главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

Л.А. Боровкова. Кушанское царство (по древним китайским источникам). М.: 2005. 315 с. Л.А. Боровкова

Кушанское царство (по древним китайским источникам).

// М.: 2005. 315 с. ISBN 5-89282-265-6

 

Заключение.

 

Исследование Кушанского царства следует начинать с Большого Юэчжи, поскольку именно оно, согласно сообщению в древнекитайской истории, и было в результате мятежа преобразовано в Кушанское царство. До сих пор, однако, предыстория последнего, а сведения о нём есть только в древнекитайских хрониках, не стала предметом специального изучения. Отсюда разные оценки и датировки событий. Восполнить этот пробел и призвана данная работа.

 

В главе первой, основанной почти полностью на материалах «Ши цзи», написанной Сыма Цянем в конце II — начале I в. до н.э., выяснены основные события (и обоснованы их даты) истории кочевников юэчжей в это время, позволяющие правильно понять их историю и в последующее время. Доказано, что в 167 г. до н.э. разгромил и изгнал юэчжей с их родины в Ганьсуском коридоре сюннуский Лаошан-шаньюй, и они переселились в долину Или. Но в начале 163 г., примерно за полтора года до смерти этого шаньюя осенью 162 г., они были снова разгромлены и изгнаны и отсюда. Переселяясь снова, они примерно в начале 162 г. вышли к западу от Давань (Ферганы) в земли Дася, т.е. Греко-Бактрийского царства, возглавляемого могущественным тогда Евкратидом (170-155).

 

По сведениям посла империи Хань Чжан Цяня, побывавшего в Средней Азии в 129-128 гг., юэчжи в сражении с Дася (т.е. с Евкратидом) потерпели поражение и подчинились ей. Они создали в землях к северу от р. Гуйшуй «кочевое царство» Большое Юэчжи, не имевшее городов, но уже в 129 г. обладавшее сильным войском. А к югу от него и р. Гуйшуй лежала земледельческая страна Дася с большим числом городов, но раздробленная на мелкие владения со слабыми войсками, что согласуется с выводом нумизматов о распаде Греко-Бактрийского царства после смерти Евкратида в 155 г.

(271/272)

 

Но и в 129-128 гг. Большое Юэчжи всё ещё признавало номинально зависимость от правителя одного из этих владений Дася, занимавшего столицу её Ланьши. Согласно нумизматическим данным, рассмотренным в третьей главе данной работы, им был сын Евкратида Гелиокл. А Ланьши, как показало историко-географическое исследование, находилась на месте открытого советскими археологами огромного древнего городища у г. Шахринау в 44 км западнее Душанбе. Всё это доказывает, что р. Гуйшуй — это Сырдарья, в горно-степных землях к северу от которой и могли жить кочевники, а к югу лежала земледельческая Северная Бактрия — Дася. Таким образом, очевидна несостоятельность точек зрения, согласно которым кочевники-юэчжи переселились из долины Или в земли Дася в 140-139 гг. до н.э., разгромили и подчинили её и поселились в её землях к северу от р. Гуйшуй, идентифицированной с Амударьей, т.е., получается, в землях земледельческой Северной Бактрии.

 

Исследованные во второй главе материалы «Хань шу» за I в. до н.э. в сопоставлении с рассмотренными данными «Ши цзи» за II в. до н.э. показывают, что в I в. Дася исчезла с политической карты региона и на её землях оказалось Большое Юэчжи со столицей Ланьши. Бывшее во II в. «кочевым царством», оно в I в. стало, как ранее Дася, царством осёдлых земледельцев. Краткая фраза в «Хань шу» о «переселении сюда», т.е. в Дася, юэчжей свидетельствует о мирном характере овладения ими этой страной. Но часть юэчжей, несомненно, осталась в землях к северу от Гуйшуй, ставших для них второй родиной. А произошло это, как выяснилось, на рубеже 100-99 гг. до н.э., так как в «Хань шу» сведений о юэчжах за последующие годы I в. до н.э. нет.

 

Что же касается ставок пяти юэчжийских сихоу (князей), обязанных снабжать продовольствием послов, то уже тот факт, что они указаны в городах, не имевшихся у юэчжей ранее, показывает их местонахождение в землях бывшей Дася. А подробное историко-географическое исследование показало, что они находились всего в 36-80 км друг от друга на караванном пути, проходившем по южному берегу Сырдарьи, т.е. в самых северных землях бывшей Дася, и, следовательно, были учреждены сразу после начала переселения сюда юэчжей на рубеже 100-99 гг. до н.э.

 

Таким образом, установлена дата события, спустя сто с лишним лет после которого, по сообщению в «Хоу Хань шу», один из этих пяти князей поднял мятеж и преобразовал Большое Юэчжи в Кушанское царство.

(272/273)

 

Археологические и нумизматические материалы из Бактрии рассмотрены в третьей главе по работам соответствующих специалистов и сопоставлены с выводами из нашего исследования данных древнекитайских историй. Одни археологические материалы, свидетельствующие и об отсутствии обычных при завоевании разрушений и о поддержке после завоевания кочевниками хозяйства земледельцев, подтверждают сообщение в «Хань шу» о мирном переселении юэчжей в Дася и доказывают постепенное мирное врастание этих кочевников в среду бактрийцев-земледельцев, другие — говорят о существовании в полупустынных Бишкентской и Нижнекафирниганской долинах, т.е. в центре царства, большого анклава кочевников, сохранявших здесь свой кочевой образ жизни и, безусловно, конницу, что доказывает стремление правителей Большого Юэчжи контролировать положение в царстве с их помощью.

 

А нумизматические данные свидетельствуют о выпуске царями Большого Юэчжи монет двух видов (заметим, выпуск монет в те времена был монополией царей) — очень малочисленных дорогих серебряных подражаний чекану Евкратида и довольно многочисленных медных подражаний чекану Гелиокла, т.е. подражаний чекану тех двух последних греко-бактрийских царей, с которыми у юэчжей были добрые отношения. Анализ данных позволил не согласиться с бытующим мнением (которое основано на несовпадении ареалов находок и соответственно распространения в древности основной части монет этих двух видов) о том, что эти монеты выпускались во владениях разных юэчжийских князей (!), что-де доказывает раздробленность Бактрии под властью кочевников. Несовпадение ареалов распространения монет объясняется, как показано в работе, тем, что они тогда играли разные роли: первые явно были наградой, т.е. медалями особо отличившимся военачальникам, и большинство их найдено в некоторых захоронениях в регионах расположения основных воинских контингентов — Нижнекафирниганской долине и на подступах к столице, а вторые были именно деньгами и найдены в основном при раскопках поселений в наиболее развитой в хозяйственном отношении долине Сурхандарьи.

 

Подробно исследованные в четвёртой главе материалы «Хоу Хань шу» о политике Поздней Хань (25-220 гг. н.э.) в Западном крае (Восточный Туркестан) опровергают кочующие в литературе мнения о том, что этот край был ею завоеван и что за контроль над ним Хань боролась с Кушанским царством, и о распространении влияния Кушанского царства в Восточном Туркестане.

(273/274)

 

Три раза, в 73-76, 89-91 и 124-127 годах, Поздняя Хань пыталась разгромить северных сюннов и закрепиться в северо-восточном районе (ныне Хами-Турфан) Западного края, и безуспешно. Но с 73 по 87 г. ханьский военачальник (всего лишь среднего ранга) Бань Чао подчинил все царства, лежавшие по прикуньлуньской дороге и контролировал их, получив чин сановника, только до 102 г. В 84  г. Кушанское царство спасло Бань Чао, осаждённого в Шаче (Яркенде), от неминуемого разгрома, уговорив Канцзюй отвести свои войска оттуда. В 87 г. по прикуньлуньскому пути прибыл ко двору Поздней Хань кушанский посол с богатыми дарами, передавший предложение своего царя о заключении между двумя домами династического брака. Только от него, высокопоставленного кушанского сановника, могли здесь узнать, а дворцовые историографы записать достоверные сведения из истории Кушанского царства, приведённые затем в «Хоу Хань шу». Могущество Кушанского царства, покорившего три большие страны, видимо, испугало императора и, безусловно, по его тайному указу посол, чтобы не сообщил дома о дороге в Хань, на обратном пути был убит Бань Чао, жившим в Шулэ (Кашгаре). В 90 г. кушанское войско прибыло в Шулэ, чтобы покарать Бань Чао, но, не имея сведений, без должного запаса продовольствия, было вынуждено, ограбив местное население, быстро вернуться домой. На этом закончились контакты этих двух империй.

 

В пятой главе исследованы сведения «Хоу Хань шу» о создании Кушанского царства, нумизматические данные и сообщения Страбона и Помпея Трога, исходя из установленной даты создания владений пяти юэчжийских князей к югу от Сырдарьи на рубеже 100-99 гг. до н.э. и даты получения в Поздней Хань сведений о Кушанском царстве, в 87 г. н.э., а также дат некоторых событий из истории Парфии, Рима и царства Гондофара. Определено время его создания.

 

Спустя сто с лишним лет после создания владений пяти юэчжийских князей, один из них, Гуйшуанский (Кушанский) князь Куджула Кадфиз, город-ставка которого находилась в районе нынешнего г. Бекабада, поднял мятеж, разгромил четырёх князей-соседей, броском на юг овладел далёкой столицей Ланьши (Шахринау) и провозгласил себя царем около 20 г. н.э. По свидетельству Помпея Трога, асии стали царями тохаров. Это значит, что Куджула Кадфиз был главой небольшого племени асиев, а сверг царя Большого Юэчжи, который происходил из очень большого племени тохаров.

(274/275)

 

По-видимому, не желая подчиняться ему, богатейшие князья из тохаров и бактрийцев провозгласили себя царями, и Куджула Кадфиз не один год усмирял их. Только так можно объяснить появление титула «царь царей великий спаситель» («сотера мегаса») в легенде монет, которые Куджула Кадфиз, как показано в работе, начал чеканить вместо подражаний чекану Гелиокла, но без указания своего имени, видимо, ещё долго раздражавшего многих его подданных. Так появились монеты безымянного царя («великого спасителя») «сотера мегаса», породившие дискуссию об их принадлежности.

 

Более того, явно с целью смягчения межплеменного противостояния Куджула назвал царство не Асианским, а Гуйшуанским (Кушанским) по своему княжескому титулу, давно учреждённому ещё тохарскими царями Большого Юэчжи. Так что название «кушаны» — не этноним, а общее название подданных этого государства, принадлежавших к разным племенам и народам, а также название правящей династии.

 

В 47 г., когда один из претендентов на трон Парфии вторгся в земли Бактрии, Куджула Кадфиз впервые напал на иноземное царство Аньси (Парфию), нанёс тяжёлое поражение и затем «завладел» подвластным ей до этого большим царством Гаофу, повидимому, царством Гондофара, находившимся к югу от Амударьи (а не завоевал его!). Процесс овладения был постепенным и долгим, что доказывают найденные здесь, но отсутствующие в землях Кушанского царства к северу от этой реки монеты царя Гермея. Сначала после чекана только Гермея появились монеты, на аверсе которых были изображение и греческая легенда царя Гермея, а на реверсе — «Кушанский князь» — титул и имя Кадфиза. После же ряда переходных типов появились монеты того же типа чекана Гермея, но уже с легендами, упоминающими только Куджулу. Это свидетельствуют о росте влияния в этом царстве Куджулы вплоть до превращения его в царя.

 

Только после превращения Гаофу в неотъемлемую часть Кушанского царства Куджула Кадфиз с его территории совершил военный поход на восток, но, опасаясь нападения с тыла, примерно на рубеже 50-60-х годов завоевал большое североиндийское царство Цзибинь. Тот факт, что кушанский посол в 87 г. сообщил при дворе Поздней Хань только о Куджуле Кадфизе, умершем восьмидесяти с лишним лет, и о ставшем царем, явно пожилом его сыне Виме Кадфизе, завоевавшем ещё Тяньчжу (Центральную Индию), показывает, что в 87 г. правил Вима, а его отец Куджула умер около 80-81 г., до завоевания Вимой Тяньчжу. Это

(275/276)

и надпись из Калатсе 187 (184?) г. неизвестной эры дают основание считать, что два первых кушанских царя продолжали летоисчисление, начатое царями Большого Юэчжи с даты овладения юэчжами Дася на рубеже 100-99 гг. до н.э. И потому её можно назвать «эрой Юэчжи».

 

После завоевания Тяньчжу Кушанское царство стало очень богатым. И Вима Кадфиз вместо выпускавшихся отцом и им до того медных монет «сотера мегаса» (чем также объясняется их необычайная многочисленность) стал чеканить золотые и медные монеты от своего имени с изображением индуистского бога Шивы на реверсе. Дата конца его правления не зафиксирована.

 

В шестой главе в основном детально исследована очень долго и неоднозначно решаемая проблема начальной даты правления Канишки, ставшего царём, как доказали нумизматы, после Вимы Кадфиза. Точно установленный в работе факт правления Вимы в 87 г. отсекает гипотезы о начале правления Канишки до 88 и позже 120 г. А детальный анализ и сопоставление сходных по сюжету сведений в описании Шулэ (Кашгар) в «Хоу Хань шу» и в буддийских преданиях, записанных китайским буддистом VII в. Сюань-цзаном, доказал справедливость мнения А.К. Нарайна, высказанного им в 1960 г., о том, что 23-летнее правление Канишки длилось с 103 по 125 г. н.э.

 

Канишка впервые вместо летоисчисления от даты события, неизвестного в огромных новоприобретенных владениях Кушанского царства, ввёл летоисчисление с первого года своего правления, названного учёными «эрой Канишки». Впервые на его золотых и медных монетах легенды были написаны на бактрийском языке кушанской письменностью и впервые в них он, царь Канишка, был назван Кушаном. А на реверсе монет кроме индуистского бога Шивы, единственного на монетах Вимы, изображались боги разных религий, распространенных в разных регионах, ставшего огромным Кушанского царства. Канишка перенёс столицу царства из оказавшегося далеко на северо-западе г. Ланьши (Шахринау) в г. Пурушапур (Пешавар).

 

Но знаменитым в истории Канишка остался как покровитель буддизма, получившего со времени его царствования широкое распространение. Однако при нём насильственного насаждения буддизма не было. По археологическим данным, в бактрийских землях к северу и югу от Амударьи сохраняли свои позиции укоренившиеся здесь ранее местные культы и династийный культ кушан (в комплексах Халчаяне, Сурх-Котале).

(276/277)

 

После Канишки наблюдается нарастание внутренних противоречий при кушанском дворе. Ставший следующим царём, судя по надписям, Васишка (126-131), видимо, ярый буддист, разрушил династийные святилища кушанских царей в Сурх-Котале и сел. Мат. Но занявший трон в 131 г. Хувишка (131-162) тут же восстановил храм в Сурх-Котале, просуществовавший до конца II — начала III в., т.е. до конца существования Кушанского царства. А одна надпись, относящаяся к 143 г., с именем царя Канишки, названного сыном Васишки, именуемого учёными Канишкой II, свидетельствует, видимо, о неудачном заговоре против Хувишки. В 162 г. правление Хувишки закончилось, а следующий царь Васудева начал, судя по надписям, править только в 166 г. Перерыв в четыре года, типично индусское имя Васудевы, снова появление на реверсе его монет только индуистского бога Шивы, отправление в 159 и 161 г. посольств в Позднюю Хань именно из Тяньчжу — всё это даёт основание считать, что в 166 г. при кушанском дворе победила группировка знати из Тяньчжу. Но Васудева стал последним царём Великого Кушанского царства, после смерти которого, видимо в 200 г., это царство перестало существовать. В индийских землях возникли индийские царства с собственной монетой. Но в коренных землях кушан в Северной Бактрии существовало царство, называвшееся Кушанским по крайней мере до 230 г., когда из него в северное китайское царство Вэй прибыл посол. А, судя по монетам, возглавлял его царь Канишка III. О положении же в бывших кушанских владениях к югу от Амударьи в III в. сведений в китайских историях нет. А согласно победной надписи на Кааба-и Зардушт 262 г. второго Сасанидского царя Шапура I (241-272), в числе подвластных ему земель назван и Кушаншахр, но до Пашкабура (Пешавара).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги