главная страница / библиотека / к оглавлению / обновления библиотеки

В.В. Бартольд

Киргизы. Исторический очерк.

// Соч. Т. II. Ч. 1. Общие работы по истории Средней Азии. Работы по истории Кавказа и Восточной Европы. М.: 1963. С. 471-543.

 

Глава IV. Енисейские киргизы после Х века.

 

После утраты своего кратковременного могущества киргизы в течение более пяти веков упоминаются только на своей первоначальной родине — на Енисее, к северу от Саянского хребта. [1] За исключением известий о событиях, связанных с образованием империи Чингиз-хана, нет почти никаких данных о том, каковы были в то время отношения киргизов к другим народам.

 

Возможно, что ослаблением киргизов воспользовались их старые враги уйгуры, продолжавшие владеть областью с городами Кара-Ходжа и Бишбалык. Между 981 и 984 гг. у них был китайский посол Ван Янь-дэ (не от китаев, но из Южного Китая, где правила национальная династия Сун); среди подчинённых в то время уйгурам народов он вместе с ягма и карлуками называет также киргизов. Пельо отмечает факт, что те же три народа названы вместе у Ауфи, где, однако, сказано только, что ягма и карлуки живут к западу от киргизов; тут же говорится о кимаках, как о северных соседях киргизов, из чего видно, что Ауфи находился под влиянием книжных известий о более ранних временах. Говорится ли у Ван Янь-дэ о подчинении уйгурам енисейских киргизов, из приведенного Пельо текста не видно; более вероятно, что речь идёт о ликвидации тех успехов киргизов в Восточном Туркестане, о которых мы знаем из рукописи Туманского.

 

В следующий раз киргизы упоминаются в рассказе персидского, историка Джувейни (XIII в.) о движении на запад части китаев после завоевания их государства народом маньчжурского происхождения, чжурчжэнями, уничтожившими в Северном Китае династию Ляо (916-1125) и основавшими новую династию Цзинь (1125-1234). Ушедшим на запад китаям удалось основать обширную империю, которую китайцы называют империей «западных Ляо»; в мусульманских источниках владетели этой империи, начиная с основателя её, носят титул гурхан[2] Известия о движении китаев на запад и об их завоеваниях в западной части Средней Азии приводятся во многих сочинениях,

(501/502)

китайских и мусульманских, но о столкновениях между китаями, или, как их называли мусульмане, кара-китаями, и киргизами говорит только Джувейни.

 

По рассказу Джувейни, гурхан выступил из своей страны, по одному известию, с отрядом всего в 80 человек, по другому — с многочисленным войском. Когда кара-китаи подошли к пределам киргизов, они Стали производить набеги на жившие в этих пределах племена; те ответили им такими же нападениями; кара-китаи были вынуждены уйти ещё дальше на запад [3] и пришли в Эмиль, т.е. в округ современного Чугучака, где ими был построен город, от которого при Джувейни оставались только развалины. В этой местности к ним присоединилось много турок и других народов; число их дошло до 40000 домов; всё-таки они в Эмиле не могли остаться и были вынуждены двинуться дальше. Они пришли в мусульманский город Баласагун (на реке Чу), где оказали поддержку местному хану против враждебных ему кочевников, но потом лишили престола его самого и овладели городом. Баласагун сделался центром обширной империи кара-китаев, границы которой определены в тексте Джувейни не вполне ясно; произношение приведённых там географических названий не может быть точно установлено; возможно, что северным пределом империи гурханов названы местности по реке Кем, о которой речь будет ниже. После Баласагуна кара-китаи взяли Кашгар и Хотан, потом отправили войско против киргизов, чтобы отомстить им за их прежние действия, и взяли Бишбалык, потом было отправлено войско на Фергану и Мавераннахр, т.е. Туркестан. В рассказе Джувейни нет хронологических дат; дата некоторых из упоминаемых им событий может быть установлена по другим источникам. Точнее всего известно время первого похода каракитаев на Фергану и прилегающие к ней земли; речь идёт о победе, одержанной ими над войском самаркандского хана при Ходженде в рамазане 531 г.х. (май — июнь 1137 г.). Поход на киргизов произошёл, следовательно, незадолго до этого времени. Движение китаев на запад началось, по китайским источникам, ещё до окончательного падения их государства, после взятия чжурчжэнями Пекина (1120 г.). Во главе эмигрантов был член династии, которого китайцы называют Да-ши; это имя иногда прибавляется к фамильному имени императоров династии Ляо — Елюй, и потому основатель империи западных Ляо [4] носит в китайских источниках имя Елюй Да-ши. После падения Пекина Да-ши был взят в плен с оружием в руках, но потом был проводником чжурчжэней во время дальнейших военных действий и за это был прощён. Это произошло в 1121 г.; вскоре после этого Да-ши бежал в неизвестном направлении; в 1124 г. до чжурчжэней дошло известие,

(502/503)

что он был провозглашён царём где-то в северных странах и что его царство состоит из двух частей, северной и южной. В 1129 г. из Восточной Монголии были получены более подробные сведения об успехах Да-ши в северных странах; в 1130 г. уйгуры из Кара-Ходжи захватили в плен одного из приверженцев Да-ши и выдали его чжурчжэням; в 1144 г. те же уйгуры привезли дань чжурчжэням и сообщили, что Да-ши больше нет в живых, но что его народ живёт недалеко от них, уйгуров.

 

Эти известия, извлеченные синологом Бретшнейдером из истории династии Цзинь (Цзинь-ши), находят себе некоторые подтверждения как в истории династии Ляо (Ляо-ши), так и в мусульманских источниках. Последние относят смерть первого гурхана к рамазану 537 г.х. (январь — февраль 1143 г.). Провозглашение Елюй Да-ши императором произошло, как доказывает Маркварт, 21 февраля 1124 г. Из рассказа Джувейни можно заключить, что такое усиление кара-китаев произошло в Эмиле уже после столкновения с киргизами, которое, следовательно, имело место после 1121 и до 1124 г. Что касается похода, предпринятого, по словам Джувейни, для отмщения киргизам, то он, вероятно, был связан с теми действиями уйгуров, о которых говорится в Цзинь-ши, особенно с событием 1130 г. Джувейни в связи с рассказом о походе на киргизов говорит только о взятии кара-китаями Бишбалыка, уйгурского, а не киргизского города. Очевидно, киргизы принимали какое-то участие в событиях, происходивших в области уйгуров, но в чём заключалось это участие, из слов Джувейни не видно. Нет также достоверных сведений о том, чтобы власть династии западных Ляо или их соперников, династии Цзинь, когда-либо распространялась на область киргизов, т.е. на бассейн Енисея. Уйгуры в XII в. подчинялись то династии Ляо, то династии Цзинь; подчинение их Чингиз-хану в 1209 г. было связано с восстанием против гурхана и убиением его представителя; между тем в рассказе о подчинении Чингиз-хану киргизов нет ни слова о каких-либо отношениях этого народа к каракитаям или чжурчжэням.

 

Сведения о состоянии страны киргизов в конце XII и в начале XIII в. мы находим у Рашид ад-дина (известно, что эта часть сочинения Рашид ад-дина издана и переведена Березиным) и в китайской «Истории династии Юань» (Юань-ши), как называлась у китайцев династия, основанная монголами; сведения Юань-ши приводятся многими синологами, особенно Шоттом, Бретшнейдером, Палладием и другими. По Рашид ад-дину, были две области, Кыргыз и Кем-Кемджиют, составлявшие одно царство. Рашид ад-дин не говорит, какую часть страны киргизов составляла страна Кем-Кемджиют; в Юань-ши об этом даются противоречивые сведения; область Кяньчжоу [5] помещается к

(503/504)

юго-востоку от страны киргизов и в то же время к западу от реки Кем, т.е. от Енисея. В рассказе Рашид ад-дина о монгольском походе 1218 г. название Кем-Кемджиют носит река в стране киргизов, в та время покрытая льдом. В 1223 г. китайский отшельник Чан-чунь, находясь в местности у Алтая, слышал там, что страна Кянькяньчжоу [6] находится оттуда на северо-запад, за 1000 с лишком ли (около 500 верст). [7] Во всяком случае, страна Кем-Кемджиют составляла южную часть киргизской области и скорее юго-западную, чем юго-восточную.

 

По Рашид ад-дину, границей владений киргизов были Ангара и Селенга на северо-востоке и востоке, владения найманов (самого сильного народа Западной Монголии) на юге, от Селенги до Иртыша, владения народов кури, баргут, тумэт и байлук в местности около Байкала, в стране Баргуджин-Тукум, название которой сохранилось в названии местности и речки Баргузин.

 

В Юань-ши, кроме Кяньчжоу и Ангары, упоминаются в связи со страной киргизов ещё три области: Усы, Ханьхэна и Йиланьчжоу [8] (слово чжоу имеет в китайском языке нарицательное значение: ‛округ’). Область Усы находилась к востоку от киргизов и к северу от реки Кянь (Кем, Енисей) и получила название от другой реки; вероятно, имеется в виду река Ус. Ещё восточнее находилась область Ханьхэна, где вытекала река Кем и откуда выходили через два горных прохода; в зимнее время здесь употреблялись лыжи. Об области Йиланьчжоу только говорится, что она получила название по большой змее (по-турецки йилан, или илан, — ‛змея’); местоположение этой области ближе не определяется.

 

В Юань-ши уже упоминается легенда о о происхождении киргизов от сорока дев, основанная на производстве [9] названия киргиз от слов кырк (‛сорок’) и кыз (‛девица’). [10] Киргизы описываются в Юань-ши как народ очень малочисленный; их было будто бы всего 9000 семейств,

(504/505)

что едва ли может соответствовать действительности. [11] По степени культурного развития страна, по-видимому, стояла выше, чем в эпоху киргизского великодержавия, из чего можно заключить, что сношения с культурными народами за этот период не прекратились. По словам Рашид ад-дина, в стране киргизов было много кочевников, но также много городов и деревень. По Юань-ши, киргизы не были искусными земледельцами, но посевы пшеницы у них были. Чан-чунь говорит о стране Кянькяньчжоу, что там «добывается доброе железо и водится много белок; там также сеют пшеницу; китайские ремесленники живут во множестве, занимаясь тканьём шёлковых материй, флёра, парчи и цветных материй». Любопытно последнее известие: из него видно, что ткани, некогда привозившиеся в страну киргизов, теперь выделывались в самой стране, хотя и не руками туземцев. Монголы ещё при Чингиз-хане содействовали насаждению в этих местностях земледельческой культуры; Чан-чунь ещё в 1221 г. слышал у Алтая, что к северу от этих гор есть город, построенный, по поручению монголов, уйгуром-христианином Чингаем, и в нём хлебные амбары. Вероятно, Монголия в то время, когда хлеб вследствие военных событий не мог привозиться из Китая, нуждалась в подвозе хлеба из плодородного Минусинского района.

 

События конца XII и начала XIII в., связанные с возвышением Чингиз-хана и борьбой между ним и его соперниками, отразились и на судьбе киргизов. В 1199 г. (год барана) найманы, разбитые Чингиз-ханом и его тогдашним союзником Ван-ханом кераитским (кераиты были также монгольским народом, восточными соседями найманов), бежали в страну Кем-Кемджиют. Окончательная победа Чингиз-хана над найманами (кераиты были разбиты им раньше и бежали на юг) и провозглашение Чингиз-хана главой всей Монголии произошло в 1206 г. Главная масса найманов и их союзников мергитов бежала на запад, за Иртыш, но есть известие (в Юань-ши), что предводитель мергитов Тухта-бики весной (вероятно, 1207 г.) дошёл до реки Кем, по ней (вероятно, река ещё была покрыта льдом) шёл несколько дней до страны киргизов (Килигисы) и «овладел всеми пятью родами их». Вопреки этим словам, мергиты, по-видимому, только прошли через страну киргизов, но не остались там; Чингиз-хан в том же 1207 г. (год зайца) отправил к киргизам послов с требованием покорности. Каганов у киргизов в то время уже не было; киргизские владетели носили титул инал; у некоторых турецких народов так назывался наследник престола; [12]

(505/506)

во всяком случае, титул инал был ниже титула каган[13] Слова Рашид ад-дина в этом случае не вполне ясны (в тексте есть пропуск); по-видимому, было два киргизских инала — Еди-инал и Урус-инал. Чингиз-хан отправил послов к обоим; оба выразили покорность и вместе отправили ответное посольство; киргизских послов, по одному рассказу, было два, по другому — три; с ними был кречет с белыми глазами (по-видимому, только один от обоих иналов). По Юань-ши, в стране киргизов были чёрные и белые кречеты.

 

Таким образом, киргизы сперва покорились монголам без военных действий; но в 1218 г. (год барса) между ними всё-таки произошла война. Против монголов в это время восстали жившие у Байкала народности, туматы и байлуки; [14] так как они были соседями киргизов, то Чингиз-хан потребовал от киргизов войска для подавления восстания; киргизы не только не исполнили этого требования, но сами возмутились против монголов. Против киргизов было отправлено войско под начальством старшего сына Чингиз-хана, Джучи-хана. Начальник монгольского авангарда, Бука, прогнал киргизов и вернулся обратно через восьмую реку (очевидно, имеется в виду одна из восьми речек области ойратов); потом пришёл сам Джучи, перешёл через покрытую льдом реку Кем-Кемджиют (Енисей), [15] покорил киргизов и вернулся обратно.

 

Другой рассказ о покорении киргизов монголами находится в монгольском богатырском эпосе XIII в., известном под названием «Сокровенная история монголов» (по-китайски Юань-чао би-ши; русский перевод сделан Палладием). Этот источник относит поход Джучи к 1207 г. и связывает выражение киргизами покорности с этим походом. По этому рассказу, Джучи прошёл через страну ойратов и покорил их; когда он пришёл в страну киргизов, «правитель их, Еди-инал, тоже покорился и явился к Джучи с белым соколом, белым мерином и чёрными соболями». Покорив другие лесные народы, Джучи вернулся к отцу, взяв с собою киргизских темников (начальников отрядов в десять тысяч человек) и тысячников, равно князьков лесных народов; также сокола, мерина и соболей.

 

Память о Джучи-хане сохранилась и у тяньшаньских киргизов; предание о Джучи является, может быть, единственным следом пребывания их некогда на Енисее, о котором они сами не сохранили никаких

(506/507)

воспоминаний. [16] По легенде, слышанной Радловым, у киргизов не было хана; поэтому они попросили великого хана (т.е. Чингиз-хана) дать им в ханы своего сына Джучи; Джучи был маленьким мальчиком, попал по дороге в стадо куланов (диких ослов) и был уведён ими. «Аксак (хромой)-кулан Джучи-хан» был первым и последним ханом киргизов. Упоминание <об этом> в связи с именем Джучи является, может быть, отголоском давно забытых турецких стихов, в которых будто бы выражал своё горе Чингиз-хан после смерти своего сына Джучи: «Подобно кулану, потерявшему своего детеныша (во время преследования охотниками), я разлучен со своим детёнышем; подобно рассеявшейся стае уток, я разлучён со своим мужественным сыном».

 

Насколько известно, киргизы не принимали никакого участия в монгольских завоеваниях и не вошли в состав государства потомков Джучи, заключавшего в себе западную часть монгольской империи. Вместе с Монголией и Китаем страна киргизов входила в состав удела младшего сына Чингиз-хана, Тулуя, который должен был наследовать коренной юрт своего отца, тогда как в завоёванных на западе землях ещё при жизни Чингиз-хана распоряжались его три старших сына. Тулуй умер в 1233 г.; после него верховная власть в его уделе находилась в руках его вдовы Сурхуктани (кераитской царевны, христианки), умершей в 1252 г.

 

Неизвестно, из какого источника [17] заимствован явно легендарный в подробностях, но, может быть, восходящий к действительному происшествию рассказ писавшего в XVII в. хивинского хана Абулгази, по которому Сурхуктани послала трёх беков с отрядом в тысячу человек на судах в ту страну, где Ангара после присоединения к ней многих больших рек впадала в море (очевидно, речь идёт об устье Енисея, рассматривавшегося как приток Ангары). Там был большой город Алакчин, [18] со многими селениями, были и кочевники, у которых были лошади, отличавшиеся высоким ростом, но исключительно пегой масти (ала). Близ города были серебряные рудники, и вся посуда и утварь были из серебра. Бекам было поручено, если окажется возможным, разграбить Алакчин, если нет, принести о нём известия. После некоторого времени вернулось всего 300 человек; они сообщили, что всё, что рассказывали об Алакчине, правда; они захватили там много серебра, но потом бросили свои суда, так как вести их вверх по течению оказалось невозможным;

(507/508)

большая потеря в людях была объяснена дурным и знойным (!) климатом. [19]

 

Слово ала в применении к лошадям соответствует, конечно, китайскому бома. Оба слова вместе упоминаются у китайского компилятора XIV в. Ma Дуань-линя, но о монгольском военном предприятии против этого царства Ma Дуань-линь не говорит. Если монголы, действительно, доходили до устья Енисея, то этот поход мог быть совершён только с помощью и при участии киргизов.

 

Киргизы упоминаются ещё в рассказе Джувейни о смутах, связанных со вступлением на престол в 1251 г. старшего сына Тулуя, Мункэ-хала; говорится об отправлении военных отрядов в разные стороны, между прочим отряда в 20000 человек, под начальством Муги-нойона, [20] в области Киргиз и Кем-Кемджиют. Преемником Мункэ был его брат Хубилай, впервые прочно утвердивший господство монголов на всём пространстве Китая. По Юань-ши, Хубилай в 1270 г. назначил наместником страны киргизов китайца Лю Хао-ли, который жил в Йилань-чжоу и способствовал поднятию местной культуры посредством привлечения ремесленников из Китая; таким образом, при монголах получила дальнейшее развитие та китайская промышленность в стране киргизов, о которой, как мы видели, слышал уже Чан-чунь в 1223 г. О правлении Хубилая говорится ещё, что он в 1293 г., т.е. за год до своей смерти, перевёл часть киргизов в область Наянь [21] в Маньчжурии.

 

Более интереса представляли бы известия, если бы таковые были, о переселении киргизов в эпоху монгольской империи на юго-запад, по направлению к той стране, где они живут теперь, но на это нет никаких указаний. Риттер и по его примеру Радлов утверждали, что уже китаец Чан Дэ, проезжавший через Среднюю Азию в 1259 г., говорит о киргизах в горах Тянь-Шань; но такого известия у Чан Дэ нет. Чан Дэ до приезда в страну кара-китаев (т.е. к берегам Чу) проезжал через область Ма-а, где зимой лошадей запрягали в сани, и по этому поводу замечает: «Рассказывают, что киргизы вместо лошадей употребляют для этой цели собак». Из этого видно, что Чан Дэ только слышал о киргизах, как о каком-то народе далёкого севера, но сам их не видел, и через их страну не проезжал.

 

Из европейских путешественников XIII в. о народе «кергис» упоминает Плано Карпини (1246 г.), но, по-видимому, это название относится не к киргизам, а к черкесам; о действиях против «кергисов»

(508/509)

говорится в рассказе о действиях в Южной России и на границе с мусульманскими областями. Более определенно относятся к киргизам слова другого путешественника, Рубрука (1253-1254 гг.), о народе и стране «Керкис». Эта страна причисляется к странам, которые «лежат к северу и полны лесов»; в другом месте среди народов севера, где «нет ни одного города», упоминается «народ, разводящий скот, по имени херкисы», там же названы бегающие на лыжах «оренгаи», т.е. урянхайцы, упоминаемые у Рашид ад-дина вместе с восточными соседями киргизов, народами кури, баргут и тумет. Очевидно, до Рубрука доходили преувеличенные слухи о дикости киргизов; во всяком случае, приведённые у него известия могут быть отнесены только к енисейским киргизам; никаких указаний на то, чтобы киргизы в этот период жили и в более южных местностях, мы у него не находим.

 

Несмотря на известия об успехе среди киргизов китайской материальной культуры, нет никаких сведений о том, чтобы к киргизам проникла та религиозная пропаганда, которая в эпоху монгольской империи и ещё раньше имела большой успех в Монголии и Китае. Ещё до выступления Чингиз-хана среди главных народов Монголии — найманов, кераитов и мергитов — распространилось христианство; в то же время брат мергитской жены Чингиз-хана носил мусульманское имя Джемаль-ходжа, т.е., по всей вероятности, был мусульманином. Несмотря на соседство киргизов с этими народами, нет никаких известий о том, чтобы христианская или мусульманская пропаганда проникла и к ним.

 

Авторы XIV и XV вв., по-видимому, совершенно не упоминают о киргизах; мне удалось встретить только случайное упоминание о киргизах в анонимном историческом сочинении XV в., упоминаемом в моем исследовании об Улугбеке под названием «аноним Искендера». [22] Говорится об одном из ханов восточной ветви потомков Джучи, правивших на низовьях Сыр-Дарьи (в XIV в.); изгнанный из своего ханства, он блуждал 21/2 года в стране киргизов и в Алтае. [23] Упоминание рядом со страной киргизов об Алтае заставляет полагать, что речь идёт о енисейских киргизах. [24]

 

Только в XVI в. впервые [25] упоминаются киргизы [26] в той мест-

(509/510)

ности, где они живут теперь, причём, как мы увидим, нет никаких сведений о том, как и когда они туда пришли. [27]

 


 

[1] < Ср. ниже, стр. 512, прим. 3 и 4, и стр. 513, прим. 6. — В.Р. >

[2] < О титуле гурхан см. выше, стр. 50 и прим. 9, 10, 11. >

[3] < В тексте Джувейни (см. изд. Казвини, II, 87) слов «на запад» нет. — В.Р. >

[4] < В рукописи было: «император западных Ляо». — А.Б. >

[5] < Совр. транскрипция — Цяньчжоу. >

[6] < Цяньцяньчжоу. >

[7] < Oколо 300 верст (ли — ок. ⅓ км); ср. выше, стр. 27, прим. 11. — В.Р. >

[8] < Совр. транскрипция — Иланьчжоу. >

[9] < В рукописи вместо слов «на производстве» было «на объяснении». — А.Б. >

[10] < Упомянутое В.В. Бартольдом объяснение встречается в позднейших преданиях, причем в некоторых версиях, записанных в XIX в., вместо мужских предков киргизов упоминается легендарная рыжая собака (кызыл тайган), либо приводится рассказ о чудесном зачатии киргизских родоначальниц от пены в озере, где они купались, и т.п. В Юань-ши изложен несколько иной вариант, согласно которому киргизы «ведут свое происхождение с тех пор, как сорок девушек земли Хань (т.е. Китая) вступили в брак с мужчинами Усы, исходя из смысла чего так и была названа эта [киргизская] земля» (перевод Е.И. Кычанова, ср. Петров, К истории движения киргизов на Тянь-Шань, стр. 101). В связи с упоминанием о мужчинах Усы в Юань-ши сообщается о народе усы, жившем на восток от киргизов. Говорится, что народ усы получил свое имя от реки Ус и поклоняется духу реки, приносит ему жертвы, считая его своим предком. — В.Р. >

[11] < Иное истолкование места из Юань-ши о 9 тысячах семей киргизов, основанное на переводе Е.И. Кычанова, согласно которому киргизские племена были разделены, и, следовательно, указанные 9 тысяч семей надо рассматривать как часть, отделённую от остальных киргизов, см. в кн.: Петров, К истории движения киргизов на Тянь-Шань, стр. 101 и сл. — В.Р. >

[12] < См. МИТТ, I, 219. — В.Р. >

[13] < Сводку данных о термине инал (~йинал ~йанал) у киргизов и других тюркоязычных народов, а также указания на источники и литературу вопроса см. Абулгази, Родословная туркмен, изд. Кононова, стр. 95-96, прим. 118. — В.Р. >

[14] < «Восстало одно из племен тумат, сидевшее в Баргуджин-Токуме и Байлуке» (Рашид ад-дин, пер. в изд. ИВАН, I, кн. 1, 151). — В.Р. >

[15] < Джучи «прошёл по льду через Селенгу и другие реки, которые замёерзли, и захватил [область] киргизов» (Рашид ад-дин, пер. в изд. ИВАН, I, кн. 1, 123) — В.Р. >

[16] < Для того чтобы объяснить сохранение памяти о Джучи у тяньшаньских киргизов, не обязательно предполагать пребывание их предков в то время именно на Енисее и, тем более, только там, так как с Джучи были связаны события, затронув шие многие тюркские племена Средней и Центральной Азии. — В.Р. >

[17] < Источник — Рашид ад-дин, см. пер. в изд. ИВАН, I, кн. 1, 102. — В.Р. >

[18] < У Рашид ад-дина говорится об области, «имена» которой: Алафхин (Алакчин), Адутан, Мангу и Балаурнан; см. Рашид ад-дин, пер. в изд. ИВАН, I, кн. 1, 102 — В.Р. >

[19] < Абулгази, Родословная тюрок, изд. Демезона, I, 44. У Рашид ад-дина: «Из того войска больше 300 человек не вернулись обратно, оставшиеся погибли от гнилости воздуха и от сырых испарений» (пер. в изд. ИВАН, I, кн. 1, 102.). — В.Р. >

[20] < Йеке-нойона (с двумя тюменями войск) — по тексту Джувейни, изд. Казвини, III, 54. — В.Р. >

[21] < Совр. транскрипция — Найянь. >

[22] < Автор этого сочинения был установлен В.В. Бартольдом в 1927 г. — Му‛ин ад-дин Натанзи. — Ю.Б. >

[23] < СМИЗО, II, 130. >

[24] < От Алтая недалеко и до восточного Тянь-Шаня. — В.Р. >

[25] < По-видимому, всё же название киргиз было распространено на Тянь-Шане и в Семиречье и в предшествующие века; см. ниже, стр. 512, прим. 4, и стр. 513, прим. 6. — В.Р. >

[26] < В.В. Бартольд не учитывает возможности изменения значения термина киргиз; ср. в особенности слова Абулгази о том, что «настоящих» киргизов, связанных по происхождению с Огуз-ханом, «осталось теперь мало» и что киргизами стали называть себя монгольские н другие племена (Абулгази, Родословная тюрок, изд. Демезона, I, (509/510) 51; II, 43). Из Бадāи‛ ат-тавāрих (сочинение XVII века) видно, что слово кыргыз () можно было употреблять в Моголистане в нарицательном смысле, как ‛горец’ (рук. ИНА В 2304. л. 255а). — В.Р. >

[27] < Вопрос о том, когда и откуда предки киргизов пришли на занимаемые ныне киргизами земли, остаётся неясным и дискуссионным. На сессии, посвященной этногенезу киргизов (Фрунзе, ноябрь 1956 г.), участники её не пришли к общему мнению о том, откуда прибыли предки киргизов на Тянь-Шань, ограничившись выводом, что основное ядро киргизского народа, или один из основных элементов, вошедших в его состав, — центральноазиатского происхождения (см. ТКАЭЭ, т. III, 1959). Наиболее многосторонние «этнические и культурно-исторические связи» тяньшаньских киргизов прослеживаются, по-видимому, не с Енисеем, а с Алтаем, прежде всего с Южным Алтаем (см. Абрамзон, Этногенетические связи). — В.Р. >

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

 

главная страница / библиотека / к оглавлению / обновления библиотеки