главная страница / библиотека / обновления библиотеки
|
Курган |
Высота, м |
Вид погребения |
Пол погребённного |
Обстоятельства находки |
Находки украшений «погребального кортежа» |
Александропольский |
21 |
Впускное в центральную катакомбу |
Мужской (?) |
В западной части насыпи на расстоянии около 8 м от основания |
Шесть наверший и другие украшения вместе с остатками повозок |
Там же |
21 |
Впускное боковое |
Женский |
В нише входной ямы перед входом в дромос части двух повозок |
Узда и другие украшения вместе с остатками повозок |
Краснокутский |
8,5 |
Центральное |
Парное (?) |
На древнем горизонте остатки двух повозок, сложенных по краям прохода |
До 70 удил и другие украшения вместе с остатками повозок |
Толстая Могила |
8,6 |
Впускное боковое |
Женщина и ребёнок |
Колёса возле заклада обеих входных ям |
На выкиде женского погребения шесть наверший, четыре узды и другие украшения |
Бердянский |
8,6 |
Боковое |
Женское |
Два колеса и остатки стенок повозки у входа в камеру |
Четыре навершия, пронизи, узда |
Гайманова Могила |
8 |
Центральное №2 |
Парное (?) |
В дромосе четыре колеса и остатки повозки |
|
Там же |
8 |
Впускное боковое №1 |
Два мужских и два женских скелета |
Четыре колеса и части повозки у заслона во входной яме №1; четыре колеса во входной яме №2 |
На выкиде входной ямы №1 узда, четыре навершия и другие украшения |
Мелитопольский |
Около 6 |
Основное |
Женский |
В дромосе ярмо; во входной яме перед дромосом колёса и другие части повозки |
|
Казённая Могила |
5,1 |
Впускное №3 |
Женский, мужской (?) |
В обеих входных ямах колёса (по четыре в каждой) |
|
Двугорбая Могила |
4,5 |
Центральное |
В отдельной яме с подбоем два колеса на оси и отдельные металлические детали |
||
Курган №13, Богдановская обогатительная фабрика |
0,8 |
Центральное |
Женщина и дети |
Перед устьем камеры части повозки и два колеса |
|
Курган №43 Гайманова поля |
Впускное в основную камеру |
Парное (?) |
По входной яме три колеса и борта повозки |
Курган |
Высота, м |
Вид погребения |
Обстоятельства находки |
Пол погребённого |
Карагодеуашх |
Около 10 |
Сопровождающее |
Повозка вместе с лошадьми в погребальной камере |
Женский |
Елизаветинский, 1914 г. |
Основное |
Две четырёхколёсные повозки в дромосе склепа вместе с упряжными лошадьми |
Мужской |
|
Елизаветинский, 1915 г. |
6,4 |
Основное |
Два колеса и дышло на краю могильной ямы |
Мужской |
Васюринский |
Основное |
Железные части колесницы и её украшения в отдельной яме вместе с конями |
Мужской |
|
Марьевский |
6,4 |
Коллективное |
На уступе могильной ямы ступицы колёс и кости оленя |
запрягавшиеся волами. [1] Конные двухколёсные повозки (колесницы) впервые засвидетельствованы в Синташтинском могильнике в Южном Приуралье, датирующимся серединой II тыс. до н.э. [2] Существование парной конной упряжки у племён срубной культуры предполагал К.Ф. Смирнов. [3] Η.Н. Чередниченко опубликовал значительную серию различного рода изображений колесниц с территории Евразии второй половины II тыс. до н.э., отстаивая точку зрения о распространении упряжной лошади из евразийских степей в Средиземноморье и далее на территорию Древнего Востока. [4] Начало железного века — время широкого распространения повозок в соседних со Скифией районах в культурах раннего гальштата и на Кавказе. В эпоху скифской архаики находки повозок, насколько нам известно, отсутствуют за исключением, быть может, находки в большом кургане начала VI в. до н.э. у хут. Красное Знамя на Ставропольщине. [5]
Повозки были неотъемлемой принадлежностью быта кочевников. Античные авторы называют скифов «живущими на повозках», а способ передвижения кочевников обозначают термином άμαξεύω. [6] Повозка для кочевников была одним из символов богатства. В новелле Лукиана боспорский царь Левканов спрашивает у скифа Арсакома: «А сколько у тебя, Арсаком, стад или телег? Ведь в этом заключается ваше богатство». [7] Скифские жилища на повозках упоминают Псевдо-Гиппократ, Страбон, Диодор Сицилийский и другие авторы. [8] Гиппократ так описывает скифские повозки: «А живут они в кибитках, из которых наименьшие бывают четырехколёсные, а другие — шестиколёсные; они кругом закрыты войлоком и устроены подобно домам... В эти повозки запрягают по две и три пары безрогих волов... В таких кибитках помещаются женщины, а мужчины ездят верхом на лошадях». [9] На таких же повозках перевозили хворост для сооружения алтарей Арея, [10] провиант для войска [11] и везли к месту погребения умерших, как простых, так и знатных. [12] Во всех случаях употребляется термин άμαξα, которым в древнегреческом языке обозначались четырехколёсные повозки типа телеги, запрягавшиеся волами. [13] Воловья упряжка упоминается для перевозки жилищ и в рассказе о казни прорицателей. Были ли у скифов лёгкие конные повозки? В источниках об этом нет упоминаний. Лёгкие колесницы (τοάρμα) [14] упоминаются античными авторами, писавшими о Север-
ном Причерноморье, очень редко, причём во всех случаях речь идёт о скифских соседях или о божествах. На такой повозке, например, путешествует по Скифии Геракл в поисках быков Гериона. [15] Диодор Сицилийский, повествуя о гибели боспорского царя Евмела, рассказывает, что он ехал ко дворцу в четырёхконном экипаже (άρμα), но оговаривает, что он был четырёхколесный и с крытым верхом (σκήυη), очевидно, чтобы пояснить смысл пророчества — остерегаться «несущегося дома», [16] так как крытая повозка ассоциировалась с жилищем. [17] Лёгкая повозка с возничим фигурирует в новелле о любви Одатиды, дочери царя марафов, живших за Танаисом, и Зариадра, [18] но об этнографической достоверности этой детали рассказа судить трудно. В новелле же Лукиана дочь боспорского царя Мазэя путешествует по Скифии и Боспору в повозке (άμαξα), [19] что может свидетельствовать об отсутствии строгого разграничения в употреблении терминов άμαξα и άρμα. Очевидно, под первым термином могли подразумеваться различные четырёхколёсные повозки от тяжёлых телег для перевозки жилищ и других тяжёлых грузов, до лёгких экипажей для перевозки людей и небольших грузов и парадных выездов. О применении скифами, по крайней мере с IV в. до н.э., лёгких повозок неопровержимо свидетельствуют археологические данные.
В скифских курганах повозки встречаются в разобранном или разломанном виде, что затрудняет восстановление их конструкции. Очевидно, в погребение клали в основном колёса, реже дышло, ярмо, борта или днище. Можно выделить три основных случая местонахождения повозок в скифских курганах.
1. Вне погребения, на древнем горизонте или в насыпи. Это погребения в больших, «царских», курганах — центральное погребение Александрополя, Краснокутский курган. Особенно выразительна находка в Краснокутском кургане: остатки двух разломанных повозок сложены в две кучи по сторонам прохода к могиле, на древнем горизонте (?). Вместе с остатками повозок — около 70 комплектов уздечек и украшений. [20] В Александрополе, в западной части насыпи, на расстоянии примерно 8 м от основания найдены остатки железных частей повозки, вместе с так называемыми украшениями погребального кортежа, в состав которых входили навершия, круглые и треугольные бляхи, различные пронизки. [21] Аналогичные наборы обнаружены и в насыпи Чертомлыка, на глубине около 6 м и на расстоянии около 3 м к востоку от центра. На небольшой площади здесь обнаружены «украшения погребального кортежа» и около 250 уздечек, но остатков повозки здесь не найдено. [22] Объясняется ли это несовершенством методики раскопок или повозку здесь символизировали упоминавшиеся украшения, неясно.
2. В большинстве случаев (9) части повозок обнаружены во входной яме возле заслона перед входом в дромос: Мелитопольский курган, [23] Гайманова Могила (2 случая), Толстая Могила, [24] Казённая Могила, курган №43 Гайманова Поля, [25] Бердянский курган, [26] курган №13 у Богдаиовской обогатительной фабрики возле г. Орджоникидзе (БОФ). [27] Особенно выразительны комплексы Гаймановой Могилы, Толстой Могилы, Казённой Могилы и Кургана №13 БОФ. Во впускном погребении Гаимановой Могилы (входная яма №1) стенка повозки, скреплённая железными обоймами, служила заслоном перед входом в дромос. К заслону были прислонены четыре колеса, снятые с осей. [28] Аналогичный заслон обнаружен и в одном из дромосов впускного погребения Толстой Могилы, но здесь от него сохранился лишь деревянный тлен. От стоявших рядом четырёх колёс сохранились лишь чёткие отпечатки в глине. [29] В кургане 13 БОФ в качестве за-
слона перед входом в камеру также была использована стенка от повозки, врытая в канавку. Посредине заслона стояло колесо, второе колесо скатилось в гробницу. В ряде случаев (Носаки, курган №4, Гайманова Могила, впускная могила №4, Гюновка, курган №11, погребение №4 [30]) обнаружены остатки деревянных заслонов с большим количеством железных скоб, гвоздей и костылей, определяемые как щиты. Не исключено, что это также были стенки от повозок. Ясность в этот вопрос могут внести лишь новые археологические наблюдения. Отметим лишь два достоверных случая находок частей кузова повозки — в кургане №13 БОФ и кургане №43 Гайманова поля.
Во впускном боковом погребении Александрополя, где была похоронена знатная женщина, [31] в нише входной ямы обнаружена повозка.
Особым случаем является находка частей повозки в кургане Двугорбая
Могила. [32] Они найдены в отдельной яме с подбоем, расположенной к юго-востоку от основного погребения. Два колеса, соединённые осью, были укреплены в канавках, вырытых вдоль торцевых стенок подбоя.
В Прикубанских курганах остатки повозок встречаются на древнем горизонте у края могильной ямы (Елизаветинский курган 1915 г. [33]), в дромосе склепа вместе с упряжными лошадьми (Елизаветинский курган 1914 г.), [34] в отдельной могиле вместе с упряжными лошадьми (Васюринский курган), [35] на уступе могильной ямы с костями оленя (Марьевский курган), [36] в погребальной камере с упряжными лошадьми (Карагодеуашх). [37]
В сарматских курганах обычай сопровождать захоронения повозками ближе к скифским — они разламывались на части, после чего помещались во входных ямах, на перекрытии могил, иногда в самой могиле. [38] Как и в скифских курганах, в сарматских ни разу не зафиксированы находки частей повозок вместе с упряжными лошадьми. Во всех скифских курганах повозки встречаются вместе с конскими могилами, но, за исключением, может быть, Краснокутского кургана, эти кони не могут быть определены как упряжные. В Краснокутском кургане рядом с катакомбой обнаружена яма с четырьмя конскими скелетами, неподалеку — остатки двух повозок, четыре навершия и т.д. В Мелитопольском кургане всего одна конская могила с двумя конями, один из них с седлом. Последняя относится к центральному погребению, а в женском погребении с повозкой лошади отсутствуют. В Толстой Могиле конские погребения сопровождают лишь центральное мужское — в каждой из двух могил найдено по три коня. Рядом с лошадьми найдены подпружные пряжки. [39] Однако во впускном погребении с остатками двух повозок кони отсутствовали вообще. В Гаймановой Могиле рядом с центральным погребением обнаружены два погребения верховых коней с золотыми украшениями, [40] а во впускном погребении №1 — лишь один скелет коня, лежащий в камере. В Казённой Могиле та же картина, что и в Мелитопольском кургане, — конская могила сопровождала центральное мужское погребение, а при впускном погребении №3 лошади отсутствовали. [41] Возможно, упряжные кони были среди погребённых в дромосе впускного захоронения, в центральной катакомбе Александропольского кургана. Лишь при двух конях обнаружены остатки сёдел (всего в дромосе было более 15 коней). [42]
Вопрос о соотношении упряжных и верховых коней в скифских курганах нуждается в тщательном исследовании, однако уже сейчас можно сделать вывод о явном преобладании среди них верховых лошадей. В этом отношении скифские курганы близки алтайским, где захоронение упряжных коней отмечено только в кургане №5 Пазырыкской группы, где найдена повозка. С.И. Руденко объясняет это обстоятельство тем, что верховых лошадей у кочевников всегда несколько и они следуют за своим хозяином в загробный мир, так как на них никто не имеет права ездить. [43] В виде рабочей гипотезы можно предположить, что отсутствие в погребениях упряжных коней объясняется обычаем приносить их в жертву во время погребального обряда (ср. с древнеиндийским обрядом ашвамедха, когда жертвенного коня перед жертвоприношением впрягали в колесницу с правой стороны, а также с римским equus october, когда в жертву приносился правый конь четвёрки, запряжённой в колесницу, победившую на ристалищах). [44] Возможно, остатки этих коней встречаются среди тризны в виде шкур с головой и ногами.
Не вполне ясным остается вопрос о масштабах применения в Скифии лошади
Погребение |
Диаметр колеса |
Размеры обода |
Количество спиц |
Длина спиц |
Толщина спиц |
Форма ступицы |
Диаметр ступицы |
Длина ступицы |
Диаметр отверстия для оси |
Толстая Могила, боковая гробница, входная яма №1 |
120 |
14-15×5,5 |
12 |
36 |
Ширина около 3 |
Цилиндрическая |
20-21 |
Около 12 |
|
Там же, входная яма №2 |
12 |
5,5×2-2,5 |
Та же |
25-30 |
Около 44 |
10-12 |
|||
Гайманова Могила, впускное погребение №1, входная яма №1 |
120 |
18×6 |
12 |
3×3 |
Бочонковидная |
35 и 23 |
52 |
||
Там же, входная яма №2 |
120 |
12 |
3×5 |
Та же |
35 и 23 |
46 |
|||
Там же, центральная могила |
Ширина 7 |
30-25 |
Около 40 |
||||||
Казённая Могила, колесо №1 |
85 |
10×3-6 |
10 |
Около 20 |
2-4×3-7 |
Цилиндрическая |
34 |
Около 40 |
11 |
Там же, колесо №2 |
88-90 |
5×4 |
10 |
23-25 |
Та же |
Около 30 |
40-45 |
12? |
|
Там же, колесо №3 |
50-60 |
9×4 |
10 |
15-18 |
6×4 |
» |
18-20 |
36 |
|
Там же, колесо №4 |
Около 90 |
10? |
26 |
Бочонковидная |
30 и 22 |
42 |
9 |
||
Там же, колесо №5 |
95 |
16×4 |
12 |
25-30 |
24 у основания |
||||
Там же, колесо №6 |
30 |
||||||||
Там же, колесо №7 |
Цилиндрическая |
10 |
16 |
||||||
Там же, колесо №8 |
Та же |
15 |
25 |
||||||
Курган №13, БОФ, колесо №1 |
25 |
7 |
|||||||
Там же, колесо №2 Курган №43 |
10 |
Узкая, бочонковидная |
12 и 16 |
30 |
5,8 |
||||
Гайманова поля, колесо №1 |
Около 105 |
Толщина 5-6 |
16 (?) |
30 |
Ширина 8 |
Цилиндрическая (?) |
35 |
50 |
15 |
Там же, колесо №2 |
10-12 |
30 |
3×5 |
Та же |
35 |
37 |
20 |
как упряжного животного. По мнению С.И. Руденко, упряжными животными у скифов были преимущественно волы. [45] Н.И. Сокольский предполагал, что телеги (άμαξαι) могли запрягаться как лошадьми, так и волами. [46] К.Ф. Смирнов допускает применение волов и лошадей для запряжи в лёгкие сарматские повозки. [47] Можно с уверенностью предполагать, что коней впрягали в повозки с железной оковкой шин и большим количеством скрепляющих железных деталей, что же касается деревянных повозок, то упряжными животными здесь могли быть и волы, [48] особенно учитывая бездорожье скифских степей.
Конструкция скифских повозок заслуживает специального исследования и в настоящее время может быть определена в общих чертах *. [сноска: * Приношу глубокую благодарность В.И. Бидзиле и Б.Н. Мозолевскому за разрешение использовать неопубликованные данные о находках повозок.] Колёса пово-
зок многоспицевые, с ободом и ступицей (рис. 1, 1-4; 2, 1, 2). Судя по диаметру колёс (в основном 85-90 см, реже 120 и один случай 60), ширине обода, форме и размерам ступиц (табл. 3), применялись повозки различных конструкций. В так называемых «царских» скифских курганах (Мелитопольский, Александропольский, Краснокутский), а также Прикубанских, — колёса с железными шинами, ступицами и большим количеством металлических скрепляющих деталей в кузове. В Гаймановой и Толстой Могилах обод колёс состоял из четырёх равных дуг, скреплённых железными заклёпками, колеса из входной ямы №2 Гаймановой Могилы имели железные оковки по краям ступиц. В остальных случаях колёса деревянные. Количество спиц колеблется в основном от 10 до 12, иногда доходя до 16. Ступицы цилиндрические или бочонковидные (рис. 1, 1; 3, 1, 2).
Конструкция бортов прослежена в кургане №13 БОФ и отчасти кургане №43 Гайманова поля. В кургане №13 сохранилась одна из боковых стенок, использовавшихся как заслон. От неё остался продольный брус толщиной 4×7см со сквозными пазами длиной 6 и шириной 1,7 см. В них были закреплены поперечные планки, служившие рёбрами стенки воза (ширина планок 7,5, толщина 1,7 см). Промежутки между рёбрами достигали 30 см. Планки изготовлены из досок, причём в одних случаях они были поставлены вертикально, а в других — горизонтально. [49] В кургане №43 обнаружены отпечатки заднего борта телеги, высоту которого удалось проследить на 45 см. Он состоял из горизонтального бруска толщиной 5×4 см и длиной 1,6 м, на котором под углом были закреплены две планки толщиной 4 и шириной 5 см. В пространстве между планками на горизонтальном бруске были закреплены деревянные прутья толщиной 1,2 см. Расстояние между прутьями 1-1,5 см. То есть, в отличие от сплошных бортов в кургане №13 здесь борта были решётчатыми. В ряде случаев можно предполагать сплошные дощатые борта, стянутые при помощи железных скоб и гвоздей. Воловья упряжка была дышловой, [50] такая же упряжь существовала, судя по находке дышла и ярма в Мелитопольском кургане, [51] для конской повозки *. [сноска: * Дышло и два колеса с железными шинами найдены в Елизаветинском кургане 1915 г. Как и в Мелитопольском, повозка здесь явно конная.] Большинство повозок были, очевидно, четырёхколёсными: по четыре колеса найдено в двух погребениях Гаймановой Могилы, в Елизаветинском кургане 1914 г., по восемь колёс — в Казённой Могиле и Краснокутском кургане (от двух различных повозок (?). В боковом погребении Александропольского кургана найдены шесть колёс, очевидно, от четырёхколёсной и двухколёсной повозок.
В кургане Казённая Могила восемь колёс принадлежали, по крайней мере, к четырём различным типам (табл. 3). Колеса 1-4 разной конструкции, колесо 5 возможно близко к 4, а 6 — к 2. Колеса 7 и 8 по малым размерам ступиц также должны быть выделены в отдельные типы. В.И. Бидзиля, производивший раскопки этого комплекса, считает, что в погребение были положены колёса от различных повозок **. [сноска: ** Неясно, однако, клались в погребение старые, негодные части повозок или, по принципу «часть вместо целого», по одному колесу от нескольких принадлежавших умершему повозок.]
Отсутствие достаточных данных о конструкции скифских повозок не позволяет с уверенностью определить их типологическую принадлежность. Применение железных шин на колёсах сближает скифские повозки с гальштатскими, фракийскими и кельтскими. [52] Некоторая близость фракийских и скифских повозок, по крайней мере одного из типов, подтверждается и имеющимися изображениями на монетах Скилура и в надгробном рельефе IV в. до н.э. из Трёхбратнего кургана. На монетах Скилура, чеканенных в Ольвии, изображена четырёхколёсная повозка типа дрог, запряженная парой (?) лошадей. На аверсе — женская голова в ампике и покрывале, [53] вероятно, изображение божества (рис. 4). Такие повозки, скорее всего, обозначались греческим термином άμαξα. Такого же типа повозка изображена и на рельефе из Трёхбратнего кургана (рис. 5; 6). У неё низкие решётчатые борта и большие колёса с узким ободом и выступающей ступицей. Количество колёс неясно, так как на рельефе изображена лишь передняя часть повозки. Повозка запряжена четвёркой лошадей, а в ней возничий и женщина — героизированная умершая. Над женской фигурой, как на надгробьях, наискос, образующий как бы крытый верх повозки. [54] Близкой аналогией можно считать изображение четырёхколёсной повозки с решётчатыми стенками на фракийском надгробном рельефе конца V — начала IV в. до н.э. из Шаплы-Дере (Макри), с территории царства одрисов (рис. 7). Рельеф украшал большую гробницу. На нём, как и на рельефе из Трехбратнего кургана, изображён героизированный умерший, сидящий в повозке, которой правит возничий. Впереди траурной процессии всадник. [55] С большой долей вероятности можно предположить, что некоторые скифские повозки изготавливались на территории Боспорского царства, [56] хотя не исключены и другие источники поступления их в Скифию — подарки, военные трофеи и т.п. Основная же часть повозок изготовлялась, по-видимому, в Скифии.
Появление лёгких повозок в скифских курганах совпадает с началом их широкого применения в быту евразийских кочевников в IV в. до н.э. В V в. до н.э., судя по Геродоту, повозки не клали даже в царские погребения, а в IV в. до н.э. они становятся довольно обычной принадлежностью в погребениях знати. Как правило, повозки встречаются лишь в наиболее богатых курганах, реже — в погребениях знати
низшей иерархической ступени *. [сноска: * К последним относятся курган №13 БОФ и курган №43 Гайманова поля. По размерам погребального сооружения и инвентаря они не входят в группу рядовых погребений. См.: Бунятян Ε.П. Рядовое население степной Скифии IV-III вв. до н.э. (Опыт формализованно-статистического анализа социальной структуры по данным могильника. — Дис. на соискание уч. степ. канд. ист. наук. Киев, 1980.] Следовательно, повозка была социальным символом, [57] символом принадлежности умершего к сословию скифской знати. Наблюдается прямая зависимость между богатством погребений и конструкцией повозки, в частности, применением металлических деталей.
Повозки играли определённую роль в скифском культе, что объясняется значимостью коня в религиозных воззрениях скифов вообще и в погребальном
|
|
Рис. 5. Изображение повозки на рельефе из Трёхбратнего кургана.(Открыть Рис. 5 в новом окне) |
Рис. 6. Рельеф из Трёхбратнего кургана (прорисовка).(Открыть Рис. 6 в новом окне) |
культе в частности. Основой этих воззрений были идеи и ритуалы солярного культа — представления, связанные со священной колесницей солнца. Наглядно связь с солярным культом проявляется в рассказе Геродота о жертвоприношении коней во время поминальных обрядов через год после смерти скифского царя. Конские чучела устанавливали на столбах, к которым прикреплялись половинки колёс. [58] Интересная параллель скифекому обряду имеется в нартском осетинском эпосе. По некоторым вариантам Батрадз разрубил пополам Бальсагово колесо, погубившее Сослана, и водрузил в виде памятника на его могиле: одну половину в изголовье, а другую в ногах. [59] Как Сослан, так и Бальсагово колесо, относятся к элементам солярного культа в нартском
эпосе. [60] Индоевропейский характер колеса как символа солнца можно считать твёрдо установленным. Колёса перед входом в дромос как эмблемы солнца служили оберегами, охраняя покой умерших. Аналогичное значение имели и амулеты — металлические модели колёс со спицами — бронзовые, свинцо-
вые, оловянные, нередко встречаемые в скифских, а также сарматских погребениях [61] (рис. 3, 1, 2).
Обилие находок повозок в скифских погребениях не позволяет считать их во всех случаях принадлежностью лиц, ведавших отправлением культа, котя в целом отношение повозок к культу несомненно. Об этом, в частности, свидетельствует комплекс женского погребения в Трёхбратнем кургане, принадлежавший, по-видимому, жрице Великой Богини. Изображенная на надгробье сцена культово-мифологического характера тесно связана с кругом идей героизации умерших. Особое значение имело помещение фигуры умершей в наискос с фронтоном и двумя колоннами по краям. Семантика этого мотива, как и вообще арки, ворот, двери достаточно глубока — это граница между миром мрака и смерти и миром небесного света. С одной стороны, это олицетворение смерти, а с другой — воскрешения и нового рожденья солнца. [62]
Тем самым умерший как бы уподобляется солнечному божеству, выходящему из царства мрака. Как и солнечное божество, умерший помещается в колесницу — для путешествия в страну света. Существенно также, что повозка божества приравнивалась к его жилищу, сливалась с «передвигающимся храмом» [63] (в данном случае слияние даже чисто зрительное — наискос воспринимается как крытый верх повозки).
Существование в индоиранской среде священных колесниц, связанных с солнечным культом, факт, достаточно хорошо известный. [64] Это своеобразные храмы на колёсах, превратившиеся впоследствии в довольно сложные сооружения. Например, в Индии это просто храмы, сохранившие на цоколе изображения колёс. [65] В иранском мире изображения подобных храмов-колесниц с сильно усложнённой символикой (рис. 8) известны с сасанидского времени. [66] Та же восточная идея воплощена на римском диптихе, гранящемся в Британском музее: статуя посмертно обожествлённого императора помещена в храмоподобное святилище с колёсами на фундаменте, влекомое квадригой слонов. [67]
Последнее изображение позволяет заключить, что на рельефе из Трёхбратнего кургана изображён именно храм-
повозка с обожествлённой (героизированной) умершей, уподоблявшейся солнечному божеству. Это развитие идеи священной колесницы, хотя в иконографии явно чувствуется сочетание двух схем — изображения траурной колесницы и изображения умершей в наискосе. Описываемый рельеф остаётся, таким
образом, единственным северопричерноморским изображением храма-повозки. Поэтому трудно судить, является ли этот памятник отображением собственно скифских (иранских) идей или греко-восточных. Первое, однако, более вероятно. Кони и повозки играли важную роль в эсхатологических представлениях иранцев. В одном из пехлевийских текстов говорится, что «душа праведного восходит в рай в повозке, влекомой четырьмя лошадьми». [68] Этот мотив вознесенья представлен на митраистских рельефах: бог Митра восходит на квадригу, которой правит бог Солнца. [69] Аналогичный сюжет, видимо, изображён и на золотой пластине от головного убора из меотского кургана Карагодеуашх. Во втором ярусе пластины изображена конная повозка с возничим, явно символизирующая путешествие умершей на небеса. [70]
Сказанное не исключает хтонического аспекта божества и его мужского спутника, так как смерть и воскрешение в архаическом мышлении составляли одно неразрывное целое и хтонические божества — это прежде всего божества порождающие. В основе такого отождествления лежит представление о ежегодном (и каждодневном) умирании и воскрешении солнца и с ним всего живого.
Сходные идеи, хотя и не в таком ярком виде, отражены в памятниках изобразительного искусства фрако-малоазийского мира V-IV вв. до н.э., тесно связанного с миром скифо-сарматских степей. Известны многочисленные изображения траурных процессий с участием повозок и верховых коней на саркофагах и надгробных памятниках Малой Азии и в меньшей степени Фракии, призванные утвердить мощь и величие героизированных умерших. [71]
Представления о священных колесницах, связанных с культом огня, бытовали у большинства индоевропейских народов, в том числе у древних иранцев. [72] Данные о существовании таких повозок у степных племён Северного Причерноморья известны для эпохи поздней бронзы, [73] в скифское время существование священных повозок можно лишь предполагать. [74] Письменные и археологические источники об этом умалчивают. Судя по разнообразию в конструкции (с железными деталями и без них, двухколёсные и четырёхколёсные), для погребений использовались обычные повозки, применявшиеся в быту для перевозки лёгких грузов и людей, а также как парадные. [75] Они могли имитировать священную повозку. В могилу они помещались как личная собственность умерших. Повозки встречаются в погребении женщин, мужчин и детей (Толстая Могила — единственный
случай), причём в женских чаще, чем в мужских (см. табл. 1). [76] Повозки предназначались для путешествия в них умерших в загробный мир. Имеются основания полагать, что это путешествие было не одинаковым для мужчин и женщин — мужчины ехали верхом, а женщины, как и при жизни, в повозках. Об этом свидетельствуют находки в Карагодеуашхе и Пазырыкском кургане №5 (мужчину сопровождали верховые кони, а женщину — повозка), а также изображение культово-мифологической сцепы на рельефе из Трёхбратнего кургана. Интересные аналогии имеются и в индоевропейской мифологии. В скандинавском эпосе эпохи викингов герой Сигурд направляется в загробный мир верхом, а его жена Брюннехильд едет за ним на повозке. [77]
В Прикубанских меотских курганах, в отличие от скифских и сарматских, повозки являются собственностью мужчин. Одна из них, обнаруженная в Васюринском кургане, определена М.И. Ростовцевым как военно-спортивная. [78]
Некоторые данные позволяют предполагать связь повозок с культом женского божества: изображение повозок на монете Скилура (на авересе голова женского божества), на рельефе из Трёхбратнего кургана, [79] на пластине от женского головного убора из кургана Карагодеуашх. [80] На одной из втулок дышла, найденного при упряжных конях в Ставропольском кургане, вытиснено изображение солнечной богини. [81]
Таким образом, в скифских погребениях встречаются конные повозки (чаще — колёса) различной конструкции, служившие для перевозки людей и лёгких грузов. Эти находки встречаются в погребениях знати различного ранга, следовательно, повозки были символом социальной принадлежности умершего именно к этому слою общества. Несомненна значительная роль коня и повозки в эсхатологических представлениях скифов. Представления о священной солнечной колеснице, свойственные религиозным верованиям иранцев, отображены и в памятниках религиозного искусства скифов, особенно ярко — на рельефе из Трёхбратнего кургана.