главная страница / библиотека / обновления библиотеки

А.К. Акишев

Семантика и функции искусства «звериного стиля» саков Семиречья.

// Ранние кочевники Средней Азии и Казахстана. Л.: 1975. С. 57-60.

 

1. Курган «Иссык», раскопанный в 1969-1970 гг., представил уникальную возможность детального изучения особенностей «звериной» орнаментики у саков Семиречья. В сакское время в VI-IV вв. до н.э. интенсивно происходил процесс разложения военной демократии и зарождения классов, усиливалась власть верховных вождей увеличивалось богатство племенной аристократии.

 

Закономерно изменялось и мировоззрение людей, появилась официальная идеология, религиозное обоснование власти. Искусство «звериного стиля», переживавшее свой расцвет, должно было приобрести содержание, отвечающее социальным потребностям: появились произведения искусства как атрибуты власти, наполненные прокламативным содержанием.

 

2. В художественном отношении искусство саков Семиречья принадлежит к своеобразному направлению в скифо-сибирском искусстве народов, населявших «полосу гор» Алтая, Восточного Казахстана, Семиречья и Средней Азии. Ему свойственны особенности художественного метода, характерные для «стиля цитат» ахеменидского искусства, — переработка переднеазиатских, особенно же ассирийской и иранской традиций в местном духе, в гармоничном сочетании с чисто «алтайскими» чертами «звериного стиля».

 

3. Содержание любого произведения искусства представляет собой своеобразную модель мира, воспринимаемого человеком, с идейно-эмоциональных позиций. Следовательно, не исключая эстетического смысла «звериной» орнаментации, отметим, что восприятие

(57/58)

саками не только местных, но даже иноземных образов могло быть тенденциозным. Исследуя семантику животных, нужно учитывать, что у саков иррациональными по своему характеру были не столько сюжеты, как связанное с ним смысловое значение. Мировоззрение саков имело яркую религиозную окраску, причём анализ того отрезка эволюции религиозных представлений, который приблизительно соответствует уровню развития сакских племён, говорит о его сложности и противоречивости. Прежде всего, мировоззрение саков Семиречья, как всякое историческое явление, постоянно развивалось, не замыкаясь при этом в границах одного ландшафта и одного этноса. Трудность его изучения заключается в том, что в нём уживались разнообразные архаические явления и заимствованные элементы. Особенно это касается неканоничных религиозных концепций. К тому же исследователи склонны придавать образам сакского искусства излишне широкий смысл, что объясняется, прежде всего, недостаточностью конкретного материала.

 

4. Объективно общее направление развития религиозных воззрений уже в сакское время вело к появлению теистических систем. Основой для них служили самые причудливые и противоречивые религиозные явления стадиального порядка, свидетельствующие о консервативности религии. В этом отношении для сакского общества важно, что религиозные явления приобрели общественные атрибуты. Появляются чрезвычайно синкретичные религиозные концепции-дериваты, причём синкретизм религиозных воззрений у саков Семиречья, находившихся в «коридоре» передвижения культур с востока на запад и общавшихся с сопредельными народами, должен был развиваться постоянно.

 

5. Обряды жертвоприношений и фетиши, зооморфизм и сложная символика; культ природы и прологические ошибки и т.д., переплетённые с приёмами контактной, имитативной и оградительной магии, с проявлениями анимизма, — всё это составляло почву для теисти-

(58/59)

ческой надстройки концепции идеологии сакских племён.

 

Более официальная теистическая надстройка подчиняла себе различные представления и обряды, пронизывающие обыденную жизнь и послужившие содержанием теистических культов, оказывая на них обратное влияние. Однако, как у всех нестабильных концепций, она могла быть заменена или же вообще не прижиться, исчезнуть.

 

6. Исходя из представлений о теистической надстройки и синкретизме религии саков Семиречья, мы считаем ритуальными большую часть предметов «звериного стиля» из убранства иссыкского вождя. Фантастические образы на нём изображали звериные инкарнации верховного божества (крылатые кони с козлиными рогами и олени в священной позе), в культе которого, видимо, были компоненты зороастризма. Оформление головного убора отражало представления о трёх сферах с прорастающим через них «мировым деревом». В комплексе культа верховного бога, соприкасающегося со скотоводческим вариантов культа плодородия, входили образы животных-покровителей урочищ и стад (архар, козёл) и зооморфных духов и душ (птицы, чудовищные звери и т.п.). Все они имели сакрально-магическое значение.

 

Интересно оформление оружия из кургана «Иссык». Изображение реальных животных без особой сюжетной группировки, позволяет считать их образными символами определённых качеств, особыми пиктограммами, имевшими целью придать оружию магическую силу. Показательны изображения извивающихся змей у самого острия кинжала, символизирующие злые, устрашающие и смертоносные начала.

 

7. Искусство «звериного стиля» саков Семиречья использовало мифологические образы, обслуживавшие как официально-теистические культы, так и массовые анимистические обряды, ритуалы и представ-

(59/60)

ления. Конечно, оно не ограничивалось только иррациональной семантикой, его стороны были многообразны. Они отражают путь осознания древним человеком себя и окружающей действительности, выражают мысли и чувства конкретного индивиду. Социальная роль произведений, обслуживающих элиту кочевого общества не только сохраняла, но и развивала и порождала религиозную семантику. Социально-политическое значение «звериной орнаментации» имело цель окружить особу верховного вождя ореолом мистицизма, сакральными атрибутами, ослепительной роскошью, приблизить его к сверхъестественному и, в конечном счёте, подчеркнуть его сверхъестественное избрание. Власть его объяснялась волей верховного божества, а воля верховного вождя-царя подкреплялась главенствующим положением в ритуалах «общения» с фантастическими существами.

 

Можно заключить, что сакские цари должны были пользоваться не только верховными светскими, но и высшими религиозными полномочиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки