● главная страница / библиотека / обновления библиотеки / страница серии

[ сборник ]

Ювелирное искусство и материальная культура.

/ Вып. 5. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2019. 262 с. + XXIV с. цв.вкл.
ISBN 978-5-93572-836-6

 

Составители: В.В. Киджи, И.В. Поскачёва, Н.В. Царёв.

аннотация: ]

Пятый выпуск сборника «Ювелирное искусство и материальная культура» Государственного Эрмитажа традиционно посвящён различным аспектам изучения ювелирного искусства и включает материалы одноимённой конференции, прошедшей в марте 2017 г.

Сборник предназначен для искусствоведов и историков, а также для широкого круга читателей, интересующихся ювелирным искусством.

 

Содержание

 

[ Предисловие. — 5 ]

 

Аникеева Ольга Викторовна.
Производство ювелирных украшений у ранних кочевников Южного Приуралья: инструменты и процесс обработки драгоценных камней. — 7

Ахмедов Илья Рафаэльевич.
Шаблоны для изготовления тиснёных изображений из коллекции К.И. Ольшевского в собрании Государственного Эрмитажа. — 17

Баринова Ирина Николаевна.
«Константинов крест» в собрании Государственного Эрмитажа: к вопросу об атрибуции. — 36

Бонев Пламен Петков, Гергова Диана Спасова.
Способы изготовления и состав сплавов двух пар браслетов из золотого клада Большого Свештарского кургана (Болгария) — сходство и отличия. — 55

Боровкова Наталья Валерьевна.
Личная минералогическая коллекция императрицы Екатерины II в собрании Горного музея. — 69

Будрина Людмила Алексеевна.
Неизвестные проекты французских мастеров для бронзы и малахита из коллекции Российского государственного исторического архива и предмет из королевской коллекции Нидерландов. — 74

Быкова Юлия Игоревна.
Николай Дом — французский ювелир при российском дворе первой половины XVIII века. — 82

Ганина Любовь Геннадьевна.
Особенности научного описания съёмных украшений из бисера. — 92

Добровольская Лидия Игоревна.
Из истории производства орденских знаков в годы Первой мировой войны. — 100

Дончева Стела, Пенев Илия.
Использование PIXE-методов в исследовании изделий средневековых ювелирных мастерских Преслава (металлическое покрытие бронзовых изделий). — 114

Жабрева Анна Эрнестовна.
Терминология, связанная с ювелирными украшениями русской знати, в письменных документах XVI-XVII веков. — 121

Засецкая Марина Львовна.
Влияние западноевропейских художественных стилей на эволюцию латышской сакты XVIII — начала XX века. — 130

Застрожнова Евгения Григорьевна, Тункина Ирина Владимировна, Шаров Олег Васильевич.
Золотой браслет из Фанагории: к истории находки. — 139

Карапетова Ирина Альфредовна.
Средневековые западносибирские бронзовые украшения из собрания Российского этнографического музея. — 147

Косарева Мария Николаевна.
Олово в декоративно-прикладном искусстве. — 155

Костюк Ольга Григорьевна.
Первые памятники часового художества в Эрмитаже. — 163

Меньшикова Мария Львовна.
Китайский жезл жуи из золота и нефрита из собрания Отдела Востока. — 173

Минасян Рафаэль Сергеевич.
«Знак ногтя» на китайских монетах Кайюань. — 178

Помигалов Алексей Александрович, Проничева Карина Вадимовна.
Ювелиры на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде: обзор источников (архивы, правительственные и частные издания, периодика). — 182

Рябцева Светлана Станиславовна.
Ювелирные украшения и предметы торевтики венгерского круга из средневековых памятников Пруто-Днестровского региона. — 187

Свирина Елена Семеновна.
Первые российские изумруды в коллекции Горного музея. — 198

Терентьева Ирина Олеговна.
«Выставка современных и старинных художественных произведений в залах фон Дервиза 1902 г.» в фотографиях К.К. Буллы. — 202

Фёдорова Марина Владиславовна.
Образ дракона в орнаментике традиционных украшений забайкальских бурят. — 210

Холодная Вера Георгиевна.
Скульптурное изображение унтер-офицера Апшеронского полка фирмы П.А. Овчинникова. Судьба экспоната. — 222

Шаблавина Екатерина Арнольдовна.
Филактерии из Спасского клада. — 232

Юдин Михаил Олегович. Произведения золото-серебряной фирмы «Овчинников» 1890-1900-х годов по эскизам В.М. Васнецова. — 239

 

Summaries. — 246

Список сокращений. — 256

 


 

[ Предисловие. ]   ^

 

Представляем вашему вниманию пятый выпуск сборника «Ювелирное искусство и материальная культура», составленный по материалам докладов, прочитанных на одноимённой конференции в марте 2017 года. Отрадно отметить неуклонно растущий интерес к Ювелирной конференции Государственного Эрмитажа, проходящей с 2015 года в новом формате, и констатировать тот факт, что с каждым годом количество заявок на участие в ней становится всё больше.

 

Несмотря на узконаправленную специализацию, Ювелирная конференция Государственного Эрмитажа даёт возможность обмена опытом и новой информацией представителям самых разных отраслей науки и прикладных знаний. Всесторонний интерес к ювелирному искусству не только как к собранию сокровищ, но и как к культурному феномену требует всё более основательного подхода к изучению источников, разработкам новых методик реставрации и в целом к комплексному анализу такого явления как «ювелирное искусство».

 

За два десятилетия существования ювелирного семинара и выросшей из него конференции определился состав её постоянных участников. Среди них можно назвать Государственный Эрмитаж, Российский этнографический музей, Горный музей Санкт-Петербургского горного университета, Музеи Московского Кремля, Государственный исторический музей, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Музей Фаберже, Государственный музей-заповедник «Царицыно», Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, Санкт-Петербургский Государственный университет, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Институт Балканских исследований и Центр фракологии Болгарской АН, Национальный археологический институт с музеем Болгарской АН, Институт истории материальной культуры, Библиотека РАН. Все они так или иначе вносят неоценимый вклад в изучение истории ювелирного искусства.

 

На конференции 2017 года было зачитано более 30 докладов. К сожалению, не все они вошли в данный сборник. Среди опубликованных статей хочется обратить внимание на работы тех авторов, чьи исследования сопряжены с изучением различных архивных материалов. Так, например, в трудах О.Г. Костюк, Л.И. Добровольской, М.Л. Меньшиковой, Ю.И. Быковой, М.О. Юдина, Л.А. Будриной, В.Г. Холодной вводятся в научный оборот не только новые данные об отдельных произведениях ювелирного искусства, но и принципиально новые атрибуции. Сведения, полученные в результате тщательного изучения источников и обнародованные в совместной статье О.В. Шарова, Е.Г. Застрожновой, И.В. Тункиной и в очерке А.Э. Жабревой, позволяют иначе взглянуть на известные музейные раритеты. Исследования, представленные в статье А.А. Помигалова и К.В. Проничевой,

(5/6)

рассказывают о малоизученной теме — участии мастеров-ювелиров и ювелирных фирм во всероссийских промышленных выставках XIX в.

 

Научные изыскания Н.В. Боровковой и её коллеги Е.С. Свириной заполняют лакуны в истории формирования коллекции Горного музея, а работы эрмитажных исследователей М.Н. Косаревой, И.Н. Бариновой, И.О. Терентьевой открывают новые темы в уже, казалось бы, изученном материале. В статье Л.Г. Ганиной впервые представлены методики научного описания памятников из бисера на примере коллекций Российского этнографического музея.

 

Неизменный интерес вызывают комплексные исследования, осуществляемые совместно археологами, реставраторами и хранителями музейных коллекций. Так, многолетние изыскания петербургских ученых Р.С. Минасяна и Е.А. Шаблавиной или их московских коллег О.В. Аникеевой и М.С. Шемаханской, проводившиеся с привлечением современных аналитических методов, включая рентгенофлуоресцентный анализ, позволяют узнать особенности древних технологий, что в дальнейшем, по мнению авторов, может помочь, например, при атрибуции исторических ювелирных памятников. Не менее интересны исследования археологического материала, представленные болгарскими коллегами Д. Герговой и П. Боневым (предметы из Свештарского кургана), С. Дончевой и И. Пенева (изделия средневековых ювелирных мастерских Преслава), И.Р. Ахмедовым (матрицы и накладки бронзового века из собрания Государственного Эрмитажа), С.С. Рябцевой (средневековые памятники Пруто-Днестровского региона).

 

Традиционно ярко была представлена на конференции этнографическая секция, материалы докладов которой отображены в статьях И.А. Карапетовой, М.В. Фёдоровой и М.Л. Засецкой. Продолжая многолетнюю работу по исследованию и введению в научный оборот отдельных групп памятников из коллекции музея, учёные знакомят не только с самими предметами, но и, что особенно ценно, — со спецификой их бытования в традиционной среде.

 

Организационный комитет Ювелирной конференции благодарит всех участников и докладчиков, принимавших участие в её работе, и выражает глубокую признательность администрации Государственного Эрмитажа за поддержку в подготовке и проведении заседаний конференции. Отдельно хочется поблагодарить сотрудников различных отделов Государственного Эрмитажа за ценные консультации и Редакционно-издательский отдел за подготовку и издание сборника. Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество и желаем нашим уважаемым коллегам новых интересных тем и открытий.

 

Виктория Киджи,

Ирина Поскачёва,

Никита Царёв

 


 

Список сокращений.   ^

 

ATM — Архив Горного музея, Санкт-Петербург

АГЭ — Архив Государственного Эрмитажа

АН СССР — Академия наук Союза Советских Социалистических Республик

АО — автономный округ

БРХМ — Бурятский республиканский художественный музей им. Ц.С. Сампилова, Улан-Удэ

ВАН — Венгерская академия наук, Будапешт

ВДИ — Вестник древней истории

ВИМ — Военно-исторический музей, Санкт-Петербург

ВИМАИВиВС — Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург

ВолГУ — Волгоградский государственный университет

ВЦНИЛКР — Всероссийская центральная научно-исследовательская лаборатория по консервации и реставрации музейных художественных ценностей, Москва

ГАИМК — Государственная академия истории материальной культуры

ГИМ — Государственный исторический музей, Москва

ГМВ — Государственный музей Востока, Москва

ГНИИ — Государственный научно-исследовательский институт

ГТГ — Государственная Третьяковская галерея, Москва

ГЭ — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

ЗОРСА — Записки Отделения русской и славянской археологии и Императорского русского археологического общества

ИА АИМ ААН — Исторический архив Артиллерийского исторического музея Архива АН СССР

ИАК — Императорская археологическая комиссия

ИИМК — Институт истории материальной культуры, Санкт-Петербург

ИИРАО — Известия Императорского русского археологического общества

ИКО — историко-культурная область

ИОАИЭ — Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете

ИЭАП — Историко-этнографический атлас Прибалтики

КСИА — Краткие сообщения Института археологии

КСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культуры

КФЖ — камер-фурьерский журнал

ЛАКР — Лаборатория за анализи, консервация и реставрация на Националния археологически институт с музей при Българската академия на науките (Лаборатория для анализов, консервации и реставрации), София

МАИЭТ — Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии

МАЭ — Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург

МАЭС им. В.М. Флоринского — Музей археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского, Томск

МИАР — Материалы и исследования по археологии России

МН — Музей народов СССР, Москва

НАИМ БАН — Национальный археологический институт с музеем Болгарской академии наук, София

НБГЭ — Научная библиотека Государственного Эрмитажа

НО — национальный округ

ОАВЕиС — Отдел археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа

ОВ — Отдел Востока Государственного Эрмитажа

ОИДР — Общество истории и древностей российских

(256/257)

ОИЗЕПИ — Отдел истории западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа

ОИПК — Отдел истории первобытной культуры Государственного Эрмитажа

ОИРК — Отдел истории русской культуры Государственного Эрмитажа

ОНГЭ — Отдела нумизматики Государственного Эрмитажа

ОНТЭ ГЭ — Отдел научно-технической экспертизы Государственного Эрмитажа

ОРГЭ — Отдел рукописей Государственного Эрмитажа

РА — Российская археология

РГАДА — Российский государственный архив древних актов, Москва

РГАКФФД — Российский государственный архив кинофотофонодокументов, Санкт-Петербург

РГАЛИ — Российский государственный архив литературы и искусства, Москва

РГИА — Российский государственный исторический архив, Санкт-Петербург

РЭМ — Российский этнографический музей, Санкт-Петербург

СА — Советская археология

СГЭ — Сообщения Государственного Эрмитажа

TAC — Труды археологических съездов

ТГУ — Томский государственный университет

ФИПС — Федеральный институт промышленной собственности, Москва

ЦАНО — Центральный архив Нижегородской области

ЦГАЛИ — Центральный государственный архив литературы и искусства, Санкт-Петербург

ЦГИА СПб — Центральный государственный исторический архив, Санкт-Петербург

ЦИК СССР — Центральный исполнительный комитет СССР

ЮИМК — Ювелирное искусство и материальная культура

 

LMU — Ludwig-Maximlians-Universität, München

UISPP — Union Internationale des Sciences Préhistoriques et Protohistoriques

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / страница серии