главная страница / библиотека / обновления библиотеки

МАР №34. Доклады, читанные на Лондонском международном конгрессе историков в марте 1913 г. графом А.А. Бобринским, Е.М. Придиком, М.И. Ростовцевым, Б.В. Фармаковским и Э.Р. фон-Штерном. С 59 таблицами и рисунками в тексте. Петроград: Типография Главного Управления Уделов, Моховая, 40. 1914. 180 с. А.А. Бобринской

Перещепинский клад.

// МАР №34. Пг.: 1914. С. 111-120 + 16 табл.

 

I. Предметы серебряные.

II. Предметы золотые.

III. Разные предметы.

IV. Предметы, скупленные Б.И. Ханенком и уступленные им Императорской Археологической Коммиссии.

Соображения о времени Перещепинскаго клада.

Таблицы I-XVI (вклейка). ]

 

Одиннадцатого июня 1912 г. пастушки села Малая Перещепина, в 12 верстах от г. Полтавы, отрыли в песчаных дюнах огромный клад золотой и серебряной утвари. Хотя местныя власти и приняли меры к охранению найденных древностей, всё же часть клада разошлась по рукам. К счастию, утрачены только вещи второстепенного значения, да и из этих предметов удалось, благодаря просвещённому содействию одного из русских меценатов, многое впоследствии скупить. Таким образом почти весь Перещепинский клад был сосредоточен в Императорской Археологической Коммиссии в С.-Петербурге и приобретён для Императорскаго Эрмитажа. Клад состоит из нижеследующих вещей 1[1]

 

I. Предметы серебряные.   ^

 

1) Большое блюдо. Диаметр 0,57 м., вес около 13-ти фунтов (рис. 1a). Венец блюда украшен широким рельефным фризом, составленным из сплетающихся виноградных лоз и хмеля (см. реставрацию на рис. 1в). В разветвлениях помещены изображения козлов, баранов, павлинов, голубей и других птиц, а также большия корзины с хлебом или плодами. К бордюру блюда приклёпаны восемь больших золотых гнёзд, в которых помещались разноцветные камни и эмаль. В настоящее время, однако, ни камней, ни эмали не сохранилось. Внутренняя поверхность блюда занята большой монограммой Христа с боковыми Α и Ω [в тексте — большая ω]. Вокруг начертана латинская надпись: «Ex antiquis renovatum est per Paternum reverentiss[imum] episc[opum] nostrum. Amen» (см. рис. 1a и 1в). На оборотной стороне блюда есть ещё надпись греческая, выделанная пунктиром и указывающая вес серебра (рис. 1г). На днище, снаружи, поставлены четыре византийских штемпеля с греческими именами (рис. 1б), как-то: Ζενοφιλος и Μηννα, и ещё один круглый штемпель с надписью: «D[ominus] N[oster] Anastasius P[ius] Aug[ustus]».

 

Блюдо носит следы грубоватой реставрации, сделанной при помощи серебряной проволоки и гвоздиков. Изучение этого прекраснаго предмета 2 [2] привело к пред-

(111/112)

положению, что епископ Патерн, живший, как об этом будет сказано ниже, в городе Томи в конце V-го века, воспользовался имевшимся в его распоряжении античным серебряным блюдом, возобновил его внутреннюю часть, добавил монограмму Христа и надпись со своим именем и приспособил это блюдо для церковнаго служения. Позднее блюдо вторично подверглось грубой реставрации, причём были приклёпаны гнёзда для эмали и камней. Украшения фриза блюда Патерна схожи с орнаментацией серебрянаго диска IV-го века, найденнаго в Румынии и находящагося ныне в Эрмитаже. Оно описано в роскошном труде Одобеско о Петросском кладе.

 

2) Большое глубокое блюдо с длинною ручкою в виде кастрюли на подножке (рис. 2а и 2б). Средняя часть этого блюда представляет ряд овальных углублений, в центре коих помещена большая розетка, окружённая венком из виноградной лозы. На оборотной стороне блюда и на ручке помещены пять византийских клейм, на которых читается имя Μαξιμος (рис. 2б и 2г). Имеется также и пунктирная надпись (рис. 2г), в которой встречается слово χερνιβόξεστον, служащее техническим наименованием рукомойников, назначавшихся для церковнаго употребления. Кувшин, принадлежащий к этому блюду, описан ниже под №5.

 

3) Большое круглое блюдо, извнутри позолоченное (рис. 3а). Диаметр 0,27 м.; вес около 3½ фунтов. Служило, вероятно, дискосом в церковном обиходе. В центре выложенный чернью византийский крест, окружённый венком из лоз, от котораго расходятся во все стороны лучи, покрывающие всю поверхность блюда. На оборотной стороне днища — пять византийских клейм (рис. 3б), на которых читаются имена византийских патрициев Σέργις, Βασίλις и Χριστοφόρος. Схожий диск, также покрытый расходящимися лучами, хранится в Париже в Cabinet des médailles (находка в Дофинэ 1714-го года). Крест из черни, окружённый лозой, представляет известный христианский мотив и встречается, например, на диске Британскаго музея. (Находка на о. Кипре 1899 г. Этот диск отнесён по каталогу к древностям первых веков христианства).

 

4) Пара гладких ваз без орнаментации, с массивными круглыми ручками (рис. 4 и 5). Высота 0,27 м.; вес около 3 фунтов 1[3]

 

5) Большой гранёный кувшин, рукомойник (рис. 6a). Высота 0,29 м.; вес около 3½ ф. Сбоку длинная узорчатая ручка. Снизу массивная восьмигранная подставка, соответствующая восьми граням сосуда. Верх рукоятки украшен головкой зверя, выныряющаго из зелени (рис. 6б), внизу — окрылённая человеческая голова (рис. 6в). Все фигуры носят следы позолоты. На днище пять византийских клейм со штемпелями патрициев, между которыми встречается имя Фомы (рис. 6г).

 

6) Ваза восточнаго образца для фруктов (рис. 7а). Диаметр 0,15 м.; вес около 1 фунта. Извнутри вызолочена и установлена на высокой желобчатой под-

(112/113)

ставке. Внутренность вазы (рис. 7б) представляет подобие большой звезды, составленной из 12 углублений овальной и сердцевидной формы. В середине изображение петуха (?). Наружная поверхность этой великолепной чаши (рис. 7в и 7г) представляет ряд рельефных женских фигур в длинных платьях, с лирами в руках. Здесь же звери, деревья, растения, виноградныя лозы, цветы и т.п. Особаго внимания заслуживают прекрасныя изображения лебедя с распростёртыми крыльями и с ожерельем на шее; лисицы, хватающей гуся; ястреба, нападающаго на перепелку, и т.п. Пунктирная надпись свидетельствует о весе серебра.

 

7) Вызолоченное блюдо (рис. 8а и б) превосходнаго сассанидскаго дела. В центре конная фигура восточнаго царя, схожаго с персидским царём Сапором II-м (жившим в IV-м веке), каковым мы его знаем по нумизматическим и иным памятникам. Царь на коне гонится за дикими козлами или турами. К величайшему сожалению, описываемое первоклассное творение сассанидскаго искусства сильно пострадало от времени и, главным образом, от грубаго обращения находчиков, вынимавших его из земли. Серебро, ставшее весьма хрупким от долгаго лежания под землёй, ломается при прикосновении, вследствие чего диск был разбит на мелкие кусочки. Большого напряжения и терпения потребовалось, чтобы сложить и склеить разрозненные обломки и воспроизвести, хотя бы частично, этот великолепный образчик восточнаго серебрянаго дела 1[4] На блюде нет ни надписей, ни штемпелей.

 

8) Десять стаканчиков (рис. 9-13). Высота их 0,15 м. Все эти стаканы с разнообразными украшениями, на высоких подставках; некоторые сильно пострадали от времени (рис. 12 и 13).

 

9) Две небольшия пряжки (рис. 14) и пара массивных стремян (рис. 15 и 16).

 

10) Огромная вызолоченная амфора (рис. 17а). Высота 0,53 м.; вес 55 фунтов. Ручки амфоры изображают двух больших, художественно исполненных дельфинов. Ваза украшена богато орнаментированной полосой посередине брюшка. Другая полоса обвивает горлышко сосуда. На днище поставлен большой крестообразный внзантийский штемпель (рис. 17б). Есть также и пунктирная греческая надпись, которая не поддаётся разбору вследствие густо покрывающей всю вазу позолоты.

 

11) Обломки больших ножен от меча.

 

II. Предметы золотые.   ^

 

12) Большая массивная ваза (рис. 18а и б). Длина 0,29 м.; вес 4½ фунта. Внутренняя часть сосуда представляет ряд углублений и желобов, предназначенных для размещения фруктов.

 

13) Массивная тарелка, с волнистой внутренней поверхностью («moiré»; рис. 19). Диаметр 0,22 м.; вес 1½ фунта.

(113/114)

 

14) Большая ваза (рис. 20а и б). Схожа с двумя серебряными вазами, описанными выше под №4. Сбоку такая же круглая узорчатая ручка (рис. 20в и г). Подставка вазы украшена сквозными кругами.

 

15) Большой великолепный кувшин (рис. 21а и б) сассанидскаго типа, на высокой подставке. Высота 0,31 м.; вес 7 фунтов. Ручка гладкая, украшенная сверху и снизу головками козуль с острыми ушами. Удлинённое горлышко вазы заканчивается большим прямоугольным клювом, крышка коего прикреплена к ручке вазы посредством большого, свободно движущагося по ручке кольца, украшеннаго крупным золотым шаром. Предмет этот, хотя происхождения, несомненно, восточнаго, все же предназначался, вероятно, для церковнаго служения. Подобные «amulae» и акваманили, на некоторых из коих помещены надписи, относящияся до богослужешя, хранятся в Cabinet des antiques в Париже и описаны у Одобеско (1.с.).

 

16) Овальная чаша на высокой подставке (рис. 22). Диаметр 0,10 м.; вес 1½ фунта.

 

17) Одиннадцать кубков (рис. 23-26). На многих узоры. К подставкам их приспособлены полыя гнёзда, в которых помещается костяной шарик. Шарики эти производят при движении кубка особливый для каждаго стакана звон. Один из этих стаканов специально щедро орнаментирован посредством золотой проволоки, жемчужин и гнёзд с цветными каменьями (рис. 26а и б). Из этих камней один, зелёнаго цвета, сильно пострадавший от времени, ещё сохранился на месте.

 

18) Массивная ложка (рис. 27). Длина 0,22 м. Ручка гладкая, украшенная гнёздами для цветных камней, ныне выпавших.

 

19) Небольшой ритон из листового золота (рис. 28), украшенный рельефными ободками. Такой же ритон с рунической надписью находился в знаменитом кладе из Наги Сент Миклош (в Венгрии).

 

20) Пряжка так называемаго «готскаго» типа (рис. 29), украшенная шариками с гнёздами для каменьев, ныне выпавших.

 

21) Многочисленныя привески (от ожерелья?) в виде пчёлок (мух?) или цветов (рис. 30).

 

22) Обломки разных предметов, как-то: орнаментированная трубка, полая фигурка птицы и друг. (рис. 31).

 

23) Три обломка полой трубки, служившей, вероятно, оболочкой деревянной палки, может быть епископскаго посоха.

 

24) Два широких браслета с застёжками (рис. 32 и 33), украшенные гнёздами, в одном из которых уцелел изумруд, сильно пострадавший от времени.

 

25) Два массивных перстня (рис. 34 и 35), из коих камни выпали.

 

26) Часть шейной витой гривны (рис. 36).

 

27) Сорок четыре византийских монеты, большая часть коих грубо приспо-

(114/115)

соблена для прицепки на ожерелье (рис. 40). С этой целью монеты просверлены, снабжены боковыми петлями, зацепками и гнёздами для каменьев, некоторые из которых ещё сидят в своих нишах. Монеты эти принадлежат царствованиям императоров Фоки I-го (602-610), Константина и Гераклеона (641), Константа II-го (641-668) и Гераклия.

 

28) Разныя другия принадлежности ожерелья, привески, бубенчики, пластинки и всевозможные обломки предметов, богато орнаментированных и украшенных мелкой зернью, каменьями и разноцветным стеклом (рис. 40).

 

29) Три браслета (рис. 37-39). Один из них с расширенными концами (рис. 37), другие два — большие, массивные, украшенные перегородчатой эмалью и стеклом. К застёжкам браслетов приделаны маленькие винтики, весьма тщательно приспособленные к браслету.

 

30) Части убранства меча (рис. 41а-д). Железное лезвие ещё хорошо сохранилось. Рукоять и ножны были покрыты пластинками, украшенными эмалью и разноцветным стеклом. Длина меча около 1 метра.

 

31) Небольшая пряжка, украшенная шариками (рис. 42). Она, может быть, служила для прикрепления ремня от меча.

 

32) Две половинки дутой фигурки сидячаго льва, служившия обложкой неизвестнаго предмета (рис. 43).

 

33) Разныя пластинки, из коих одна большая узорчатая служила, вероятно, украшением седла (рис. 44 и 45).

 

34) Обломки разных застёжек и наконечников, украшенных стеклом и эмалью (рис. 46-48).

 

35) Части большой оболочки лошадиного убранства (рис. 49).

 

36) Обломки разных пластинок и бляшек, составлявших, вероятно, принадлежность конской сбруи (рис. 49).

 

37) Массивная бляшка в виде маленькаго колеса с восемью спицами, украшеннаго шариками (рис. 50 в средине). Подобныя маленькия колёса уже попадались в случайных находках Приднепровья.

 

38) Обломки бубенчика, блях с цветными камнями, колец, трубочек и т.п. (рис. 50).

 

39) Двести пятьдесят больших квадратных гладких листков (рис. 50). По углам их просверлены дырочки для нашивания на ткань, попону, покрывало или полотно шатра.

 

Общий вес вышеперечисленных золотых предметов равняется приблизительно 50 фунтам. Золото, из котораго предметы выделаны, высокой пробы. К золотым предметам можно ещё причислить:

 

40) Двести десять бронзовых вызолоченных бляшек различных форм (рис. 52-55). Большинство из них имеет полусферическую форму. Эти предметы составляли, повидимому, принадлежность конской сбруи. Они по большей части

(115/116)

украшены разноцветными стёклами. Во многих случаях бронза совсем выветрилась и остался только густой лист позолоты.

 

III. Разные предметы.   ^

 

41) Кроме перечисленных золотых и серебряных вещей, были в Перещепинском кладе и другия, но от них сохранились лишь скудные обломки. Таковы: небольшая железная секира и обломки предмета из очень тонкаго стекла.

 

IV. Предметы, скупленные Б.И. Ханенком
и уступленные им Императорской Археологической Коммиссии.   ^

 

42) Две золотыя пряжки разных величин (рис. 56 и 57). Из них одна большая, роскошная, массивная (длина 0,18 м.; вес 1¼ ф.), богато украшенная золотыми шариками, гнёздами для камней и эмалью синяго цвета, от которой сохранились, однако, лишь остатки. Снизу и с боков — восемь больших петель. Вторая пряжка разукрашена стилизованной листвой.

 

43) Две золотыя застёжки, орнаментированныя шариками и каменьями (рис. 58 и 59).

 

44) Шесть бронзовых украшений от конской сбруи в форме продолговатых чашечек, покрытых чеканенным золотым листом и украшенных эмалью и стёклами на подобие описанных выше под №40.

 

45) Восемь золотых пряжек; в том числи пряжка «готскаго» типа. На иных ещё уцелели аметисты. В числе прочих — пряжки очень маленьких размеров.

 

46) Три золотыя застёжки с изумрудами и другими каменьями.

 

47) Два золотых колокольчика.

 

48) Два золотых кольца с каменьями.

 

49) Два массивных золотых перстня с монограммами (рис. 60 и 61). Попытка дешифрировать эти монограммы 1 [5] дала имена: ΡΑΒΑΧΑΤΥ и ΘΕΛΕΠΧΑΤΥ.

 

50) Два золотых продолговатых наконечника, украшенных эмалью, стёклами и шариками.

 

51) Два золотых браслета, один с расширяющимися оконечностями, на подобие браслета, описаннаго выше под №26, другой в виде цепи 2[6]

(116/117)

 

Соображения о времени Перещепинскаго клада.   ^

 

Самый древний более или менее датированный предмет в Перещепинском кладе — это сассанидское блюдо с изображением персидскаго царя Сапора II-го, царствовавшаго с 310 по 363 гг. Затем в хронологическом порядке следуют штемпеля императора Анастасия I-го (491-508 [опечатка, надо: 518]) и блюдо епископа Патерна. Историческия разыскания о личности этого епископа приводят к выводу, что Патерн, упоминаемый в надписи на блюде, по всем вероятностям — тот самый епископ этого имени, который занимал при императоре Анастасии I-м епископию в городе Томи на Чёрном море (где ныне город Констанца). Об этом Патерне упоминается в византийских хрониках два раза, по случаю Халкидонскаго собора и по вопросу о замещении патриаршаго престола в 519 и 520-х годах. Епископ Патерн подписывался на оффициальных актах так: «Paternus, misericordia Dei episcopus Scythiae provinciae metropolitanus».

 

Вслед за блюдом Патерна отметим византийские штемпеля VI-го и VII-го веков, встречающаяся на многих предметах Перещепинскаго клада, монограммы на перстнях (VII-го века) и золотыя византийския монеты, приспособленныя для привешивания к ожерелью. Монеты эти датированы от 602 по 668 г.г.

 

Что касается блюда Сапора II-го и других сассанидских и восточных изделий, то эти предметы, вероятно, вывезены были из Персии в Византию во время одной из безчисленных войн, которыя в течение VI-VII веков византийские императоры непрерывно вели на восточных границах империи. Впоследствии, при каком нибудь разграблении византийскаго города Аварами или откупе города от нападающих варваров, в числе похищенных драгоценностей досталась варварам и хранившаяся в сокровищницах или церквах города восточная утварь.

 

Возможно, конечно, и то, что восточные предметы Перещепинскаго клада добыты славянским или аварским князем непосредственно из Персии во время какого-либо удачнаго набега.

 

Можно предположить, что епископ Патерн томийский принадлежал к числу так называемых придворных византийских епископов, проживавших в Константинополе, где Патерн и реставрировал блюдо во время царствования императора Анастасия I-го. Повидимому, в распоряжении епископа находилось старое полуразрушенное блюдо, вероятно, с попорченным дном, которое Патерн обновил. Специалисты отмечают, что начертание латинских букв на блюде носит скорее византийский характер, нежели западный. Относительно употребления латинскаго языка в Византии не следует забывать, что в первой половине VI-го века латинский язык был оффициальным языком в Византии, а в числе клира Константинопольской церкви встречаются латинския имена, в том числе и Paternus. В Томах же, как ниже будет сказано, именно и употреблялся по преимуществу латинский язык.

(117/118)

 

О городе Томи мы знаем весьма немногое 1[7] Возникнув сначала как греческая колония, Томи под римским владычеством оказались в области распространения латинскаго языка, благодаря созданной императором Августом охране подунайской границы империи. Город вошёл в пределы провинции Мэзии. Здесь, по преданию, провёл годы своего изгнания поэт Овидий.

 

Cum maris Euxini positos ad laeva Tomitas

Quaerere me laesi principis ira jubet.

(В Томы вдруг ехать велел, в городок, что на западе Понта,

Мной оскорблённый наш вождь, в гневе большом на меня).

[Tristium lib. VI, carm. X, пер. И. Аралова].

 

Позднее провинция Мэзия была разделена на две, и Томи вошли в пределы Нижней Мэзии. Ещё позднее территория нынешней Добруджи составила особую провинцию, получившую имя Скифии. Так было в начале V-го века по Р.X., когда город Томи был главным городом этой провинции и резиденцией губернатора (praeses). При Юстиниане город Томи сохранил это значение, и в нём имел кафедру епископ провинции.

 

Местным языком в провинции Мэзии был в V-м веке латинский. Так, например, на запрос о Халкидонском соборе и других делах епископы Второй Мэзии давали свой ответ по латыни. Многия другия свидетельства подтверждают употребление латинскаго языка в Мэзии.

 

В V и VI-м веках по Р.X. Томи являются большим, цветущим и богатым городом. В 599-м году 2 [8] под самыми стенами Том произошла большая битва, в которой византийский военачальник Мартин разбил Аварскаго хагана и заставил его бежать за Дунай. Вскоре, однако, хаган оправился и в 600 году вновь сделал попытку взять Томи. На этот раз византийское войско было разбито и варвары дошли чуть ли не до столицы империи. Пришлось откупиться от Авар и заплатить им большую сумму золотых. Война возобновилась в следующем году с удачею для византийцев, и пленные варвары отведены были в Томи. Затем, в начале VI-го [по смыслу надо: VII] века Авары и подчинённые им Болгары и Славяне свободно хозяйничали на Балканском полуострове, доходя до Константинополя. После этого упоминания о городе Томи не имеется вплоть до 704-го года, когда император Юстиниан II, спасаясь от преследований внутренних врагов, бежал через Томи в Херсонес. К этому времени в Томах мало, повидимому, оставалось от прежняго великолепия, так как историк упоминает о Томах, как о сельской местности. Наконец, в списках епархий Константинопольскаго престола IX-го века имени Томи уже нет. Однако, Лиутпранд (историк Х-го века), на обратном пути из

(118/119)

Константинополя заезжал в Томи и упоминает, что слышал здесь богослужение на готском языке.

 

Перещепинский клад должен быть отнесён, судя по монетам и штемпелям, к концу VII-го века. Хотя исторических данных о вторжении Аваров в Томи в эту эпоху мы не имеем, но так как варвары, как мы видели, неоднократно стояли у городских стен, то можно предположить, что наш клад является тяжёлой расплатой с варварами, откупом, благодаря которому Авары согласились отступить от города. При этом жителям Том пришлось разстаться со всеми своими богатствами, до церковных сокровищ включительно. Так или иначе, но несомненно, что Авары или Славяне возвратились на родину, нагруженные золотом и серебром.

 

История безмолвствует относительно того, что происходило в южной России и близ Полтавы в VII-м веке после Р.X. Это как раз время, предшествующее великому арабо-магометанскому движению. В Византии престол в эту эпоху был занят cepиeй безсильных и развращённых монархов, поглощённых нескончаемой борьбой за сохранение власти и стяжавших себе печальную известность ужасными преступлениями. Таковы: Юстин II-й, Тиверий II-й, Маврикий, Фока, Гераклий, кончая безобразными обликами Константа II-го, Константина III-го и Тиверия III-го. В течение всех этих царствований идёт безпрерывная война с Арабами и Персами, наводнявшими империю с Востока. С севера же приходилось отбиваться от Славян, Аваров и других. Особенно Авары громили всю империю, уничтожая и разграбляя города и сёла, вплоть до предместий Константинополя, и уводя с собою в плен всё население поголовно. Сколько денег стоили эти постоянные откупы от варваров, сколько крови пролито было в борьбе с ними! И с каждым годом разграбление становилось всё хуже и хуже. Перещепинский клад представляет, весьма вероятно, картину большого разграбления такого рода.

 

Можно себе представить какой-нибудь «почестен пир» славянскаго вождя VII-го века в его кочевом стане недалеко от Полтавы, когда на столах фигурировало всё награбленное добро: византийские и восточные золотые и серебряные блюда и сосуды. Вот, например, как описывает одно пиршество испанский посол, посетивший знаменитаго Тамерлана в Самарканде. Эпоха, конечно, другая, так как Тамерлан умер в самом начале ХV-го века, а мы говорим о VII-м веке, но картина пиршеств за эти века изменилась, повидимому, не на многое. «Перед дверьми, посереди царской палатки», разсказывает Рюи Гонзалес де Клавихо, «стоял ковчежец в роде небольшаго шкапа, в котором сохранялась посуда. Внутри стояли чашки, а на верху стояло шесть золотых кувшинов, украшенных вставленными в золото каменьями и жемчугом; кроме того, шесть золотых круглых чаш, также украшенных жемчугом с каменьями. У подножия этого шкапа стоял маленький золотой столик; в нём было тоже вделано много каменьев и очень крупнаго жемчуга; в нём был вправлен изумруд очень яркий и хорошаго цвета... Явились резники, взяли мясо и начали резать его на куски и класть в чашки золотыя

(119/120)

и серебряныя... Самым почётным блюдом были лошадиные окорока. Их положили на десять золотых и серебряных блюд. После того дали пить из золотых и серебряных кринок. Посреди дома стояли два золотых стола... на них стояло семь золотых кувшинов, два из коих отделаны крупным жемчугом, изумрудами и бирюзою, которые были вправлены в них с внешней стороны и у каждаго из них возле отверстия был рубин. Кроме того, было шесть круглых золотых чашек» и т.д.

 

Размеры моего сообщения не позволяют мне дальше останавливаться на этом интереснейшем описании варварскаго быта. Замечу только, что недолговечны были эти проблески безграничной власти и несметных богатств, был то Тамерлан или аварский хан в полтавских степях. Прошли года, и перещепинским владыкам пришлось, в свою очередь, испытывать все ужасы страха перед победоносным врагом. Приходилось спасаться бегством. С востока надвигаются новыя, ещё более одичалыя и сильныя племена, и противостоять им нет возможности. И вот, в песчаных дюнах близ Полтавы славянский князь наскоро закапывает и упрятывает свои сокровища. И надо ему отдать справедливость, — запрятал он их хорошо. Минули века, прежде нежели ветер снёс песчаныя насыпи и пастушки села Малой Перещецины выгребли из тайника золотую и серебряную утварь. Тщательно сохранили эти сокровища в течение многих столетий малороссийские пески, эти немые свидетели стольких народных передвижений. В самом деле, Украина в эпоху средних веков составляла излюбленный путь для странствований безчисленных племён, и не удивительно, что Малороссия представляет настоящую сокровищницу кладов и остатков старины всех времён. И ныне, восхищаясь Перещепинским кладом, с его великолепными тяжеловесными образчиками средневековой утвари и византийскаго ювелирнаго дела, мы поневоле позабываем о тех диких сценах грабежа и тех потоках крови, которым потомство, как-никак, обязано сохранением перещепинских сокровищ до наших дней.

Граф А. Бобринской.

 


 

[1] 1 Изображения вещей, входящих в состав клада, помещены на приложенных таблицах.

[2] 2 См. статьи М.В. Фармаковскаго и В.Н. Бенешевича в 49-м выпуске Известий Имп. Арх. Коммиссии, стр. 101-127.

[3] 1 Одна из ручек оказалась в числе вещей, приобретённых впоследствии у случайнаго скупщика, о чём подробнее изложено ниже.

[4] 1 См. об этом блюде специальную статью Л.А. Моисеева в 54-м вып. Известий Имп. Арх. Koммиссии, стр. 27-37.

[5] 1 Бенешевич 1. с.

[6] 2 В самое последнее время Б.И. Ханенку посчастливилось добыть ещё cepию золотых изделий из Перещепинскаго клада. Здесь, между прочим, красуется богатая шейная гривна с изумрудами, часть большой пряжки, много монет, бляшек, принадлежностей сбруи и т.п. Есть также и серебряная круглая ручка от одного из сосудов, описанных здесь под №4. Подробныя сведения об этих предметах будут своевременно опубликованы.

[7] 1 Сведения о судьбе города Томи и об епископе Патерне почёрпнуты мною главным образом в вышеприведённой статье В.Н. Бенешевича и в материалах, сообщённых мне профессором Ю.А. Кулаковским, которому приношу глубочайшую признательность за оказанное мне авторитетное содействие.

[8] 2 По другим источникам в 587-м.

 


 

[ Таблицы. ]   ^

Для пересчёта масштабов в правом нижнем углу каждой таблицы помещена отсканированная с ней линейка.


 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 

 


Табл. I.   ^

Блюдо епископа Патерна.

Рис. 1а — внд сверху; 1б — вид дна с клеймами; 1в — реставрация М.В. Фармаковскаго; 1г — надпись на ободке дна.

 

(Открыть Табл. I в новом окне)


Табл. II.   ^

Серебряное блюдо.

Рис. 2а — вид сбоку; 2б — вид сверху; 2в — вид дна с клеймами; 2г — ручка с надписью.

 

(Открыть Табл. II в новом окне)


Табл. III.   ^

Серебряное блюдо.

Рис. 3а — вид сверху; 3б — часть дна с клеймами.

 

(Открыть Табл. III в новом окне)


Табл. IV.   ^

Рис. 4 и 5 — гладкия серебряныя вазы.

Рис. 6 — гранёный серебряный кувшин: а — вид сбоку; б — вид сверху с частью ручки; в — головка, украшающая низ ручки; г — вид дна с клеймами.

 

(Открыть Табл. IV в новом окне)


Табл. V.   ^

Серебряная ваза для фруктов.

Рис. 7а — вид сбоку; рис. 7б — вид сверху; рис. 7в и 7г — наружный вид с двух разных сторон.

 

(Открыть Табл. V в новом окне)


Табл. VI.   ^

Серебряное вызолоченное сассанидское блюдо.

Рис. 8а — вид сверху, 8б — вид сбоку.

 

(Открыть Табл. VI в новом окне)


Табл. VII.   ^

Рис. 9-13 серебряные кубки; рис. 14 — две серебряныя пряжки; рис. 15 и 16 — пара серебряных стремян.

 

(Открыть Табл. VII в новом окне)


Табл. VIII.   ^

Рис. 17 — серебряная вызолоченная амфора (а — вид сбоку, б — вид дна с клеймом).

Рис. 18 — золотая ваза (а — вид сбоку, б — вид сверху).

Рис. 19 — золотая тарелка.

 

(Открыть Табл. VIII в новом окне)


Табл. IX.   ^

Рис. 20 — золотая ваза (а и б — вид сбоку с разных пунктов; в — вид ручки сбоку, г — вид украшения ручки сверху).

Рис. 21а и б — золотой кувшин (вид с разных сторон).

 

(Открыть Табл. IX в новом окне)


Табл. X.   ^

Золотыя вещи.

Рис. 22 — чаша; рис. 23-26 — кубки; рис. 27 — ложка; рис. 28 — ритон; рис. 29 — пряжка готскаго стиля; рис. 30 — привески от ожерелья.

 

(Открыть Табл. X в новом окне)


Табл. XI.   ^

Золотыя вещи.

Рис. 31 — мелкия вещи и обломки; рис. 32, 33, 37, 38 и 39 — разные браслеты; рис. 34 и 35 — перстни; рис. 36 — часть шейной гривны.

 

(Открыть Табл. XI в новом окне)


Табл. XII.   ^

Рис. 40 (н.в.).

Мелкия золотыя вещи: монеты и обломки.

 

(Открыть Табл. XII в новом окне)


Табл. XIII.   ^

Меч.

 

(Открыть Табл. XIII в новом окне)


Табл. XIV.   ^

Золотыя вещи.

Рис. 43 — дутая фигурка льва.

Рис. 44 и 45 — украшения седла (?).

Рис. 46-48 — застёжка и наконечники.

 

(Открыть Табл. XIV в новом окне)


Табл. XV.   ^

Золотыя вещи.

Рис. 49 — части лошадинаго убора.

Рис. 50 — принадлежности лошадиной сбруи.

Рис. 51 — гладкие листки.

 

(Открыть Табл. XV в новом окне)


Табл. XVI.   ^

Рис. 52-55 — бронзовыя, вызолоченныя пряжки различных форм.

Рис. 56 и 57 — золотыя пряжки.

Рис. 58 и 59 — золотыя застёжки.

Рис. 60 и 61 — золотые перстни с монограммами.

 

(Открыть Табл. XVI в новом окне)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки