Л.А. Чиндина
Древняя история Среднего Приобья в эпоху железа.
Кулайская культура.
// Томск: ТГУ. 1984. 256 с., вкл.
[ аннотация: ]
Монография написана на основе археологических источников и вводит в научный оборот обширные новые материалы. Значительное место в работе отводится проблемам происхождения и этапам формирования кулайской культуры, существовавшей в Среднем Приобье в VI в. до н.э. — V в. н.э. Особое внимание уделяется вопросам социально-экономического развития культуры в сложных экологических условиях, рассматриваются процессы миграций кулайцев и причины их перемещения на обширных территориях Приобья.
Для археологов, этнографов, историков, географов.
Оглавление
Введение. — 3
Источники по кулайской культуре.
Памятники васюганского этапа. — 15
Инвентарь памятников васюганского этапа. — 24
Памятники саровского этапа. — 44
Инвентарь памятников саровского этапа. — 56
Кулайская керамика. — 76
Культурно-исторические особенности кулаиской культуры.
Хронология. — 95
Происхождение и особенности кулайской культуры. — 112
Экономика. — 124
Социальные отношения. — 146
Миграционные процессы и их последствия. — 156
Приложения.
Описание памятников Степановского комплекса. — 181
Коллекции. — 192
Архивные материалы. — 194
Литература. — 195
Сокращения. — 205
Рисунки [1-48]. — 206
Заключение. ^
Кулайская культура сыграла огромную роль в истории Западной Сибири в эпоху железа. Сформировавшись в центральной части великой Западно-Сибирской равнины, вобрав в себя разные хозяйстсенно-бытовые, социальные и этнокультурные традиции, кулайская культура как бы сфокусировала в себе всю историю западносибирского раннежелезного века, стала своего рода генератором и катализатором важнейших социально-экономических событий эпохи, этнических трансформаций и политических потрясений.
Эта культура складывается на новой экономическом основе. Освоение собственной добычи железа принципиально изменило в это время историческое место Среднего Приобья. Новые, местные источники сырья положили конец многовековой зависимости лесного Приобья от сырьевых металлургических центров эпохи бронзы и дали возможность создать собственную металлургическую базу. Вполне возможно, что богатый болотной железной рудой край сам мог обеспечивать соседей недостающим сырьём. В кулайской экономике усиливается развитие производящего хозяйства и прежде всего скотоводства, активизируется специализация традиционных форм. Возросшая потребность в мягком золоте на евразийских торговых путях привела хозяйство кулайцев к выделению пушного, как свидетельствуют археологические источники, соболиного промысла и укрепила их обменные связи с югом на новой основе. Глубокие изменения в ключевых направлениях экономики обеспечили автономное существование как самой культуры, так и расселявшихся групп — носителей кулайской традиции.
(176/177)
Яркая, самобытная кулайская культура является составной частью исторического развития Сибири в скифо-сакское и гунно-сарматское время. Несмотря на очевидное своеобразие социально-экономического и культурного развития кулайцев, в их истории отразились эпохальные изменения, связанные с освоением железа, ростом кочевничества. Культурные изменения фиксируются в смене этапов кулайской культуры, хронология которых укладывается в общую периодизацию раннего железного века северной Евразии.
На васюганском этапе (скифском по общей периодизации) в материальной культуре кулайцев чётко проступают своеобразные черты, выразившиеся в специфике керамики, культового литья, оружия. В конце этапа начинаются южные миграции кулайцев. К этому времени большереченские и тагарские культуры были сильно ослаблены вначале юэчжами, а затем хунну. Сложившаяся политическая обстановка облегчила освоение южных территорий кулайцами.
На саровском этапе (совпадает с гуннским периодом) стираются особенности кулайского оружия, на их место приходят общераспространённые формы, так как усилившиеся внутренние противоречия, необходимость внешней защиты и нападения требовали усовершенствования военного дела. По-прежнему сохраняется специфика керамики и культового литья. Эти два культурных признака выделяют кулайцев среди прочих старых и новых культурных образований гуннского периода, чётко фиксируют пути их перемещения в разных направлениях.
Кулайцы оставили глубокий след в преддверии сложения современных западносибирских этносов и в значительной степени предопределили культурную близость аборигенов Западной Сибири. Расселение по промысловым территориям заложило основы формирования обособленных экзогамных групп, которые впоследствии в Среднем Приобье проступают более чётко у рёлкинцев, а затем окончательно оформляются в позднеселькупском обществе.
Выявленные общие схемы и направления развития кулайской культуры требуют дальнейшего изучения и проверки. В то же время анализ источников показал их крайнюю недостаточность для решения многоплановых задач в кулайской проблеме. Мы ещё не располагаем не-
(177/178)
обходимыми сравнительными данными как в хронологическом, так и в территориальном плане. Проведённые раскопки на большинстве поселений незначительны, фрагментарны. Почти нет данных из погребальных комплексов, особенно из районов формирования культуры. Поэтому требуются фронтальные полевые исследования на поселениях и могильниках.
Накопление источников позволит вновь вернуться к вопросам происхождения, социальной и этнической интерпретации кулайской культуры, её взаимоотношений с соседними народами. Дополнительные сравнительные материалы помогут уточнить или пересмотреть положения, выдвинутые автором, дать, может быть, более доказательные объяснения уже отмеченным фактам и событиям.
|