О.Г. Большаков
Хронология восстания Муканны.
Бактрийский гриф в античной литературе.
Восстание Муканны, одно из крупнейших событий в истории Средней Азии VIII в., долгое время не привлекало внимания исследователей. [1] Впервые оно было детально рассмотрено в работе Г. Садиги (1938 г.) о религиозных движениях в Иране во II-III вв. хиджры [23, стр. 165-186]. В советской историографии его изучение началось, по существу, со статьи А.Ю. Якубовского, вышедшей в 1948 г. [2] [11, стр. 35-54] (работа Г. Садиги не была ему известна). В отличие от Г. Садиги А.Ю. Якубовский обратил особое внимание на социальные корни восстания и конкретные исторические причины, обусловившие его характер и размах. Но сам ход восстания был освещен хуже, чем у Г. Садиги, так как А.Ю. Якубовский опирался в основном на сведения Наршахи, а важнейшие источники — сочинения Бал‘ами и Ибн ал-Асира — остались неиспользованными. [3]
Большинство наших историков, касавшихся этого восстания после А.Ю. Якубовского, основывались на его работах [см. 8, стр. 443-444; 6, стр. 116-119]. Только его ученица Т. Кадырова обратилась к источникам и, привлекши Бал‘ами и Ибн ал-Асира, дала более полную картину событий [7, стр. 117-132]. Правда, и она использовала не все доступные источники, а главное — оказалась в плену противоречивых сведений средневековых историков.
Впрочем, отсутствие чёткой хронологической основы характерно для всех исследований восстания Муканны. Меньше всего грешит этим Г. Садиги, но и у него встречаются некоторые несоответствия.
Остановимся на последовательности событий периода восстания в изложении Т. Кадыровой. Подготовка восстания — с 769 г. Бегство Муканны из Мерва в Мавераннахр. Смещение ал-Мансуром Хумайда и назначение Абу Ауна Абд ал-Малика [4] — 775 г. Назначение Джабриила б. Иахйи наместником Самарканда — 775 г. Захват Самарканда Джабриилом. Присылка Абу Ауном подкреплений во главе с Укбой. [5] Сражение под Термезом. Захват восставшими Чаганиана и Нахшаба. Гибель брата Джабриила — Йазида. Смерть ал-Мансура — 159/775 г. Смещение Абу Ауна и вторичное назначение Хумайда. Борьба с «людьми в белых одеждах» под Наршахом — апрель 776 г. Прибытие в Мавераннахр Му‘аза б. Муслима [6] с войском — 776 г. Восстание Йусуфа ал-Барма — 776-777 гг. Захват Самарканда повстанцами. Прибытие Му‘аза б. Муслима в Мерв — 777-778 гг. Сражение под Самаркандом. Отставка Му‘аза. Взятие Са‘идом ал-Хараши Самарканда после двухлетней осады. Назначение наместником Мусаййаба б. Зухайра — начало 780 г. Покорение долины Кашкадарьи Са‘идом ал-Хараши и Мусаййабом. Начало осады крепости Муканны. Наступление зимы. Назначение Са‘ида ал-Хараши главнокомандующим и отъезд Мусаййаба в Мерв. Сдача брата Муканны. Сдача гарнизона внешней крепости. Самоубийство Муканны — 167/783 г.
При внимательном чтении этого перечня событий нетрудно заметить ряд несообразностей, которые автор никак не оговаривает. Ху-
(90/91)
майд б. Кахтаба не был смещён ал-Мансуром, как утверждает Т. Кадырова, а умер наместником в ша‘бане 159/25.V — 22.VI.776 г., т.е. через полгода после смерти ал-Мансура, и оставил своим преемником сына [18, стр. 221; 19, стр. 463; 37, стр. 99]. Абу Аун не мог быть наместником в 775 г., так как его назначил уже ал-Махди. [7] Явной ошибкой кажется двукратное упоминание прибытия Му‘аза с войском в Мавераннахр: то в 776, то в 777-778 гг. [8] Этих хронологических ошибок достаточно, чтобы подвергнуть сомнению весь порядок изложения событий восстания Муканны.
Установить истинное расположение событий во времени можно только путём критического сопоставления всех доступных нам в настоящее время источников. До сих пор только Г. Садиги пытался серьёзно анализировать источники, содержащие сведения о восстании Муканны. Он выделил три основные исторические традиции (А, В, С) и одну смешанную. За основу отнесения источников к той или иной традиции было взято имя Муканны (Ата, Ха-ким, Хашим) [23, стр. 167-169]. Эта классификация оказалась неудачной, так как Бал‘ами и Наршахи, сведения которых, по словам самого Садиги, восходят в общему источнику, оказались в разных группах, а совершенно независимые друг от друга ал-Джахиз («Байан ва табйин»), Наршахи и ал-Хоризми («Мафатих ал-‘улум») — в одной.
Заслуга Г. Садиги в том, что он выявил почти все известные в то время источники, сейчас мы можем добавить к ним только «Зайн ал-ахбар» Гардизи, сведения которого в основном совпадают с тем, что известно по Ибн ал-Асиру, но несколько подробнее; главное у Гардизи — синхронизация некоторых событий, позволяющая заново пересмотреть данные других авторов.
Все известные нам источники по содержанию (не по происхождению) сведений о восстании можно разделить на три группы: 1) только упоминающие восстание; 2) интересующиеся только личностью Муканны и его вероучением; 3) содержащие сведения о ходе восстания.
Число источников первой группы трудно точно установить, да они и не заслуживают специального внимания, хотя их сведения порой помогают датировать некоторые моменты восстания. Вторая группа также довольно многочисленна: ал-Джахиз («Байан ва табйин»), Мутаххар ал-Макдиси, ал-Бируни («Асар»), ал-Багдади («Фарк»), ал-Исфараини, Низам ал-Мулк, аш-Шахристани, Ибн ад-Да‘и. Ауфи («Муджмал»), Бар Гебрей («Мухтасар»), Ибн Халликан, Абу-л-Фида («Мухтасар»). [9] Сведения большинства этих авторов повторяются, так как они либо берут их из общего источника, либо заимствуют друг у друга. Г. Садиги удалось наметить несколько линий заимствования: 1) Ибн Халликан → Абу-л-Фида; 2) ал-Макдиси → Бар Гебрей; 3) ал-Багдади → ал-Исфараини → Ибн ад-Да‘и → аш-Шахристани → Хамдаллах Казвини [23, стр. 168].
Авторов второй группы интересовало прежде всего вероучение Муканны, притязание на божественность и лжечудеса, применявшиеся им для укрепления веры его последователей. Почти все уделяют внимание самоубийству Муканны, но только ал-Багдади сообщает некоторые подробности о ходе восстания.
Все сведения о ходе восстания мы получаем из сочинений шести авторов третьей группы: ал-Йа‘куби («Булдан»), ат-Табари, Наршахи, Бал‘ами, Гардизи и Ибн ал-Асира, а по существу — из сочинений четырёх последних, так как ат-Табари чрезвычайно краток. Начало восстания он относит к 161/777-78 г.:
«Среди того, что произошло в этом году, было выступление Хакима ал-Муканна в Хорасане в одной из деревень Мерва. Как сообщают, он говорил о переселении душ, относя это к себе. Он ввёл в заблуждение множество народу, усилился и перебрался в Мавераннахр. Для борьбы с ним ал-Махди послал несколько военачальников, и среди них Му‘аза б. Муслима, который был тогда наместником Хорасана, а с ним Укбу б. Муслима, Джабриила б. Йахйу и Лайса, мавлю ал-Махди. Потом ал-Махди поручил войну с ним одному Са‘иду ал-Хараши, придав ему этих военачальников. И начал ал-Муканна собирать продукты, готовясь к осаде в замке около Кеша» [13, стр. 484].
Гибель Муканны ат-Табари относит к 163/779-80 г.:
«Среди того, что произошло в этом году.— гибель ал-Муканны. Дело было так: Са‘ид ал-Хараши осадил его под Кешем, и стало ему тяжко в осаде. Когда он почувствовал свою гибель, то выпил яду и напоил им своих жён и близких, умер сам, и, как сообщают, умерли
(91/92)
все они. Мусульмане вошли в его крепость, отрубили ему голову и послали её ал-Махди, который был тогда в Халебе» [13, стр. 494]. [10]
Остальные авторы этой группы говорят о восстании значительно подробнее, являясь основными источниками наших сведений о нём. К сожалению, наиболее ранние и подробные сочинения Наршахи (943-44 г.) и Бал‘ами (963 г.) подверглись сильной переработке и дошли до нас в искажённом виде. В «Истории Бухары» самому Наршахи принадлежит, по-видимому, только рассказ о событиях в Бухарском оазисе, происходивших на его родине в Наршахе и соседнем Бумиджкете. [11] Его переводчик и редактор Кубави счёл это недостаточным и добавил сведения, заимствованные из «!Хаза’ин ал-‘улум» Нишабури и книги некоего Ибрахима о Муканне. [12] Впоследствии сочинение не раз сокращалось и переделывалось, так что утратились границы вставок, да и сам текст оказался местами изуродованным. Так, самое начало раздела о Муканне состоит из обрывков; сархангом Абу Муслима оказывается то Муканна, то его отец; в нескольких местах нарушена логика изложения. Состояние текста заставляет нас осторожно использовать содержащиеся здесь сведения, тем более что их уникальность затрудняет проверку достоверности. [13] Наиболее достоверной и оригинальной частью главы является рассказ о событиях в Бухарском оазисе. Вторая половина главы, как и её начало, компилятивна и искажена сокращениями, с той только разницей, что большинство содержащихся в ней сведений встречается в других источниках.
В «Истории Табари» Бал‘ами глава о восстании Муканны относится к добавлениям переводчика. Источник, из которого заимствованы эти сведения, точно неизвестен, можно только предполагать, что его использовал также Кубави. [14] Состояние текста Бал‘ами характеризовать труднее из-за отсутствия критического сводного текста. Многочисленные рукописи сочинения (они имеются во всех более или менее крупных коллекциях персидско-таджикских рукописей) дают массу вариантов, до сих пор никем полностью не учтённых. [15]
Интересующий нас раздел имеется не во всех рукописях. [16] Наиболее распространённый его вариант представлен в литографированных индийских изданиях, а также рукописями ИВАН СССР В 4485 и Д 82. Самый полный вариант, насколько нам известно, дают ркп. ИВАН СССР С 432 и Д 223, ркп. ИВАН УзССР Да 6095 [9, № 3467] и рукопись Национальной библиотеки в Вене Mxt 374 [23, стр. 164].
