главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

В.Я. Бутанаев, Ю.С. Худяков. История енисейских кыргызов. Абакан: 2000. В.Я. Бутанаев, Ю.С. Худяков

История енисейских кыргызов.

// Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2000. 272 с. ISBN 5-7810-0119-0

 

Часть III. Кыргызы во времена
монголо-джунгарского владычества (XIII-XVIII вв.).

 

[ 2 ]. Образование этнополитического союза «Хонгорай».

 

После падения в 1368 г. Монгольской империи Юань, куда входила территория Саяно-Алтая, Монголия, раздираемая междоусобной борьбой, потеряла свою власть над кыргызами. Последние воспользовались предоставленной возможностью и предприняли небезуспешные попытки создания своей собственной государственности. В конце XIV в. кыргызы в борьбе против восточных монголов объединились в союз с ойратами, где заняли лидирующее положение. Предводитель кыргызского тумена в Ойратской федерации Угэчи-кашка в 1399 г. решил учредить новое официальное название для своего владения. [1] Вероятно, в течение XV-XVI вв. различные племенные группы (туматы, урдуты, кераиты и др.), оказавшиеся волею монгольских властителей в долине Среднего Енисея, были объединены под эгидой кыргызов в единый этнополитический союз «Хонгор» или «Хонгорай». Основанием для подобного заключения являются показания широкого круга источников и, в первую очередь, письменных документов XVII — начала XVIII вв. [2] Кроме того, богатое фольклорное наследие народов Южной Сибири сохранило для нас название «Хонгорай» в качестве старинного обозначения Хакасско-Минусинского края. В хакасском языке в результате стяжения гласных, это историческое название стало звучать как «Хоорай». [3] Оно широко употреблялось в героическом эпосе, исторических преданиях и поэтической речи.

 

Согласно мнению тюрколога Б.И. Татаринцева, разделяемому также нами, слово Хонгорай (Конгурай) восходит к географическому обозначению горно-степных просторов Минусинской котловины. В эпоху позднего средневековья, при возрождении кыргызской государственности, имя «Хонгорай» стало политическим знаменем, под которым собрались различные по происхождению, но единые по совместному проживанию этнические группы. Указанная форма объединения народа в языке местного населения получила определение «толай» (толы, торо), т.е. этнополитический союз. Определение «толай» постоянно употреблялось в паре с именем «Хоорай» (Толай Хоорай).

 

Роль кыргызов в этнополитическом союзе «Хонгорай» была настолько велика, что в русских документах XVII в. Хакасско-Минусинский край получил название «Кыргызской земли». Некоторые соседние народы, как, например, шорцы, Хакасию называли двусоставным именем «Хырғыс Хоорай» — «Кыргызский Хонгорай». Хакасы, являющиеся наследниками кыргызской культуры, и исторических преданиях народ «хоорай» отождествляли с кыргызами. Например, в предании «Хыргыс чаазы» подчёркивалось: «Хырғыстын тогыс муң толай хоорай чоны». — «Киргизский девятитысячный союз народа Хоорай». [4] Помимо выражения «девятитысячный союз Хоорай», в хакасских преданиях употребляется сочетание «тубен Хоорай», т.е. тумен Хонгорай.

(153/154)

Данные фольклора увязываются с историческими фактами ХIII в., когда монголы, завоевав область Саяно-Алтая, согласно своему военно-административному делению образовали в этом регионе тумен кыргызов. Летопись Юаньши гласит: «С приходом к власти династии Юань этот народ (цзилицзисы) разделили и создали девять тысяч дворов». [5] Сопоставляя вышеуказанные факты письменных источников и исторической памяти народов Саяно- Алтая, можно констатировать, что кыргызы в конце XIII — первой половине XIV вв. составляли тумен, который выставлял девять тысяч воинов для монгольской армии. Именно к этому периоду можно отнести зарождение нового этнополитического образования под названием «Хонгорай».

 

Впервые название Хонгорай встречается в русских документах середины XVII в.. В 1666 г. на запрос красноярского воеводы про Еренака Ишеева посланцы Алтын-хана «Узан с товарищи» сказали, «что они того кыргыза Еренака знают, кочует в Кыргызах в Конгурае, а ясак платит нам великому государю, также и их Лаузан тайше». [6] В данном источнике налицо полное соответствие русского понятия «кыргызы» с тюрко-монгольским названием «Конгурай» (Хонгорай).

 

Многие народы и государства получали от своих соседей имена, далеко не созвучные с их самоназванием. Так, Кыргызстан в русских документах XVII в. назывался «Брутской землёй», ибо тянь-шаньских кыргызов джунгары именовали «бурутами». [7] С другой стороны, Джунгария в русских источниках была известна как «Калмыцкая землица», а сами джунгары, самоназвание которых было «ойрат», назывались не иначе как «чёрные калмаки».

 

Название Хонгорай в русском дипломатическом языке применялось в том случае, когда текст являлся переводом с монгольского или маньчжурского письма. Например, согласно заявлению Цинского правительства в 1707 г. русские люди построили Абаканский острог на месте, называемом Хонгорай, «которое близ Зенгории». А на том урочище Хонгорай «кочуют и имеют промыслы наши есашные кыргызы и урянхайцы». [8]

 

Аутентичность данного названия подтверждается рядом устойчивых сочетаний, употребляющихся в историческом фольклоре и ныне малопонятных. Например: Тиле Хоорай, Тӳктiг Хоорай, Ал Хоорай, Taғ Хоорай, Чазы Хоорай, Хамых Хоорай и т.д.

 

Этнополитическое объединение Хонгорай, по всей видимости, относилось к раннегосударственному образованию с неразвитой формой общественных институтов. Известный историк Н. Козьмин считал, что объединение кыргызов в XVII в. «было именно государство, но находящееся в упадке». Другой точки зрения придерживался С.В. Бахрушин, который отрицал государственную организацию кыргызов и утверждал о господстве у них патриархально-родовых отношений. «При господстве патриархально-родовых пережитков в быту енисейских кыргызов, — писал он, — ещё невозможно гово-

(154/155)

рить даже о зачатках у них государственного устройства. Однако соседство с имущественными государствами втягивало их в очень сложные отношения и способствовало укреплению связей между отдельными племенами, входившими в состав Кыргызской земли». 8см. сн. 9 ] Вместе с тем, он вынужден был признать, что «Кыргызская земля» «политически составляла одно целое» и при внешних отношениях с Россией проявляла независимость. В самом начале XVII в. первые русские послы главу «Кыргызской земли» величали «кирбицким царём», [9] т.е. признавали его суверенитет. Сами кыргызы русским служимым людям объясняли: «Как де они на тех своих землях и зачались, и на тех де их землях никоторой мугальский царь, ни царевич, ни мугальские, ни калмыцкие тайши войною не бывали, и воинских людей не посылывали». [10]

 

В географическом отношении Хонгорай или «Кыргызская земля» совпадают с нынешним понятием Хакасско-Минусинского края. Память о господствовавших в средние века кыргызах до сих пор сохранилась среди многих топонимических названий Саяно-Алтая. Благодаря последним можно приблизительно очертить былые границы их этнической территории, которые на юго-западе совпадают с р. Киргиз (Хырғыс cyғ) в верховьях Абакана, на юге с р. Кургусук (Хырғыс суғ) среди гор Западных Саян, на востоке с р. Киргизюль (Хырғыс чул) в долине р. Сыда, на севере с р. Кургусуюл (Хырғыс чул) в долине р. Чулым и на северо-западе с р. Киргизка (Хырғыс чул) в долине р. Томи. [11]

 

В летописи династии Юань приводится следующее описание рек Кыргызской земли: «Река Цяньхэ (т.е. Кем — Енисей — В.Б.) как раз протекает через центр их владений и течёт на северо-запад. Кроме того, на юго-западе есть река под названием Апу (т.е. Абыған = Абакан — В.Б.), а на северо-востоке река Юсюй (т.е. Ӳпсӳ = Упса или Туба — В.Б.)... Все они собираются в Цянь и стекают в реку Анкэла (т.е. Ангара — В.Б.), а на севере впадают в море». [12] Через четыре века то же самое констатировали русские документы: «...а Енисей река прошла всквозь Кыргызскую землю; а по сю сторону Енисея по рекам Абакану и по Уйбату живут и подле Енисей многие кыргызские ... люди, а по другую сторону Енисея и по Упсе реке живут кыргызы ж, имя им тубинцы ...». [13]

 

Историческая топонимия Саяно-Алтая подтверждает мнение авторитетных исследователей о том, что древнее государство, возникшее в долине Среднею Енисея, носило имя «кыргыз». Полное отсутствие топонимов «хягас» или «хакас» ещё раз подтверждает тот факт, что термин «Хакасия» здесь инородный.

 

В XVII в. южным рубежом Хонгорая неизменно обозначались горы Западных Саян («Саянский камень»), за которыми кочевали подданные Алтын-хана. Ороним восходит к хонгорскому термину «Соян», что значит «Тувинские горы» и отражает этнические границы двух соседних народов. В памят-

(155/156)

никах древнетюркской письменности и арабо-персидских источниках X-XI вв. Саяны назывались «Когмен». Данный топоним, немного изменив свою форму, дожил до наших дней. На древнем пути из Тувы в Хакасию (по р. Аны) в верховьях р. Джебаш находится снежный пик «Койпен тасхыл», именуемый по-русски также Копёны. Сохранившийся в народной памяти древнетюркский топоним Койпен — Когмен свидетельствует с культурной преемственности хакасов с прежними обитателями Саяно-Алтая.

 

Северная граница Хонгорая проходила по среднему течению р. Чулым, именуемый в местных языках словом «ӳӳс» (Июс). Гидроним происходит от древнетюркского «ӳгӳз» — река. На протяжении XVII в. северный рубеж Кыргызской земли отодвинулся на юг от р. Яя и Кия до Чёрного Июса и от Мелетского и Красноярского острогов до р. Огур.13  [14]

 

В административном отношении Хонгорай подразделялся на четыре улуса-княжества и зависимых от них киштымских урочищ. На севере Кыргызской земли в долине Июсов и Божьих озер (Тигiр кöл) располагался АЛТЫСАРСКИЙ улус. Название восходит к хонгорскому слову «алтынзархы» — северный. В русских документах алтысарцы (алтынсары) именовались «нижними кыргызами», т.к. обитали ниже остальных по течению Енисея. Со времён монгольского завоевания политический центр Кыргызской земли сдвинулся из долины р. Абакана на север. В междуречье Белого и Чёрного Июсов находилась резиденция самых знатных князей. Поэтому алтысарцы имели второе название «Большие кыргызы». Кыргызские улусы состояли из кочевьев княжеских фамилий и аймаков (родов) рядового населения. Среди Аптысарского улуса письменные источники упоминают следующие аймаки: Кызыльский, Камларский, Шуйский, Ачинский, Ыгинский. Киштымские урочища алтысарских князей находились в долинах рр. Чулым, Кия, Томь и северных отрогов Кузнецкого Алатау.

 

ИСАРСКИЙ (Езерский, Джесарский, Елисарский) улус находился в географическом центре Хонгорая вдоль Енисея от устья р. Абакан до р. Огур. Его название, вероятно, происходит от хонгорского «iccapxы» — внутренний (а может «icкepкi» — восточный?). Основное население улуса составляли кыргызские роды «кереиты» и «езерцы», и поэтому в русских документах он зачастую именовался Езерским или Кереитским. Княжеские кочевья исарцев находились в устье р. Ерба и р. Абакан. Среди езерских аймаков перечислялись Камасинский, Качинский, Аринский, Ястинский, Хайтонский (Кандынов) по р. Туба, Сыйский по р. Сыда, Кашинский по р. Мана. [15] Кроме того, их киштымские урочища располагались вниз по р. Енисей, захватывая рр. Убей, Мана, Качай др.

 

АЛТЫРСКИЙ (Олтырский)улус располагался по левобережью р. Абакан от Уйбата до устья Таштыпа. Он был самым южным или верхним, согласно течению р. Енисей. Поэтому их жителей русские документы называли

(156/157)

«Верхние кыргызы». Происхождение имени улуса до сих пор остаётся загадкой. Вполне возможно, что его название связано с этнонимом, ибо среди угнанных в Джунгарию кыргызов из Алтырского улуса находился род «орттыр». [16]

 

В пределах Алтырского улуса находились аймаки Сагайский, Четубурский, (Сарыгларский, Ичегский, Бельтырский, Табанский, Саянский, Чистарский, Иргитский, Хапхына и др.

 

«Киштымской землёй» его считались таёжные долины Кузнецкого Алатау (Ӳлгеннiг сын) по pp. Томь, Мрассу, Кондома и Северный Алтай до Телецкого озера.

 

ТУБИНСКИЙ улус охватывал всё правобережье Енисея от Саян до р.Сыды и, вероятно, правобережные степи Абакана. Центр его находился в долине р. Упса (Ӳпсӳ), названной русскими затем Тубою по ведущему роду тубинцев. Другой крупный род «модар» (моторцы) занимал земли в предгорьях Саян. Несмотря на некоторые этнические различия, модары и тубинцы считались с кыргызами «одни люди и род и племя».

 

В составе Тубинского улуса находились следующие аймаки: Байкотовский, Кольский, Уштерский, Каменно-Моторский или Койбальский, Яринский, Бохтинский, Алытский, Бугусский, Алахамский, Корнасхамов, Бугачев. [17]

 

Три левобережных улуса носили географические определения (нижний, верхний, внутренний), что является показателем территориально-экономических связей Хонгорая. Вполне возможно, что подобное административное деление существовало ещё во времена Кыргызского государства, ибо в IX в. правление «хягасского владетеля» осуществлялось при помощи трёх министров-бегов, а в XIII в. во главе кыргызов стояли три эмира. [18]

 

Таким образом, эпоха средневековья в долине Среднего Енисея, охватывающая период от развала Монгольской империи в конце XIV в. и до присоединения её к России в начале XVIII в., связана с историческим развитием этнополитического образования Хонгорай.

 


(/220)

[1] Кляшторный С.Г. О статье И.Л. Кызласова. «О самоназвании хакасов». // Этнографическое обозрение. 1992. — №2. — С. 60.

[2] Русско-китайские отношения в XVIII в. Материалы и документы. Т.1. — М., 1978. — С. 105, 432.

[3] Бутанаев В.Я. Хакасско-русский историко-этнографический словарь. — Абакан, 1999. — С. 5-7, 189.

[4] Чирiм тамырлары. — Абакан, 1982. — С. 18.

[5] Кычанов Е.И. Сведения в «Юань-ши» о переселениях киргизов в XIII в. // Известия АН Киргиз. ССР. Т. 5. Вып. 1. — Фрунзе, 1963. — С. 59.

[6] ЦГАРХ. Ф. Р-675, оп. 1. Д. 2. — С. 66.

[7] Бутанаев В.Я., Абдыкалыков А. Материалы по истории Хакасии XVII в. — нач.XVIII в. Абакан, 1995. — С. 215.

[8] Русско-китайские отношения в XVIII в. — С. 106.

[9] Бахрушин С.В. Енисейские киргизы в XVII в. // Научные труды. Т. 113. — М., 1995. С. 190.

[10] Демидова И.Ф., Мясников B.C. Первые русские дипломаты в Китае. — М., 1966. — С. 55.

[11] Материалы по истории русско-монгольских отношений. Русско-монгольские отношения 1636-1654 гг. — М., 1974. — С. 384.

(220/221)

[12] Бутанаев В.Я. Топонимический словарь Хакасско-Минусинского края. — Абакан, 1995. — C. 189-191.

[13] Кычанов Е.И. Указ. соч. — С. 59.

[14] Дополнения к актам историческим (ДАИ). Т.10. — СПб., 1867. — С. 391.

[15] ЦГАРХ. Ф. Р-675. Оп. 1. Д.46. Л. 24.

[16] Там же. Д. 5. — С. 6.

[17] Скобелев С.Г., Чжан Тайсян, Шомаев А.А. Роды Фуюйских кыргызов // Россия и Хакасия: 290 лет совместного развития. — Абакан, 1998. — С. 77.

[18] ЦГАРХ. Ф. Р-675. Оп. 1. Д. 18. — С. 116.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги