[ каталог выставки ]
Светильники на мусульманском Востоке.
Каталог выставки в Государственном Эрмитаже,
Санкт-Петербург, 8 июля – 16 ноября 2025 года.
// СПб: Изд-во Государственного Эрмитажа. 2025. 312 с. ISBN 978-5-908052-00-9
[ аннотация: ]
Каталог подготовлен к выставке «Светильники на мусульманском Востоке», посвящённой многочисленным типам светильников, использовавшихся в мусульманских странах в различные эпохи. Особое внимание уделено символике изображений этих предметов в рукописных миниатюрах, на коврах и тканях, а также на каменных надгробиях. За более чем тысячелетнюю историю мусульманской традиции искусными мастерами было создано удивительное разнообразие форм и технологий, которое более всего проявилось именно в этой категории изделий.
Светильники, подвесные лампы, подсвечники, люстры и фонари различных типов позволяют сложить представление об интерьерах религиозных сооружений, а также жилых зданий на мусульманском Востоке. Всего в издании описано более шестидесяти произведений искусства из металла, керамики, стекла, камня, бумаги, ткани. Кроме Государственного Эрмитажа в выставке приняли участие Институт восточных рукописей Российской академии наук (Санкт-Петербург), а также Фонд Марджани (Москва), предоставившие несколько важных рукописей и предметов.
Издание адресуется всем интересующимся культурой и искусством мусульманского Востока.
Содержание
А.Д. Притула. Светильники на мусульманском Востоке: основные типы и формы. — 13
А.В. Моисеева. Светильники в мусульманской философской и литературной традиции. — 39
А.Т. Адамова. Светильники в миниатюрной живописи Ближнего и Среднего Востока. — 55
Каталог. — 79
I. Чираги [Кат. 1-10]. — 80
II. «Торшеры» [Кат. 11-21]. — 96
III. Подвесные лампы [Кат. 22-40]. — 128
IV. Подсвечники [Кат. 41-58]. — 184
А. Стационарные подсвечники (с конусовидным основанием) [Кат. 41-51]. — 185
Б. Портативные (малые) подсвечники [Кат. 52-58]. — 224
V. Светильники с резервуаром [Кат. 59-65]. — 244
VI. Люстры и фонари [Кат. 66-69]. — 274
Литература. — 299
Авторы концепции, кураторы выставки, научные редакторы:
А.В. Моисеева, А.Д. Притула.
Авторы каталожных описаний.
Государственный Эрмитаж: В.А. Абинякин, Е.В. Аброськина, А.Т. Адамова, Д.О. Васильева, М.Н. Гаврилова, А.А. Иванов, М.Г. Крамаровский, Л.Ю. Кулакова, А.В. Моисеева, А.В. Омельченко, О.В. Ошарина, А.Д. Притула, Д.В. Садофеев, Г.А. Серкина, А.Н. Теплякова, А.И. Торгоев.
Институт восточных рукописей Российской академии наук: О.Г. Большаков.
Фонд Марджани: Г.В. Ласикова.
Музей Востока: М.В. Кулланда.
Свет и светильники. ^
«Аллах – Свет небес и земли». Этот айат Света, шедевр коранической риторики и поэзии (24:35), имеет много смыслов и воплощений. В богословском смысле он – образ ориентира, выводящего на праведный путь. Для мистиков он – описание ступеней эмоционального постижения Бога, с чарующими символами этого процесса. Для мусульманского искусства это – глубинный смысл и благородная миссия приборов, дающих просто свет, тут же напоминая о Свете божественном.
Коран знаменит сочетанием высокого стиля с «тактильными», осязаемыми описаниями. В этом айате мистические «стоянки» представлены в конкретных образах – светильник, ниша, стеклянная лампа, звезда, масло масличного дерева... Более того, образ светильника в нише, указывающего путь, во времена ниспослания Корана находил отзвук в образах арабской поэзии, любовавшейся светом лампады пещерного отшельника, служившим ориентиром для ночных караванов. Все, кто учил арабскую литературу, арабы и неарабы, помнят строки из знаменитой «Муаллаки» Имру аль Кайса о «лампе уединённого бодрствующего монаха» и «светильнике монаха, подливающего в него масло».
Мусульманское искусство унаследовало от Корана это сочетание «тактильности» и возвышенности. Произведения исламских мастеров всегда утилитарны и осязаемы и одновременно богато украшены в знак их мистического смысла. Светильники, представленные на выставке , имеют в виду и иерархию, созвучную коранической – несколько типов, распределённых по уровням, от люстр до маленьких плошек. Благочестивые формулы и стихи, включённые в симфонию всех главных направлений художества – каллиграфии, арабеска и геометрического орнамента, – делают выставку как бы энциклопедией исламского искусства. «Тактильный» аспект экспозиции разъясняет часто мало понятное сегодня – как эти все светильники и лампы «работали», – и это тоже оказывается увлекательным.
Выставка показывает и интересный процесс того, как стеклянная лампа мечети становится постепенно символом ислама. В другом зале Эрмитажа стоит надгробие из крымского Солхата, где параллельно расположены крест и лампа из михраба.
Сами же эти лампы представлены блестящими образцами, пробуждающими
память о берущем за душу кораническом образе и одновременно – о мусульманских истоках европейской геральдики (геральдический символ главного оружейника). При этом рядом с редкостями из мамлюкских мечетей Каира стоят европейские подражания XIX века, рожденные тогдашней модой на мамлюкское искусство. Не могу не отметить, что одновременно с этой нашей выставкой в Лувре проходит большая выставка, как раз посвящённая «империи Мамлюков».
(8/9)
На выставке много шедевров с удивительной судьбой. Два монументальных светильника происходят из мавзолея Ахмада Яссави, их элементы были когда-то украдены из мавзолея и находятся сегодня в Лувре. Три других светильника фланкируют в самом мавзолее ритуальный котёл, который был спасен от антиисламских репрессий выставкой в Эрмитаже и относительно недавно, ещё в советское время, передан обратно в Казахстан.
Совсем недавно Эрмитаж приобрёл чудесный персидский коврик в технике зилу, возможно – самый старший из существующих. Его надписи и символика задают несколько интересных, пока не решённых вопросов.
Уникальный подарок посетителям – шедевры мусульманского рукописного искусства, очень редко появляющиеся на свету. Это – знаменитые иллюстрации к «плутовским» «Макамам» ал-Харири из Института восточных рукописный и эрмитажный манускрипт «Хамсе» Низами, переписанный и иллюстрированный для султана Шахруха. А также иллюстрированное поэтическое описание хаджа в Мекку – «Футух ал-харамайн». Все эти миниатюры наглядно представляют типы и бытовое использование светильников и одновременно их знаковую функцию, когда их изображение уточняет место и время действия.
Мистическое настроение, художественная красота и научный анализ сливаются вместе, воскрешая для зрителя образ единого и многообразного, материального и мистичного одновременно мира исламского Средневековья, в котором рядом с мусульманами молились при своих лампах и христиане, и иудеи.
Михаил Пиотровский,
директор Государственного Эрмитажа,
академик Российской академии наук
и Российской академии художеств.
От составителей каталога. ^
Образ света получил необычайное распространение в искусстве ислама, так как именно к нему прибегали художники, поэты и философы, когда им требовалось описать божественную природу. Благодаря этому весьма значимое место в искусстве мусульманских стран занимает и образ светильника.
Задача этой выставки – продемонстрировать основные вариации форм светильников на мусульманском Востоке, а также культурно-исторический контекст их использования.
Особый акцент при этом делается на символике светильников и их изображений, которая в свою очередь связана с символическим значением света как такового в философской традиции ислама.
Хронологические рамки материала, представленного на выставке и в каталоге, охватывают почти весь период существования ислама: с VII и вплоть до ХХ века. В том числе показано несколько экспонатов, созданных христианскими общинами в эту эпоху на мусульманском Востоке. Всего же включено более 70 произведений искусства из коллекций Государственного Эрмитажа, Института восточных рукописей Российской академии наук, Фонда Марджани.
Каталог выставки состоит из шести разделов, в каждом из которых представлены светильники определённого типа, а также их изображения, выполненные в различных техниках и материалах. Такая группировка предметов приблизительно соответствует хронологии их распространения и сфере использования.
Каталожным описаниям предшествуют три очерка, посвящённых определённому кругу вопросов, относящихся к бытованию светильников на мусульманском Востоке и их роли в искусстве, литературе и философии ислама. Безусловно, авторы этих очерков не ставили перед собой задачи решить все научные проблемы, связанные со столь обширной категорией памятников. Они лишь попытались привлечь внимание читателей к основным аспектам их изучения в надежде, что это поможет глубже понять культуру мусульманских стран.
Сведения, данные в каталоге, по возможности унифицированы. Однако полное единообразие в описании памятников различного характера (например, керамики и рукописей) представляется труднодостижимым и нецелесообразным. Кроме того, экспонаты различаются объёмом информации, которую в себе несут.
Summary. ^
The image of light has been extremely widespread in the art of Islam, as it was used by artists, poets and philosophers when they were describing the Divine nature. That is why the representations of lamps also occupy a special place in the artistic traditions of Islamic countries. The aim of the exhibition catalogue is to demonstrate the diversity of lamp forms in the Muslim East, as well as the cultural and historical context of their use.
Throughout history and across different geographical regions, artisans created an unprecedentedly wide variety of lamp types, using a diverse range of materials and techniques. However, the light source itself could be of only two kinds – a candle or a lamp with liquid oil (sometimes animal fat or crude oil). All the rich imagination of the craftsmen would deal with lamp stands, reservoirs or framing structures.
The chronological framework of the catalogue material covers the entire period of Islamic history from the seventh up to the twentieth century, including several pieces created by Christian communities in the Muslim East. In total, more than seventy works of art from the State Hermitage, the Institute of Oriental Manuscripts of the Russian Academy of Sciences and the Mardjani Foundation are on display.
The first section of the catalogue is devoted to the lower tier of illumination of both religious and secular buildings and is represented by various floor lighting devices. Among them are metal and ceramic chiragh lamps with a hole for pouring oil and an open burner (or a few burners) where the wick was inserted. A great number of lamps of all sorts of shapes – from strictly geometric to zoomorphic – have survived, and almost all of them had prototypes of the antique or Byzantine circle.
A chiragh lamp was often mounted on a special tall metal stand (Persian chiragh-paya – ‘lamp stand’), to which the second section of the catalogue is devoted. It usually consists of a base, a stem-rod with a tray for the lamp, mostly also made of metal.
The third section presents vase-shaped lamps that were suspended on chains in the arches of the main part of the prayer hall (musalla). In the Islamic East, they became a visual symbol of monuments associated with the sacred realm; their images would appear on fabrics, stones and in tile decorations.
The candlesticks presented in the fourth section, usually made of copper alloy (bronze or brass), have been common in almost all Muslim countries for several centuries, and their shapes and sizes vary considerably. The next section of the catalogue is devoted to another type of a lighting device from the medieval Muslim East – a lamp with a stationary oil reservoir attached to the base by a middle piece in the form of a trunk. The wick would have been located in such a reservoir; a great number of devices for its fixation have survived. The last, sixth, section presents the topmost tier of interior illumination – massive metal structures to which numerous glass lamplights were attached. They were mostly found in mosques.
наверх
|