главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги
М.И. АртамоновИстория хазар.// Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. 523 с.Под редакцией и с примечаниями Л.Н. Гумилёва.10. Возникновение и первое время существования хазарского государства.
История Западнотюркютского каганата с 630 по 651 г. была сплошной гражданской войной между конфедерациями Дулу и Нушиби. Перевес имели Нушиби, так как они опирались на богатые города Средней Азии и на союз с Китаем, но воинственные кочевники Дулу пригласили на помощь восточнотюркютского царевича Юйгу-шада с закалённой в боях дружиной и это уравновесило силы. Война была настолько ожесточённой, что ни та, ни другая сторона не имела возможности заниматься покорением отпавших окраин тюркютского каганата. Это обстоятельство и позволило Кубрату сберечь независимость новорождённого Болгарского ханства.
В то время как болгары, возглавляемые династией Дуло, оставались сторонниками тюрок Дулу, хазары сохраняли верность Нушиби и до 651 г. не имели никаких поводов для разрыва с каганатом. В соответствии с этим хазары не могли не быть противниками своих западных соседей — болгар. Но за это время империя Тан настолько усилилась, что оккупировала восточные владения каганата. Это вызвало такое возмущение среди самих Нушиби, что хан Иби-Шегуй, проводивший прокитайскую политику, оказался низвергнутым, а власть захватил вождь племён Дулу Хэлу Шаболо-хан.
Дальнейшая судьба Иби-Шегуй-хана неизвестна. Куда же бежали его сторонники? Каганат принадлежал дулусцам, в Тохаристане сидел отступивший туда Юйгу-шад, враг Иби-Шегуя, Иран был закрыт наступавшими арабами. Может быть он укрылся у оставшихся верными Нушиби хазар, где и положил начало независимой хазарской династии каганов из рода Ашина?
О том, что дело могло происходить действительно так, свидетельствует упоминание в «Худуд ал-аламе» о том, что хазарская династия каганов принадлежала к роду Ашина. [1] Так как в событиях тридцатых годов VII в. ни Мохо-шад, ни его сын Були-шад не удержались в Хазарии, то необходимо допустить, что один из членов тюркютского правящего дома позже вновь появился в Хазарии и положил здесь начало династии каганов того же происхождения. Тот факт, что владетели Хазарии с самого начала именовались каганами, свидетельствует, что основателем их династии был каган. Им и мог быть преемник Иби-Шегуй-хана, свергнутый с тюркютского престола, но нашедший себе убежище у хазар, и ранее связанных с нушибийскими племенами и их ставленниками. В таком случае историю самостоятельного Хазарского каганата надо вести с 651 г.
Как бы то ни было, во второй половине VII в. Хазария, как и Болгария, уже не провинция Тюркютского каганата, не удел тюркютских царевичей, а самостоятельное государство со своей правящей династией во главе, хотя эта династия не местного, а тюркютского происхождения, заботливо сохраняющая традиции Тюркютского каганата с его претензиями на господство над всем кочевым миром.
Итак, около середины VII в. в степях европейской части нашей страны существовали два самостоятельные политические образования: Хазарское и Болгарское. По этническому составу оба были близко родственными между собой, оба были осколками могущественной Тюркютской империи и оба возглавлялись династиями тюркютского происхождения. Однако первое из них вместе с династией из рода Ашина унаследовало государственные традиции и международный авторитет Тюркютской державы и стремилось к возрождению её былого могущества, второе же, созданное из племён, до того в течение долгого времени враждовавших между собой и исторически мало связанных, оказалось недолговечным и скоро распалось на составные части. Поглощение входивших в него племён и было первым делом молодого Хазарского государства.
Отделившись от Западнотюркютского каганата, Хазарское царство могло сохранить свою роль в качестве наследника тюркютского государства только посредством быстрого увеличения своих сил за счёт присоединения соседних племён, в первую очередь родственных, но враждебных хазарам болгар. В письме хазарского царя Иосифа о подчинении болгар говорится как о начале Хазарского царства: «У меня записано, — сообщает царь Иосиф, — что когда мои предки были ещё малочисленны, всесвятой, — благословен он, — дал им силу, мощность и крепость. Они вели войну за войной со многими народами, которые были могущественнее и сильнее их. С помощью божьей они прогнали их и заняли их страну, а некоторых из них заставили платить дань до настоящего дня. В стране, в которой я живу, жили прежде в-н-нт-р’ы. Наши предки, хазары, воевали с ними. В-н-нт-р’ы были более много- численны — так многочисленны, как песок у моря, но не могли устоять перед хазарами. Они оставили свою страну и бежали, а те преследовали их, пока не настигли их, до реки по имени Дуна. До настоящего дня они расположены на реке Дуна и поблизости от Кустандины, а хазары заняли их страну до настоящего дня». [2]
Эти данные еврейско-хазарского документа полностью подтверждаются уже приведёнными сообщениями византийских хроник и «Армянской географии». В-н-нт-р’ы царя Иосифа — это еврейская транскрипция того же имени, которое у армян передавалось как огхондор или вананд, у греков — гуннугундуры или оногуры. [3] По мнению П.К. Коковцова, отожествление двух последних названий с в-н-нт-р’ами палеографически одинаково возможно. [4] В одном случае чтение в-н-нт-р получилось на еврейской почве от первоначального W-n-g-dur или W-n-g-d-r, во втором случае — из первоначального W-n-gur. Арабы, узнавшие это название через хазар, называли болгар венендерами или нендерами.
Болгары оказали хазарам упорное, но разрозненное сопротивление. По-видимому, наибольшую активность в борьбе проявил Аспарух. Его орда, по данным «Армянской географии», занимала Гиппийские или Булгарские горы, находившиеся возле Волги, там, где эта река поворачивает к востоку и образует дельту с 70 рукавами. Скорее всего Гиппийские горы соответствуют Ергеням вместе со Ставропольскою возвышенностью. [5] Здесь болгары граничили с хазарами и здесь испытали их первые удары. Потерпев поражение, часть болгар под начальством Батбая покорилась и составила группу подвластных хазарам Кубанских болгар, позже известных под названием «Чёрные болгары», что соответствовало их подчинённому положению. Память о них до сих пор сохранилась в имени одного из народов центральной части Северного Кавказа — балкарцев. [6] Болгары, не желавшие подчиниться хазарам, бежали из своей страны, часть — на север, вверх по Волге, туда, где в дальнейшем возникла Волжская Болгария, [7] а другая часть — на запад, в пределы Византийской империи. Последних вёл туда Аспарух.
Около 660 г. орда Аспаруха, преследуемая хазарами, появилась на Дунае и укрепилась в дельте реки. Когда болгары перешли на правый берег, император Константин IV Погонат (668-685 гг.) вышел навстречу и сначала оттеснил их за Дунай, но затем заболел и покинул армию. Оставшееся без вождя войско растерялось и в 679 г. было разгромлено болгарами. По пятам греков болгары ворвались в Мизию Фибулы, наконечники, пряжки и бляшки из Мартыновского клада, VI в.(Открыть Илл. в новом окне)
(Добруджу) и вскоре заняли всю страну между Дунаем и Балканами, подчинив, а отчасти вытеснив жившие здесь славянские племена. [8]
Удаление орды Аспаруха за Дунай было завершением борьбы между хазарами и азовско-черноморскими болгарами. К VIII в. хазары господствовали и над волжско-камскими болгарами. К сожалению, время распространения владычества хазар на Волжскую Болгарию остаётся неизвестным, равно как неизвестно и то, каким образом в состав населения этой страны попали савиры — сувары-чуваши, в предшествовавшей своей истории тесно связанные с хазарами и в какой-то своей части оставшиеся в Дагестане и слившиеся с хазарами.
Надо полагать, что к 70-м годам VII в. власть хазар распространилась не только на степи Азовско-Каспийского междуморья, но и на всё Северное Причерноморье, включая сюда и большую часть Крыма. В письме царя Иосифа говорится, что хазары преследовали болгар до Дуная. Таким образом, десятилетия около середины VII в. были не только временем возникновения независимого Хазарского государства, но и распространения его власти на большую часть, если не на всё протяжение степей Восточной Европы, обеспечившего за ним то международное значение, которое оно приобрело в VIII-IX вв.
Золотые бляхи из Мартыновского клада, VI в.(Открыть Илл. в новом окне)
В Поднепровье известны две замечательные археологические находки, хронологически относящиеся ко времени утверждения хазар на западе. Одна из них — знаменитый Перещепинский «клад», найденный близ Полтавы и представляющий собой комплекс вещей, состоящий, в основном, из серебряных сосудов сасанидского, византийского и местного происхождения, вместе с местными варварскими украшениями конского снаряжения и одежды. Находившимися в нём монетами клад датируется концом VII в. [9] и, возможно, представляет скопленное рядом поколений сокровище одного из болгарских вождей, спрятанное в минуту угрожавшей ему серьёзной опасности. Надо думать, что этот (Открыть Илл. в новом окне)Бронзовые пряжки, наконечники и бляшки аварского пояса, VII в.
вождь не ушёл вместе с Аспарухом на Дунай, а надеялся удержаться в старых своих владениях. Настигнутый врагами, которыми могли быть хазары, на северном пограничье своих кочевий, он, по-видимому, погиб в схватке с ними и не смог поэтому выкопать спрятанные ценности. [10]
Вторая находка была сделана на берегу Днепра близ порогов у с. Вознесение (теперь территория г. Запорожье) и представляет собой остатки сожжения с большим количеством оружия, конского снаряжения и принадлежностей одежды. [11] Она относится примерно к тому же времени, что и Перещепинский клад, и содержит остатки погребения или группы павших в бою воинов или могущественного вождя, для сопровождения которого в загробную жизнь было отправлено на костёр несколько человек, вероятно, из числа пленных врагов. Известно, что алтайские тюрки сжигали своих покойников; очевидно, что и тюркюты, оставшиеся в правящей верхушке независимой Хазарии, сохраняли этот обычай своих предков. Следует ещё отметить, что ничего специфически болгарского или хазарского в этих находках не содержится. Они представляют общекочевническую культуру, распространённую в VII в. на всём протяжении евразийских степей и вместе с кочевниками проникавшую в соседние земледельческие области.
В свете изложенных данных хазарское предание о борьбе с в-н-нт-р’ами, изложенное в письме царя Иосифа, приобретает значение несомненного исторического факта, что подтверждает достоверность и самого документа, как исторического источника. Вместе с тем оказывается, что историческая память хазар не уходит далее середины VII в., или точнее говоря, что хазары начинали свою историю только с возникновения независимого Хазарского государства.
Расширив границы своих владений на западе за счёт болгар, хазары в первое время своей политической самостоятельности совершенно не интересовались Закавказьем. Хазары хорошо знали богатые страны За- Бронзовые наконечники аварских поясов, VII в.(Открыть Илл. в новом окне)
кавказья, особенно Албанию, по многочисленным грабительским набегам и по войне, которую они вели там в союзе с византийским императором Ираклием, но для серьёзных завоевательных предприятий в этом направлении они были ещё слишком слабы и связаны борьбой с болгарами. Только после появления там арабов и попыток их вторгнуться в хазарские области к северу от Дербента, хазары вынуждены были обратить внимание на свою южную границу и выступить против новой могущественной силы, под знаменем ислама развивавшей неудержимую агрессию во всех направлениях.
После завоевания Сирии и Месопотамии арабы проникли в Закавказье и прежде всего в Армению. Эта страна, разделенная на ряд феодальных владений и постоянно раздираемая внутренней борьбой, издавна служила предметом спора между Византией и Сасанидским Ираном. Со времени победы, одержанной Ираклием, почти вся Армения и большая часть Закавказья находились под властью Византии. Наступление арабов встретило здесь слабое сопротивление. В 640 г. арабы взяли приступом столицу Армении Двин, но удовольствовавшись добычей и пленными, вернулись обратно. В следующие за этим годы они неоднократно нападали на Армению, проникали в Грузию и в Албанию, всё опустошая на своем пути. Большая часть армянских нахараров во главе с Феодором Руштуни решила отклонить опасность добровольным подчинением арабам. Дальнейшее сопротивление казалось им безнадёжным; оно могло привести только к окончательному разорению страны и к утрате феодалами их положения. Феодор Руштуни в 652 г. отправился к наместнику Сирии Муавии и заключил с ним договор на выгодных для Армении условиях: Армения поступала под протекторат халифата, сохраняя внутреннюю самостоятельность. Примеру армян последовали грузинские и албанские князья. [12]
Проникнув в Закавказье, арабы сразу же учли значение проходов через Кавказские горы и постарались закрепить их за собой. По данным персидского историка Бал’ами, ещё при первом появлении в Закавказье арабы заключили соглашение с теми племенами Кавказа, на территории которых находились проходы через горы. Эти племена освобождались от податей и дани, но зато брали на себя обязательство охранять дороги и препятствовать вторжению неприятелей во владения халифата. [13] Сверх того в важнейшие из проходов были назначены арабские военачальники.
Когда в 654 г. Хабиб ибн Маслама, несмотря на договор 652 г., оккупировал Армению и Грузию, другой арабский полководец Сельман ибн Рабиах ал-Бахили завоевал Азербайджан. Арабы заняли Байлекан, Берда, Шамхор, Кабалу, Шаки, Ширван, Маскат и другие области и города и, наконец, подступили к Дербенту. [14] Согласно Табари, первым в Дербенте оказался Абд-ар-Рахман ал-Бахили, вероятно брат вышеупомянутого Сельмана. Персидский комендант Дербента Шахрвараз обратился к нему с просьбой о покровительстве. Он говорил при этом, что не имеет ничего общего с окружающими варварами и не даст им помощи против арабов. За это он просил сохранить за ним его положение и не требовать с его подданных подушного налога. Просьба его была уважена. [15] У Бал’ами, кроме того, говорится, что Шахриар, так здесь назван Шахрвараз, [*] сообщил, что он находится между двумя врагами — хазарами и русью, [16] что, по крайней мере, в отношении последних является явным анахронизмом. Из дальнейшего повествования этих авторов следует, что Абд-ар-Рахман решил двинуться из Дербента дальше на север, против Беленджера, который, по Масуди, являлся древней столицей хазар. Персидский правитель Дербента тщетно возражал против этого предприятия указывая, что он соединился с арабами вовсе не для того, чтобы они приводили неприятелей.
По одной версии, Беленджер был захвачен без потерь, арабская кавалерия проникла будто бы ещё дальше в Хаза- Реконструкция аварской конской сбруи (по Ласло).(Открыть Илл. в новом окне)
рию, дошла до ал-Бейда, города, находившегося в 200 милях (394,5 км) от Беленджера, по-видимому, на месте позднейшего Итиля в низовьях Волги. Арабы во время этого похода обратили много городов в магометанство и благополучно вернулись в Дербент. [17] По другой версии, Беленджер оказал упорное сопротивление. Город этот был сильно укреплён. В описании сражения упоминается башня, причинившая много вреда мусульманам. Арабы пользовались большими и малыми баллистами, тогда как у защитников города были только малые метательные машины. После нескольких дней острой борьбы вокруг города беленджерцы сделали общую вылазку и вместе с подоспевшими на помощь тюрками атаковали арабов. Абд-ар-Рахман был убит, арабы бежали и укрылись в Дербенте. Погибло 4000 мусульман. Тело Абд-ар-Рахмана хазары поместили в большом сосуде и сохраняли в нём; они полагали, что с его помощью можно вызвать дождь и засуху и обеспечить победу в войне. [18] Сведения о почитании хазарами тела убитого врага едва ли вымышленные. Такое почитание близко напоминает сходные обычаи, согласно которым могущественный враг после смерти наделяется магической силой и служит обладателям его останков. Оригинальным здесь является только хранение тела убитого врага в сосуде, вероятно, в законсервированном виде. [19]
В выписках Табари подобраны материалы, относящиеся к двум походам на Беленджер. Один из них датируется 642/3 г., что явно невероятно. Этот поход, рассказ о котором уснащён сказочными подробностями, кончился, будто бы, благополучно для арабов. Второй поход, относящийся к 9-му году правления Османа — 653/4 г., привел к гибели Абд-ар-Рахмана. Его брат Сельман в это время находился в Дербенте; часть арабов бежала к нему, а другая оказалась в Гиляне и Джурджане. [20] Балазури и Якуби вовсе не упоминают Абд-ар-Рахмана и первое неудачное столкновение арабов с хазарами связывают с именем Сельмана и именно его называют погибшим вместе с 4 тысячами мусульман «за рекою Беленджером». [21] Оба эти автора относят поход Сельмана ко времени правления халифа Османа (644-656 гг.).
Ввиду такого расхождения в данных наших источников, вероятнее будет полагать, что, хотя арабы и появились в Азербайджане в 40-х г. VII в. и в это время могли достигнуть Дербента, их неудачный поход на Беленджер, с которым связывается гибель их предводителя не то Сельмана, не то Абд-ар-Рахмана, был первым предприятием, направленным против хазар. По-видимому, ещё в 644 г. полукровный брат халифа Османа, Валид совершил набег на Азербайджан и Армению. Авангардом его командовал Сельман ибн Рабиах, который тогда и мог пройти до Дербента. Однако он вскоре был направлен на помощь Хабибу ибн Масламе для войны с греками. [22] Возможно, что в Дербенте остался Абд-ар-Рахман и Сельман присоединился к нему позже. В годы пребывания в Дербенте братья могли иметь неоднократные стычки с ближайшими местными племенами, но при попытке проникнуть в Беленджер один из них погиб, что и послужило основой для множества легенд, в которых успехи арабов на первых порах приписываются вере хазар в их бессмертие. [23]
По данным Бал’ами, в этой войне арабы имели дело с хазарами, аланами и присоединившимися к ним тюрками. [24] По Табари, арабы сражались с тюрками, также он именует противников арабов и в дальнейшем повествовании о событиях арабо-хазарской войны вплоть до 752/3 г., когда рядом с тюрками называются и хазары. [25] Точно также и у Бал’ами хазары и тюрки отделены друг от друга. Этому обстоятельству нельзя не придавать значения, так как в первое время существования независимого Хазарского государства тюрки и хазары различались между собой также, как это было в период подчинения хазар Тюркютскому каганату. Хазары были местным населением, тогда как тюрки представляли собой ту дружину тюркютского кагана, которую он привёл с собой и на которую опирался в своих отношениях с хазарами и другими подвластными племенами. Это, скорее всего, были тюрки нушиби, сохранившие верность своему кагану и последовавшие за ним при его бегстве в Хазарию.
Столкновение арабов с хазарами в середине VII в. было малозначительным эпизодом, так сказать, первым знакомством между будущими упорными противниками. Арабы убедились на горьком опыте, что завоевание стран, лежащих к северу от Кавказа, представляет собою трудную задачу, которую с налёта не решить, а хазары почувствовали, какую угрозу таит в себе появление на их южной границе нового, воинственного и агрессивного врага. Отразив первое наступление арабов, хазары только через несколько лет начали прощупывать возможность и самим урвать жирный кусок из добычи своих соперников в Закавказье. Застрельщиком в этом деле выступило ближайшее к Закавказью политическое образование в Северном Дагестане, находившееся в зависимости от хазар и известное в истории под именем «Царства гуннов».
[1] V. Мinorskу. Hudud al’Alam, стр. 161.[2] П.К. Коковцов. Переписка, стр. 92.[3] Ср. V. Мinorskу. Hudud al’Alam, стр. 466; Marquart. Ein arabischer Bericht über die arktischen (uralischen) Länder aus dem 10 Jahrhundert. Unsgarische Jahrbücher, IV, H. 3/4. Berlin, 1924.[4] П.К. Коковцов. Переписка, стр. 92, примеч. 1.[5] М.И. Артамонов. Очерки, стр. 45-48.[6] В. Миллер. Осетинские этюды, III, М., 1887, стр. 60; Караулов. Этнографический очерк Болкар. СМОМПК, XXXVIII, стр. 131-149.[7] А.П. Смиpнов. Волжские булгары. М., 1951, стр. 11; В.Ф. Смолин. К вопросу о происхождении народности камско-волжских болгар. Казань, 1921.[8] Летопись Феофана, стр. 263; Hикифоp, стр. 363-364; Ю. Кулаковский. История Византии, III, стр. 246;, сл.; экскурс о водворении болгар за Дунаем и Именник болгарских ханов, стр. 376, сл.; Ф. Успенский. История Византийской империи, I, стр. 768. В русской летописи об этом сказано следующее: «Словѣнску же языку якоже рекохомъ, живущю на Дунай, придоша от Скуф, рекше от Козаръ, рекомии Болгаре и сѣдоща по Дунаеви, и населницы словѣномъ быша». (Повесть временных лет, I, стр. 14).[9] А.А. Бобpинский. Перещепинский клад. MAP, №34, II, 1914, стр. 111-120. Наиболее поздняя византийская монета в этом кладе относится к 668 г. Но в его составе имеются и многие более ранние вещи. Так, золотая пластина серебряного блюда сделана в царствование императора Анастасия (491-518 гг.). Согласно имеющейся на нём надписи, блюдо принадлежало современнику Анастасия епископу г. Томи Патерну.[10] Г.Ф. Корзухина полагает, что это не клад в собственном смысле слова, а инвентарь богатого погребения. См. К истории Среднего Поднепровья в середине I тысячелетия н.э. СА, XXII, 1955, стр. 70.[11] В.А. Гpинченко. Памятка VIII ст. коло с. Вознесенки на Запорожжi. Археология, III, 1950; Л.А. Мацулевич. Войсковой знак V в. ВВ, XVI, М., 1959, стр. 183, сл.; В июне 1961 г. близ с. Глодосы Кировоградской области на берегу р. Сухой Ташлык случайно обнаружено погребение остатков трупосожжения с вещами того же рода, что и найденные в Перещепино и Запорожье.[12] А. Мюллер. История ислама, т. I, стр. 289-291.[13] Доpн. Известия о хазарах, стр. 11-12.[14] Я’куби, стр. 5; Балазури, стр. 8.[15] Табари, I, 2667.[*] Шахрияр значит государь. — Л.Г.
|
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги