главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

В.Я. Бутанаев, Ю.С. Худяков. История енисейских кыргызов. Абакан: 2000. В.Я. Бутанаев, Ю.С. Худяков

История енисейских кыргызов.

// Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2000. 272 с. ISBN 5-7810-0119-0

 

Часть III. Кыргызы во времена
монголо-джунгарского владычества (XIII-XVIII вв.).

 

[ 1 ] Монгольское завоевание Саяно-Алтая.

Кыргызы в составе Монгольской империи.

 

К началу XIII века кыргызское государство разделялось на два фактически самостоятельных княжества, номинально входящих в одно «владение». «Киргиз и Кэм-кэмджиут — две области, смежные друг с другом, обе они составляют одно владение (мамлакат). Кэм-кэмджиут — большая река, одною стороною она соприкасается с областью монголов (Могулистан) и одна (её) граница — с рекой Селенгой, где сидят племена тайджиутов; одна сторона соприкасается с (бассейном) большой реки, которую называют Анкара-мурен, доходя до пределов области Ибир-Сибир. Одна сторона Кэм-кэмджиута соприкасается с местностями и горами, где сидят племена найманов. Племена кори, баргу, тумат и байаут, из коих некоторые суть монголы и обитают в местности Баргуджин-Токум, также близки к этой области. В этих областях много городов и селений и кочевники многочисленны». [1] Название области Кэм-кэмджиут дано по рекам Кем (Верхний Енисей) и Кемчик и соответствует Туве. Она граничит с Монгольским Алтаем, где обитали найманы, и Восточными Саянами (Баргуджин-Токумом), верховьями Селенги, где обитали туматы, баргуты и байауты. Область «Кыргыз» занимала Минусинскую котловину. Через неё протекала «большая река Кэм-Кэмджиут» (Енисей), сливаясь с «Анкарой-мурэн» (Ангарой) доходя до «области Ибир-Сибир» (таёжной Сибири). Восточнее обитали племена кори (курыканы).

 

Археологические памятники культуры Енисейских кыргызов XIII-XIV вв. н.э. довольно точно соответствуют расселению кыргызов в этот период. Основная масса кыргызских курганов монгольского времени сосредоточена в Минусинской котловине (в области Кыргыз), имеются кыргызские памят-

(145/146)

ники этого периода в долине реки Кии (на окраине таёжной области Ибир-Сибир). Объекты кыргызской культуры XIII-XIV вв. н.э. в Туве — немногочисленны. Не обнаружены кыргызские памятники монгольской эпохи на Алтае. Поэтому выделение на Алтае особого «кыргызского княжества» в XIII веке, как это предполагает С.Г. Кляшторный, не подтверждено источниками. Тем более неправомерно помещать там «область Киргиз».

 

Каждая из областей «киргизов и кем-кэмджиутов» имела самостоятельного государя. «Титул (каждого) их государя, хотя бы он имел другое имя, — инал, а родовое имя тех из этой области, кто пользуется уважением и известностью, — иди. Государь её был... (пропуск). Название другой области — Еди-Орун, государя тамошнего называли Урус-инал». [2] Иналы обеих областей принадлежали к одному роду — «иди». Однако обе «смежные области» составляют одно «владение», что может свидетельствовать в пользу сохранения номинальной сакрализованной каганской власти, в то время как реальное управление сосредоточено в руках иналов (наследников).

 

Судя по описанию пути монгольских послов к «киргизским эмирам и начальникам», область Еди-Орун должна была находиться в Минусинской котловине. «Сначала они прибыли в область, название которой... (пропуск), а тамошнего эмира называли... (пропуск). После этого они (прибыли) в другую область, название которой Еди-Урун, а тамошнего эмира называли Урус-инал». [3] Границы кыргызских владений доходили до Ангары. «Та река (Анкара) находится вблизи города по имени Кикас и в том месте, где она и река Кем сливаются вместе. Город тот принадлежит к области киргизов». [4]

 

В конце XII — начале XIII вв. н.э. монголы, разгромив найманов, завершили подчинение тюркских и монгольских племён в западной Монголии и Джунгарии. Потерпевший поражение найманский хан Буюрук бежал «в область Кэм-кэмджиут, принадлежащую к местностям, входившим в область киргизов». [5]

 

Тэмуджин поставил правителем завоёванных племён Хорчи, которому повелел: «Будь темником и управляй этой западной страной до Золотых гор». Под власть Хорчи были отданы лесные племена. «Пусть Хорчи владеет не только тремя тысячами бааринцев, — повелел он, — но также пополненными до тьмы адаркинцами, чиносцами, толесами, теленгутами совместно, однако, с (тысячниками) Тахаем и Ашихом. Пусть он невозбранно кочует по всем кочевьям вплоть до Приэрдышских лесных народов, пусть он также начальствует над тьмою лесных народов. Без разрешения Хорчи лесные народы не должны иметь права свободных передвижений. По поводу самовольных переходов — нечего задумываться». [6]

 

В 1206 году на всемонгольском курултае Темуджин был избран великим каганом, приняв имя Чингиз-хана. Тогда же был принят план покорения «всего мира». На завоевание «лесных народов», в состав которых монголы вклю-

(146/147)

чали и кыргызов, был послан старший сын Чингиза, Джучи-хан. В 1207 году, в «год зайца, Чжочи был послан с войском Правой руки к лесным народам. Проводником был Буха... Подчинив ойратов, бурятов, бархунов, урсутов, хабханасов, ханхасов и тубасов, Чжочи подступил к тумен-киргизам. Тогда к Чжочи явились киргизские нойоны Еди, Инал, Алдиер и Олебек-дигин. Они выразили покорность и били государю челом белыми кречетами — шинхот, белыми же меринами и белыми же соболями. Чжочи принял под власть монгольскую все лесные народы, начиная оттуда по направлению к нам, а именно народы: шибир, кесдиин, байт, тухас, тенлек, тоелес, тас и бачжиги. Взял он с собою киргизских нойонов-темников и тысячников, а также нойонов лесных народов и, представив Чингис-хану, велел бить государю челом своими белыми кречетами, да белыми ж меринами, да белыми ж соболями». [7] Кыргызские князья, зная о судьбе найманов и других соседних племён, не решились на вооружённую борьбу и подчинились без сопротивления. В ставку Джучи, а от него к Чингиз-хану явились с богатыми подарками «били челом и изъявили покорность» кыргызские нойоны-темники и тысячники, среди которых был правитель одной из областей — инал и более мелкие князья. По другим сведениям, Чингиз-хан послал к кыргызам в том же году послов. «Чингиз-хан послал гонцами к этим двум государям Алтана и Букра и призвал (их) к подчинению. Те послали назад вместе с ними трёх своих эмиров, коих звали: Урут-Утуджу, Элик-Тимур и Аткирак, с белыми соколами, как выражение почтения от младшего старшему и подчинились (ему)». [8] Подчинявшись без сопротивления монголам, кыргызские князья на какое-то время избавили свою страну от кровопролития. Однако основным условием подчинения, помимо «изъявления знаков покорности», был «налог кровью» — обязанность поставлять воинов в монгольские войска.

 

Впервые необходимость привлечения кыргызских воинских подразделений для своих военных мероприятий возникла у монголов в конце 20-х годов XIII века. В 1217 году восстали туматы, которые «жили в пределах страны киргизов и были черезвычайно воинственным племенем и войском». Чингиз-хан «приказал отправиться (туда) Ная-нойону из племени баарин; (но) сказали, что он болен. (Тогда) он дослал Борагул-нойона.» Монголы «дали большие сражения и покорили племя тумат. Однако на войне Борагул-нойон был убит. Так как туматы были злокозненным и недоброжелательным племенем, то (монголы) множество их перебили». [9] Темник Борагул, происходивший из племени хушин, был «старшим эмиром правого крыла» монгольского войска. Его очень ценил Чингиз-хан и говорил: «Да не будет горя и не годится, чтобы умер Борагул». [10] Гибель такого полководца ударяла по престижу монгольского войска. Поэтому против туматов после гибели Борагула было послано новое войско во главе с Дорбо Докшин-нойоном. Он, «вооружив ратников топорами, тесаками, пилами и долотами и всяким потребным

(147/148)

инструментом... приказал прорубать просеку по следу буйволов, пилить и рубить деревья. И вот, поднявшись на гору, он внезапным ударом обрушился на пировавших беспечно туматов и полонил их». [11] Сто семей из числа пленных отдали в рабство семейству Борагул-нойона. Однако, силы туматов ещё не были сломлены. В следующем, 1218 году, «... в год барса, когда восстало одно из племён тумат, сидевшее в Баргуджин-Токуме и Байлуке, для его покорения (монголы), из-за того, что оно было поблизости от киргизов, потребовали от киргизов войско (чарик); те не дали и восстали». [12] Очевидно, их вдохновило сопротивление туматов. «Чингиз-хан послал к ним своего сына Джочи с войском. Курлун (был) их (киргизов) предводитель; (у монголов эмир), по имени Нока отправился в передовом отряде; он обратил в бегство киргизов и вернулся назад от восьмой реки». Восстание кыргызов во главе с Курлуном было серьёзной опасностью для монгольского господства в Саяно-Алтае. Поэтому в действие вступили главные силы монгольского войска. «Когда подоспел Джочи, лёд уже сковал реку Кэм-кэмджиут. Он прошёл по льду и, покорив и подчинив киргизов, вернулся назад». [13] Войско Джучи совершило поход в Минусинскую котловину, покорив наряду с кыргызами и племена киштымов, «пройдя... реку Кянь и вниз по ней. Покорил кэргисы, ханьхасы, теляньу, кэшдими, хоин и ирган роды.» Во время этого «похода и возвращения» Джучи-хан прошёл по землям «племён (урасут, теленгут, куштеми)», страна которых «была расположена по ту сторону киргизов, (на расстоянии) около одного месяца пути», он «также захватил и те племена». [14] Очевидно, монголы с боями прошли по Туве, Минусинской котловине, Горному и Монгольскому Алтаю, потратив на подчинение «лесных племён» около месяца. В результате этого похода Минусинские степи обезлюдели. Часть кыргызского населения была перебита и угнана в плен; часть — разбежалась в недоступные таёжные места, часть — переселилась в отдалённые северные районы. Распространение памятников кыргызской культуры монгольского времени свидетельствует, что по количеству памятников и объектов они значительно уступают предшествующей эпохе сууктэр. В то же время, на северной периферии расселения кыргызов, в бассейне Чулыма кыргызские курганы довольно многочисленны, что свидетельствует об оттоке части кыргызских кочевников на север в лесостепные районы. Несмотря на понесённый урон, кыргызы сохранили основной район обитания и управлялись своими князьями-вассалами монгольского хана. Продолжала сохранять своеобразие и развиваться культура енисейских кыргызов. Саяно-Алтай, включая земли кыргызов, был подчинён Джучи-хану «в качестве улуса и юрта». Эти районы стали северо-западной окраиной монгольской империи. После смерти Джучи в 1226 году кыргызские земли вошли в улус великого хана, под власть младшего сына Чингис-хана, Тулуя. Великий каган Угэдэй, вступивший на престол в 1229 году, стремясь «умиротворить» покорённые племена, взял в

(148/149)

жёны знатных девушек из племён меркитов и киргизов, заключив тем самым с местной знатью династический союз. Четвёртой «главной женой» Угэдэя стала кыргызка «цзилицзиси-хутени» Джачин. Однако реальная власть в землях кыргызов оказалась в руках другой женщины — вдовы Тулуй-хана, кераитки Соркуктани-беги. Она послала экспедицию вниз по Ангаре и Енисею в области Алафхия, Адутан, Мангу и Балаурнан. «Соркуктани-беги послала с тысячью людей на корабле (в ту страну) трёх эмиров: Тунлик из племени карчу-кур, Бахджу из племени кара-тут и Мункур-Хитна из племени (пропуск) с тысячью мужей. Они доставили к Берегу (из глубины страны) много серебра, но положить его на корабль не смогли. Из этого войска больше 300 человек не вернулись обратно, оставшиеся погибли от гнилости воздуха и от сырых испарений. Все три эмира (впрочем) возвратились благополучно и жили долго (после того)». [15] Экспедиция за серебром была направлена, вероятно, в таёжные болотистые районы Западной Сибири, где на святилищах обских угров скапливалось за время их почитания немало импортной серебряной посуды. Пoсле смерти Угэдэя в 1241 году великим кааном Монголии стал Гуюк-хан. В 1251 году на престол великого каана вступил сын Соркуктани-беги Мункэ- хан. Он послал Буха-нойона «с двумя туманами войска к границам киргизов и кем-кемджиюта», чтобы предотвратить возможные волнения. Видимо, постоянного монгольского гарнизона в кыргызских землях не было, а кыргызы продолжали управляться собственными князьями. В 1252 году, после смерти Соркуктани-беги, Саяно-Алтай стал владением её сына Ариг-Буги. «Его летнее становище было в Алтае, а зимнее — в Теке и Киргизе. Между ними (расстояние в) три дня пути». [16] Проводя зимовку в Минусинской котловине, орда Ариг-Буги должна была потеснить кыргызские кочевья.

