе под названием «дороги Чингисхана». Наскальные изображения в Саянском каньоне Енисея — рисунки животных и загадочные знаки на утёсе около р. Биделик обнаружил более ста лет назад известный сибирский археолог А.В. Адрианов во время поездки на р. Чинге. [1] Это было первое упоминание о петроглифах в районе, где ныне в широких масштабах производит исследования Саяно-Тувинская экспедиция Института археологии АН СССР под руководством С.Н. Астахова. Экспедиция была создана для спасения памятников древности, подлежащих затоплению в ходе строительства Саяно-Шушенской ГЭС. Отряд по изучению петроглифов Саяно-Тувинской экспедиции проводит интенсивные работы по фиксации наскальных рисунков, обнаруженных в этом районе.

 

Рисунки на скалах вдоль «дороги Чингисхана» были открыты в 1976 г. московским художником В.К. Зенковым, принимавшим участие в работах Отряда по изучению петроглифов.

 

Настоящим изданием продолжается публикация материалов о петроглифах Саянского каньона Енисея. Первая книга «Петроглифы Улуг-Хема» вышла в свет в 1976 г., вторая «Петроглифы Мугур-Саргола» — в 1980 г. Наряду с введением в научный оборот новых материалов в них намечена хронологическая схема и сделана попытка интерпретации семантики наскальных изображений.

 

Монографии нашли живой отклик у крупнейшего исследователя сибирских петроглифов академика А.П. Окладникова, подчеркнувшего научную значимость опубликованных материалов. [2]

 

Основная цель настоящего издания состоит в систематизации и публикации наиболее ярких образцов наскального искусства, зафиксированных в последние годы. [3] Новые материалы позволяют существенно дополнить разработанную ранее хронологическую схему. В результате удаётся выявить наскальные рисунки позднего бронзового века. Получена серия наиболее ярких в художественном отношении петроглифов, относящихся к скифской эпохе. Открыты наскальные изображения раннего средневековья, которые надёжно датируются сопровождающими их

(3/4)

руническими надписями. Впервые вводятся в научный оборот народные рисунки тувинцев, выполненные в резной технике.

 

Работы по копированию рисунков на скалах вдоль «дороги Чингисхана» выполнены В.К. Зенковым, Л.Р. Зенковым, Н.В. Пановой, И.Ф. Поповой, М.Н. Спилиоти, Н.И. Титовой. Объемные копии для музеев были отлиты ленинградским скульптором Ю.И. Завитухиным. В работах принимала участие заведующая Отделом археологических памятников Государственного исторического музея С.В. Студзицкая.

 

Всем участникам полевых экспедиционных работ автор приносит глубокую благодарность.

 

В последние десятилетия интерес к наскальным изображениям возрос во всем мире. Многочисленные местонахождения петроглифов открыты и исследованы в нашей стране. Между тем наскальные рисунки бассейна Енисея всё ещё недостаточно зафиксированы и изучены.

 

Задача перед исследователями состоит в неотложной фиксации петроглифов, подвергающихся разрушению в ходе хозяйственного строительства и различных антропогенных факторов, их дальнейшей публикации и анализе материала на новом интерпретационном уровне, чтобы «каменная книга» раскрывала новые и новые страницы древней истории населения бассейна великой сибирской реки — Енисея.

 


[1] Адрианов А.В., 1888, с. 408.

[2] Окладников А.П. Рец.: Дэвлет М.А. Петроглифы Улуг-Хема. М., 1976. — Сибирские огни, 1977, № 11, с. 190, 191; Он же. Будит мысль исследователя.—Тувинская правда, 1981, 7 июля.

[3] Описание отдельных камней с изображениями и ситуационный план памятника имеются в полевых отчётах Отряда по изучению петроглифов и будут опубликованы в специальной работе.

 


(/122)

Заключение.   ^

 

В данной работе рассмотрены петроглифы небольшого региона на Верхнем Енисее, которые создавались на протяжении последних трёх с половиной тысяч лет.

 

Опубликованные материалы составляют ещё одно звено в цепи памятников наскального искусства Евразии. В дальнейшем они потребуют всестороннего изучения, но уже теперь вносят много нового в прежние представления, открывая неизвестные ранее возможности для хронологического анализа.

 

С течением времени существенно менялись сюжеты наскальных рисунков, их стилистические особенности, внутренний смысл. Однако уловить эти изменения, определить возраст и культурную принадлежность петроглифов удаётся далеко не всегда. Место в хронологической схеме целого ряда изображений мы пока не можем уточнить (табл. 7, 1, 3, 24, 1, 25, 1, 27, 2) или можем лишь предположительно без достаточно веской аргументации (табл. 30).

 

На опубликованных материалах удаётся проследить тенденцию изменения стиля, манеры изображения петроглифов. Наиболее ранние рисунки датируются эпохой развитой и поздней бронзы. Для этого периода характерны изображения животных, главным образом горных козлов с туловищем в виде прямой линии, от которой отходят вертикальные чёрточки-ноги. У хищников, нередко преследующих козлов, изображён непомерно длинный хвост. В то же время в эпоху поздней бронзы имеются немногочисленные петроглифы с декоративной разработкой внутренней поверхности туловища животного, как бы расчленённого на части. Обе эти стилистические тенденции доживают до скифского времени.

 

Для эпохи скифов характерна манера изображения животных, преимущественно оленей, на кончиках копыт и в позе «летучего галопа».

 

Для гунно-сарматского времени свойствен приём изображения динамичных фигур животных с передней ногой, подогнутой под брюхо.

 

В период раннего средневековья входит в моду, также как и на широчайшей территории от древнего Ирана до Кореи, такая трактовка стремительно мчащейся распластанной в беге фигуры животного, когда передние и задние ноги бывают настолько выброшены в скачке, что составляют с туловищем почти прямую линию. Вместе с тем получают распространение изображения П-образных фигур животных, отражающие определённое стилистическое направление, характерное для районов, разделённых тысячами километров. В эпоху раннего средневековья на скалах Верхнего Енисея появляется фигура вооружённого конного воина — победителя.

 

В эпоху позднего средневековья как будто наблюдается затухание этого вида творчества, что, по всей вероятности, связано с эволюцией обрядовости.

 


 

Список иллюстраций и таблиц.   ^

 

Рис. 1. Саянский каньон Енисея. Тропа над рекою. Половодье в мае 1979 г. Фото автора.

Рис. 2. «Дорога Чингисхана» в Саянском каньоне Енисея. Фото Н.О. Бадера.

Рис. 3. «Дорога Чингисхана». Фрагмент каменной кладки. Фото автора.

Рис.4. 1-2 — «Дорога Чингисхана». Каменная кладка. Фото автора.

Рис. 5. «Дорога Чингисхана». Вид с реки. Фото А.В. Воеводского.

Рис. 6. «Дорога Чингисхана». Участок тропы. Фото В.П. Даркевича.

Рис. 7. Ортаа-Саргол. Второй зимник. Фото Н.О. Бадера.

Рис.8. Наскальные изображения колесниц из Тувы. 1, 3, 4, 6 — Ортаа-Саргол; 2 — «Дорога Чингисхана»; 5, 8 — Мугур-Саргол; 7 — Сыын-Чурек; 9-11 — устье р. Чинге; 1-6, 8-11 — прорисовка автора; 7 — прорисовка С.И. Вайнштейна. — Вайнштейн С.И., Денисова Н.П. Новые материа­лы по этнографии и археологии Тувы. — В кн.: Полевые исследование Института этнографии 1974 г. М., 1975, рис. 1.

Рис. 9. Изображения личины и жилищ на святилище Мугур-Саргол. Прорисов­ка автора.

Рис. 10. Оленный камень из Ушкийн-Увэра (Монголия). Реконструкция М.П. Грязнова по рисунку В.В. Волкова и Э.А. Новгородовой. — Гряз­нов М.П. Аржан: культура скифо-сибирского типа. — Курьер, январь, 1977, с. 40, рис.

Рис.11. Наскальные рисунки и каменные стелы с изображениями из Северной Италии, по Э. Анати. 1-3Anati E. I pugnali nell’arte repestre e nel­lе statue stele dell’Italia Settentrionale. — Archivi, vol. 4. Саrо di Ponte. Brescia, 1972, fig. 25, 40, 41; 4Anati E. Evolution and Style in Camunian Rock Art. — Archivi, vol. 6. Capo di Ponte. Brescia, 1976, fig. 75.

Рис. 12. Костяная фигурка из могилы гунно-сарматского времени в пункте Азас 1 (Тоджинский р-н Тувинской АССР). Раскопки М.А. Дэвлет в 1971 г.

Таблицы 1-34. Наскальные изображения. Прорисовки и фото. Масштаб да­ётся в см.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки