● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Ю.M. Бутин. Древний Чосон (историко-археологический очерк). Новосибирск: 1982. Ю.M. Бутин

Древний Чосон

(историко-археологический очерк).

// Новосибирск: 1982. 330 с.

 

Оглавление

 

Введение. — 3

 

Глава I. Территория и этнический состав. — 11

§1. Происхождение названия Чосон. — 11

§2. Географические сведения о Древнем Чосоне в письменных источниках. — 16

§3. Этнический состав. — 42

Глава II. Древний Чосон в письменных источниках. — 74

§1. Мифический период (Чосон Тангуна). — 74

§2. Легендарный период (Чосон Киджа). — 87

§3. Чосон Ви Мана и его предыстория. — 94

§4. Чинбон и проблемы хронологии Древнего Чосона. — 137

Глава III. Эпоха раннего металла на территории Южной Маньчжурии и Северной Кореи. — 145

§1. Ранняя бронза. — 145

§2. Поздняя бронза. — 186

§3. Железный век. — 227

Глава IV. Общественно-экономический строй. — 261

§1. К вопросу о характере древнечосонского общества. — 261

§2. Производительные силы. — 272

§3. Социальное устройство. — 285

 

Заключение. — 301

Примечания. — 303

 


 

Заключение.   ^

 

Приступая к работе, автор ставил целью рассмотреть главные аспекты чосонской проблемы: территорию и границы, этнический состав, уровень развития производительных сил и социальное устройство первого в истории Кореи государственного образования. В результате были сделаны выводы, что границы Чосона не были постоянными, поэтому с какой-то степенью определённости можно говорить только о территории позднего Чосона (IV-II вв. до н.э.). Наиболее достоверна его южная граница — р. Есонган, на которую указывают и археологические материалы, и письменные источники. Достаточно установленными представляются, но только для позднего, вимановского, периода, восточные рубежи Чосона — «до Великого моря». Западная граница была самым «пульсирующим» участком. «Пульсация» сначала вызывалась миграциями и начавшимся процессом экспансионистской политикой Древнего Китая на Северо-Востоке. Сопоставление исторических и археологических материалов говорит о том, что пределы Чосона никогда не простирались западнее р. Далинхэ, что памятники поздней бронзы в междуречье Луаньхэ — Далинхэ и так называемый чифэнской группы по основным индикаторам плохо вписываются в чосонский комплекс, особенно «ордосские» кинжалы. Эти памятники скорее всего оставлены шань-жунами или предками дунху. Не точно локализованными остаются и северные рубежи Чосона. В письменных источниках встречаются лишь указания, что часть страны Пуё входила в его состав. Археологические материалы свидетельствуют о наличии многих общих черт в культурах, особенно керамике, Ляодуна и районов среднего и верх-

(301/302)

него течения р. Сунгари. Однако истоки этой общности могут лежать в принадлежности к одной группе племён населения Ляодуна и бассейна Сунгари.

 

Основной этнический пласт населения Чосона составляли племена e и мэк. Кроме того, в этногенезе чосонцев приняли участие сушени, пуёсцы, самхан, окчо и др. Сушеней (позднее илоу) можно считать потомками более древнего палеоазиатского населения и пришлых тунгусо-маньчжурских племён. Племена самхан проживали в южночосонских землях. Хотя некоторые историки утверждают, что зона обитания самхан доходила до р. Амноккан, с достаточной достоверностью можно утверждать, что они жили южнее р. Тэдонган. Племена окчо, особенно восточные, в эпоху Чосона составляли большинство населения его восточных земель. Однако они сохраняли свою самобытность и обособленность не только в эпоху Чосона, но и в начале нашей эры.

 

Существование в Древнем Чосоне наследственной монархии, титулов и иерархии, классового законодательства в сочетании с развитыми производительными силами даёт основание считать его государством. Однако на эту стадию Чосон вступил не раньше конца IV — начала III в. до н.э. Возводить начало корейской государственности к VIII-VII в. до н.э. только по материалам о раскопках могильников с сопогребениями, возраст которых определён при помощи относительной датировки, значит отрываться от письменных источников, не содержащих достаточно убедительных свидетельств о сложении классового государства в Чосоне даже в IV-II вв. до н.э.

 

Окончательное решение проблемы, был ли Древний Чосон классовым государством, возможно лишь после изучения последующего этапа древнекорейской истории — периода ханьских округов, установленных после падения Чосона на его территории, или так называемой эпохи Лолана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки