главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки
А.Н. БернштамОчерк истории гуннов.// Л.: ЛГУ. 1951. 256 с.Постраничная нумерация сносок сохранена в верхнем индексе. Глава XI. Распад западно-гуннского племенного союза.
После смерти Аттилы гуннское объединение распадается. Иордан отмечает восстание гепидов под предводительством Адарика. Это восстание, по Иордану, освободило и ряд других народов: старший сын Аттилы был убит, младшие сыновья, Ирнах и Денгизих, удалились с гуннами на восток. Ряд племён — сциры, сарагуры и аланы — осели в Малой Скифии и нижней Мизии.
Племенной состав удалившихся на Восток гуннов в деталях неизвестен. Имеется только свидетельство, что они на востоке делятся на две части — на гуннов-акатиров и гуннов-кидаритов 1. [1] Первые (вероятно, предки хазар), связаны с племенами сарагуров, огоров и онугуров. История вторых, гуннов-кидаритов (эфталитов?) связана с историей Средней Азии, Кавказа и Ирана.
Однако эти две основных ветви гуннов не были оторваны друг От друга. Одной из них руководил Денгизих, другой — Ирнах. Денгизих продолжал войны с Римом (он был убит в 469 г.) 2. [2] Ирнах войны с Римом не вёл, так как, по Приску, «домашняя война отвлекала его от войны с римлянами» 3. [3] Под «домашней» войной следует понимать войну с окружающими племенами и подавление междоусобиц.
В это время гунны занимались сплочением вокруг себя племён для похода в Иран. Часть сарагуров и акатиров уже вела борьбу с народами Кавказа. Удар гуннов на кавказские владения Ирана был дополнением набегов эфталитов. Приск отмечает, что «персы, воевавшие уже давно с кидаритами, устрашённые и этим нашествием (сарагуров и акатиров), отправили римлянам посольство...» 1. [4]
Таким образом устанавливаем, что кидариты и акатиры — не совсем одно и то же. Это две ветви гуннов, вернее два союза, гунно-акатирских и гунно-кидаритских племён. Первый союз имел большое значение в сложении хазар, второй был соединением восточноевропейских гуннов с среднеазиатскими кочевниками эфталитами.
Распад гуннской державы Аттилы стал фактическим концом самостоятельного существования гуннского племенного союза. Гунны Восточной Европы в дальнейшем выступают в источниках под двойными названиями, свидетельствующими о возрастающей роли племён, им прежде подвластных.
Источники ещё долго сохраняют термин «гунн», отличая этим словом кочевые объединения, в которых гуннские племена играют если не господствующую, то, во всяком случае, руководящую роль.
Вместе с тем разгром гуннов на Западе и новое усиление кочевников даёт возможность и на юге Восточной Европы подняться новым племенным образованиям варварского типа. Их подъём особенно отражен двойными названиями: гунны-кидариты, гунны-акатиры, гунно-авары и т.д. Происходит «омоложение» варварской периферии за счёт вновь поднятого племенного резерва. Создаются новые объединения. Изменяется ориентация походов. Так как основной резерв идёт с Востока (эфталиты), то гуннское общество известно своими походами, главным образом, на Кавказе и в Закаспии.
История западных гуннов, когда они вступают в союз с эфталитами, заканчивается в V в.
Ирнах, который поселился сначала в Добрудже (Малая Скифия), был разбит готами; то же случилось и с Денгизихом, и гунны, ненадолго задержавшись у Днепра (названного, кстати, ими «Гунновар»), вернулись в Черноморские степи. Здесь они снова входят в союз с аланами, которые стали известны на Востоке и даже в Китае, куда они отправили в 455 г. свое посольство 2. [5] Уже для этого времени (V-VI вв.) Прокопий отличает среди гуннских племён утургуров и кутургуров, а в VI-VII вв, среди них упоминаются четыре группы болгар (кубанские, днепровские, волжские и донские). Происхождение первой и второй групп неясно.
В VI в. термин «гунн» исчезает и лишь спорадически встречается у некоторых историков более позднего времени в качестве анахронизма.
Появляется новое объединение кочевников — авары (см. далее). Оно возникает на развалинах гуннского объединения и является историческим продолжением тех же кочевых племён юга России, которые в более раннее время входили в состав гуннского союза. Политическое господство аваров укреплялось тем, что они являлись авангардом двигавшейся с Востока части кочевников жужан (в связи с разгромом их тюрками). Если названные выше группы племён (кутургуров, утургуров, болгар и т.д.) и входили в состав аварского объединения, то сформировались они несколько ранее; в частности, болгары (кутургуры) известны были до формирования; аварского союза племён.
В новых условиях естественно получают первенство племена, сохранившие в какой-то степени силу и крепость родовых связей. Для юга России это были авары, которые в качестве варварского резерва и поднимаются над всей массой раздробленных и разноплеменных союзов и, распространив своё племенное название «авар» (верней «абар»), создают новое племенное объединение, являющееся логическим продолжением первого гуннского; логическим — в смысле продолжения этногенетических процессов, совпадающих в данном случае с процессом образования классов.
В гуннском образовании шёл процесс классового расслоения, продолжался этногенетический процесс, дальнейшее развитие которого в той же среде привело к рождению тюркского языка.
Когда Приск встретил грека, он был крайне удивлён «эллинской речью», так как «скифы, будучи сборищем разных народов, сверх своего собственного языка, варварского (курсив мой, — А.Б.), охотно употребляют язык уннов, или готов, или же авзониев (латинский) в сношениях с римлянами...» 1. [6]
Следует обратить внимание на указание, что гунны, кроме «языка гуннов», употребляют свой «варварский» язык. Очевидно, что в условиях разноплеменного состава гуннского объединения выработался свой язык скорей всего на базе тюркского языка господствующего гуннского рода. Согласно более поздним свидетельствам, племена, происходившие от гуннского племенного союза (кочующая часть — печенеги), знали тюркский язык. Сын Аттилы Денгизих носил тюркское имя (от слова Денгиз — море), по армянским историкам позднее гунны (V-VI вв. н.э.) поклонялись божеству Тенгрихан — небесный царь 1. [7] У хазар, среди которых несомненен гуннский этнический элемент 2, [8] вся социальная номенклатура была тюркской, полученной, вероятно, от среднеазиатских тюрок (хакан, тудун, ябгу и мн. др.). Насыщенность тюркскими словами говорит о том, что «варварским» языком верхушки, гуннского образования был тюркский, почему впоследствии некоторые племенные группировки данного района, происходящие от гуннов, сохраняют тюркскую терминологию. Любопытно, что продукты земледельческого производства называются славянскими терминами, отвечающими языку иного этнического образования («камос», «медос»). Полагаю, что язык «варварский» был тюркский, язык же «уннов» в основном славянский.
Тенденция к широкому распространению тюркских диалектов в период господства гуннов не получила своего завершения очевидно по тем же причинам, по которым шла история монгольского языка. Напомню замечательные слова И.В. Сталина: «бывают и обратные процессы, когда единый язык народности, не ставшей ещё нацией в силу отсутствия необходимых экономических условий развития, терпит крах вследствие государственного распада этой народности, а местные диалекты, не успевшие ещё перемолоться в едином языке, — оживают и дают начало образованию отдельных самостоятельных языков. Возможно, что так именно обстояло дело, например, с единым монгольским языком» 3. [9]
«Варварский» язык гуннов, это не третий, новый язык, а не овладевший господствующим положением в Восточной Европе язык тюркской системы. Победили в конечном счёте, после свержения владычества гуннов, местные диалекты, в первую очередь славянские языки, скорей всего язык «уннов», по Приску. Они явились победителями над чуждым, хотя и некоторое время господствующим тюркским языком восточных гуннов, пришедших в Европу из Средней Азии. Слова Приска Панийского наглядно свидетельствуют, что даже при владычестве гуннов сохранялись отдельные языки («уннов», готов, авзониев), а временное преобладание имел один из тюркских языков («собственный», «варварский») в силу этнического происхождения политической верхушки гуннов. Язык этой знати несомненно был отличен по своему лексическому составу от тех языков тюркской системы, которые были распространены на Востоке (например, в Средней Азии) и кото- рые мы знаем по современным данным. Он не мог не впитать в себя лексику местных, временно покорённых гуннами, племён Восточной Европы. Напомню слова И.В. Сталина, «Совершенно неправильно было бы думать, что в результате скрещивания, скажем, двух языков получается новый, третий язык, не похожий ни на один из скрещённых языков и качественно отличающийся от каждого из ниx» 1. [10]
Тюркские диалекты гуннских племён в Восточной Европе не победили, они утратили свою значимость с падением гуннского племенного объединения, победили славянские диалекты и языки. Для восстановления относительной роли тюркских диалектов потребовались новые исторические условия — выступления новых государственно-политических объединений тюркских кочевников, но это происходит позднее, не ранее VI-VIII вв., а главным образом в период вторжения тюркских народностей раннего средневековья (тюрки западного каганата, печенеги, половцы).
Гуннский период, особенно время Аттилы, оставил неизгладимый след в истории. Этот след имеется не только в исторических сочинениях и хрониках, описывающих гуннское нашествие, но и в многочисленных эпических произведениях. Сводку преданий и их интерпретацию можно найти в трудах Ам. Тьерри 2, [11] Вельтмана 3 [12] и др. Память о гуннах сохранилась в скандинавских сагах, народных квидах Севера, витязных песнях и сказаниях Эдды, в исландских и гренландских сагах XI-XIII вв., в Волуспа (сборник северных сказаний), в латинских и мадьярских сказаниях и т.д. и т.д. Наконец, отражение гуннского нашествия встречаем мы и в «Песни о Нибелунгах».
Гуннам посвящены авентюры XX и XXIX «Песни о Нибелунгах», в которых описываются женитьба Этцеля (Аттилы) на бургундке Кримгильде (бывшей жене Зигфрида) и войны между гуннами и бургундами. Сообщается ряд интересных деталей 4, [13] касающихся, главным образом, быта гуннов. «Нибелунги» доказывают проникновение гуннов во время Аттилы в Западную Европу, успешное сражение их с бургундами. Покорение бургундов произошло до поражения гуннов западными варварскими племенами под руководством римского полководца Аэция.
Предвидя нашествие гуннов, бургунды стремились к союзу с готами, но, как сообщает Проспер Аквитанский (V в.), союзом «Гундикарий (по «Нибелунгам» — Гунтер, — А.Б.) пользовался недолго, ибо его вместе с его народом и родом уничтожили гунны» 1. [14] «Песнь о Нибелунгах» также говорит, что союз, который пытался создать Аттила в Западной Европе, был непрочен, и временно входившие в гуннское объединение племена стремились к выходу из него, ориентируясь на новый союз с теми племенами, которые были ближе к ним по своему экономическому и социальному, а быть может и племенному положению. Поэтому в «Нибелунгах» отразились восстание гуннов и борьба их с бургундами внутри гуннского союза, во дворце Аттилы. Сам Аттила погибает от руки своей жены бургундки Кримгильды 2. [15] «Песнь о Нибелунгах» вместе с тем ещё подтверждает несовместимость, в условиях общественных отношений этой эпохи, союза земледельческих и скотоводческих племён.
[1] 1 О гуннах-акатирах см. М. Артамонов. Очерки древнейшей истории хазар. Л., 1937. О гуннах-кидаритах и об отождествлении кидаритов с именем кушанского вождя Цидоло см. у Маркварта в ряде его работ (см. далее).[2] 2 Иордан, Цит. по: М. Стасюлевич. История средних веков в её писателях и исследованиях новейших учёных, ч. I, стр. 269.[3] 3 Приск. Цит. по: Г.С. Дестунис. Сказания Приска Панийского, стр. 93 (в дальнейшем: Приск).[4] 1 Там же, стр. 94. Далее Приск отмечает, что «персы одержали победу над уннами кидаритами и осаждают город их Валаам» (Варначан? — А.Б.) (стр. 98).[5] 2 F. Hiгth. Über Wolga-Hunnen und Hiung-nu... SKAW, 1889, II, вып. 2, стр. 248-249.[6] 1 Приск, ук. соч., стр. 52.[7] 1 Моисей Каганкатуйский. История агван, стр. 193.[8] 2 М. Артамонов. Очерки древнейшей истории хазар. Л., 1937.[9] 3 И. Сталин, Марксизм и вопросы языкознания. Госполитиздат, 1950, стр. 44.[10] 1 И. Сталин. Марксизм и вопросы языкознания, Госполитиздат, 1950, стр. 29.[11] 2 Am. Thierry. Histoire d’Attila et des succeseurs, II.[12] 3 Аттила и Русь IV и V вв., M., 1858. Дана сводка народных преданий западного происхождения. Выводы автора для нас неприемлемы.[13] 4 Исследование о «Нибелунгах» и текст см.: М.И. Кудряшев. Песнь о Нибелунгах. СПб., 1890, стр. 123 и 127.[14] 1 Там же, стр. 123.[15] 2 Там же, см. авентюру XXX сл. — бой бургундов с гуннами.
наверх |
главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки