главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки
А.Н. БернштамОчерк истории гуннов.// Л.: ЛГУ. 1951. 256 с.Постраничная нумерация сносок сохранена в верхнем индексе. Глава XII. Аварский каганат.
История наследников Аттилы — Ирнаха и Денгизиха — это история распада гуннского объединения. Она начинается, примерно, с 461 г. (свидетельство Приска) 1. [1] Уже к концу V в. н.э., когда, согласно западным и армянским источникам, гунны возвращаются на Восток, они выступают там под иным названием. Прокопий и Моисей Хоренский называют предводителя белых гуннов, разбивших Пероза, «Кушнавар». В имени этого полководца сочетались два слова: кушан — термин, которым ряд армянских историков обозначает кочевников, т.е. кушан Средней Азии, и аваз=авар, имя известных преемников гуннов в Восточной Европе. Появление термина авар не совсем ясно. Отметим, что Днепр назывался термином Гунновар, в котором объединены два названия гунн+авар 2. [2] В сокращённой форме термины авары и гунны сохранялись в племенном названии вархониты, являющемся изменением словосочетаний yap+хуни. Появление этого названия в письменных источниках падает на начало второй половины VI в., (примерно 557 г.) Приск упоминает в 461-465 гг. аваров, которые разбили савиров, потеснивших, в свою очередь, сараугуров, угуров и оноугуров, и отправивших в Константинополь посольство 1. [3] Э. Шаванн считал, на основании данных Феофилакта, что Уар и Хуни — имена двух наиболее древних уйгурских князей, положивших качало двум родам, на основе которых возникли впоследствии вархониты: «они выявляются в наиболее знаменитых двух родах уйгуров Уар и Хуни, имена которых происходят от двух наиболее древних уйгурских принцев» 2. [4]
Вархониты и авары были «псевдоаварами». Действительных аваров, или собственно аваров, Эд. Шаванн видит в кермихионах. Маркварт считал, что кермихион состоит из двух слов: Керм — червь и Хион — название жуаньжуаней, известных на Востоке в V-VI вв. н.э. Так как жуаньжуань есть имя насекомого, которым китайцы презрительно называли племена Мокулу, то это презрительное название сохранилось и на Западе в иранской форме Керм+Хион. Эд. Шаванн предполагал, что разбитые в 50-х годах VI в. тюрками жуаньжуани прибыли на Запад, где они образовали аварский союз и от псевдоаваров отличались своим названием «кермихионы» 3. [5]
В. Томсен показал, что племена «апар апурым», упоминаемые в древнетюркских рунических текстах, и есть авары, пе- реселившиеся из Центральной Азии в Европу, Но предполагать миграцию всех жуаньжуаней в Европу вряд ли приходится 1. [6] Надо считаться с тем, что по пути предполагаемой миграции имелись полуосевшие массивы племён Средней Азии, в частности Кангюй и эфталиты. Поводом к миграции жуаньжуаней мог бы являться разгром их тюрками в 550 г. Но авары известны на Западе уже во второй половине V в. (в 461 г.). То же следует сказать и о племенах уйгуров, имена которых с разными аттрибутивными префиксами известны были на Западе раньше, чем на Востоке. Надо принять в этой части утверждение В.В. Радлова, что все разновидности уйгуров — кутургуры, утургуры, сарагуры и оногуры — колена и членения племени уйгуров; их названия — западнотюркского происхождения 2. [7] Термин авар — греческое произношение термина абар. Русские летописи знают обров, арабский писатель Ибн-Хордадбех отмечает (наряду с хазарами) абаров или аваров 3. [8]
Аварское общество, повидимому, состояло из четырёх основных элементов: 1) местного, 2) гуннского, 3) тюркского (эфталитского), 4) жуаньжуаньского. Жуаньжуани после их разгрома в какой-то части были, наверное, включены в состав тюркских орд Средней Азии, связь которых с югом России бесспорна, Одна часть жуаньжуаней вошла в состав тюрков Монголии, другая бежала в Китай. В непосредственной связи с западнотюркским каганатом возникают хазары 4. [9] Это проникновение монголо-тюркских племён в Восточную Европу не снимает возможности автохтонного возникновения аварского союза как непосредственного «наследника» гуннского образования.
