главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

Л. Дойель. Завещанное временем. Поиски памятников письменности. М.: 1980. (Культура народов Востока)

Л. Дойель

Завещанное временем.

Поиски памятников письменности.

// М.: 1980. 728 с. Серия: Культура народов Востока.

Пер. с англ. Э.А. Маркова.

Предисл., примеч. и общая редакция Я.В. Василькова.

 

Список иллюстраций.Фото 1-22 ]

 

 

1 . 2 . 3 . 4 . 5 .

 

6 . 7 . 8 . 9 . 10 .

 

11 . 12 . 13 . 14 . 15 .

 

16 . 17 . 18 . 19 . 20 .

 

21 . 22 .

 

 

 

 


^   Фото 1. [с. 713] Египетская мумия из Дейр-эль-Бахри близ Фив. После того как археологи извлекли её из саркофага и частично развернули, на ней был обнаружен папирусный свиток; рука мумии как будто ещё продолжает сжимать его.

 

(Открыть Фото 1 в новом окне)


^   Фото 2. [с. 713] Опечатанный арамейский папирус с Элефантины, острова на Ниле близ Асуана.

 

(Открыть Фото 2 в новом окне)


^   Фото 3. [с. 714] Пролежавший в земле более двух тысяч лет и затем заточённый в подвалах музея арамейский папирус с Элефантины наконец-то развёрнут руками специалиста с помощью тонкой лабораторной техники.

 

(Открыть Фото 3 в новом окне)


^   Фото 4. [с. 715] Египетский папирус значительной длины, сфотографированный перед тем, как он был развёрнут и помещён под стекло. Текст на его внешней стороне выполнен изящными знаками иератического письма. Этот папирус находится в библиотеке Честера Битти в Дублине.

 

(Открыть Фото 4 в новом окне)


^   Фото 5. [с. 715] Деталь погребального папируса XXI династии (1090-945 гг. до н.э.), найденного экспедицией Ньюйоркского музея искусств «Метрополитэн» при раскопках в Дейр-эль-Бахри, в окрестностях Фив. Здесь изображена Хенттове, предстающая с приношениями перед Осирисом, богом мёртвых.

 

(Открыть Фото 5 в новом окне)


^   Фото 6. [с. 716] Сорбоннские папирологи при помощи зонда и шпателя клочок за клочком снимают с папирусного картонажа слой, содержащий текст. Данный фрагмент находился в грудной части мумии III в. до н.э.; оболочку сначала обработали соляной кислотой для того, чтобы смыть грунтовку, а затем пропарили в паровой бане.

 

(Открыть Фото 6 в новом окне)


^   Фото 7. [с. 717] Древние письменные принадлежности времени XII династии или Среднего царства; впрочем, на протяжении трёх тысячелетий истории цивилизации Нильской долины они не претерпели существенных изменений. Продолговатые предметы справа и слева — так называемые палетки, изготовлявшиеся из дерева и служившие пеналами для тростниковых перьев и писчих кисточек. Обсидиановая чаша в центре предназначалась для воды, в которой разводили чернила. Деревянная коробочка справа — чернильница. Деревянным молотком отбивали папирус, чтобы слои его плотнее прилегали друг к другу. В центре — письмо жреца, исполнявшего погребальные обряды; оно написано вертикальными столбцами иератики периода XI династии.

 

(Открыть Фото 7 в новом окне)


^   Фото 8. [с. 718] Глиняные клинописные документы разнообразной формы. Шестигранный предмет слева — знаменитая «Призма Синаххериба» из Ниневии, ныне хранящаяся в Институте востоковедения Чикагского университета. Два бочкообразных цилиндра меньших размеров датируются временами Навуходоносора (605-561 гг. до н.э.) и Саргона II (722-705 гг. до н.э.).

 

(Открыть Фото 8 в новом окне)


^   Фото 9. [с. 718] Лист пергамена из «Синайского кодекса», укреплённый на растяжках в Британском музее перед тем, как рукописи был сделан новый переплет.

 

(Открыть Фото 9 в новом окне)

(709/710)


^   Фото 10. [с. 719] Так писали на глиняных табличках. Современная реконструкция.

 

(Открыть Фото 10 в новом окне)


^   Фото 11. [с. 719] Вид монастыря св. Екатерины у подножия горы Синай на Синайском полуострове.

 

(Открыть Фото 11 в новом окне)


^   Фото 12. [с. 720] Снятая в инфракрасных лучах фотография трудной для прочтения рукописи V в. «Кодекс Ефрема (Сирина)», пергаменного палимпсеста, хранящегося в Национальной библиотеке в Париже. Поверх старого текста написан выполненный в XII в. греческий перевод сочинения св. Ефрема, сирийского богослова.

 

(Открыть Фото 12 в новом окне)


^   Фото 13. [с. 720] Гностические рукописи из Хенобоскиона (Египет), найденные почти одновременно со свитками Мёртвого моря, представляют собой, по существу, целую библиотеку древних книг исключительно хорошей сохранности.

 

(Открыть Фото 13 в новом окне)


^   Фото 14. [с. 721] Фрагмент «Диатессарона» на веллуме, найденный при раскопках Дура-Европос, эллинистическо-римского аванпоста на Евфрате. Этот крошечный фрагмент считается древнейшим имеющимся новозаветным текстом на веллуме.

 

(Открыть Фото 14 в новом окне)


^   Фото 15. [с. 721] Вид с птичьего полёта частично раскопанных монастырских строений Хирбет-Кумрана, приютившихся над крутыми откосами вади Кумрана в Иудейских холмах. На переднем плане видны несколько входных отверстий пещер.

 

(Открыть Фото 15 в новом окне)


^   Фото 16. [с. 722] Один из свитков Мёртвого моря, разворачиваемый учёным из Еврейского университета в Иерусалиме.

 

(Открыть Фото 16 в новом окне)


^   Фото 17. [с. 722] Два медных свитка на месте их находки в кумранской пещере III. Сильно повреждённые окислением, свитки прежде могли составлять один цельный лист. Чтобы раскрыть их, учёным пришлось решить ряд сложных технических проблем.

 

(Открыть Фото 17 в новом окне)


^   Фото 18. [с. 723] Аурел Стейн (1862-1943 гг.). Рисунок Уильяма Ротенстейна.

 

(Открыть Фото 18 в новом окне)


^   Фото 19. [с. 723] Члены международной группы специалистов по Ветхому завету за работой над фрагментами свитков Мёртвого моря в так называемом свиткохранилище Музея археологии Палестины в Иерусалиме.

 

(Открыть Фото 19 в новом окне)


^   Фото 20. [с. 724] Вид крупным планом части Пещер Тысячи будд близ Дуньхуана, на дальнем западе Китая. Большинство преддверий вследствие эрозии мягкой породы оказалось разрушенным, но во внутренних галереях ещё уцелели большие святилища, иногда украшенные чудесными древними фресками и впечатляющими известняковыми статуями Будды.

 

(Открыть Фото 20 в новом окне)


^   Фото 21. [с. 725] Некитайские документы из замурованной библиотеки в Пещерах Тысячи будд. Среди этих древних рукописей: 1 — санскритский религиозный текст на пальмовых листьях; 2 — бумажный свиток с манихейским «Покаянием» на древнетюркском языке; 3 — книга на тюркском руническом; 4, 6 — уйгурские тексты, также имеющие форму книг; 5 — потхи (просверленные продолговатые листы бумаги, по форме подражающие пальмовым листьям), исписанные курсивным центральноазиатским брахми; 7 — свиток, также в курсивном брахми, написанный на оборотной стороне китайского текста; 8 — согдийский свиток; 9 — лист потхи из тибетского буддийского текста.

 

(Открыть Фото 21 в новом окне)


^   Фото 22. [с. 726] Стела с надписью из Копана, зарисованная Фредериком Казервудом для книги Дж.Л. Стефенса «Приключения во время путешествия в Центральную Америку, Чьяпас и Юкатан» (1841 г.). Майя воздвигали подобные монументы с иероглифами через регулярные интервалы для того, чтобы отмечать течение времени.

 

(Открыть Фото 22 в новом окне)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги