главная страница / библиотека / обновления библиотеки
А.Н. БернштамПамятники старины Таласской долины.Историко-археологический очерк.// Алма-Ата: 1941. 66 с.
Оглавление
Предисловие. — 3Введение. — 4
Глава I. Общие данные. — 6Глава II. Древнейшие следы человека в Таласской долине. — 10Кочевники. Племена усунь и кангюй. Первобытно-общинный строй. III в. до н.э. — IV н.э.Глава III. Первая согдийская колонизация Семиречья и возникновение Тараза — V в. — 18Рабовладельческий строй и его памятники на Таласе.Глава IV. Город Талас — Тараз VI-VIII вв. — 25Византийские посольства. — Тюрки-кочевники. — Гибель западно-тюркского каганата и возвышение тюргешей. — II согдийская колонизация, её причины и значение для Тараза. — Формирование округи. — Город, деревня, замок, военные поселения. — Каравансараи. — Генезис феодальных отношений. — Карлуки.Глава V. Культура Тараза в IX-X вв. — 43Проникновение ислама. — Торговля и воздействие на кочевников. — Расширение города и округи и предпосылки образования Караханидской династии.Глава VI. Расцвет города Тараза в XI-XII вв. — 50Градостроительство. — Первые караханидские бани и их фреска, открытые экспедицией. — Архитектура караханидов Таласской долины. — Мазары Айша Биби и Бабаджи Хатун. — Феодальный замок Чуль Тепе.Глава VII. Гибель культуры в Таласской долине. — 62Кара-китаи. — Поход хорезмшаха Мухаммеда. — Монгольское нашествие и гибель Тараза. — Город Аулие-Ата и следы прошлого.
Предисловие. ^
Работа А.Н. Бернштама «Памятники старины Таласской долины» (историко-археологический очерк) рассчитана на широкого читателя, интересующегося богатым прошлым Казахстана. Тема автором выбрана удачно, поскольку в Таласской долине лежат весьма ценные материальные памятники, дающие возможность вместе с письменными источниками лучше разобраться в истории прошлого Казахстана, чем это могло бы быть сделано только на основании последних. Автор не ограничивает себя одним описанием материальных памятников, а рассматривает их в контексте исторических событий, чем и превращает свой очерк в рассмотрение истории культурной жизни как самой Таласской долины, так и отчасти всего Семиречья. Как положительную черту очерка, можно отметить серьёзное внимание, уделённое автором той согдийской культуре, которая была занесена сюда, в сильную гущу кочевой жизни, согдийской торговой колонизацией, сыгравшей большую роль в Семиречье в первые века н.э. Начиная с VI в., Семиречье, в том числе и Таласская долина, все больше становится территорией политической и культурной жизни ряда тюркских народностей, в силу чего и теме тюрков-кочевников и постепенному их объединению уделено центральное место.
Мне представляется правильным положение автора, что начало феодальных отношений в Семиречье, а тем самым и разложение рабовладельческого строя с его множеством мелких городов-княжеств приходится на VIII-X вв. и что сильный рост феодальных отношений падает на XI и последующие века. Роль Караханидов в этом процессе правильно подчеркнута. Самый процесс образования Караханидского государства сначала в Семиречье, а после в Мавераннахре, сопровождался захватом и грабежом городов, чем в значительной мере и объясняется их упадок, хотя главные города на караванной дороге, в том числе и Тараз, оставались попрежнему оживлёнными торговыми пунктами.
Написанный интересно, с большим фактическим материалом очерк «Памятники старины Таласской долины» А.Н. Бернштама представляет весьма полезную книгу, которую с интересом прочтет всякий, кто интересуется богатым культурным прошлым Казахстана. Проф. А.Ю. Якубовский.
Введение. ^
В течение трёх лет Казахстанскими научно-исследовательскими учреждениями совместно с Институтом Истории Материальной Культуры им. Н.Я. Марра при Академии Наук СССР на территории Южного Казахстана по Таласской долине велись археологические работы. Целью этих работ было установление территории древнейшего в Казахстане города Тараза. Работы 1936 г., которые проводил Казахстанский Филиал Академии Наук совместно с Институтом Истории Материальной Культуры, были посвящены отысканию города Тараза и обследованию местности, лежащей, главным образом, к востоку от него. В 1938 г. экспедиция Казахстанского Филиала Академии Наук и Института Истории Материальной Культуры провела большие работы по раскопкам древней города Тараза, а Управление заповедниками и охраны памятников старины при СНК Казахской ССР продолжило эти работы к западу от Тараза. В том же 1938 г. Комитетом Наук при СНК Киргизской ССР совместно с Институтом Истории Материальной Культуры было проведено обследование всей той части Таласской долины, где река протекает по территории Киргизской ССР. В 1939 г. в Таласской долине Казахстанский Филиал Академии Наук и Институт Истории Материальной Культуры проводили в части Казахстана доследование Берккаринского могильника около оз. Бийли-Куль. В верховьях Таласа ИИМК и Государственный Эрмитаж производили раскопку курганов времени рубежа н.э. Экспедиция ИИМК и Комитета Наук при СНК Киргизии закончила обследованием Чуйскую долину, с захватом частично долин pp. Малого и Большого Кемина. Работы 1938 г. и, главным образом, результаты раскопок Тараза и легли в основу настоящей брошюры. Все эти работы проходили под руководством автора настоящей брошюры, при непосредственном участии научных сотрудников Института Истории Материальной Культуры — тт. Тереножкина А.И. (1936 г.), Лаврова В.А. (1936 г.), Розиной Л.Г. (1938 и 1939 гг.), Кипарисовой Н.П. (1938 г.), М.В. Луппиан, И.В. Щербакова (1939 г.), М. Беленицкого (1938 г.) и научных работников КФАН (1936-1939 гг.), представителей местных научных организаций — Джамбулского археологического пункта — Г.И. Пацевича, Джамбулского районного музея, студентов Казахского Педагогического Института, научных сотрудников и аспирантов Киргизского Педагогического Института и студентов Истфака Ленинградского Государственного Университета. Консультантом экспедиции 1938 г. по раскопкам Тараза был проф. А.Ю. Якубовский. [1]
В результате проведенных работ удалось охватить район от оз. Бийли-Куль на западе, до ущелья Чон Кемин на востоке и от уp. Кенкол на юге до ур. Андрейтал на севере. В настоящей брошюре мы дадим очерк о памятниках старины, находящихся на территории долины р. Талас в части Казахстана и, главным образом, города Тараза, в связи с историческими данными, известными науке об этом городе и районе. Памятники Таласской долины в части Киргизии затрагиваются по мере необходимости для понимания истории и археологии Тараза и его округа. Автор счёл целесообразным ввести в брошюру научный аппарат с тем, чтобы брошюра могла быть использована специалистами. Для того, чтобы расширить круг читателей, автором внесены в подстрочные примечания все пояснения к специальным терминам и выражениям, принятым в исторической и археологической науках.
Продолжение работ в Таласской долине, намечаемое научными учреждениями Ленинграда, Казахстана и Киргизии внесёт дополнения и коррективы в суждения автора. Однако, в целях выяснения исторической роли и значения Таласской долины для широких масс трудящихся, проявляющих живой интерес к прошлому своей родины, в целях дальнейшего изучения этой интереснейшей местности, автор счёл целесообразным, не откладывая, сейчас издать настоящий очерк, в котором ряд суждений изложены с большей категоричностью, чем это иногда позволял материал. В основу этой брошюры вошли памятники, обследованные вышеупомянутыми экспедициями с использованием литературных указаний о памятниках старины постольку, поскольку эти описания, если они не были проверены на месте, давали какое-либо представление о памятнике и его времени.
[1] Краткие отчёты об этих экспедициях см. в наших заметках и предварительных отчётах: Археологические работы в Казахстане и Киргизии, Вестник Древней Истории, №4 (9), 1939 г. Об экспедициях 1939 г. см. в «Кратких сообщениях о докладах и полевых исследованиях ИИМК», №4, 1940 г. Полный отчёт об экспедициях в настоящий момент подготовляется к печати.
наверх |