Однако вопрос о происхождении аваров нельзя считать ещё окончательно выясненным. По сочинениям византийских авторов известна только их политическая история. Прежде чем переходить к собственно аварскому периоду, следует кратко остановиться на последнем периоде истории гуннов.
После распада объединения Аттилы вновь появляются многочисленные племена, которые откололись от гуннов и пред- ставляли в течение некоторого времени совершенно автономные образования.
Мы можем только по некоторым данным констатировать рост рабовладельческих тенденций, которые были сметены возникновением аварского объединения. Аварское объединение по своему хозяйственному облику так же, как и предшествующее, было «гуннской» (варварской) реакцией среди разнохарактерных по своему социально-политическому строю племенных образований Восточной Европы. Эта разнохарактерность и явилась основным препятствием в сложении аварского союза, бывшего значительно меньшим и по объёму и по значению, чем гуннский.
Отметим те основные племенные образования, которые были связаны с гунно-аварским объединением. Здесь, прежде всего, нужно выделить: 1) утургуров, 2) кутургуров, 3) сабиров, 4) позднее болгар (для Восточной Европы) и 5) эфталитов или белых гуннов для Средней Азии.
Появившиеся на территории Восточной Европы племена гуры с их различными аттрибутивными префиксами (кут — счастливый, он — десять, ут — огонь (или трава), сары — жёлтый), являются ордами уйгуров, в конце V в. (492 г.) разбитыми к Западу от Алтая жуаньжуаньским каганом Дэулунем и его дядей Нагаем. С этого времени уйгуры (по-китайски гаогюй) оказались разбитыми на несколько частей, причём одна часть их откочевала на Запад. Получили они свою самостоятельность после разгрома гуннов, когда вообще в степях Восточной Европы выступают частные племенные названия.
Утургуры и кутургуры назывались гуннами-киммерийцами и составляли две ветви гуннского племени. Утургуры обитали в области от впадения Дона в Азовское море и вплоть до Боспора Киммерийского. Кутургуры занимали место между Тиссой и Дунаем. Утургуры проникли в Крым, где столкнулись с «готами-тетракситами» 1. [10] Кутургуры в 551 г. вошли в союз с гепидами против лангобардов.
Император Юстиниан, стремясь к умиротворению кутургуров, заключил союз с утургурами, которые после победы «готов-тетракситов», разбили кутургуров, взяв множество их в плен. Покорению кутургуров утургурами много способствовал Рим. Оправившись после поражения, кутургуры в 559 г. под предводительством Забергана перешли Дунай и разгромили несколько восточноримских провинций. Юстиниану удалось снова поднять утургуров под руководством Сандилаха против кутургуров 1. [11] Борьба племен между собою ослабила их; авары получили тем самым возможность подчинить их себе и сделать своими подданными.
Сабиры или савиры (уйгуры?) сложились в «нацию», по выражению Ю. Клапрота, из нескольких родов 2. [12] В середине V в. (указан 456 г.) они обитали на Северном Кавказе и входили в состав аварского каганата, где были под непосредственным началом урогов или онугуров. До этого ещё в 516 г. они проникли через Каспийские ворота в Армению, заняли также Каппадокию, Галатию и Понт, вплоть до Евхатии, которую, однако, не покорили.
В 528 г. сабиры участвовали в восстании маздакитов, как и эфталиты, но были разбиты византийскими войсками под командой Дорофея. В 531 г. сабиры, снова пройдя через Каспийские ворота, напали на византийские владения в Армении, на Евфрате, в Киликии и Киррестике. В 555 г. 2000 сабиров под командой Балмаха, Кутилсиза и Илигера в союзе с Византией выступают против Ирана. В это время сабиры представляли собою ещё внушительную военную силу. К 558 г. они были разбиты вархонитами и осели в Албании, а в 585 г. их покорили византийцы. Последнее упоминание относится к 585 г., когда сабиры составляют часть византийских войск, но ещё в 622 г. они участвуют в войсках Ираклия против Сасанидского Ирана. Заключительным этапом их истории является подчинение болгарам.
«Булгаре Сибирами или Сербами называли слуг и рабов, и в этом смысле слово Серб не только употреблялось Булгарскими Славянами, но и соседями их, Сербами, отчего в древних Сербских законах человек простой, подданный (plebeujus, rustiens) иначе не называется как Сербом. Даже теперь (1837 г., — А.Б.) несмотря на всякого рода перемены Сербы и Далматы называют селянина себар, сибор, ципор и т.п. Таким образом, из собственного и народного имени Сабиры, или Себиры, образовалось общее (нарицательное) Серб (селянин, деревенский житель, крестьянин)» 3. [13] Такого типа изменения семантики племенных названий неоднократны. Такие названия возникали вообще довольно часто, ибо труд земледельца, в представлении варвара-кочевника, был уделом прежде всего раба. Об этого типа отношениях говорил Ф. Энгельс: «...добывание средств к существованию соб- ственным трудом стало признаваться делом, достойным лишь раба...» 1. [14]
Значительное место в племенном составе аварского союза занимали ещё болгары.
Происхождение дунайских болгар во многом не ясно и требует специального изучения. Споры об их этногенезе в буржуазной науке не привели ещё к положительным результатам. Всего вероятнее, что дунайские и волжские болгары — автохтонные образования. Во всяком случае, как уже доказывали Дринов и Иречек, образование дунайских болгар тесно связано с местными автохтонными славянскими и фрако-иллирийскими этническими образованиями. Этногенетический процесс у обоих болгарских образований происходит в отличных от гуннов условиях. Дунайские болгары были захвачены в орбиту гуннского завоевания и временно подверглись гуннскому, позднее аварскому влиянию, которое сказалось в их языке в виде тюркской лексики 2. [15]
Как следует из перечисления племенных групп, имена которых стали известными после разгрома гуннов, Восточная Европа не была охвачена политической властью аваров. Авары оказались политически намного слабее гуннов и включили в свой состав значительно меньшее количество племён. Однако авары сохраняли кочевой образ жизни, о чём свидетельствуют византийские авторы, В этом отношении авары явились продолжателями традиций западных гуннов, уже на высшем этапе развития общественных отношений.
Историю аваров следует писать в связи с историей современных им варварских союзов типа болгарских и историей Византии. Этой задачи мы перед собой не ставим. Попытаемся дать лишь основную хронологию главнейших политических событий.
Авары не представляли собой мощного племенного образования. Союза, подобного гуннскому, они создать не могли и являлись, повидимому, относительно немногочисленной ордой, органически не связанной ни с болгарскими племенами, ни со славянскими. Объясняется это и ростом могущества указанных племенных союзов, ростом социального расслоения внутри аваров и теми поражениями в конечном счёте, которые им нанесли франки. Характерно, что в своей массе аварское искусство, известное нам по археологическим данным, являет собой искусство уже классового общества.
Появление аваров, как кочевников, на юге Восточной Европы вызвано было, как мы указали уже: 1) экспансией тюрок в Закаспий и 2) возвышением феодализирующихся кочевых племён, происходящих от древних гуннов, выступающих в южных степях под новым племенным названием «аваров».
Оставшиеся после распада гуннского объединения кочевники — непосредственно гуннского происхождения; назывались они по имени их предводителя Оуара 1. [16]
Византиец Менандр сообщает, что авары «после долгого скитания пытались установить через своего посланника Кандиха связь с римлянами, требуя от последних дани и обещая ему (Юстиниану, — А.Б.) защиту римских владений». Менандр далее отмечает, что «авары завели войну с утургурами с залами (уннского племени, — А.Б.) и сокрушили силы савиров» 2. [17] Дальнейшая история аваров связана с разгромом антов (557 г. н.э.) и убийством антского посланника Мезамира за дерзкое обращение его с аварским каганом 3. [18]
Авары находились в конфликте и с западными тюрками, их хаканом Силзивулом. После покорения сабиров, утургуров и кутургуров, авары напали на антов, которые отправили к ним посла Мезамира. Последний и был ими убит по совету некоего Котрагига (559-561) 4. [19]
Авары требовали у римлян земли для поселения и отправили в 562 г. специальное посольство к Юстиниану. Однако посланники были задержаны, так как некто Икунимон предал их, рассказав, что авары задумали восстание немедленно после переселения в римские земли. Задержка послов отмечается и Менандром в качестве причины возникновения недовольства аваров римлянами и попытки их хакана Баяна разбить римлян.
Шафарик указывает, что «авары, между прочим, и оттого ещё так упорно налегали на восточных антов, чтобы, наведши страх на прочих западных славян, тем легче можно было через них открыть себе путь в средину Европы, Панонский Подунай, этот рай кочевых и разбойничьих племён» 1. [20]
Их стан, делившийся на девять больших кругов, обведённых рвом и насыпями (567-568), «занимает обе стороны Дуная, откуда они слишком 250 лет ужасным образом громили и теснили окрестные народы» 2. [21]
Шафарик также предполагает, что в это время (в 563 г.) произошло покорение дулебов при вторжении аваров в Венгрию. Дулебы жили между Бугом и Стырем и проникли в Венгрию через Татрские горы у Дуклы 3. [22] Это был один из древнейших и наиболее могучих союзов славянских племён, сохранивших своё значение несмотря на поражение, нанесённое им аварами. Очевидно, что его сложение произошло вслед за распадом гуннского племенного союза 4. [23]
Аварам удаётся в течение ряда лет получать дань с римлян. Они не могли распространять своей экспансии на Восток, так как там, в частности над эфталитами, господствовали западные тюрки. Естественно, что после отказа римлян (примерно в 565 г.) платить аварам дань, авары ориентируются на Запад.
Благодаря постоянным взаимоотношениям аваров с римлянами до нас дошли указания, что авары сносились с аланами, в частности они просили аланского царя Сароса облегчить им доступ в Константинополь.
Византия знала, что авары находились под властью тюрок 5. [24]
В силу многоплеменности аварского каганата трудно установить их этническое происхождение, тем более, что до сих пор не установлена этническая принадлежность жуаньжуаней, часть которых вошла в состав аварского каганата. Можно ука- зать, что в аварском каганате были тюркоязычные племена, славянские, вероятно и угрофинские. Отмечаются и монгольские элементы. Так, например, имя предводителя аваров «Баян» не что иное, как монгольское слово богатый. В племенном названии «вархуниты» окончание «т» одна из монгольских форм множественного числа. Возможно, что монгольские элементы в аварском союзе были принесены жуаньжуанями, монголизм которых в настоящее время более или менее установлен 1. [25] Византийские и западноевропейские источники (например Менандр, Павел Диакон) связывают аваров с гуннами, указывая (Менандр) на сходство аваров с гуннами, в обычаях и языке, или на генеалогическую связь аваров с гуннами (Павел Диакон). Поражал византийских историков явно восточный обычай ношения аварами кос.
Всё это лишь доказывает, что аварский каганат, независимо от того, в каком количестве входили в него пришельцы, продолжил историю местных племенных образований на новом этапе варварского полугосударства. Письменные источники мало что говорят об экономике аваров. Как уже указывалось, ещё в 562 г. они отправляли посольство к Юстиниану с просьбой предоставить им земли для поселения. Можно предполагать, что они собирались переходить на пастушеские формы скотоводства, т.е. сосуществующего с земледелием. Стан на Дунае являлся основной их ставкой. Здесь была создана возможность оседающим аварам заняться земледелием, тем более, что в составе каганата были славянские племена, знавшие задолго до этого земледелие. Однако ещё в конце VI в. авары, как правило, были скотоводами.
Константин Багрянородный сообщает: «Каждый год из других городов Далматии собирались конные воины и около тысячи были посылаемы из Салоны стоять стражей на реке Дунае ради аваров. Авары же жили на том берегу реки Дуная, где теперь тюрки, и вели кочующий образ жизни. Приходившие каждый год из Далматии видели часто за рекой скот и людeй. Однажды они решили переправиться, чтобы узнать, кто там живет. Переправившись таким образом, они нашли одних женщин и детей аваров, мужчины же и юноши были в походе» 2. [26] Это свидетельство указывает на общую экономическую основу аваров и гуннов-скотоводов. Авары были кочевниками-скотоводами, расширявшими свою экономическую базу посредством грабежей и завоеваний. Завоевание служило обмену с земледельческими народами, получению рабов, данников и новых территорий.
Почти нет сведений и о социальном строе аваров. Известно, что внутри аварского племенного союза особую, руководящую роль имело племя «Вархуни». Ряд подчинённых им племён, в том числе гепидов, они рассматривали как своих рабов, получали с них регулярную дань, главным образом продуктами земледельческого производства. Так, например, в качестве выкупа из плена Сигиберта франкские племена дали аварам муку, овощи, овец и быков. Менандр, обобщая, указывает, что авары требовали от гепидов «десятую часть всех четвероногих», а в случае победы лангобардов над гепидами требовали себе половину предполагаемой добычи и «всю землю гепидов». Существенной стороной в жизни аваров являлась война, покорение племён и взимание даней деньгами или земледельческими продуктами, либо просто грабёж. Авары, судя по лапидарным данным письменных источников, знали рабство, были знакомы уже с примитивными формами эксплоатации, но классовые отношения были лишь в зачаточных, «детских» формах.
Благодаря посольству Маниаха в 568 г. и ответному Земарха римляне непосредственно связались с тюрками и узнали, что последние считали аваров своими подданными. С этого времени авары и назывались псевдоаварами.
Отказ Византии платить дань дал повод аварам направиться в Западную Европу, где они, по свидетельству Григория Турского, имели столкновения с племенами, населявшими Тюрингию, воевали с австразийскими франками во главе с их королём Сигибертом 1, [27] захватив даже его в плен на Эльбе.
В 570 г. от аваров в Византию был послан некий Апсих. Только после удачного сражения с византийским полководцем Тиверием договор, предложенный аварами, был утверждён и выполнен.
Боясь военных столкновений с азиатскими тюрками, авары заключают союз с Византией и пользуются её защитой. Это вызывает негодование предводителя тюрок Турксанфа, который говорил византийскому послу Валенту (576), что «вархониты» являются подданными и рабами тюрок 2. [28] Тюрки считали своими подданными не только вархонитов, но и утургуров.
В 578 г. авары, по настоянию Византии, выступают против напавших на неё славян и их предводителя Лаврентия 1. [29] Под предлогом военных действий против славян Баян врывается в Паннонию, и возобновляется борьба с Византией за город Сирмий 2; [30] авары использовали момент, когда Византия была отвлечена войной с Ираном. Борьба за Сирмий кончилась успешно для аваров. Мир с Ираном был заключён Византией в 591 г.
Несмотря на частичные победы Византийской империи над славянами (593), положение аваров на политической арене не улучшается особенно из-за натиска со стороны западных тюрок Средней Азии. С войнами со славянами связано проникновение аваров в области, расположенные на восток от Эльбы. На запад от Эльбы авары проникли до Тюрингии.
В начале VII в. авары заняли Далматию вплоть до Тимока. Феофилакт предполагает, что усиление аваров произошло благодаря приходу с востока новых племён под начальством Забендера — тарниахи и котсагиры или, как предполагает Клапрот, им на помощь пришли кутургуры и булгары, обитавшие ранее на севере Чёрного и Азовского морей 3. [31]
Историческое значение полководца аваров Баяна Тьерри склонен сравнивать со значением Чингиза, Тимура или Аттилы. Этот автор даёт отрицательную характеристику Баяну, жадному, вечно стремящемуся к наживе и богатству 4. [32] С именем Баяна связаны походы на лангобардов, разбитых им в 610 г.
Павел Диакон (автор VIII в.) сообщает, что его предки были в неволе у аваров после того, как те разбили лангобардов. Описывая историю короля лангобардов Аудигуна и вождя Альбуина (конец VI — начало VII в.), тот же автор дает следующее чрезвычайно ценное указание: «Альбуин вступил в вечный союз с аварами, которые первоначально назывались гуннами, впоследствии же по имени своего народа были названы аварами» 5. [33]
В света этого указания Павла Диакона можно предполагать, что вархониты были этнически связаны с родом «авар» (абар, ауар), быть может древним гуннским родом, объединившим, подобно более древним гуннам, кочевые племена причерноморских степей. Вархониты — продолжение аттиловского рода; псевдоавары и авары суть те племена, которые объедини- лись вокруг этого рода. Повидимому, в конце V в., после распада гуннской орды и выделения утургуров, кутургуров, онугуров, сарагуров и всех разновидностей болгар, остался гуннский род, который продолжал свою историю под новым именем аваров.
Авары вместе с лангобардами выступали против гепидов и их предводителя Гунимунда. Они заняли территорию гепидов, а позднее, как уже было отмечено, разбили и лангобардов (610 г.).
Разгром гепидов, союзников Византии, авары произвели вместе с лангобардами, требуя от них, как было выше указано, «десятую часть всех четвероногих и если они одолеют неприятелей, то чтоб лангобарды уступили аварам половину добычи и всю землю гепидов» 1. [34] В это время авары объединяли многие племена. Баян согласился было уйти из византийских владений, потребовав с римлян сравнительно небольшую дань, но оскорблённый недипломатическим поведением римских посланников «приказал десяти тысячам уннов, называемых контригурами (кутургуры, — А.Б.), перейти реку Саву и разорить Далматию, а сам со всем находившимся при нем войском направился через Истр и имел пребывание в пределах Гепидских» 2. [35] Известны дальнейшие попытки Баяна требовать с византийцев дань. Так, например, отмечу посольство Таргития, требовавшего дань, которую выплачивал Юстиниан кутургурам и утургурам, «так как в настоящее время этими народами обладает Баян, ты также выдашь нам (аварам, — А.Б.) Усдивада, Гипеда и его людей; никто не станет отвергать, что это рабы Баяновы» 3. [36] В своё второе посольство Таргитий требовал город Сирмий и дань за все годы. Посольства Таргития были неудачны и кончились войной аваров с византийцами.
В это время авары господствуют над славянами, болгарами и гепидами. В 626 г. они нападают на Константинополь и терпят крупную неудачу.
Вся история аваров — история торговой или военной связи их с византийскими провинциями, племенами и народами в области Дуная, где они в значительной степени ассимилировались местным населением 4. [37] В конце VIII в. они подверглись нападению со стороны Карла Великого, который в 791 г. раз- бил аваров; пятью годами позже Эрик Фриул захватил их главные лагери и забрал большую добычу. К этому времени относятся неудачные вначале попытки распространения среди аваров христианства. Ревностным проводником этого был Тудун, убитый аварами. Авары избрали нового кагана и начали войну с Пипином Италийским, сыном Карла. В этой войне франки разбили аваров и прогнали их вплоть до Дравы и Дуная 1. [38] Одна часть аваров была перебита, другая сохранилась на Тиссе, где авары жили до 809 г., т.е. до усиления политического могущества болгар.
По существу уже к концу VII тем более началу VIII в. авары теряют свою силу, и их история идёт по иному пути, чем история гуннского союза.
Под зависимостью франков авары ещё управлялись своими ханами 2. [39] Аварские ханы, равно как и славянские воеводы, были под управлением франкского маркграфа, повелителя марок Паннонской и Фриульской. Первым маркграфом был Герольд Баварский — брат жены Карла (до 799 г.), последним — Эрибо (два раза — в 876 г. и с 882 г. по 887 г.), после чего маркграфство было уничтожено венграми 3. [40] Так окончилась история попытки реставрации мощи гуннского племенного союза в дофеодальном государстве аваров.
[1] 1 Об истории аваров и, в частности об указанном упоминании Приска см.: Н. Howorth. The Avars. JRAS, XXXI, нов. сер., 1889, стр. 721-810. О Приске см. стр. 722. Краткая история аваров изложена мною совместно с М.И. Артамоновым в «Истории СССР» (ч. 3-4).[2] 2 На лезгино-аварском языке река называется or, hor или wor. X. Хоурс отмечает единый для гуннов и современных лезгино-аваров термин для обозначения воды, реки, так как, по Иордану, гунны называли Днепр Hunnivar (см.: Н. Howorth, ук. соч., стр. 729; см. также его сравнение 13 собственных имён: ук. соч., стр. 728). Не является ли термин вар родственным авестийско-эфталитскому термину вар — город, поселение? В связи с этим напрашивается этимология: авархуни — «гунны поселений», «осёдлые гунны».[3] 1 Приск. Цит. по: Г.С. Дестунис. Сказания Приска Панийского, стр. 87. Вообще эта часть сочинения Приска не достоверна и, быть может, только приписана Приску.[4] 2 Ed. Chavannes. Documents sur les Tou-kiue Occidentaux, СПб., 1903, стр. 231. Я предполагаю, что имя владетеля Хуни в области Судэ (по китайским источникам) есть название племен гунно-хионов. С. Толстов считает, что «Хуни китайской хроники — не кто иной, как Куноха, царь среднеазиатских гуннов-кидаритов, который, по византийским данным, в 468 г. вёл упорную войну с сасанидами и был разбит шахом Ирана Перозом» (См. его: По следам древнехорезмийской цивилизации, М., 1948, стр. 213).[5] 3 Ed. Chavannes, ук. соч., стр. 232. О восточном происхождения аваров см.: Р. Pelliot. L’origine de T’ou-kiue Nom Chinois de Turcs. ТР, 1915, стр. 2 сл; см. также: P. Pelliot. Neuf Notes sur des questions d’Asie Centrale. ТР, 1920, стр. 250. — Он жe. La Haute Asie, стр. 12. — C.A. Macartney. On the Greek Sources for the History of the Turks in Sixth Century. BSOS, XI, ч. 2, 1944, — H. Howorth, ук. соч., стр. 723. X. Хоурс полагает, что авары были монголами (ук. соч., стр. 721-22). Иную точку зрения см. у С. Толстова (Города гузов. СЭ, вып. 3, 1947), где автор склонен в термине «керм» видеть также слово «город», «поселение», тогда «авархуни» и «кермихион» по существу одно и то же понятие — «гунны поселений», т.е. гунны «болотных городищ Сыр-дарьи». О монголизме аваров см. вышеуказанные работы П. Пелльо. Ср. также: J. Marquart. Über des Volkstum der Komanen. Osttürkische Dialektstüdien. Abbandlungen d. Köngl. Geselschaft d. Wiss. zu Göttingen, Phil. Hist. Class., нов. сер., VII-XIII, Berlin, 1914, стр. 71 сл.; ср. Р. Pelliot. А propos des Comans. JA, 1920, стр. 17. О миграции жуаньжуаней и идентичности с ними аваров см.: J. Mагquaгt, ук. соч., стр. 74; ср.: Р. Рelliоt, А propos des Comans, стр. 17.[6] 1 Миграцией жуаньжуаней на запад объяснял возникновение объединения аваров еще Дегинь: Deguines. Histoire de Huns des Turcs, des Mongols et des autres Tartares occidentaux, стр. 334, 355, Апар-апурым теперь (P. Pelliot, JA, 1914) читают раздельно. Апар — авары; Пурым — Фолинь, т.е. Римские владения в Малой Азии. См. В. Ögel, Göktürk yazitlarinin «apurum» lare ve «fu-lin» problemi, Türk Tarih Kurumu, Belleten, b. 33, istanbul.[7] 2 B.B. Радлов. К вопросу об уйгурах. Прил. к т. LXXII ЗИАН, вып. 2, стр. 14.[8] 3 Ср. далее; см.: Н. Hоworth, ук. соч., стр. 724.[9] 4 Что убедительно доказывает М.И. Артамонов в своей работе: Очерк древнейшей истории хазар. Л., 1937.[10] 1 А.А. Васильев. Готы в Крыму. — Он же. Ранняя пора христианства и эпоха переселения народов. Изв. ГАИМК, I, 1921, стр. 247-344 (отд. оттиск) II, стр. 179-282.[11] 1 J. Klарroth. Tableaux historiques de l’Asie. Париж, 1825, стр. 255.[12] 2 Там же, стр. 256.[13] 3 П. Шафарик. Славянские древности, I, кн. 2, стр. 103. О том, что сабиры были предками хазар, см.: А. Крымский. Из истории Северного Азербайджана. Сб. С.Ф. Ольденбургу, 1934, стр. 296, прим. 4.[14] 1 К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XVI, ч. I, стр. 140.[15] 2 О болгарах см.: Ю.И. Венелин. Критические исследования по истории болгар. М., 1849. — И. Иречек. История болгар. Одесса, 1878; см. рецензию: В. Mакушeв. История болгар в труде Иречека. ЖМНПр., 1878, апрель и май. У Иречека и Макушева см. литературу вопроса. По всей вероятности, бурное развитие земледелия у болгар и их оседание приводят к иному пути этногенеза, сходному со славянским. Во всяком случае, древнетюркский пласт языка отражает стадию до их оседания. Категорически против древнетюркских элементов в истории болгар ныне выступает акад. Н.С. Державин (см. его Историю Болгарии, I; ср. его статью: СЭ, вып. 1, 1946; см. нашу рецензию в: ИАН ОИФ, IV, вып. 3). На роль фрако-иллирийских элементов в этногенезе Средней Азии, что отмечает связь степей от Дуная до Сыр-дарьи, указывает С. Толстов; см. его: По следам древнехорезмской цивилизации. — Он же. Из предистории Руси. СЭ, вып. 6-7.[16] 1 J. Кlаргоth, ук. соч., стр. 262.[17] 2 ВизИ, стр. 324. — Штриттер. Известия Византийских историков, объясняющие Российскую историю древних времен и переселения народов. СПб., 1770-1775, стр. 90. — Н. Howorth, ук. соч., стр. 733.[18] 3 Шриттeр, ук. соч., стр. 92.[19] 4 П. Шафарик, ук. соч., II, кн. 1, стр. 92-93. Ср.: ВДИ, вып. 1, 1941, стр. 247.[20] 1 П. Шафарик, ук. соч., II, кн. 1, стр. 93.[21] 2 Там же, стр. 93-94.[22] 3 Там же, стр. 94. О дулебах, как известно, сохранила воспоминание и русская летопись. См.: Повесть временных лет по Лаврентьевскому списку. Л., 1926, стр. 11. «В си же времяна быша и Обри иже ходиша на Ираклия царя и мало его не яша. Си же Обри воеваху на Словенах, и примучиша Дулебы, сущая Словены, и насилье творяху женам Дулебьским: аще повхати будяше Оборину, не дадяше въпрячи коня ни вола, но ведяше въпрячи 3 ли 4 ли, 5 ли жен в телегу и повести, Обърена, и тако мучаху Дулебы. Быша об Объре телом велици и умом горди, и бог потреби я, и помороша все, и не остася ни един Обърин, и есть притъча в Руси и до сего дне: погибоша аки Обре, ихже несть племени ни наследъка».[23] 4 См.: Б. Греков. Киевская Русь. Изд. 4-е, 1944, стр. 251-252. — В. Мавродин. Образование древнерусского государства. 1945.[24] 5 Am. Thierry, Histoire d’Attila et des Succeseurs, I, стр. 399.[25] 1 Р. Рelliоt, JA, апрель — июнь 1925.[26] 2 Константин Багрянородный. О фемах и О народах. С пред. Гаврила Ласкина, М., 1899, стр. 118. О номадном характере общественного строя аваров см.: Н. Howorth, ук. соч., стр 727.[27] 1 Am. Thierry, ук. соч., I, стр. 408-409. — Deguiпes, ук. соч., стр. 355-356, — ВизИ, стр. 359, прим. — Н. Hоwогth, ук. соч., стр, 734.[28] 2 ВизИ, стр. 419. — Н. Howorth, ук. соч., стр. 742.[29] 1 ВизИ, стр. 433. — Н. Hоwогth, ук. соч., стр. 743.[30] 2 Deguines, ук. соч., стр. 361.[31] 3 См.: J. Klaproth, ук. соч. — Deguiпes, ук. соч., стр. 364-366.[32] 4 Deguines, стр. 411. Напоминаем, что это не собственное имя, а титул «князь»; монг. Bain — богатый.[33] 5 М. Стасюлевич. История средних веков, стр. 301. Сообщение Павла Диакона.[34] 1 ВизИ, стр. 386.[35] 2 ВизИ, Сообщение Менандра, стр. 391. — Deguines, ук. соч., стр. 356 сл.[36] 3 ВизИ, Сообщение, стр. 393. — Н. Howorth, ук. соч., стр, 738.[37] 4 О связях аваров с местным населением, главным образом славянами, см.: П.Н. Третьяков, Восточнославянские племена, М.-Л., 1948, стр. 94-99.[38] 1 Deguines, ук. соч., стр. 358-360. По существу же в VII в. аварский каганат потерял своё политическое значение и Карл лишь довершил их политический разгром.[39] 2 П. Шафарик, ук. соч., II, кн. 2, стр. 68.[40] 3 Там же, стр. 78-79. — Н. Hоwогth, ук. соч., стр. 806 и сл.
наверх |
главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки