главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Этническая история народов Азии. М.: 1972. С.М. Абрамзон

Народные предания
как источник для изучения этнической истории
киргизов Центрального Тянь-Шаня. [1]

// Этническая история народов Азии. М.: 1972. С. 67-82.

 

Современная этнографическая карта Центрального Тянь-Шаня представляет собою сложную картину сочетания различных групп киргизского населения, относивших себя раньше по происхождению к племенам преимущественно так называемого правого крыла (черик, моңолдор, саяк, чекир саяк, тынымсейит, азык, сэры багыш, бугу) и лишь частично — левого крыла (басыз, жетиген и др.). [2] Расселение этих групп в том виде, в каком оно сложилось к настоящему времени, относится в основном ко второй половине XIX в.

 

Главными факторами, определившими современную группировку киргизского населения Центрального Тянь-Шаня, были джунгарская экспансия в XVI — начале XVIII в., которая привела к откочёвке большинства киргизов в соседние районы Ферганы и Восточного Туркестана, а также последовавшее позднее их возвращение на прежнее местожительство и перемещение некоторых групп, вызванное интересами феодальных владельцев, стремившихся к захвату лучших пастбищ и к закреплению господства над местным населением.

 

Тянь-Шань сохраняет среди старшего поколения киргизов своё древнее название Керме-Тоо, его считают родиной киргизов, воспевают как обетованный край, в котором всё необыкновенно и чудесно. В одной из песен имеются такие слова:

 

Упа эндиги жок туруп

Кызы сулуу Керме-Тоо,

Оту чёбю жок туруп

Малы семиз Керме-Тоо.

(67/68)

Без белил и румян

Красивы девушки Тянь-Шаня,

Без трав и корма

Жирен скот Тянь-Шаня.

 

Среди местностей, в которых киргизы жили до прихода на современную территорию, обычно называют Ай-Кёл (Лунное озеро) и Кой-Кёл (Овечье озеро). Они обязательно упоминались в песнях, носивших название бекбекей, которые исполнялись женщинами и девушками ночью, когда они охраняли от волков отары овец. По-видимому, книжным влиянием можно объяснить появление такого названия прежней родины киргизов, как Ээнсай (Енисей). Приводятся даже два названия: Чоң Ээнсай (Большой Енисей) и Кичи Ээнсай (Малый Енисей).

 

Согласно сообщённому А. Чоробаеву варианту исторического предания, [3] четыре родных брата пришли из Ээнсая в местности Ай-Кёл, Кой-Кёл, Шарпылдак, Каракалкан, Джылдыз и Кундуз. Оттуда три брата — Рыстаркан, Долоон и Оргочор — переселились на Кер-Кёл (старинное название озера Иссык-Куль), а четвёртый — Узун Калпак Муратай переехал ниже — на берег Сырдарьи. Оргочор умер в местности, называемой его именем (на южном побережье Иссык-Куля), потомки Долоона расселились на Иссык-Куле и Тянь-Шане, а Рыстаркан ушёл вместе с Чингисханом.

 

По другой версии (их насчитывается до десяти), киргизы жили раньше на Алтае, где ими правил Кыргызкан, а позднее в Андижане (так называют Ферганскую котловину с прилегающими предгорьями и горными хребтами). Предком Кыргызкана был Угузкан. С Алтая они пришли во главе с Далган-бием и его сыном Долон-бием. Кыргызкан был в ссоре с жившими по соседству ханами маньчжуров (маньжи) и кара-калмаков, причём причиной ссоры была киргизская красавица. В возникшей войне киргизы были побеждены и двинулись в направлении Тянь-Шаня. Долон и его потомки кочевали в долине р. Чу и в других местах. Сам Долон был убит в бою с калмыками и похоронен на перевале (на Тянь-Шане), носящем его имя. [4]

 

Длительный период борьбы с захватчиками-джунгарами (ойратами), продолжавшейся с XVI по XVIII в., нашёл отражение в топонимике Центрального Тянь-Шаня, а относящиеся к этому события сохранились в памяти стариков. Интересен один из эпизодов этой борьбы, который переплёлся с другим событием — войной между казахскими ханами Турсуном и Ишимом, происходившей в 20-х годах XVII в. Киргизы выступали на стороне последнего. [5] Этот эпизод изложен в предании, сообщённом упомянутым О. Джаманджээновым.

 

Вот о чём повествует предание. Племя катаган жило раньше в долине р. Таласа, возглавляли его братья Шамий-султан

(68/69)

и хан Турсун. По соседству кочевало племя кыпчак во главе с Эшимканом (так киргизы называли хана Ишима). До Эшимкана дошли слухи о том, что в местность Кёлдюн башы Кёкё-Кюлюсюн, расположенную на восточном побережье Иссык-Куля, приш`л калмак Аджаан с большим войском и стал уничтожать всех без исключения киргизов, даже беременных женщин. Эшимкан решил тогда созвать знатных лиц на угощение ӳлюш и пригласить на него хана Турсуна. Он предлагает Турсуну совместно сразиться с Аджааном.

 

Прежде всего Эшимкан приказал своему знатоку лошадей (сынчы) выбрать для него коня. Сынчы увидел среди табунов, принадлежащих Тюгёль-баю (Тюгёль — сын Чекира, легендарного родоначальника племени чекир саяк), скакуна Шарпкула. Сам Тюгёль-бай в это время находился со скотом в Мерки, но его постоянное стойбище располагалось в долине р. Джумгал, в местности, называемой его именем (Тюгёль-сай). Согласно совету сынчы, Эшимкан отправился в сопровождении 70-80 человек к Тюгёль-баю, был хорошо принят и получил коня во временное пользование (кюч).

 

Эшимкан отправился в поход. Произошло сражение, после которого Аджаан бежал на своём коне Телишалкы. Эшимкан догнал его и убил, взял много добычи и из Каркыра и Кегена приехал в местность Тюп-Джыргалан. Здесь он советовался с народом и отдыхал, поэтому местность получила название Джыргалан. [6] Затем Эшимкан предложил желающим и имеющим хороших лошадей отправиться вместе с ним в Талас. Остальные должны были медленно ехать следом. С ним поехали пять спутников, имевших хороших скакунов. Один из коней носил имя Тору-Айгыр, два — Кара-Буурул, два — Ак-Сур, один был иноходец жорго. По дороге к Таласу скакуны спутников издохли, а по их именам были названы местности, лежащие на пути, — Тору-Айгыр, Чоң Ак-Суу, Кичи Ак-Суу, Кара-Буурул, Джоргонун бели. Эшимкану пришлось ехать одному по дороге Шибе (так называлась дорога от Токмака до Ашмара-Мерки). Когда Эшимкан прибыл в Талас, он не нашёл там ни своего народа, ни скота. Он заночевал. Утром к нему подъехал человек — табунщик жылкычы Тюгёль-бая. Он поехал вслед за Эшимканом в надежде получить долю от военной добычи (соогат или мёёсюл), но во время похода на него не обратили внимания и ему ничего не досталось. Табунщик рассказал Эшимкану, что кони его спутников погибли, а он сам догнал Эшимкана на кобылице Кара-Бээ — матери Шарпкула.

 

Вдвоём они направились в Джумгал, где в это время летовал Тюгёль-бай. Последний сказал, что он не видел народа Эшимкана и что со стороны Кашгара никто не нападал, поэтому Эшимкану следует поехать через Джумгал в сторону Иссык-Куля и искать там свой народ. Эшимкан с табунщи-

(69/70)

ком поехал по указанному пути. Остановившись в местности Орто-Токой, они увидели множество наскоро обглоданных костей. Эшимкан решил, что здесь останавливались голодные люди, которые поспешно бежали, подвергшись нападению. Отправившись дальше, в местности Тозор они увидели аил и решили, что он калмакский. Ночью Эшимкан подъехал к этому аилу, захватил женщину, охранявшую овец, и стал её расспрашивать. В темноте она не узнала его и рассказала, что была женой Эшимкана и что хан Турсун, воспользовавшись его отсутствием, захватил всё принадлежащее ему имущество и жён. Так как они не захотели стать его жёнами, Турсун сделал их рабынями: одну заставил носить дрова, другую — воду, а эта должна была охранять скот. После её рассказа о вероломстве хана Турсуна Эшимкан попросил её сказать, как можно победить Турсуна. По её словам, в крепость хана Турсуна из реки Тон подведена по трубе тютюк вода, если воду закрыть, то все люди в крепости погибнут от жажды.

 

Эшимкан перекрыл воду, затем под видом торговца из Кашгара с караваном из 100 верблюдов, на каждом из которых было спрятано по несколько воинов, накрытых палатками чатыр, проник в крепость хана Турсуна. Вся семья хана Турсуна и его войско были перебиты, за исключением дочери самого Турсуна и дочери его младшего брата Шамий-султана.

 

После этого Эшимкан отослал Тюгёль-баю его коня Шарпкула, но тот обиделся, так как считал, что конь по заслугам принадлежит Эшимкану. Тюгёль-бай послал Эшимкану в сопровождении своего сына Мангыта коня обратно, накинув на него попону ӳртюк из шкуры тигра, повесив ему на шею амулеты из перьев филина (ӳкюнюн жюню) и из дерева «до-лоно». Это был подарок и поздравление Эшимкану по случаю его победы над общим врагом — баш куттуктоо. Ответным подарком Эшимкана Тюгёль-баю была дочь хана Турсуна. Эшимкан выдал дочь Шамий-султана замуж за киргизского бия Чаа (Чаа — правнук Богорстона, легендарного родоначальника племени солто).

 

На дочери хана Турсуна Тюгёль-бай женил своего сына Мангыта. Она родила ему трёх сыновей: Казыгула, Сюйёркула и Эсеркемиша. Потомков двух первых сыновей дочери хана Турсуна назвали общим именем катаган, по названию племени, к которому она принадлежала. Эту группу катаган из киргизского племени чекир саяк считают «племянниками» жээн раннего племени катаган. Катаганцев, принадлежавших хану Турсуну, Эшимкан прогнал в сторону Кашгара — за Опол-Тоо, в Кебез-Тоо.

 

Это сообщение О. Джаманджээнова получило некоторое подтверждение в рассказе Джумабая Качыбекова, основан-

(70/71)

ном на его личных наблюдениях, относящихся к 1937-1938 гг. [7] В Восточном Туркестане к югу от Таш-Коргона (Ташкургана) расположен хребет Кебез-Тоо, у подножия которого есть и песчаная местность, и лес. Между перевалами Чёп-бель и Мус-бель (на юге) живут киргизы, относящие себя к племени катаган, — около 2 тыс. семей. Часть этой территории входила в Хотанский округ, часть — в Яркендский.

 

Эти катаганцы — кочевники кёчмён живут аилами, состоящими из 50-60 семей. Постоянных селений у них нет. Домов они не имеют, живут в юртах бос ӳй, в которых много ковров — хотанских и яркендских. Мужчины носят высокие войлочные шляпы калпак с вышивкой, женщины — платья с вышивкой на подоле, нагрудные вышитые украшения öңюр, сапоги с украшениями. Потники тердик также отделаны вышивкой. Катаганцы занимаются скотоводством и сеют очень мало. Рассказывают, что живут они в этой местности очень давно, что у них был когда-то герой Кошой. Спрашивали Джумабая, правда ли, что этот герой похоронен в Ат-Башы, на берегу реки, [8] и что там живут киргизы, относящиеся к племенам черик и сары багыш.

 

Катаганцы говорят на чистом киргизском языке. Многие из их обычаев аналогичны обычаям тянь-шаньских киргизов: у них также устраиваются конские скачки ат чабыш, скачки с козлом (улак тартыш), борьба на конях (эр эңиш) и др. Только при оплакивании покойного катаганцы сначала угощают прибывших, а потом уже разрешают приступить к оплакиванию (на Тянь-Шане поступают наоборот).

 

Трудно судить, насколько точны сведения, сообщённые Д. Качыбековым, но они не могут рассматриваться лишь как плод воображения рассказчика. По-видимому, все эти рассказы основаны на фактах, свидетельствующих о наличии групп киргизов далеко на юге, вплоть до границ Пакистана. Изложенный же выше эпизод служит подтверждением существования многовековых этнических и политических связей между киргизами и казахами.

 

Весьма значительный цикл преданий связан с периодом господства на Тянь-Шане ойратов (калмыков). В большинстве преданий утверждается, что после прихода на Тянь-Шань калмыков киргизы были оттуда вытеснены. Сначала с Иссык-Куля были изгнаны обитавшие там бугинцы, которые переселились на Центральный Тянь-Шань, позднее же калмыки заставили уйти отсюда всех киргизов.

 

По некоторым данным, киргизы ещё продолжали жить в долинах рек Чу и Таласа, когда калмыки уже заняли Прииссыккулье и Тянь-Шань. Ибраим Сарымашаев утверждает, что киргизы и калмыки долго жили вперемешку аралаш, затем между ними произошли столкновения и киргизы ушли, причём основная их часть достигла ташкентских гор (Ташкен-

(71/72)

дин тоосу) и Андижана. Позднее калмыки вследствие внутренних раздоров сами ушли из занятых ими местностей и киргизы вернулись обратно. [9]

 

Существенный интерес представляют предания, записанные в Тогуз-Тороуском районе на Тянь-Шане, который, повидимому, был своего рода пограничным районом, местом соприкосновения киргизских и калмыкских кочевий. По сообщению Эмильбека Мамбеталиева, [10] в те времена, когда здесь жили калмыки, киргизов уже не было, а стоянки калмыкских ханов Дорджу и Калдама находились на запад от сел. Атай, к перевалу Кёк-Арт. А. Чоробаев, знаток тянь-шаньской старины, рассказывал что калмыкский вождь Дорджу жил в Тогуз-Тороо, другой их вождь, Ноозан, — в Какыр-Коргоне (сейчас эта местность, расположенная выше Ак-Кыя, в Ак-Талинском районе, называется Тобок). Он рассказал и о другом калмыкском хане, по имени Калдама, который должен был выдать свою дочь Макмал замуж за знатного калмыка (тёрё). Было решено, что свадебный пир будет продолжаться 70 дней: 30 дней отводилось играм оюн и 40 дней угощениям той. Были приглашены люди из Ферганы, Кашгара, с Или (Иле), Иссык-Куля и т.д. Для встречи гостей были поставлены 30 девушек кыз, 30 молодых женщин (келин) и 30 парней жигит. Завидев тени или пыль на дороге, они передавали туда, где должен был состояться пир, слова муна келди — «вот прибыли» (в здешних краях есть местность под названием Мунакельди), но оказывалось, что это были не гости, а торговцы. Гостей ждали 15 дней и решили закончить пир без них. Правда, из Иле прибыло 40 девушек во главе со стариком. Калдама решил для прибывших устроить той. Они пировали около месяца. Потом девушки отправились обратно, но, так как наступила уже зима, на перевале их застиг сильный холод, и они перепугались, боясь замёрзнуть. Старик сказал им, чтобы они легли вокруг него, и каждой указал место. Они легли — и замёрзли, а старик остался жив, ему было тепло. Отсюда современное название перевала Кыз-Арт (Девичий перевал), расположенного между долинами Джумгала и Кочкора. Та местность, где происходил пир, получила название Макмал (по имени дочери Калдамы), теперь её называют Кош-Дёбё.

 

Далее рассказывают, что Калдама (его называют также Калдаң Тентек или Калдаң Шэрэң [11]) насильно взял в жёны Эбрешим — сестру Джангыл-Мырзы, родную по отцу, неродную по матери. [12] Это произошло, когда сама Джангыл-Мырза после убийства Тюлкю была захвачена сарыбагышцами и выдана замуж за Калматая из племени кара багыш. Несколько лет спустя Джангыл вернулась к своему племени нойгут. Услышав о судьбе сестры, Джангыл снова поехала на Тянь-Шань, чтобы отобрать её у Калдамы. Когда Калдама

(72/73)

узнал об этом, он вместе с калмыком Дорджу бежал в Андижан через перевал Сарыджон (теперь называется Калдама). Джангыл отправилась в погоню через перевал Кёк-Арт и, перерезав путь Калдаме, убила его стрелой из лука. В качестве добычи она взяла коня Калдамы — Конкул-Джоор — и его ружьё мынтык Кёк-Чыбык, забрала сестру и уехала к нойгутцам.

 

О Дорджу рассказывают, что он умер в Тогуз-Тороо, а его сыновья Байкалмак и Ноозан жили в местности Куртка и были убиты киргизами. И сейчас в колхозе «Ак-Кыя» Куланакского района есть потомки Байкалмака. Они помнят, что их предок — Байкалмак, но называют себя киргизами и считаются принадлежащими к группе Чымынтай уулу или Джамболот уулу (из племени чекир саяк). В этом районе имеется оросительный канал, который назывался раньше Ноозан-арык и был якобы построен при Ноозане, теперь его называют Чымынтай-арык.

 

Интересно и другое сообщение Назармата Мамырова. Возле перевала Дорджу (Доржунун бели) находятся развалины тёрт кюл, которые считают остатками крепости чет калмыка Дорджу. Поблизости протекает Дорджу-арык, берущий своё начало высоко в горах и питающийся ледниковой водой, которым пользовались до самого недавнего времени. Затем он пришёл в негодность, и в течение трёх лет его не удавалось привести в порядок — требовалось много труда и времени, чтобы он начал действовать.

 

В 1954 г. после затраты огромных усилий его удалось восстановить.

 

Назармат Мамыров рассказывает, что при жизни Ак-Тери [13] его потомки прибыли в эту местность. В это время здесь ещё жили калмыки, вместе с которыми они приняли участие в сооружении Дорджу-арыка. После ухода калмыков на пользование этим арыком, наряду с саякцами (подразделение каба, род ак тери), предъявили претензии представители племени басыз (подразделение кудайлят). Часть кудайлятцев жила в Чет-Булаке, а часть — напротив, в Кара-Талаа. Арык этот доходил до Кара-Талаа. Между племенами возник большой спор, так как кудайлятцы утверждали, что они тоже принимали участие в сооружении арыка, а актеринцы отрицали это. С той и с другой стороны были избраны посредники калыс киши. Кудайлятцы заявили, что доказательством их участия в строительстве является оставленный ими в арыке мешок с углем, актеринцы же утверждали, что в арыке остались кости коленных суставов задних ног (толорсук) девяти верблюдов. И те и другие показания подтвердились. Тогда посредники решили помирить актеринцев с кудайлятцамн с помощью брака (кудалаш). Одна девушка из кудайлятцев была выдана замуж в род ак тери. Оба рода помирились.

(73/74)

Затем, уже по соглашению, арыком стали пользоваться только актеринцы. [14]

 

Приведённые данные убедительно свидетельствуют о том, что киргизы в этом районе занимались земледелием уже на рубеже XVII-XVIII вв.

 

Следует обратить внимание на то, что продолжительное пребывание калмыков на Центральном Тянь-Шане подтверждается топонимикой. Название селения Дёдёмёль (Тогуз-Тороуский р-н) считается калмыкским. Местность около моста через р. Ат-Башы называют Буркан. В Терекском сельсовете Ак-Талинского района есть небольшой перевал под названием Чоногур (соответствует киргизскому Бёрюлюу, т.е. волчий). Недалеко от сёл Кеңбель, выше местности Бокой (Ат-Башинский р-н), находится Калмак-арык, сейчас не используемый. Один из перевалов между Куланакским и Ат-Башинским районами носит название Улаан (что соответствует киргизскому Кызыл бель, т.е. Красный перевал). Между долинами р. Ат-Башы и р. Аксай на высоком месте лежит большой камень. Его называют Олдомор (по-киргизски Соку-Таш, или Шиш-Чоку, или Таш-Чоку).

 

Особое место среди крупных событий на Центральное Тянь-Шане, получивших отражение в его этнической истории, принадлежит эпопее, связываемой с именем одного из предков племени сары багыш — Кудаяна. [15] Его считают братом упомянутых Учюке и Тюлкю, т.е. правнуком Манапа. Согласно преданию, сообщенному Алымкулом Токбаевым, [16] отец Ӳчюке и Тюлкю Сарсеит-бий кочевал в долинах рек Аксай и Арпа. После того как Тюлкю и Ӳчюке были убиты, на Аксай пешком пришёл мальчик, который был в это время вместе с ними. Сарсеит спросил его, откуда он; мальчик, не зная о том, что это отец убитых, рассказал всё. Сарсеит упал без сознания. Все жители соседних аилов плакали и рыдали в течение шести-семи дней. Потом к Сарсеиту пришла его жена и сказала: «Наши сыновья погибли как джигиты, но есть ещё у нас Кудаян. Он родился, держа в обеих руках сгустки крови, и будет могучим джигитом». И действительно, когда мальчик Кудаян подрос, он стал ханом киргизов и казахов.

 

Однажды он собрал представителей всех подвластных племён и сказал им: «В Афганистане есть наши дальние родственники, они, кажется, мусульмане, нам надо соединиться с ними». И предложил всем двинуться туда. Собралось двадцатитысячное войско. Все тронулись в путь. Когда достигли местности Тюлкю-Башы (соврем. Тюлькубас в Южном Казахстане), предсказатель санчы-сынчы (происходивший из племени солто) стал предсказывать всем судьбу и у кого какие будут дети. Кудаян попросил предсказать судьбу и ему. Когда тот отказался, хан настоял на своём, и сынчы

(74/75)

сказал, что не надо идти в поход, что во время похода Кудаян погибнет. Хан ударил предсказателя, и у того из-за пазухи выскочил серый заяц боз койон, который подсказывал сынчы его слова. Затем хан отправился в путь. Головная часть войска переправилась через Сырдарью и достигла Андижана, остальные отстали. Часть народа утонула в реке при переправе, часть умерла от истощения, а оставшиеся в живых поселились в Андижане. С Кудаяном ушёл весь народ, только в Тогуз-Тороо (местность Чаар-Таш) оставались бугинцы. Сам хан умер на перевале. После его смерти народ обеднел и наступил сильный голод. Это было время, когда «казахи доили берёзу, а киргизы вошли в Гиссар и Куляб» (казак кайын саап, кыргыз ысар кёлепкё кирди). Весь народ из Андижана вернулся обратно в Ат-Башы.

 

Это предание имеет много вариантов, содержащих иную трактовку событий, дополнительные эпизоды и детали. Так, Момонкул Деркембаев [17] утверждает, что Кудаян хотел завоевать Афганистан, но попал в плен и остался там. В Афганистане от него остались потомки, а среди киргизов их нет. Однако, по другой информации, потомство от Кудаяна осталось в небольшом числе. В 1953 г. в сел. Кызыл-Дёбё Чолпонского района мы обнаружили шесть семей, относивших себя к группе тоголок и считавших себя потомками Кудаяна. Старший из них — Самсалы Аликеев (74 лет) — сообщил, что он потомок Кудаяна в седьмом поколении, что его предком был сын Кудаяна Мамбет, имевший прозвище Томолок (отсюда — тоголок). По его словам, к упавшему без сознания от страшной вести Сарсеиту пришла жена и начала его стыдить. Она говорила: «Разве ты женщина, у нас ещё есть Кудаян, пусть он будет жив». В одной руке она держала сосуд с молочной водкой арак, в другой — меч кылыч, сказала мужу, чтобы он встал, выпил и взял в руки меч.

 

Рассказывают, что, когда Кудаян отправился в поход за Сырдарью, народ гнали два его джигита — Марал и Тайбас. Переправившись через реку, войско оказалось в трудном положении. Мааматкулу (сын Ӳчюке, брата Кудаяна) под предлогом, что его жена должна родить (для убедительности он привязал к её животу кусок войлока), остался на другом берегу с частью людей. Ночью он подложил под мост сухую траву (курай) и сжёг его, после чего отправился на родину. Кудаян послал к нему двух своих сыновей (один из них был Томолок) с просьбой о помощи. Это было время, «когда казахи доили берёзу, а киргизы ушли в Гиссар» (казак кайын саап, кыргыз ысарга кетти). Пока сыновья добирались до Мааматкулу, Кудаян умер и его войско рассеялось. От Кудаяна осталось очень маленькое потомство потому, что сынчы, которого он ударил, произнёс проклятие (каргышка калды) и предсказал ему, что у него будет мало потомства.

(75/76)

 

Как рассказывает Илепес Сеитов, [18] когда были убиты Унюке и Тюлкю, Кудаяну было 10-12 лет, а сын Тюлкю Тынай (отец Атаке — известного предводителя киргизов второй половины XVIII в.) был ещё в колыбели. Отправляясь в поход, Кудаян говорил, что подвергнет нападению народ кара-тегин (мен каратегинди чабамын). [19] С Кудаяном в поход отправились два племени: сары багыш и саяк. Кудаян переправился с войском по мосту кёпрё через Сырдарью, а Мааматкулу с братом Дёёлётом остался на противоположном берегу. Сынчы предсказал Кудаяну, что он останется без народа в пустыне, будет жить в шалаше из травы (чёп алачык), умрёт от голода и у него не будет даже савана кепин. Кудаян с войском ушёл, мост был сожжён, а Мааматкулу и Дёёлёт с народом вернулись обратно в Кочкор. Кудаян, не дождавшись их, отправил своего телохранителя желдет Ак-Таяка с приказом, чтобы Мааматкулу и Дёёлёт с народом догнали его, но Мааматкулу отказался, мотивируя отказ родами жены. Войско Кудаяна было разбито, сам он ранен и умер где-то около Андижана. После разгрома войска прибежал сын Кудаяна Тоголок, но от него не осталось и 10 семей, как и предсказал сынчы.

 

Другой информатор — Нияз Тёрёканов [20] — утверждает, что Кудаян повёл киргизов через Сырдарью воевать против казахов, что до этого он жил в Нарыне (Нарын нередко в преданиях является синонимом Центрального Тянь-Шаня). Когда войска Кудаяна дошли до Сырдарьи, Тагай (здесь рассказчик допустил ошибку: речь идёт о Мааматкулу) сказал, что его жена должна родить. С ним остался весь народ, а затем ночью вернулся обратно.

 

Ашим Матаев рассказывает другую версию о Кудаяне. Будто бы он отправился с войском в Афганистан; когда же они подъехали к Амытдарье (по-видимому, имеется в виду Амударья), Мааматкулу отказался переправляться через реку, якобы потому, что у него жена будет рожать. Кудаян поверил ему и переправился через реку. Там же его захватили вместе с войском.

 

Очень обстоятельно изложил предание о Кудаяне Чаки Джайыков. [21] Кан Кудаян жил в Чуйской долине. Однажды в его аиле собрались старики, и санчы-сынчы предсказывал каждому его судьбу. Когда очередь дошла до Кудаяна, сынчы отказался ему предсказывать. Кан Кудаян настаивал, но сынчы боялся, что Кудаян его накажет. Тогда Кудаян дал слово, что не сделает этого, и сынчы предсказал, что у него родится сын, но что он не назовёт его Калдышюкюр, а даст ему имя Акбаш Мамбет, и тогда сын вырастет жестоким, будет убивать стариков. Далее он сказал, что Кудаян погибнет в сухой, безводной пустыне, на развилке дорог, ноги его будут торчать из травяного шалаша и он станет добычей

(76/77)

хищных птиц. Потомства от него не останется. Кудаян рассердился и ударил сынчы.

 

Предсказание сбылось. У Кудаяна родился сын, и он назвал его Акбаш Мамбет. Когда он вырос, то стал жестоко обращаться с людьми и убивать стариков. Один джигит спрятал своего старого отца в ящике ӳкёк, чтобы он не погиб от руки Акбаш Мамбета. Кан Кудаян отправился в поход против казахов и подошёл со своим войском к Сырдарье. Здесь у них кончились продукты, начался голод, воды не было. Впереди расстилалась раскалённая пустыня Медиян Чёль. Народ зароптал, стал отказываться переправляться через реку. Старик, лежавший в ящике, спросил сына, почему народ волнуется. Когда ему объяснили, он сказал: «Увидите корову; там, где она помочится и испражнится, будет вода». И действительно, на таком месте вырыли колодец и там оказалась вода. Затем старик добавил: «Увидите на дороге чёрную собаку (кара дебет), убейте её, тогда народ не пойдёт с Кудаяном, останется живым и вернется обратно, а Кудаян уйдет один. Если не убьёте собаку, народ погибнет». Собаку убили деревянным копьеём с железным наконечником (каскак). Народ не пошёл за Кудаяном.

 

Когда Кудаян собирался переправляться, Мааматкулу задержался. Кудаян спросил его, почему он остаётся. Мааматкулу ответил: «Вы видите, к тюндюку (тюндюк — дымоходное отверстие в верхней части юрты) привязана вата — Ваша сноха келин рожает (раньше существовал такой обычай. — С.А.). Я потом догоню». В действительности это была лишь отговорка. Мааматкулу не последовал за Кудаяном и отправился на Иссык-Куль, к бугинцам, которые не принимали участия в походе Кудаяна. Их возглавлял Белек.

 

Кудаян переправился через реку с сыном и с небольшим количеством людей. Казахи ему не подчинились, и он погиб вместе со своими спутниками от голода.

 

Один из информаторов приписывал Кудаянкану заслугу изгнания калмыков из Тогуз-Тороо. [22] Другой утверждал, что калмыки при правителе Бакаманджы контаджы находились на Тянь-Шане (в Ат-Башы). В это же время жили Сарсеит-бий, Ӳчюке и Тюлкю. Те места, где вызревало зерно, были заняты калмыками, киргизы же были вытеснены в высокогорные места и голодали. Вот тогда-то и был предпринят поход Кудаяна в Гиссар (Ызар). [23]

 

Своё толкование события даёт А. Чоробаев. Кан Кудаян, говорит он, был союзником калмыков и действовал с ними заодно. Он хотел увести отсюда киргизов, так как их было мало, и стремился соединить их под своей властью с афганцами (ооган) и персами (кызыл баш).

 

По утверждению многих стариков, калмыков из Тянь-Шаня изгнал Таабылды из племени тынымсейит. Одним из пред-

(77/78)

ков этого племени называют Мортука. Его потомками (по нисходящей линии) считаются Токтогул — Ак багыш — Ӳркюнчю — Бёжёкёй — Алике — Таабылды.

 

При всей противоречивости толкований, при всех неясностях следует признать, что предания о событиях, связываемых с именем Кудаяна, нельзя рассматривать лишь как фольклор. В них несомненно отражены факты подлинной истории тянь-шаньских киргизов, относящиеся к движению некоторых киргизских племён на юг. Однако остаётся невыясненным, было ли это движение связано с захватническими стремлениями отдельных киргизских феодалов, или вызвано тяжёлым положением, в котором оказались киргизы в период джунгарской экспансии, когда они были вынуждены покидать свои кочевья. Пока трудно установить и приблизительную дату этих событий. По одним подсчетам, они происходили около середины XVII в., по другим — несколько позднее. Так, Акымаалы Касымаалиев называет своими предками (по восходящей линии) следующих лиц: Касымаалы — Мамбет — Качы — Шатен — Ниязбек — Эсенгул — Болот — Мааматкулу — Учюке — Сарсеит. [24] Упомянутый Самсалы Аликеев считает своими предками (по восходящей линии): Алике — Надирбек — Шюкюр — Джумагул — Учю — Мамбет — Кудаян.

 

Обращает на себя внимание, что во многих преданиях описываемые события связываются с походом киргизов в Гиссар и Куляб. Исторические источники свидетельствуют, что передвижение 12 тыс. семей киргизов через Каратегин в Гиссар происходило в 1635-1636 гг. Как мы видим, хронологический разрыв между данными исторических сочинений и показаниями генеалогических преданий не столь велик, и можно было бы связывать поход Кудаяна с названным передвижением киргизов в Гиссар. Полевые же материалы, собранные в Южной Киргизии, позволяют предполагать, что 12 тыс. семей киргизов принадлежали не к племенам правого крыла, а к племенам, составлявшим объединение ичкилик и расселившимся в Каратегине, в Алайской долине и на территории юго-западных районов современной Ошской области Киргизской ССР. При этом нет никаких данных о том, что какая-то часть племён, участвовавших в передвижении, имевшем место в 1635-1636 гг., вернулась обратно. Вернее предположить, что речь идёт о двух самостоятельных событиях, которые следовали одно за другим.

 

Предания о так называемом походе под водительством Кудаяна — скорее всего след, оставленный в народной памяти передвижением северных киргизов в районы Ферганы и Алая под давлением ойратов. Известия о массовом движении киргизов из Восточного Туркестана в направлении Каратегина и Гиссара не могли не дойти до северных киргизов и впоследст-

(78/79)

вии причудливо переплелись с преданиями о движении на юг самих тянь-шаньских киргизов.

 

Рассмотренные выше сюжеты в той или иной мере затрагивают один из важных вопросов историографии и этнографии — вопрос о соотношении исторических фактов с материалами, содержащимися в народных исторических и генеалогических преданиях. Не подлежит сомнению, что связь между этими видами источников существует, но в одних случаях она выступает в совершенно отчётливой форме, в других — менее очевидна. В настоящей работе нет возможности остановиться на этом вопросе в полном объёме, поэтому мы коснёмся лишь того, дают ли исторические и генеалогические предания основания для сопоставления упоминаемых в них лиц с историческими личностями.

 

Мы неоднократно упоминали о сыне Ӳчюке по имени Мааматкулу. В источниках вождём киргизских племён в середине XVIII в. назван Ма-му-гу-ху-ли. О нем сообщается, что он — верховный владетель киргизов, что ему 90 лет, он крепкого телосложения, правда весьма тучный, что он ещё продолжает совершать походы. [25] Вполне возможно, что Мааматкулу преданий и Ма-му-гу-ху-ли источников — одно и то же лицо. Не случайно в преданиях ему отводится значительная роль, в частности в возникновении вражды между племенами сэры багыш и бугу. По его инициативе племя сары багыш совместно с племенами кара багыш и чоң багыш выступило против бугинцев. К тому времени Мааматкулу было присвоено звание бия. Жил он семь лет в Кетмен-Тёбё, занимался земледелием, и там даже остался арык под названием Мааматкул-алыш.

 

В тех же источниках сообщается о представителе Мааматкулу— предводителе племени сары багыш Чэ-ли-гу-ци. Это не кто иной, как Черикчи — внук Мааматкулу, сын Темира. О Черикчи-батыре, как о современнике Атаке (80-е годы XVIII в.), упоминает Ч.Ч. Валиханов. [26] Источник называет предводителем племени саяк Тулу-ци-би, стоянка которого находилась в местности Чжу-му-хань. [27] (Эта местность, несомненно, Джумгал. В этой долине была расселена значительная часть племён чекир саяк.) В данном случае речь идёт, очевидно, о Тюлкю — сыне Айта, внуке Ит Эмгена из подразделения кулджыгач племени чекир саяк. [28] В преданиях его иногда называют Тюлкю-бием.

 

В работе И.Г. Андреева, на которую ссылается В.М. Плоских, [29] говорится, что предводителем, или «старшиной», Саякской волости в 1780-х годах был Гадай. В.М. Плоских дает якобы более точное написание — Кадай, в действительности же надо читать Кедей. Последний был сыном названного выше Тюлкю-бия. И здесь сведения генеалогического предания совпадают с историческим фактом. Нам уже пришлось од-

(79/80)

нажды отметить, что вождь племён Таласа Май-та-гу (середина XVIII в.), упоминаемый в источнике, это Майтык, сын Каймазара, из подразделения джоош племени кушчу [30] (главная масса кушчинцев проживала в долине р. Таласа и в прилегающих урочищах).

 

В одном из приведённых выше источников предводителем племени адигине назван А-ци-би. А.Н. Бернштам склонен считать, что это (Х)аджибай. [31] Мы находим, что данные генеалогических преданий позволяют читать это имя как Аджыбек. Его носил потомок Бёёчёна из подразделения баргы племени адигине. [32] Ближайшим предком Аджыбека был Тилеке (у Я.Р. Винникова — Телеке). Мы решаемся этого Тилеке сопоставить с Тилеке-бием, под начальством которого после 1610 г. действовал отряд киргизов в 5 тыс. человек. Вторым начальником этого отряда был Бай-Бута-Кара. [33]

 

В обеих упоминавшихся схемах структуры племени адигене, в подразделении бёрю, потомками Атаке названы: у Я.Р. Винникова — Боткара Кулчу, Куртка, Чот, Сарва, у меня — Бок кара, Кулчу, Куртка, Чот, Сарава, Ак чувак. По нашему мнению, Бута-Кара, Боткара и Бок кара — это разночтения имени одного лица. Как сообщает В.В. Бартольд, при Абдулла-хане во второй половине XVII в. был киргиз Чумак бек, [34] Из генеалогических преданий племени черик известно, что родоначальником одного из крупных подразделений этого племени был Бай чубак, а его ближайшим сородичем, также давшим название целой группе, — Ак чубак. Представляется вполне вероятным, что имя одного из этих родоначальников и скрывается под искажённым в источнике «киргизом Чумак беком».

 

Мы ограничимся лишь приведёнными сопоставлениями. Но и их вполне достаточно, чтобы убедиться в важном научном, источниковедческом значении народных преданий, которые не только дают возможность восстановить главные вехи этнической истории киргизов XVI-XIX вв., но и могут пролить дополнительный свет на их гражданскую и военную историю. Данные, изложенные в настоящей работе, далеко не исчерпывают уже накопленных материалов и лишь частично освещают богатую и сложную этническую историю киргизов Центрального Тянь-Шаня, которая заслуживает более обстоятельного исследования.

 


 

[1] В основу статьи положены полевые материалы, собранные автором в 1953 и 1954 гг. во время работ Киргизской археолого-этнографической экспедиции АН СССР и АН Киргизской ССР (при участии А. Чоробаева, З. Белековой и К. Дыйканова).

[2] С.М. Абрамзон, Этнический состав киргизского населения Северной Киргизии, — «Труды Киргизской археолого-этнографической экспедиции», т. IV, М.-Л., 1960.
(80/81)

[3] Записано А. Чоробаевым от Орозобека Джаманджээнова, 92 лет (подразделение керки тамга племени басыз, сел. Ӳгют Ак-Талинского р-на).

[4] Запись от Джунуса Борсумбаева, 59 лет (племя тынымсейит, сел. Мин-Булак Нарымского р-на). 1954 г.

[5] С.М. Абрамзон, Этнический состав киргизского населения... стр. 23.

[6] Жырга — наслаждаться, получать удовольствие, блаженствовать, благоденствовать (см.: К.К. Юдахин, Киргизско-русский словарь, М., 1965, стр.283).

[7] Джумабай Качыбеков, 62 лет, относит себя по происхождению к племени черик (колхоз им. Калинина Ат-Башинского р-на). Запись 1954 г.

[8] В долине р. Ат-Башы имеются развалины средневекового города, носящие у местного населения название Кошой-Коргон (укрепление или крепость Кошоя).

[9] Ибрагим Сарымашаев, 70 лет, относит себя по происхождению к племени джетиген (колхоз им. 8 марта Куланакского р-на). 1953 г.

[10] В 1954 г. ему было 67 лет, он относил себя по происхождению к племени саяк (сел. Кёк-Ийрим Тогуз-Тороуского р-на).

[11] Галдан-Черен (ум. в 1745 г.) — сын Батора. Его брат — Галдан Дорджи (ходил в 1740 г. против Казачьей орды). Сын Галдан-Черена — Лама Дорджи в 1750 г. сделался хонтайдзи (см.: Ч.Ч. Валиханов, Собрание сочинений в пяти томах, т. III, Алма-Ата, 1963, стр. 166).

[12] Джамгыл-Мырза — легендарная героиня одноимённого киргизского эпического сказания, славившаяся своей богатырской удалью, храбростью, охотничьими способностями. Она убила стрелой из лука знаменитых предков племени сары багыш, правнуков Манапа, братьев Тюлкю и Ӳчюке, нанёсших ей оскорбление.

[13] Рассказчик, относящий себя к племени саяк, считает себя потомком Ак-Тери в девятом поколении.

[14] Назармат Мамыров, 60 лет (с. Атай Тогуз-Тороуского р-на).

[15] Его называют также Кан (хан) Кудаян и Кудаянкан.

[16] Алымкул Токбаев относит себя по происхождению к племени монолдор (сел. Кара-Суу Кочкорского р-на).

[17] Момонкулу Деркембаеву в 1953 г. было 70 лет, он относит себя к племени сары багыш (сел. Кара-Суу Кочкорского р-на).

[18] Илепес Сеитов, 82 лет, относит себя по происхождению к племени сары багыш (колхоз «Туз» Чолпонского р-на). 1953 г.

[19] Племя каратегин упомянуто в источниках среди других киргизских племен (см.: А.А. Кондратьев, Исторические сведения о киргизах в китайских источниках, — «Материалы первой Всесоюзной научной конференции востоковедов в Ташкенте», Ташкент, 1958, стр. 938).

[20] Нияз Тёрёканов, 68 лет, происходит из племени азык (сел. Арагёль Чолпонского р-на).

[21] Чаки Джайыков, 74 лет, происходит из племени сары багыш (сел. Кара-Кунгей Кочкорского р-на).

[22] Запись от Кармышбека Качкыева, 80 лет, он происходит из племени басыз (сел. Чет-Булак Тогуз-Тороуского р-на). 1954 г.

[23] Запись от Амамбая Джакыпбаева, 68 лет, он происходит из племени азык (сел. Ат-Башы Ат-Башинского р-на). 1954 г.

[24] Акымаалы Касымаалиев, 69 лет, происходит из племени сары багыш (сел. Учкун Куланакского р-на). 1954 г.

[25] А.Н. Бернштам, Источники по истории киргизов XVIII в., — ВИ, 1946, №11-12, стр. 128, 130.

[26] Ч.Ч. Валиханов, Собрание сочинений, т. I. стр. 339.

[27] А.Н. Бернштам, Источники по истории киргизов..., стр. 129-130.

(81/82)

[28] С.М. Абрамзон, Этнический состав киргизского населения..., рис. 6 (Структура племени чекир саяк).

[29] В.М. Плоских, Первые киргизско-русские посольские связи (1784-1827), Фрунзе, 1970, стр. 14.

[30] С.М. Абрамзон, Этнический состав киргизского населения..., стр. 71, 72.

[31] А.Н. Бернштам, Источники по истории киргизов..., стр. 129.

[32] См.: Я.Р. Винников, Родо-племенной состав и расселение киргизов на территории Южной Киргизии, — «Труды Киргизской археолого-этнографической экспедиции», т. I, М., 1956, рис. 6 (Структура родоплеменного деления группы адигине); С.М. Абрамзон, Этнический состав киргизского населения..., рис. 15 (Структура племени адигене).

[33] В.В. Бартольд, Киргизы. Исторический очерк, — Сочинения, т. II, ч. 1, М., 1963, стр. 518.

[34] Там же, стр. 519.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки