главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

М.И. Артамонов

История хазар.

// Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. 523 с.

 

Под редакцией и с примечаниями Л.Н. Гумилёва.

Прибавление к гл. 15.

Необоснованные догадки С.П. Толстова о связях Хазарии с Хорезмом в VIII в.

 

С.П. Толстов в естественном увлечении предметом своего исследования связывает с Хорезмом и хорезмийцами такие исторические явления, которые не имеют к ним никакого отношения. Так, например, иудейскую религию и двойственность верховной власти у хазар он выводит из Хорезма, полагая, что и то и другое было принесено хорезмийцами, бежавшими в Хазарию после неудачного антифеодального восстания в 712 г. разгромленного арабами. Идеологией повстанцев, по заключению С.П. Толстова, был синкретический иудаизм. За счёт беженцев из Хорезма он относит не только появление в Хазарии иудейской религии, но и самого Булана, якобы вождя хорезмийцев, ставшего предводителем хазарских войск и в конечном счёте фактическим .правителем Хазарии, оттеснившим на второй план кагана, превратившегося, по хорезмийскому образцу, в бесправного сакрального царя. [47]

(283/284)

 

По этому поводу приходится заметить, что никаких прямых и даже достаточно убедительных косвенных доказательств в пользу хорезмийского происхождения хазарского иудейства и тем более царя Булана С.П. Толстов не приводит. Хорезмийское происхождение Булана основывается всего только на приблизительном совпадении времени разгрома Хорезма арабами с появлением Булана в Хазарии. Хорезмийское происхождение иудейской религии в Хазарии также остается недоказанным. Иудейская религия могла появиться из других более близких к Хазарии мест, с которыми её и связывает существующая историческая традиция, зафиксированная дошедшими до нас источниками. Иудеи исторически засвидетельствованы и в Закавказье и на Таманском полуострове значительно раньше распространения иудейской религии у хазар, если даже первым адептом этой религии среди них считать Булана.

 

Ещё меньше убеждает сконструированное С.П. Толстовым политическое единство Хазарии и Хорезма в VIII в. Единственным основанием для такого заключения служит царский титул, прочтённый С.П. Толстовым на монетах хорезмшаха Шаушафара: «господин царь благословенный хазарский». [48] Правильность чтения целиком и полностью остаётся на совести автора. Вытекающий отсюда вывод С.П. Толстов подкрепляет ссылкой на перечень христианских епископских кафедр в составе митрополии с центром в Крыму — в Доросе. В этом списке наряду с кафедрами, находившимися в Хазарии, значится Хвалисская, т.е. Хорезмийская кафедра. Политическое объединение Хорезма и Хазарии продолжалось, по мнению С.П. Толстова, до 60-х г. VIII в., так как в 764 г. хазарские войска берут Тбилиси под предводительством хорезмийского военачальника Рас-тархана. [49]

 

Все эти аргументы в пользу политического единства Хорезма и Хазарии не выдерживают критики уже хотя бы потому, что во всех

(284/285)

довольно многочисленных известиях, относящихся к Хазарии VIII в., нет и намёка на её политическую связь с Хорезмом. Что значит титул хорезмшаха, я сказать не берусь, но даже если в этом титуле действительно имеются в виду хазары, то это может быть только в порядке претензии хорезмшаха на господство над ними, а отнюдь не свидетельство действительного подчинения Хазарии Хорезму. Церковная организация, на которую ссылается С.П. Толстов, действительно существовала с конца VIII в. и включала наряду с хазарскими епископиями Хвалисскую или Хорезмийскую кафедру, но это не может служить доказательством политического единства Хазарии и Хорезма. Христианство не было государственной религией ни у хазар, ни у хорезмийцев; церковная организация, созданная Византией, не стояла в зависимости от политической организации и могла распространяться на различные и совершенно самостоятельные государства.

 

Так же обстоит дело и с хорезмийским происхождением Рас-тархана. Так Я’куби называет предводителя хазар, вторгшихся в Закавказье; его же он именует царём хазар. У Табари, который вторжение хазар относит к 764 г., имя предводителя хазар читается несколько иначе, а именно: Астархан, что можно понимать как тархан асов. Однако у Табари к этому названию имеется добавление «хорезмиец», на чём и основывается С.П. Толстов. Выше уже указывалось, что тархан асов мог быть по происхождению хорезмийцем, но из этого никак не следует, что Хазария находилась в политической зависимости от Хорезма.

 

В аргументации С.П. Толстова относительно политической зависимости Хазарии от Хорезма в VIII в. очень важную роль играют кабары, которых он объявляет хорезмийцами, изгнанными из Хазарии после раввинистской реформы Обадия. Кабары впервые выступают на страницах истории в сообщении Константина Багрянородного, который сообщает о бегстве их к мадьярам в то время, когда последние жили ещё в Ателькузе, [50] в бассейне Буга и Днестра, т.е. до конца IX в. Как мы увидим ниже, появление мадьяр, и бегство к ним кабар — явления, тесно связанные между собой и действительно происшедшие после реформы Обадия, как её более или менее прямые последствия. Но не в этом дело, а в том, что, по предположению С.П. Толстова, кабары представляли собой носителей старой иудейско-зороастрийской синкретической религии, принесённой ими из Хорезма и враждебной раввинизму, введённому Обадием. [51]

 

Между тем, в наших источниках нет решительно никаких намёков на иудейскую религию кабар, что нельзя не признать весьма удивительным, принимая во внимание ту роль, которую они играли среди мадьяр. Отожествление же кабар с халисами, которые в XII в. входили в состав Мадьярского государства, но по религии отличались от мадьяр,

(285/286)

только осложняет одну гипотезу другой, ещё менее доказательной. [52] По сведениям Киннама, халисы были одного вероисповедания с персами и «управлялись законами Моисеевыми, да и то не совсем правильно понимаемыми». [53] Это сообщение могло бы служить хорошим подтверждением мысли С.П. Толстова о зороастрийско-иудейской религии кабар, если бы тожество их с халисами можно было доказать.

 

Этой задаче С.П. Толстов и посвятил наибольшее внимание. Он утверждает, что «кабары» и «халисы» — параллельные названия одной и той же группы населения; одно из них является самоназванием, другое же — мадьярским (алано-хазарским) её наименованием. Самоназвание — кабары; хвары, халисии (хвалисии) — видоизменения этого названия в восточноевропейских языках. [54] Я ничего не могу сказать относительно правомерности такого заключения с лингвистической точки зрения, но должен отметить, что, по свидетельству Константина Багрянородного, кабары были хазарами, восставшими против правительства и вынужденными бежать из своей страны, а также, что термин «кабары» (кавары) означает «бунтовщики, революционеры»; этническое значение он приобрёл среди венгров для обозначения присоединившихся к ним хазарских беглецов. [55] Что же касается халисов, то венгерская историческая традиция связывает их не с этими беглецами — кабарами, а с хазарами, приглашёнными в Венгрию князем Таксони (946-972 гг.). Сам С.П. Толстов не исключает возможности, что халисы переселились в Венгрию в X в. в связи с падением Хазарии. Для него только непонятно, как в составе хазарских эмигрантов оказались юдаизированные хорезмийцы — халисы.

 

Но, во-первых, иудейство хазар факт исторически бесспорный, следовательно, та или иная форма иудаизма не только могла, но и должна была проникнуть всюду, куда попадали хазары. Зороастрийские черты в иудейской религии халисов нет надобности выводить из Средней Азии, они налицо были в религии самих хазар, среди которых иудейская религия должна была смешаться со старыми тюркскими религиозными представлениями, в которых почитание огня и других сил и явлений природы играло очень важную роль, да и собственно зороастризм из близкого к ним Закавказья мог проникнуть скорее, чем из Средней Азии.

 

Во-вторых, название «халисы» вовсе не обязательно означает хвалисов, т.е. хорезмийцев. Это название бытовало в Хазарии, и рассмотрение его в этой связи отнюдь не является результатом невежества исследователей, якобы не подозревавших о давно установленном

(286/287)

востоковедами тожестве хвалисов и хорезмийцев, как полагает С.П. Толстов. У Истахри и Ибн Хаукаля имеется упоминание о хазарах халис’ах (al-kh-lis) или кулас’ах, которые, по заключению Зеки Валиди Тоган, представляют не что иное, как собственно хазар или «белых» хазар, так как «халис» означает «белый», «чистый». [56] Наконец, следует ещё отметить, что понимание указания Киннама в том смысле, которого придерживается С.П. Толстов, далеко не бесспорно. В.Г. Васильевский обратил внимание на наименование халисов измаилитянами и на указание Киннама, что они исповедовали одну веру с турками. [57] Значит, халисы или калисы были не иудеи, а магометане.

 

Таким образом, политические связи Хорезма и Хазарии не исторический факт, а всего только остроумная, но бесплодная догадка С.П. Толстова, не обоснованная достаточно вескими доказательствами и поэтому неприемлемая для историка. [58]

 


 

[47] С.П. Толстов. Новогодний праздник, стр. 87, сл.; Он же. По следам, стр. 221, сл. Нельзя упускать из виду, что Булан не каган, а родоначальник хазарских царей, беков. Следовательно, отожествляя вместе с С.П. Толстовым хорезмского царя Хамджерда с Сангари еврейской легенды (Моисей бен Нахман, XIII в.), необходимо признать имя Хамджерд за титул, соответствующий хорезмийскому «баг-пур», что явно не вяжется с характером этого наименования. Имя царя типично хорезмийское, скорее всего относящееся к местности, которой он владел (F. Altheim u. R. Stiehl. Untersuchungen zur ältesten Geschichte von Buchara und Chwarezm. Annales de historia antiqua y medieval. Buenos Aires, 1955, стр. 59; S. Szyszman. Les khazars, стр. 186). С.П. Толстов в другом своём труде (Древний Хорезм, стр. 191) указывает, что царь Хамджерд был убит в 712 г. при подавлении восстания против арабов, которое он возглавил вместе с братом хорезмшаха Хурзадом. Отсюда и вытекает необходимость превра-

(283/284)

тить имя Хамджерд в титул, с которым якобы занявший место убитого царя появился в Хазарии, где и превратился в Сангари.

По словам С.П. Толстова арабский завоеватель Кутейба ибн Муслим с особой жестокостью преследовал учёных Хорезма, которые носили название «хабр». Вслед за К. Иностранцевым (Заметка по одному вопросу древней истории Хорезма. Азиатский журнал. 1910, № 1, стр. 144; О домусульманской культуре Хивинского оазиса. ЖМНП, 1911, стр. 293-294) он полагает, что это название относится специально к еврейским учёным или учёным раввинам. Однако F. Altheim u. S. Stiehl (ук. соч., стр. 186, сл.) доказывают, что так обозначались не только еврейские, но и христианские и зороастрийские священники. По С.П. Толстову, хабры эмигрировали в Хазарию и распространили здесь иудейскую религию. Бежавший с ними хорезмийский царь сделался фактическим правителем Хазарии с титулом «бек», воспроизводящим якобы титул «баг-пур», носитель которого в Хорезме также был фактическим правителем при наличии бессильного сакрального царя (шаха). Всё это чистейший домысел, построенный на весьма сомнительном истолковании нескольких слов. Ещё меньше оснований связывать бежавших к мадьярам кабаров, состоящих из трёх родов со своими вождями, с вышеназванными священнослужителями — «хабрами». (Па самом деле чтение «хабр» — произвольная перестановка диакритического знака: хабр, вместо джабр, т.е. гебр — персы-огнепоклонники. — Л.Г.)

[48] Толстов. По следам, стр. 103.

[49] Там же, стр. 229.

[50] Константин Багрянородный, стр. 18.

[51] Толстов Новогодний праздник, стр 98.

[52] С.П. Толстов. Новогодний праздник, стр. 96, сл. Попытку С.П. Толстова привлечь с этой целью рассказ Симона де Кеза о короле Самуиле Або (Хорезмийская генеалогия Самуила Абы. СЭ, 1947, № 1, стр. 104, сл.) нельзя признать убедительной.

[53] Ioannis Cinnami epitome ed. Maeineke, Bonnae, 1836, стр. 107, 247; G. Moravcsik. Bizantinoturcica, II, стр. 284.

[54] С.П. Толстов. Новогодний праздник, стр. 98.

[55] Отсюда само собой разумеется, что название «кабар» не имеет никакого отношения к термину «хабр».

[56] Z. Validi Togan. Reisebericht, стр. 217.

[57] В.Г. Васильевский. Труды, IV, стр. 58; См. также: А.Л. Куник. О тюркских печенегах и половцах по мадьярским источникам. Уч. записки АН, т. III, 1885, стр. 737; Ф. Вестберг. К анализу, ЖМНП, XIII, стр. 6.

[58] Догадки С.П. Толстова полностью приняты и воспроизведены в работе: Herbert Schönebaum. Zur Kabarenfrage. Aus der byzantinischen Arbeit der Deutschen Demokratischen Republik, hrsg. von Johannes Irmscher. I. Berliner byzantinische Arbeiten. Band 5. Berlin, 1957, стр. 142-146.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги