главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Е.А. Байбуртян. 2011. Е.А. Байбуртян

Последовательность древнейших культур Армении
на основании археологического материала.

// Ереван: Музей истории Армении. 2011. 112 с.

 

[аннотация:] Настоящая книга является первой публикацией работы Е.А. Байбуртяна (1898-1941 (?)), написанной в 1939 г. Она посвящена результатам раскопок поселения раннего бронзового века Шенгавит, предпринятых Е.А. Байбуртяном в 1936-1938 гг., обоснованию и описанию выделенной автором «шенгавитской» культуры, позже ставшей широко известной также под названиями «куро-араксская», «ранне-закавказская» и т.д. В работе осуществлена практически первая попытка представить очерк археологии Армении от палеолита до I в. до н.э.

 

 

Оглавление

 

От редактора.

Р.С. Бадалян. Е.А. Байбуртян: Шенгавитская культура — 70 лет спустя. — 5

 

Е.А.Байбуртян.
Последовательность древнейших культур Армении на основании археологического материала. — 10

 

Оглавление. — 12-13 ]

 

Предисловие. — 14

Положение археологической науки в Армении до Советизации. — Отсутствие кадров. Антинаучность проводившихся раскопок. Отсутствие плановости в работе. Отсутствие Музея. — Положение археологической науки в Армении после Советизации (до 1934 г). — Деятельность Комитета по охране памятников. Деятельность Музея. Деятельность кафедры по археологии в Университете. — Интенсивность археологических работ после 1934 г. — Деятельность Института истории и литературы. Деятельность археологического сектора АрмФАН-а. — Отставание в Армении исследования по палеолиту, неолиту и целому ряду древних «культур».

 

Палеолит Армении. — 17

Проблема палеолита в Армянской ССР. Материал из Арзни, Нурнуса и Маймуджуха.

 

Неолит Армении. — 19

Проблема неолита в Армянской ССР. Определение «неолита»; отсутствие всеобщего признания существования неолита как особого периода в истории человечества. Отсутствие достоверного неолитического материала в Армении. Каменные топоры из Кети, Двина и Даралагяза. Попытка «открыть» неолит в Армении.

 

Шенгавитская культура. Эпоха ранней бронзы (конец III тысячелетия).

Введение. — 21

Шреш-блур. — 25

Элар. — 25

Шенгавитское поселение. История открытия Шенгавитской культуры. Район распространения Шенгавитской культуры. Внешние отличительные признаки Шенгавитской культуры. — 26

Обзор поселений Шенгавитской культуры. Кара-тапа, Хзнауз, Тагаворанист, Дираклар, Согютлу, Двин, Гямрез. — 37

Социально-экономический строй Шенгавитской культуры. — 40

Обзор археологического материала Шенгавитской культуры. — 43

Датировка Шенгавитской культуры и связи этой культуры с последующими культурами Армении. — 55

Занятия населения и производства в Шенгавитской культуре. — 58

Вопрос погребений в Шенгавитской культуре. — 58

Причины исчезновения этой культуры. — 59

Значение определения Шенгавитской культуры. — 60

 

Культура расписной керамики. Поздний родовой быт. — 61

Муханнат-тапа. Местоположение крепости и характер её укреплений. — Культура расписной керамики, как продукт позднего родового строя в Армении. Разнобой в определении времени, характере и происхождении данной культуры. Территория данной культуры. — Социально-экономический строй. Занятия населения. — Культ. Малоизученность данной культуры. — Сев-блур. Характер укреплений. — Кзыл-Тамур (Воскеваз). Связь с шенгавитским материалом.

 

Культура Армении типа Кармир Ванк. — 69

Культура Армении урартского периода. — 72

Культура Армении VII-I вв. до н.э. — 77

 

Заключение. — 80

 

Список иллюстраций. — 81

 

Կ.Ղաֆադարյան. Օնահատական Յե. Բայբուոդյանի «Последовательность древнейших культур Арм.ССР на основании археологического материала» ձեռագիր աշխաաության մասին: [ факсимиле трёх страниц рукописи; документ ]. — 82

 

Список сокращений. — 86

Указатель географических названий. — 87

Указатель собственных имён. — 90

 

Приложение. Фотографии раскопок Шенгавита из архива Е.А. Байбуртяна [ фото 1-40 ]. — 91

 


 

Заключение.   ^

 

Подводя итог, мы приходим к следующей картине развития древней культуры Армении.

 

Наиболее древней культурой, более или менее изученной, относящейся к концу III тыс. и характеризующейся обществом, стоящим на стадии родового быта, в Армении является Шенгавитская культура.

 

Для этой культуры характерны большие круглые жилища с круглым глиняным очагом внутри. Орудия труда делаются из кремня, кости, камня и в очень незначительном количестве из бронзы. Поселения располагаются на невысоких холмах, равнинах и по берегам рек без укреплений.

 

Ко второй половине II тысячелетия до н.э. чёрная керамика сменяется расписной монохромной. Поселения начинают устраиваться на более возвышенных местах и окружаются каменной стеной. Жилища более мелкие и четырёхугольной формы.

 

В археологическом материале бронзовые изделия начинают преобладать над камнем и кремнём, хотя последние ещё удерживают старые формы.

 

Общество находится на стадии разложения родового быта.

 

К концу II тысячелетия керамика приобретает полихромный характер. Наряду с расписной керамикой появляется чёрная, воспроизводящая формы расписной. Появляется гончарный круг. Во всём археологическом материале сказываются черты сходства с урартской культурой Вана.

 

В начале I тысячелетия до н.э. материальная культура Армении претерпевает дальнейшее развитие. Под влиянием урартов поселения приобретают более неприступный вид. Каменные оборонительные стены получают теску. Керамика исключительно чёрная, блестящая. В археологическом материале наблюдается использование железа в смешении с бронзой. Формы украшений за малым исключением повторяют старые типы.

 

К середине I тысячелетия мы наблюдаем уже преобладание железа над бронзой. Встречается чёрная керамика с белой инкрустацией. Наблюдается дальнейшее развитие форм украшений. Появляются широкие бронзовые пояса с богатой символической орнаментикой.

 

Несколькими веками позже культура Армении видоизменяется ещё больше. Железные орудия совершенно вытесняют бронзу, хотя в украшениях из бронзы ещё встречаются старые типы.

 

Таким образом, мы проследили на протяжении почти 20 веков, как видоизменялась древняя культура Армении.

 

Мы проследили, что в определённые периоды характер местной культуры Армении был более близок с соседними культурами Грузии и Азербайджана, чем с последующими культурами на своей территории, однако во все времена между культурами Армении существовала определённая преемственность.

 


 

Список сокращений.   ^

 

ВГМГ — Вестник Государственного Музея Грузии. Тбилиси.

ВДИ — Вестник древней истории. Москва.

ВОН — Вестник общественных наук. Ереван.

ГАИМК — Государственная Академия истории материальной культуры.

ГИМ АН Арм.ССР — Государственный исторический музей Академии Наук.

ИАЭ НАН РА — Институт археологии и этнографии Национальной Академии Наук Армении.

ИФЖ — Историко-филологический журнал. Ереван.

КСИИМК — Краткие сообщения института истории материальной культуры.

МАК — Материалы по археологии Кавказа.

МИА — Музей истории Армении.

РАНИОН — Российская Ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук.

СА — Советская археология. Ленинград.

СЭ — Советская этнография. Ленинград.

ФАН — Филиал Академии Наук.

 

ԲԵՀ — Բանբեր Երևանր համալսարանի. Հասարակական գրտություններ։ Երևան

ԼՀԳ — Լրաբեր հասարակական գիտությունների։ Երևան

ՊԲՀ — Պատմա-բանասիրական հանդես։ Երևան

 

AJM — American Journal of Archaeology.

AMIT — Archäologische Mitteilungen aus Iran und Turan. Berlin.

BAR — British Archaeological Reports. Oxford.

JNES — Journal of Near Eastern Studies.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки