главная страница / библиотека / обновления библиотеки
М.А. ДандамаевИран при первых Ахеменидах.// М.: Изд-во восточной литературы. 1963. 292 с.Скачать файл: .pdf, 13,5 Мб Оглавление
Предисловие. — 3
Часть I. Характеристика Бехистунской надписи как исторического источника. — 7Глава 1. Из истории исследования Бехистунской надписи. — 7Глава 2. Древнеперсидская письменность. — 32Глава 3. Датировка Бехистунской надписи. — 61Глава 4. Стиль Бехистунской надписи. — 85Часть II. Социально-политическая борьба в Персидской державе (623-521 гг. до н.э.). — 102Глава 1. Возникновение Персидской мировой державы. — 102Глава 2. Переворот Бардии (Гауматы) и восстания 522-521 гг. до н.э. — 121Глава 3. Религиозная борьба в 522-521 гг. до н.э. в Персии. — 234
Приложения. — 262Бехистунская надпись. — 262Хронологическая таблица по истории Ирана при первых Ахеменидах. — 271Указатель географических и этнографических названий. — 273Именной указатель. — 277Список сокращений. — 286
Предисловие. ^
В дореволюционной русской, а также и советской литературе до сих пор нет работы, посвящённой всестороннему исследованию Бехистунской надписи, которая рассказывает о народных движениях 523-522 гг. в Персидской державе.
Появившееся более двадцати лет назад исследование австрийского ученого Ф. Кёнига о Бехистунской надписи в методологическом отношении страдает общими недостатками современной западной историографии, а по фактическому материалу устарело. После выхода этой работы в советской и зарубежной литературе появилось много статей, посвящённых отдельным вопросам, связанным с исследованием Бехистунской надписи.
Однако обобщающей монографии с подробным анализом этой надписи и с учётом новейших научных открытий нет и в зарубежной литературе. Между тем в последние тридцать лет обнаружены тысячи таблеток на эламском языке в Персеполе, появились новые находки папирусов ахеменидского времени на арамейском языке, большой археологический материал. За этот период древнеперсидский язык стал одним из хорошо изученных древневосточных языков. Наметились существенные сдвиги и в изучении малоисследованного эламского языка.
Всё это вместе с результатами недавней проверки текста Бехистунской надписи в 1948 г. позволяет по-новому воспринять некоторые особенности социальной жизни древней Персии.
Первая глава первой части данной монографии целиком историографическая, в которой основное внимание обращено на работы, помогавшие научному исследованию Бехистунской надписи. В остальных главах этой части рассматриваются наиболее важные проблемы, связанные со стилем, датировкой и значением Бехистунской надписи.
Вторая часть посвящена социально-политической и религиозной борьбе 523-521 гг. до н.э. в Персидской державе, т.е. одному из самых интересных периодов истории древности, когда десятки народов государства Ахеменидов на обширной территории от Египта до скифских областей Средней Азии вели против персидского господства полную глубокого драматизма борьбу. В эти годы и сама Персия была охвачена восстаниями народных масс против Дария I, воцарению которого предшествовали переворот и широкие социальные реформы Гауматы. Об этих событиях рассказывают, кроме Бехистунской надписи, и античные авторы.
Эламские административно-хозяйственные и вавилонские деловые документы, арамейские и демотические папирусы, исторические хроники из Египта, Двуречья и Иудеи, царские надписи Ахеменидов и книги библейских пророков Иезекииля, Аггея, Захарии, Неемии, Даниила и Эзры, а также произведения Эсхила, Геродота, Фукидида, Ктесия, Ксенофонта, Платона, Аристотеля, Помпея Трога, Диодора Сицилийского, Страбона, Арриана, Курция Руфа и исторический роман — книга Эсфирь дают нам много ценных сведений о народных восстаниях, о политической и экономической жизни державы Ахеменидов.
Эти источники позволяют восстановить живую картину господства персидской знати в различных странах империи и эволюции государственных учреждений. Они позволяют представить повседневную жизнь многих народов Персидской державы.
Источники по исследуемой теме исключительно разнообразны по форме и разноязычны: указы персидских царей, которые сохранились до нашего времени в книгах Библии, в трудах древнегреческих авторов и в надписях из Персеполя и из греческого города Магнесий в Малой Азии, архивы храмов и торговых домов из Вавилонии, семейные архивы ахеменидских наемников из Элефантины, царские архивы из Персеполя и архив арсенала из Египта, письма египетского сатрапа Аршамы к управляющим его владениями и литературные повести, которые читались современниками событий 523-521 гг. до н.э.
Число этих источников очень велико: более ста ахеменидских надписей из Персии, Мидии, Вавилонии и Египта, почти восемь тысяч документов из Персеполя, свыше пяти тысяч деловых документов и несколько сот писем из десятков городов Вавилонии, около двухсот арамейских документов на папирусе и коже, а также несколько десятков демотических папирусов из Египта.
Содержание этих источников разнообразно: письма к сатрапам с жалобами подданных, юридические грамоты, манумиссии рабов, административные документы, официальная переписка высокопоставленных персидских чиновников, переписка военных колонистов Элефантины, Гермополя, Фив и Асуана между собой и с наместниками провинции Иудеи, акты о дарениях, долговые расписки, контракты о продаже имущества, отчеты храмовых служащих, брачные договоры, инструкции о методах управления имениями, сбора податей и обращения с рабами, сообщения о наказании, бегстве и смерти рабов, распоряжения царей и указы сатрапов, квитанции об уплате податей и таблички о выполнении военной повинности, исторические надписи, религиозные книги и повествовательная литература.
Эти документы составлены на древнеперсидском, авестийском, эламском, аккадском, арамейском, древнееврейском, египетском, финикийском, древнегреческом и латинском языках. Поэтому они дают возможность изучить исторические события, экономическую и социальную историю, повседневную жизнь, быт и обычаи путём сравнения традиций многих народов и представителей различных социальных классов и эпох.
Кроме того, до нашего времени сохранились дворцы ахеменидских царей и дома, где жили простые ремесленники, памятники искусства и орудия труда людей той эпохи. Тщательное исследование этих источников позволит уверенно ответить на многие вопросы об исторических событиях в державе Ахеменидов в конце VI в. до н.э. К сожалению, большинство упомянутых документов до сих пор не изучено в достаточной степени, и поэтому характер многих исторических процессов того времени нам не вполне ясен.
Данная работа является только одной из многих попыток исторического осмысления характера социальных движение и народных восстаний в Персидской державе в конце 20-х годов VI в. до н.э.
Основное взимание в настоящей работе уделяется некоторым из широких народных движений того времени, которые остались совершенно неисследованными в трудах наших предшественников.
Автор выражает глубокую благодарность своим учителям: академику В.В. Струве, В.И. Абаеву, М.Н. Ботвиннику, И.Н. Винникову, Г.М. Глускиной, А.И. Доватуру, И.М. Дьяконову, Л.А. Липину, А.Н. Попову, а также товарищам по работе за ценные советы, критические замечания и пожелания. Особенно большую помощь в подготовке рукописи к печати оказали профессор М.Н. Боголюбов, А.И. Зайцев, В.А. Лившиц, И.М. Оранский и С.Н. Соколов.
наверх |