В первом варианте начало раздела (фасл) явно искажено неумелым сокращением [28, стр. 741; 29, л. 677а; 30, л. 260а; 32, л. 467б; 33, л. 383б]. Оно начинается с назначения Джабриила б. Йахйи наместником Хорасана (так!) и прибытия его в Согд для подавления восстания. «Потом, когда Абу Муслим был убит, Абу Джа‘фар [ал-Мансур] выбрал человека, который был великим сархангом и витязем, по имени Джабриил б. Йахйа, и послал его в Хорасан ... потом оттуда он направился в Самарканд и Бухару, а в Хорасане оставил заместителя по имени Абд ал-Малик... а Самарканд в то время находился в руках Муканны, который был царём Согда».
Разрыв во времени между гибелью Абу Муслима (755 г.) и назначением Джабриила наместником Самарканда (776 г.) слишком велик, чтобы эти события можно было объединить в одной фразе. [17] В венской и ташкентской рукописях, судя по ссылкам, также отсутствуют какие-либо сведения о первом периоде восстания (до прибытия Джабриила б. Йахйи). Зато о военных действиях под Самаркандом и в долине Кашкадарьи Бал‘ами рассказывает подробнее, чем кто-либо другой. К сожалению, ни одно из описываемых им событий не датировано. Единственное соотнесение двух событий — начало осады крепости Муканны Му‘азом б. Муслимом и восшествие на престол ал-Махди — является явным анахронизмом. Поэтому важно датировать их при по-
(92/93)
Сопоставимые сведения о восстании Муканны.
Наршахи |
Бал‘ами |
Гардизи |
Ибн ал-Асир |
Участие в мятеже Абд ал-Джаббара. Тюрьма. Возвращение в Мерв |
|
|
|
Начало пропаганды в Согде. Восстание в Субахе |
|
Захват Кеша, Навакета, Санггардака и крепости в Сийаме |
Захват Кеша, Навакета, Санггардака и крепости в Сийаме |
Приказ об аресте Муканны, бегство его в Мавераннахр |
|
|
|
Восстание в Бумиджкете. Выступление наместника Бухары против восставших |
|
Восстание «сафидджамеган» в Бухаре при Хусайне б. Му‘азе в 157 (159) /774 г. |
|
Ал-Махди отправляет Джабриила в Согд. Взятие Наршаха |
Ал-Мансур отправляет Джабриила в Согд. Бухарцы его приветствуют |
Ал-Махди отправляет Джабриила в Согд. Взятие Бумиджкета |
Ал-Махди отправляет Джабриила в Согд. Взятие Бумиджкета |
Разгром Джабриилом поиск Муканны. Вступление в Самарканд |
Часть самаркандцев поддерживает Джабриила. Поражение муканновцев. Вступление Джабриила в город |
Прибытие Джабриила в Самарканд и убиение предводителя восставших согдийцев |
|
|
Сражения под городом и поражение военачальника Муканны |
Смерть Хумайда. До конца 159 18.Х.776 г. управляет его сын |
|
|
|
Назначение Абу Ауна. (середина сафара 160 / начало декабря 776 г.) |
Назначение Абу Ауна. Безуспешная борьба с восставшими |
|
Прибытие Харидже с 10000-ным войском под Самарканд. Посылка Абу Ауном Укбы. Подложное письмо. Отступление Укбы |
|
|
|
Сражение под Термезом. Осада Чаганиана. Осада восставшими Нахшаба. Гибель Хамдже у сел. Мудин (?). Гибель брата Джабриила. Карлуки помогают Муканне занять Самарканд |
|
|
Назначения Му‘аза в 161 г.х. Тюрки угоняют баранов ал-Хараши |
Назначение Му‘аза. Сражение под Пайкендом. Ссора Му‘аза и ал-Хараши из-за баранов |
Назначение Му‘аза. Прибыл в Мерв после раби‘ II. 161 января 778 г. |
161 г.х. Поход Му‘аза против муканновцев |
|
Разгром Харидже. Вступление Джабриила в Самарканд
|
Разгром Харидже под Самаркандом |
Разгром сторонников Муканны |
(93/94)
Продолжение.
Наршахи |
Бал‘ами |
Гардизи |
Ибн ал-Асир |
|
Переговоры с Муканной. Начало осады. Халифат ал-Махди. Зима |
|
|
Осада крепости 14 лет (!). Строительство домов по приказу ал-Хараши |
Передача командования войсками Са‘иду ал-Хараши. Неудачный штурм. Зима. Строительство домов |
|
Передача командования войсками Са‘иду ал-Хараши |
|
Сдача братом Муканны Навакета с 30000 кешцев |
|
|
Военачальник Муканны сдаёт внешнюю крепость с 30 000 гарнизона |
Убиение Харидже. Сдача Сархамы с 30000 войска. Вступление мусульман во внешнюю крепость |
Голод в крепости. Переговоры с ал-Хараши. Сдача 30000 гарнизона |
Переговоры с ал-Хараши Сдача 30000 гарнизона |
Назначение Мусаййаба. В Бухаре в раджабе 163 / 12.III — 10.IV 780 г. |
|
Прибытие Мусаййаба в Мерв в джумаде I 166 г.х. |
|
|
|
|
Мусульмане во главе с Раджа преодолевают ров цитадели |
Муканна отравил всех жён, сам бросился в огонь. Одна из жён, оставшаяся в живых, открыла ворота |
Муканна отравил всех жён, сам бросился в огонь. Одна из жён, оставшаяся в живых, открыла ворота |
Муканна отравил всех жён, отравился сам и просил друзей сжечь его тело |
Муканна отравил всех жён, отравился сам. Ал-Хараши отправил его голову ал-Махди в Халеб в 163 / 779-80 г. |
мощи других источников [28, стр. 744; 29, л. 679а; 31, л. 325а]. [18]
Таким источником являются «Зайн ал-ахбар» Гардизи и «Камил» Ибн ал-Асира. Текст соответствующих частей этих сочинений почти идентичен, насколько вообще можно говорить об идентичности текстов на разных языках и к тому же в сочинениях, построенных по разному принципу. [19] У Гардизи события восстания датируются периодами правления наместников Хорасана, у Ибн ал-Асира — погодным изложением. [20]
Разложив сведения наших четырёх основных источников на эпизоды и сопоставив их, мы получаем таблицу, позволяющую наглядно представить состав сведений этих авторов, синхронизировать их и частично датировать (см. таблицу на стр. 93-94).
Эта таблица при всей её наглядности не снимает ряда вопросов, к тому же за её пределами остаются сведения многих других авторов, то подтверждающие имеющиеся в ней даты, то противоречащие им. Поэтому рассмотрим датировку основных событий восстания в хронологическом порядке.
Начало политической деятельности Муканны связывается с наместничеством Абд ал-Джаббара (141/758-142/759 гг.). [21] Сведения о том, что Муканна был его везиром, вызывают сомнения. Прежде всего, у наместников не было везиров, можно было бы говорить
(94/95)
о каком-то заместителе или главе канцелярии, но таковой назван у Гардизи — это некий Му‘авия; дабир, который вёл все дела Абд ал-Джаббара, оставался при нём до последнего момента и вместе с ним подвергся отсечению рук [37, стр. 96-97]. Кроме того, сомнительно, чтобы человек, занимавший высший пост при мятежном наместнике и не изменивший ему, отделался бы тюремным заключением, как Муканна.
И уж совсем неправдоподобным кажется решительное утверждение Т. Кадыровой, что Муканна был идейным вдохновителем мятежа Абд ал-Джаббара [7, стр. 117-118]. Это неприемлемо даже в качестве гипотезы, так как претендентом на халифат, которому присягнул Абд ал-Джаббар, был Беразбанде, сын Пероза, выдавший себя за праправнука Али — Ибрахима б. Абдаллаха [37, стр. 96]. [22] К тому же, если бы Муканна был духовным вождём восстания, то его бы, несомненно, казнили.
Как нам представляется, Муканна действительно принимал участие в событиях 758-759 гг., но не как руководитель восстания и пророк, а как последователь Лжеибрахима, так как первоначально Муканна придерживался зайдитских взглядов, [23] а потом стал ризамитом [27, стр. 243].
В «Истории Бухары» арест Муканны не связывается с восстанием: «Он стал претендовать на пророчество и некоторое время это делал, и Абу Джа‘фар Даваники послал к нему человека, и тот перевёз его из Мерва в Багдад, где его на несколько лет заточили в тюрьму» [17, стр. 64].
Отсюда как будто следует, что Муканна объявил себя пророком (или имамом, преемником Абу Муслима, что было бы естественно ожидать от ризамита) после мятежа Абд ал-Джаббара, за участие в котором наказан не был. Возвращение в Мерв и начало новой проповеди (на сей раз он объявил себя воплощением божества и призывал к отказу от предписаний ислама) Наршахи датирует очень широко: временем правления Хумайда б. Кахтабы (с ша‘бана 150/20.VIII — 17.IX 768 г. [18, стр. 221]). [24]
Наибольший отклик учение Муканны нашло в Согде. Начало восстания в Согде также неизвестно, но к весне 776 г. Навакет (Наукади Курайш?), Субах, Санггардак и некоторые замки под Кешем оказались в руках восставших [17, стр. 65-66; 20, стр. 26; 37, стр. 99], так что Муканна мог бежать туда, узнав о приказе Хумайда арестовать его. Произошло это не позднее мая 776 г. [25]
В то же время «люди в белых одеждах» подняли восстание в Наршахе и Бумиджкете. [26] Военные действия наместника против них начались в раджабе 159 г.х. (25.IV — 24.V. 776 г.). Джабриил б. Йахйа, проходивший с войском через Бухару на подавление восстания в Согде, был вынужден оказать ему помощь и задержаться здесь на четыре месяца [17, стр. 67-68]. Таким образом, в Согд Джабриил прибыл не раньше сентября.
Дальше идёт недатированный период восстания — до назначения Му‘аза б. Муслима наместником. Как-то разграничить события почти полутора лет помогает упоминание Абу Ауна Абд ал-Малика. По словам Бал‘ами, к нему обратился за помощью Джабриил после того, как Муканна, обеспокоенный поражением своих сторонников под Самаркандом, послал туда своего самого способного военачальника, Харидже, с десятитысячным войском [28, стр. 741-742; 29, л. 677б; 30, л. 260б; 33, л. 383б]. Абу Аун прибыл в Мерв в качестве наместника 2 декабря 776 г. [27] Следовательно, прибытие Укбы, посланного Абу Ауном в ответ на просьбу о помощи, не может быть раньше января — февраля 777 г.
777 год был годом наибольших успехов восставших. Они контролировали всю долину Зеравшана выше Бухарского оазиса и почти всю долину Кашкадарьи (за исключением нескольких городов), далее на юг влияние Муканны распространялось до Термеза, где правительственным войскам было нанесено поражение [30, л. 260б; 35, л. 392б, стр. 123; 23, стр. 173], после которого Джабриил б. Йахйа оказался в Мавераннахре без поддержки крупных правительственных сил извне и в конце концов вынужден был оставить Самарканд [28, стр. 742-743; 33, л. 384; 30, л. 261б; 29, л. 678а и др.].
С какой-то степенью вероятности мы можем ещё датировать попытку Хамдже захватить Нахшеб. По словам Бал‘ами, нахшебцы, малые и великие, поклялись обороняться до последнего, а богачи роздали запасы продоволь-
(95/96)
ствия, чтобы в городе не было голода. [28] Такая ситуация наиболее вероятна в конце весны — начале лета, когда запасы зерна подходят к концу. Но поручиться за такую датировку, конечно, невозможно.
Успехи восставших в этом году в значительной степени объясняются тем, что в то же время наместнику Хорасана пришлось бороться с Йусуфом ал-Барном (хариджитом или хуррамитом). восстание которого охватило Мерварруд, Таликан и Гузганан, его отряды доходили даже до Балха [24, стр. 478-479; 14, стр. 303-304; 13, стр. 470; 37, стр. 99]. [29] Восстание было подавлено ещё при Абу Ауне, так что новый наместник Хорасана, Му‘аз б. Муслим, прибывший в Нишапур в феврале 778 г., смог сосредоточить своё внимание на делах Мавераннахра. Его поход из Мерва через Амуль в Бухару скорее всего приходился на март — апрель, наиболее удобное время для движения войск через пустыню (в мае вся трава сгорает). В Бухаре Му‘аз задержался, чтобы собрать местные войска и вспомогательные отряды рабочих, подготовить осадную технику [17, стр. 70]. В «Истории Бухары» указывается совершенно фантастическая численность войска — 570 000 человек, на самом деле оно вряд ли превышало 0,1 этого числа [17, стр. 70]. [30]
С прибытием армии Му‘аза дела восставших резко ухудшились. После разгрома Харидже под Самаркандом город перешёл в руки Му‘аза (или Джабриила б. Йахйи). Теснимые со всех сторон, повстанцы стекались к крепости — резиденции Муканны [31] [37, стр. 100; 20, стр. 34; 28, стр. 743; 29, лл. 678б-679а; 30, л. 26а, б; 33, л. 348б]. К осени в его руках остались только эта крепость, горные районы и какая-то часть Кешского оазиса. Му‘аз пытался склонить Муканну к сдаче и возвращению в лоно ислама, но тот отверг предложение, то ли надеясь на неприступность крепости, то ли не доверяя обещанию помилования [28, стр. 743-744; 29, л. 679а; 30, л. 262б; 33, л. 384б].
Бал‘ами сообщает немало деталей периода осады крепости, но эти сведения не дают чёткой картины [28, стр. 744; 29, л. 679; 30, лл. 262б-263б; 33, лл. 384б-385б]. По ним можно установить, что к концу 778 г. восставшие удерживались на небольшой территории вокруг Кеша и крепости Муканны, которая называлась Навакет, либо была расположена у Навакета. [32] На зиму Му‘аз ушёл в Мерв, Джабриил и ал-Хараши оставались в Самарканде. Активные действия возобновились весной 779 г. Их успеху препятствовала вражда между Му‘азом и Са‘идом; последний писал халифу письмо за письмом, прося освободить его от подчинения Му‘азу, и наконец добился своего [28, стр. 744; 29, л. 679а; 30, л. 262б; 33, л. 385а; 20, стр. 34]. Тогда-то, вероятно, Му‘аз подал в отставку. Бал‘ами связывает это со
(96/97)
смертью ал-Мансура и восшествием на престол ал-Махди [28, стр. 744; 29, л. 679а; 30, л. 2626; 33, л. 385a], но это, как мы уже говорили, явный анахронизм.
Са‘ид решил взять крепость штурмом, но осаждённые отбили его. Только после того как сдался на милость победителей гарнизон Навакета во главе с братом Муканны [30, лл. 262б — 263а; 33, л. 385а; 35, л. 393б; 34, л. 360; 36, л. 428; 7, стр. 132, прим. 61], [33] появилась возможность плотно обложить крепость Муканны. Осаждающие построили в лагере зимние помещения и стали готовить осадное снаряжение.
Дальнейшие события излагаются в нескольких версиях. По Бал‘ами, трое храбрецов проникли в крепость и убили Харидже, командование перешло к Сархаме, который вступил в тайные переговоры с Са‘идом и сдал ему внешнюю крепость, всего сдалось 3300 или 3000 человек, получивших помилование. Муканна, оставшийся в цитадели с горсткой верных людей, отравил своих жён, зарубил любимого гуляма и сам бросился в огонь. Одна из жён Муканны, спасшись от гибели, открыла ворота цитадели. [34]
Согласно ал-Багдади, тридцатитысячный гарнизон внешней крепости сдался только после того, как мусульмане ворвались в крепость [27, стр. 244].
Наиболее близкой к истине представляется версия Гардизи и Ибн ал-Асира: в крепости начался голод, доходивший до людоедства, гарнизон вступил в тайные переговоры с Са‘идом и, получив обещание помилования, сдался (30 000 человек), Муканна с двухтысячным отрядом остался в цитадели, окружённой огромным рвом. Мусульмане под предводительством Раджа, сына Му‘аза, преодолели его и подошли вплотную к стенам цитадели, тогда-то Муканна отравил своё ближайшее окружение и покончил с собой [37, стр. 100; 20, стр. 34].
Уже в глазах современников гибель Муканны была окружена романтическим ореолом. Многие средневековые авторы говорят о том, что он бросился в раскалённую печь и сгорел дотла, чтобы утвердить в своих последователях веру в его вознесение на небо (Бал‘ами, Наршахи, Багдади, ал-Ауфи [26, стр. 334]). Видимо, версия о такой смерти Муканны была заимствована из легенд, сложившихся о нём у его последователей.
Существует и другая традиция — что он отравился вместе со всеми [14, стр. 304; 13, стр. 494; 22, стр. 97], [35] но, как говорит Гардизи, завещал своим друзьям сжечь его тело [37, стр. 100], что они, вероятно, и попытались сделать, но безуспешно: ворвавшиеся в крепость победители нашли обгоревшее тело, отрубили голову и послали её халифу.
Дата гибели Муканны до сих пор не установлена. Большинство исследователей останавливаются на 166/782-83 г. [11, стр. 54; 23, стр. 179; 3, стр. 168; 7, стр. 132; 6, стр. 119], одной из дат, приведённых Наршахи. Но историки-хронисты сообщают о гибели Муканны под 163/779-80 г. [19, стр. 469; 13, стр. 494; 25, стр. 244]. Эта дата подтверждается, во-первых, сообщением Гардизи, что известие о победе над Муканной новый наместник Хорасана Мусаййаб б. Зухайр получил во время похода в Хорасан на помощь Са‘иду [37 стр. 100].
Согласно Наршахи, Мусаййаб прибыл в Бухару в раджабе 163/12.111 — 10.IV 780 г. [17, стр. 70]. По Бал‘ами, Мусаййаб получил известие о победе после прибытия в Бухару 130, л. 263б], дату он не приводит. Во-вторых, хронисты сообщают, что известие о гибели Муканны застало ал-Махди в Халебе (или Иерусалиме) [13, стр. 494; 25, стр. 244], когда он возвращался от границ Византии, проводив ар-Рашида в поход. Историки могли ошибиться в указании года гибели Муканны, но привязка даты к пребыванию Махди в Халебе и Иерусалиме не оставляет сомнений в её справедливости.
Следовательно, Муканна погиб в промежутке между раджабом и предпоследним месяцем 163 г., [36] т.е. между апрелем и августом 780 г., и всё восстание укладывается в четыре с небольшим года (не считая периода проповеди до восстания в Мавераннахре). Возможно, что семь лет восстания, о которых говорят некоторые средневековые авторы, включают период проповеди, и эту цифру можно считать более или менее точной. Сведения о большей продолжительности восстания (14 лет) не имеют под собой оснований.
Восстание Муканны ставит перед исследователями множество проблем, в первую очередь о его социальном характере, который, на наш взгляд, до сих пор решается слишком прямолинейно и умозрительно, но рассмотрение этой проблемы выходит за рамки данной статьи.
(97/98)
1. Абурейхан Бируни (973-1048), Избранные произведения, т. I, Ташкент, 1957.
2. Бартольд В.В., Соч., т. I, М., 1963.
3. Гафуров Б.Г., История таджикского народа в кратком изложении, т. I, М., 1955.
4. Грязневич П.А., Болдырев А.Н., О двух редакциях «Та’рих-и Табари» Бал‘ами, — СВ, 1957, № 3.
5. «История народов Узбекистана», т. I, Ташкент, 1950.
6. «История таджикского народа», т. II, кн. 1, М., 1964.
7. Кадыpова Т., Из истории крестьянских восстаний в Мавераннахре и Хорасане в VIII — начале IX в., Ташкент, 1965.
8. «Очерки истории СССР», т. II. Кризис рабовладельческой системы и зарождение феодализма на территории СССР. III-IX вв., М., 1958.
9. «Собрание восточных рукописей Академии наук Узбекской ССР», т. V, Ташкент, 1960.
10. Фролова О.Б., Источники летописи Ибн-ал-Асира (XIII в.) в разделах, посвященных истории народов СССР, АКД, Л., 1964.
11. Якубовский А.Ю., Восстание Муканны — движение людей в «белых одеждах», — СВ, 1948, V.
12. Айни С., Исьёни Муканнои, Сталинобод, 1944.
13. Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at Tabari, ed. M.J. De Goeje, Lugduni Batavorum, ser. III, 1879.
14 BGA vol. VII (Ja‘qūbī, Kitāb al-buldān, ed. М.J. de Goeje), Lugduni Batavorum, 1892.
15. Browne E.G., A literary history of Persia from the earliest times until Firdawsi, vol. I, London, 1902
16. Chronique de Abou-Djafar-Mohammed ben Djarir-ben-Jezid Tabari, traduite sur la version persane par Н. Zotenberg, vol. IV, Paris, 1874.
17. Description topographique et historique de Boukhara par Muhammad Narchakhy, publ. Ch. Schefer, Paris, 1892.
18. Harazac Ispahanensis annalium libri X, ed. I.M.E. Gotwaldt. t. I, textus arabicus, Petropoli — Lipsiae, 1844.
19. The history of Khalifah ibn Khayyat by Aby Amr Khalifah ibn Khayyat Shabab al-Usfuri, vol. 2, ed by Akram Diya al-Umari, Nagav, A.Н. 1378 — A.D. 1967.
20. Ibn-el-Athiri Chronicon quod perfectissimum inscribitur, ed. C.J. Tornberg, vol. VI, Lugduni Batavorum, 1871.
21. Kitab al-Fihrist, hrsg. von G. Flügel, Bd I, Leipzig, 1871.
22. Le livre de creation et de l’histoire par Motahhar ben Tahir el-Maqdisi, publ. et trad, par Cl. Huart, t. 6, Paris, 1919.
23. Sadighi Gh.Н., Les Movements religieux iraniens au IIe et au IIIe siècle de l’hégire, Paris, 1938.
24. Ibn Wadhih qui dicitur al-Ja‘qūbī Historiae, ed. M.Th. Houtsma, Bd 1-2, Leyden, 1883.
[1] Сведения о нём имеются у Брауна [15, стр. 318-323); два десятка строк уделил ему и В.В. Бартольд в «Туркестане» [2, стр. 257-258], больше не возвращавшийся к этой теме.
[2] Текст этой статьи почти буквально повторён в [5, стр. 174-177, 192-203]. До этого в 1944 г. вышла брошюра С. Айни [12], но она имела популярный характер и не оказала влияния на последующие исследования восстания Муканны.
[3] Первая половина «Зайн ал-ахбар» Гардизи [37], содержащая систематические и достоверные сведения о восстании, была издана только в 1954 г., через год после смерти А.Ю. Якубовского.
[4] У Т. Кадыровой — Абу Айун [7, стр.119].
[5] У Т. Кадыровой — Укаба [7, стр. 122].
[6] У Т. Кадыровой (как и у А.Ю. Якубовского) — Мааз.
[7] Абу Аун был наместником Хорасана и до этого, со 146/763-64 г. примерно до октября 766 г., Халифа б. Хаийат [19, стр. 463] помещает его непосредственно перед Хумаидом, но, по сведениям Хамзы ал-Исфахани [18, стр. 221] и Гардизи [37, стр. 97], между ними были другие наместники, правившие недолго и поэтому зафиксированные не у всех историков. Восстание же Муканны началось явно позднее 766 г.
[8] Согласно всем источникам, Му’аз б. Муслим был назначен наместником в конце 777 г. и прибыл в Мерв в начале 778 г.
[9] Муканна упоминается и у более поздних авторов (например, у Ибн Халдуна и Хондемира), но сведения их заимствованы из перечисленных источников.
[10] Текст ат-Табари почти полностью совпадает с ал-Йа’куби [14, стр. 303-304], но мы привели текст ат-Табари, так как в нём события датированы но годам.
[11] Насколько можно судить по сохранившемуся тексту «Истории Бухары». Наршахи не выходил за рамки истории Бухары и подчинённой ей области, выходы за её пределы связаны только с лицами бухарского происхождения.
[12] Об этих авторах см. [2, стр. 85]. Кубави называет среди авторов использованных им сочинений также ат-Табари и Наршахи [17, стр. 64], но установить какую-нибудь связь сведений «Истории Бухары» с текстом ат-Табари или его предполагаемой пространной версии не удаётся.
[13] Подробнее об этом ниже, стр. 95 лев.
[14] Г. Садиги считает, что этим источником было упомянутое Кубави «Ахбар-и Муканна» некоего Ибрахима, написанное по-персидски и переведённое впоследствии на арабский язык ал-Бируни [1, стр. 217]. Г. Садиги [23, стр. 164-165] отождествляет его автора с Ибрахимом б. Мухаммедом, знатоком истории и учения секты абумуслимиййа, упоминаемым Ибн ан-Надимом [21. стр. 345].
[15] Например, в ИВАН СССР — 7 рукописей, в ИВАН УзССР — 11. О двух редакциях этого труда см. [4, стр. 46-52].
[16] Он отсутствует, в частности, в рукописях, положенных в основу перевода Зотенберга [16].
[17] Быть может, здесь как-то отразились сведения о назначении Джабриила наместником части Хорасана вместе с Хазимом б. Хузеймой в 759 г. после казни Абд ал-Джаббара. Сообщение об этом сохранилось, насколько нам известно, только у Халифы Ибн Хаййата [19, стр. 463]. Но если даже это так, то и тогда текст нельзя не признать испорченным.
[18] Ал-Махди, как известно, стал халифом в октябре 775 г., а Му’аз, судя по вполне достоверным источникам, прибыл в Мавераннахр в начале 778 г. [18, стр. 222; 37, стр. 99]. Ту же дату, что у Исфахани, приводит Наршахи [17, стр. 69-70].
[19] Прямых указаний на их общий источник не имеется, но, судя по другим частям этих сочинений, им была «История правителей Хорасана» ас-Саллами [2, стр. 66-67; ср. также 10].
[20] Этот принцип проведён им не слишком строго. В частности, о гибели Муканны, которую сам автор относит к 163 г., сообщается вместе с событиями 161 г. (видимо, чтобы не разрывать рассказ) [20, стр. 34].
[21] По сведениям ал-Исфахани [18, стр. 220], после смерти. Абу Дауда Халида б. Ибрахима 23 раби’ I 140/15. VIII. 757 г. Хорасаном в течение года и месяца, т.е. до сентября 758 г., правил Абу Исам, которого сменил Абд ал-Джаббар. Разгром войск Абд ал-Джаббара Гардизи [37, стр. 97] относит к 6 раби’ I 142/6. VII. 759 г.
[22] О восстании Ибрахима б. Абдаллаха и его гибели в 145/162-63 г. см. [13, стр. 282-318].
[23] По словам Ибн ал-Асира [20, стр. 26], он не признавал смерти Йахйи б. Зайда.
[24] Т. Кадырова без всяких доказательств относит начало проповеди Муканны к 769 г. [7, стр. 119].
[25] Хумайд умер в начале ша’бана 159/конце мая 776 г. [18, стр. 22l].
[26] У Наршахи Бумиджкет (Нумиджкет) упоминается один раз — как место, где началось восстание [17, стр. 66]; ответные действия наместника и все дальнейшие события связываются только с Наршахом. Гардизи [37, стр. 99] и Ибн ал-Асир [20, стр. 26] называют только Бумиджкет, хотя описываются те же события, что и у Наршахи (гибель 700 повстанцев, убийство Хакима Бухари). Видимо, как часто можно наблюдать в средневековых сочинениях, название близлежащего города заменило название селения.
[27] В понедельник в середине сафара 160 г.х. [37, стр. 99]; по Исфахани [18, стр. 222]— в середине сафара.
[28] Этот эпизод есть во всех рукописях: [###] T. Кадырова интерпретирует события под Нахшебом таким образом: «По словам Бал‘ами, жители Нахшаба без боя присоединились к Джамхуру. Дихканы, собрав имущество, пытались бежать из города, но восставшие преградили им путь. За стенами города началось жестокое сражение» [7, стр. 123]. Ни в литографии, ни в одной из ленинградских рукописей, ни, наконец, в венской рукописи [23, стр. 173] не говорится о том, что муканновцам удалось захватить Нахшеб.
[29] Случайная ошибка В.В. Бартольда, написавшего, что восстание произошло в Бухаре [2, стр. 256], до сих пор — в силу авторитета В.В. Бартольда — сбивает с толку многих исследователей. В действительности же у ал-Йа’куби [24. стр. 478], на которого ссылается В.В. Бартольд, написано: [######] «И восстал Йусуф ал-Барм — человек из мавали [племени] сакиф в Бухаре». Следовательно, нет никаких оснований притягивать это восстание к району Бухары. Чтобы увязать утверждение В.В. Бартольда со сведениями источников, локализующих восстание в Таликане и Гузгане, Т. Кадыровой пришлось предполагать два восстания: сначала в Сеистане, откуда Йусуф после поражения бежал в Бухарский оазис. Прибытие его туда будто бы совпадало с событиями под Наршахом, которые, как мы видели, происходили гораздо раньше. После этого Йусуфу ал-Барму снова приходится переправляться через Амударью, чтобы, в соответствии с данными источников, быть взятым в плен и казнённым в Багдаде [7, стр. 125-129]; автор этих строк, основываясь на сообщении ал-Йа’куби, будто восстание Йусуфа ал-Барма предшествовало восстанию Муканны, неверно датировал начало последнего [8, стр. 443].
[30] По сведениям Бал‘ами, авангард Му’аза под командованием Са’ида ал-Хараши состоял из 4000 человек, под Пайкендом Му’аз нанёс поражение тюркам, имея в своём распоряжении также 4000 человек. Армия Харидже, главная сила Муканны, так досаждавшая Джабриилу, достигала всего 15 000 человек [37, стр. 100]. Видимо, с обеих сторон действовали силы, не превышающие в общей сложности 40 000-50 000 человек. Багдади [27, стр. 244] называет цифру 70 000 человек.
[31] По мнению Т. Кадыровой, Му’аз потерпел неудачу в сражениях этого года и просил об отставке, а Са’ид ал-Хараши смог взять Самарканд после двухлетней осады [7, стр. 130].
[32] В ркп. ИВАН С 432 это название встречается четырежды: Муканна, узнав о поражении Харидже под Самаркандом, (л. 262а); брат Муканны ушел с кешцами, укрылся в крепости (л. 262б), но далее (л. 263а) она названа что после перестановки точек соответствует написанию наконец, Са’ид ал-Хараши после гибели Муканны (л. 263б). Эту крепость упоминают Ибн ал-Асир [20, стр. 25] и Гардизи [37, стр. 99].
[33] Имя брата Муканны Т. Кадырова читает Кабзам [7, стр. 132], в [33]: [30] .
[34] Близкая версия у Наршахи [17, стр. 72-73].
[35] Ибн Халликан, ал-Бируни и Ибн ал-Асир приводят обе версии.
[36] Последний месяц не следует учитывать, так как нужно было время, чтобы известие дошло от Кеша до Халеба.
|