 

После смерти Мункэ-хана в 1260 году, Ариг-Буга был провозглашён в монгольской столице Каракоруме великим кааном. Однако, его брат Хубилай, командовавший монгольскими войсками в Китае, не признал власть Ариг- Буги и двинулся со своим войском против него. Войска Ариг-Буги потерпели поражение. Сам «Ариг-Буга и войско его испугались, обратились в бегство, рассеялись и прибыли в область киргизов.» Там «Ариг-Буга, раздражённый этим поражением, убил пленных и укрепился в области киргизов». Собрав новое войско, он послал его в область Тангут, но снова потерпел поражение, «и оставшиеся бежали и присоединившись к Ариг-Буге в области киргизов... А Ариг-Буга, расстроенный и растерянный, стоял с отощавшим и голодным войс ком на границе Кэм-Кэмджиют у реки... (пропуск), из боязни прихода плана он отправил (к нему) гонцов и просил прощения». [17] Истощив людские ресурсы подчинённых ему племён, Ариг-Буга понял, что проиграл войну и в 1264 году вынужден был сдаться Хубилаю. Правление Ариг-Буги, постои монгольского войска в Минусинской котловине и Туве, наборы в его армию и ходе междоусобной воины, отступление «голодных и отощавших» войск

(149/150)

для «укрепления в землях кыргызов» должны были негативно сказаться на экономическом и политическом положении кыргызов. Кыргызы перестали быть ведущим этносом в Саяно-Алтае, уступив своё место монголам. После поражения Ариг-Буги кыргызские земли вошли в состав империи Юань. Они были включены в состав провинции Лин-бэй с центром в Каракоруме. Кыргызские земли были разделены на несколько административных единиц, среди которых Кяньчжоу и Иланьчжоу в степных районах Тувы, тумен Кыргыз — в Минусинской котловине. В особые районы были выделены таёжные области — Ханьхэна, Усы, Анкэла. «С приходом к власти династии Юань этот народ (цзилицзисы) разделили и создали девять тысяч дворов». [18] Исходя из приведённых фактов можно заключить, что под руководством кыргызского нойона-темника находилось девять тысячников. В Монгольской империи тысячники получали серебряные с позолотой удостоверения — пайцза. На территории Хакасско-Минусинского края в 1846 г. были найдены 2 серебряные пайдза с монгольскими надписями из вызолоченных букв. [19] Данные находки свидетельствуют о зависимости кыргызов от монгольских правителей, которые ставили на руководство ими своих преданных тысячников. От вассальной зависимости времён правления Джучи-хана, зимних постоев и временных наборов времён властвования Ариг-Буги кыргызы попали в систему постоянного административного управления при Хубилае. В 1270 году юаньский император Хубилай назначил наместником ряда областей Саяно-Алтая китайца Лю Хао-ли, который был послан «в отдаленный край непременно для умиротворения его». Однако с поражением Ариг-Буги, сопротивление части монгольской знати власти Хубилая не окончилось. В том же 1269 году курултай монгольских князей, состоявшийся в долине р. Талас, избрал ханом Хайду, союзника Ариг-Буги. Монгольские «эмиры и царевичи, которые были в его ставке, пришли к Хайду и поклонились (ему) в землю: “До сих пор нашим правителем был Борак-ака, в настоящее время (наш) государь Кайду-ака, как он прикажет, так и будем служить”». [20] Хайду претендовал на владение Монголией и Саяно-Алтаем. В 1273 году кыргызы, принявшие сторону Хайду, восстали против юаньского наместника. «Северные князья подняли мятеж, привели Хао-ли в своё войско и чуть не убили. Их военачальник за то, что Хао-ли был добрым в обращении с людьми освободил его». В 1276 году большой поход в Монголию совершили войска Хайду. Кыргызский князь, выступивший против юаньской администрации, побаивался решительных мер, пытался заигрывать с Лю Хао-ли. В 1279 году он вступил с ним в переговоры. «Весной 16 года мятежный князь пригласил Хао-ли прибыть в Кянь-кяньчжоу. Сказал: “Император сомневался во мне, это привело к нынешнему”. Хао-ли ответил: “Не сомневался. Если сомневался в князе, то (когда) пригласил князя в столицу, разве согласился бы на (его) возвращение?”» В 1280 году Лю Хао-ли, ощущая угрозу от неподвластного населения «возглавил

(150/151)

множество (людей), ушёл в другое место, оборонялся в теснине, ожидая прибытия войск». Однако помощи не было и «войска мятежного князя разбили (его)». Хао-ли на западе прошёл через снеговые горы, «отступив за Алтайские горные хребты». Оказавшись в безвыходном положении Лю Хао-ли «тогда одеждой подкупил тысячника мятежного князя», который пропустил наместника с тысячью человек «тропинками в горах Теби-Шань», и он смог добриться до Китая. Вероятно, одной из причин перехода кыргызской знати на сторону Хайду, были мобилизации кыргызского населения и размещение кыргызов в качестве военных поселенцев в различных районах империи, что грозило растворением этноса. Положение военных поселенцев нередко было бедственным. «В 1283 г. было указано передать 600 голов быков, отданных пастись богатым жителям Туле-Ту, бедным из киргизов». [21]

 

В 1286 году Хайду-хан организовал большой поход в Монголию, и кыргызы оказались под его властью. Нойон Тук-Тимур хотел «напасть на область киргизов», но они подчинились Хайду.

 

Успехи Хайду способствовали центробежным тенденциям в империи Юань. В 1287 году против Хубилая восстал наместник Маньчжурии Наян, ставший союзником Хайду. Против него была направлена из Центральной Монголии армия, состоявшая из кыргызов. Предварительно «в 1289 г. проинспектировали семьи киргизов, живущих в Хэлинь, и оказали помощь бедным семьям», а затем «из Хэлинь была отправлена расквартированная там армия циэрцисы (киргизов)», которую возглавлял полководец, кыпчак Тутуха. После подавления мятежа наяна, «все мятежники из кыпчаков и канглы, сдавшиеся добровольно, были отданы Тутуха. Был учреждён департамент Халаду из 10 тыс. дворов. Все разбросанные в разных местах кыпчакские кочевья, все племена и все ваны Аньси попали под управление Тутуха». В 1292 году его армия была послана против владений Хайду. «В 1292 г. Тутуха разграбил район Алтайских гор... На обратном пути он посетил Хэлинь (Каракорум). Здесь он получил приказ овладеть киргизами (цзилицзисы). В 1293 году весной войска встали лагерем у реки Цяньхе, по льду шли несколько дней и только тогда дошли до границ их владений. (Армия Тутуха) полностью овладела народом пяти их племён и (монголы) разместили (в их владениях) войска, чтобы охранять их. Тутуха доложил о заслугах и был повышен в чине... Хайду, получив известие о захвате киргизов, послал (им на выручку) на реку Цяньхэ (Енисей) войска. Тутуха снова разбил их и взял в плен полководца Хайду Болоча». [22] Кыргызские земли были снова подчинены империи Юань. Часть кыргызов была переселена из Минусинской котловины и Тувы в Маньчжурию, в бывшие владения мятежного нойона Наяна. В 1293 году в эти районы были переселены представители «племён: усухань (юаньсухань), ханас и цзилицзисы (кыргызы)». По повелению императора Хубилая, кыргызы и другие племена были поселены в качестве военных поселенцев в специаль-

(151/152)

но построенном городе Чжаочжоу. «В 1293 году обращаясь к нему (Хара-батару), император Ши-цзу (Хубилай) сказал: “Древние земли Наяна называются Абалаху и доставляют рыбу. Сейчас я в тех землях построил город и поселил там три племени: юаньсухань, ханасы и цзилицзисы (кыргызов). Этот город был назван Чжаочжоу Ты отправляйся туда и займи пост сюаньвэйши (окружного начальника)”.» Другая группа кыргызов была поселена «на землях Хэсыхэ», в другом районе Маньчжурии. «1293 г. Ши-цзу (Хубилай) разместил на землях Хэсыхэ в качестве военных поселенцев 700 семей чжирхэ-хусотай (ских) цирцзисы (кыргызов)». [23] Эти меры преследовали своей целью переселение мятежных племён в иноэтническую среду, контроль за самими поселениями и районом их поселения. Они продолжались и после смерти императора Хубилая. Во время правления императора Тэмура «в 1295 г. киргизов, проживающих в горах Цзиньшань (Алтай), переселили в Шаньдун и дали им поля, быков и семена». [24] Переселения нанесли большой урон кыргызскому этносу на Енисее. Заметно сократились его численность и территория компактного расселения. Изменилось соотношение коренного населения в долине Среднего Енисея. На опустевших землях были поселены монгольские роды кереитов, туматов, ордутов. В страну кыргызов привлекались ремесленники из Китая. Монгольская администрация, видимо, пыталась опереться на них в своей борьбе с кыргызами. Отдельные памятники кыргызов обнаружены в местах их выселения. В Центральной Монголии в окрестностях Каракорума найдены отдельные погребения кыргызов, совершенные по обряду трупосожжения.

 

В правление юаньского императора Тэмура (1295 по 1307 гг.) кыргызские земли входили в состав провинции Лин-бэй, которой управлял наместник Камала: «Областями Каракорум, Онон, Керулен, Кем-кемджиют, Селенга, Баялык, до границ киргизов и великого заповедника Чингиз-хана, называемого Бурхан-Халдун, всем он ведает». [25]

 

На территории Саяно-Алтая, откуда была выселена часть кыргызского населения, монголы создали военные поселения из представителей других этнических групп. В течение XIII века такие поселения были образованы на территории Тувы и, вероятно, Минусинской котловины. В них селили монголов, уйгуров и даже китайцев. Поселения создавались и в начале XIV в. н.э. уже после смерти императора Тэмура, во время правления императора Хулуг-хана (1308-1322 гг.). В этот период земли енисейских кыргызов продолжали входить в состав империи Юань.

 

С падением юаньской империи в конце XIV века её административная система и военные поселения на территории Саяно-Алтая должны были прекратить своё существование. Кыргызские земли, управлявшиеся своими князьями, попали в зависимость от ойратов, стали ареной борьбы между ойратскими и халхасскими ханами.

 


 

[1] Рашид Ад-Дин. Сборник летописей. — М.-Л., 1952. — Т. 1. — Кн. 1. — С. 150.

[2] Там же. С. 150.

[3] Он же. Сборник летописей. — М.-Л., 1952. — Т. 1. — Кн. 2. — С. 151.

[4] Он же. Указ.соч. — Т. 1. — Кн. 1. — С. 102.

[5] Он же. Указ.соч. — Т. 1. — Кн. 2. — С. 112.

[6] Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. — М.-Л., 1941. — С. 207.

[7] Там же. С. 174-175.

[8] Рашид Ад-Дин. Указ.соч. — Т. 1. — Кн. 1. — С. 150.

[9] Там же. С. 122.

[10] Там же. С. 171.

[11] Козин С.А. Указ.соч. — С. 240.

[12] Рашид Ад-Дин. Указ.соч. — Т. 1. — Кн. 1. — С. 151.

[13] Там же. С. 151.

[14] Там же. С. 123.

[15] Там же. С. 102.

[16] Он же. — Указ.соч. — Т. 2. — С. 201.

[17] Там же. С. 161.

[18] Кычанов Е.И. Сведения в «Юань-ши» о переселениях киргизов в XIII веке // Известия АН КиргизССР, сер. обществ. наук. — Фрунзе, 1963. — Т. V. — Вып. 1. — С. 59.

[19] Банзаров Д. Чёрная вера или шаманство у монголов. — СПб., 1891. — С. 49.

[20] Рашид Ад-Дин. Указ.соч. — Т. II. — С. 100.

[21] Козин С.А. Указ.соч. — С. 114.

[22] Кычанов Е.И. Указ.соч. — С. 64.

[23] Там же. С. 61.

[24] Там же. С. 62.

[25] Рашид Ад-Дин. Указ.соч. — Т. II. — С. 205.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги