[ сборник ]
Ювелирное искусство и материальная культура.
/ Вып. 5. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2019. 262 с. + XXIV с. цв.вкл.
ISBN 978-5-93572-836-6
Составители: В.В. Киджи, И.В. Поскачёва, Н.В. Царёв.
[ аннотация: ]
Пятый выпуск сборника «Ювелирное искусство и материальная культура» Государственного Эрмитажа традиционно посвящён различным аспектам изучения ювелирного искусства и включает материалы одноимённой конференции, прошедшей в марте 2017 г.
Сборник предназначен для искусствоведов и историков, а также для широкого круга читателей, интересующихся ювелирным искусством.
Содержание
Аникеева Ольга Викторовна.
Производство ювелирных украшений у ранних кочевников Южного Приуралья: инструменты и процесс обработки драгоценных камней. — 7
Ахмедов Илья Рафаэльевич.
Шаблоны для изготовления тиснёных изображений из коллекции К.И. Ольшевского в собрании Государственного Эрмитажа. — 17
Баринова Ирина Николаевна.
«Константинов крест» в собрании Государственного Эрмитажа: к вопросу об атрибуции. — 36
Бонев Пламен Петков, Гергова Диана Спасова.
Способы изготовления и состав сплавов двух пар браслетов из золотого клада Большого Свештарского кургана (Болгария) — сходство и отличия. — 55
Боровкова Наталья Валерьевна.
Личная минералогическая коллекция императрицы Екатерины II в собрании Горного музея. — 69
Будрина Людмила Алексеевна.
Неизвестные проекты французских мастеров для бронзы и малахита из коллекции Российского государственного исторического архива и предмет из королевской коллекции Нидерландов. — 74
Быкова Юлия Игоревна.
Николай Дом — французский ювелир при российском дворе первой половины XVIII века. — 82
Ганина Любовь Геннадьевна.
Особенности научного описания съёмных украшений из бисера. — 92
Добровольская Лидия Игоревна.
Из истории производства орденских знаков в годы Первой мировой войны. — 100
Дончева Стела, Пенев Илия.
Использование PIXE-методов в исследовании изделий средневековых ювелирных мастерских Преслава (металлическое покрытие бронзовых изделий). — 114
Жабрева Анна Эрнестовна.
Терминология, связанная с ювелирными украшениями русской знати, в письменных документах XVI-XVII веков. — 121
Засецкая Марина Львовна.
Влияние западноевропейских художественных стилей на эволюцию латышской сакты XVIII — начала XX века. — 130
Застрожнова Евгения Григорьевна, Тункина Ирина Владимировна, Шаров Олег Васильевич.
Золотой браслет из Фанагории: к истории находки. — 139
Карапетова Ирина Альфредовна.
Средневековые западносибирские бронзовые украшения из собрания Российского этнографического музея. — 147
Косарева Мария Николаевна.
Олово в декоративно-прикладном искусстве. — 155
Костюк Ольга Григорьевна.
Первые памятники часового художества в Эрмитаже. — 163
Меньшикова Мария Львовна.
Китайский жезл жуи из золота и нефрита из собрания Отдела Востока. — 173
Минасян Рафаэль Сергеевич.
«Знак ногтя» на китайских монетах Кайюань. — 178
Помигалов Алексей Александрович, Проничева Карина Вадимовна.
Ювелиры на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде: обзор источников (архивы, правительственные и частные издания, периодика). — 182
Рябцева Светлана Станиславовна.
Ювелирные украшения и предметы торевтики венгерского круга из средневековых памятников Пруто-Днестровского региона. — 187
Свирина Елена Семеновна.
Первые российские изумруды в коллекции Горного музея. — 198
Терентьева Ирина Олеговна.
«Выставка современных и старинных художественных произведений в залах фон Дервиза 1902 г.» в фотографиях К.К. Буллы. — 202
Фёдорова Марина Владиславовна.
Образ дракона в орнаментике традиционных украшений забайкальских бурят. — 210
Холодная Вера Георгиевна.
Скульптурное изображение унтер-офицера Апшеронского полка фирмы П.А. Овчинникова. Судьба экспоната. — 222
Шаблавина Екатерина Арнольдовна.
Филактерии из Спасского клада. — 232
Юдин Михаил Олегович. Произведения золото-серебряной фирмы «Овчинников» 1890-1900-х годов по эскизам В.М. Васнецова. — 239
Summaries. — 246
[ Предисловие. ] ^
Представляем вашему вниманию пятый выпуск сборника «Ювелирное искусство и материальная культура», составленный по материалам докладов, прочитанных на одноимённой конференции в марте 2017 года. Отрадно отметить неуклонно растущий интерес к Ювелирной конференции Государственного Эрмитажа, проходящей с 2015 года в новом формате, и констатировать тот факт, что с каждым годом количество заявок на участие в ней становится всё больше.
Несмотря на узконаправленную специализацию, Ювелирная конференция Государственного Эрмитажа даёт возможность обмена опытом и новой информацией представителям самых разных отраслей науки и прикладных знаний. Всесторонний интерес к ювелирному искусству не только как к собранию сокровищ, но и как к культурному феномену требует всё более основательного подхода к изучению источников, разработкам новых методик реставрации и в целом к комплексному анализу такого явления как «ювелирное искусство».
За два десятилетия существования ювелирного семинара и выросшей из него конференции определился состав её постоянных участников. Среди них можно назвать Государственный Эрмитаж, Российский этнографический музей, Горный музей Санкт-Петербургского горного университета, Музеи Московского Кремля, Государственный исторический музей, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Музей Фаберже, Государственный музей-заповедник «Царицыно», Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, Санкт-Петербургский Государственный университет, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Институт Балканских исследований и Центр фракологии Болгарской АН, Национальный археологический институт с музеем Болгарской АН, Институт истории материальной культуры, Библиотека РАН. Все они так или иначе вносят неоценимый вклад в изучение истории ювелирного искусства.
На конференции 2017 года было зачитано более 30 докладов. К сожалению, не все они вошли в данный сборник. Среди опубликованных статей хочется обратить внимание на работы тех авторов, чьи исследования сопряжены с изучением различных архивных материалов. Так, например, в трудах О.Г. Костюк, Л.И. Добровольской, М.Л. Меньшиковой, Ю.И. Быковой, М.О. Юдина, Л.А. Будриной, В.Г. Холодной вводятся в научный оборот не только новые данные об отдельных произведениях ювелирного искусства, но и принципиально новые атрибуции. Сведения, полученные в результате тщательного изучения источников и обнародованные в совместной статье О.В. Шарова, Е.Г. Застрожновой, И.В. Тункиной и в очерке А.Э. Жабревой, позволяют иначе взглянуть на известные музейные раритеты. Исследования, представленные в статье А.А. Помигалова и К.В. Проничевой,
(5/6)
рассказывают о малоизученной теме — участии мастеров-ювелиров и ювелирных фирм во всероссийских промышленных выставках XIX в.
Научные изыскания Н.В. Боровковой и её коллеги Е.С. Свириной заполняют лакуны в истории формирования коллекции Горного музея, а работы эрмитажных исследователей М.Н. Косаревой, И.Н. Бариновой, И.О. Терентьевой открывают новые темы в уже, казалось бы, изученном материале. В статье Л.Г. Ганиной впервые представлены методики научного описания памятников из бисера на примере коллекций Российского этнографического музея.
Неизменный интерес вызывают комплексные исследования, осуществляемые совместно археологами, реставраторами и хранителями музейных коллекций. Так, многолетние изыскания петербургских ученых Р.С. Минасяна и Е.А. Шаблавиной или их московских коллег О.В. Аникеевой и М.С. Шемаханской, проводившиеся с привлечением современных аналитических методов, включая рентгенофлуоресцентный анализ, позволяют узнать особенности древних технологий, что в дальнейшем, по мнению авторов, может помочь, например, при атрибуции исторических ювелирных памятников. Не менее интересны исследования археологического материала, представленные болгарскими коллегами Д. Герговой и П. Боневым (предметы из Свештарского кургана), С. Дончевой и И. Пенева (изделия средневековых ювелирных мастерских Преслава), И.Р. Ахмедовым (матрицы и накладки бронзового века из собрания Государственного Эрмитажа), С.С. Рябцевой (средневековые памятники Пруто-Днестровского региона).
Традиционно ярко была представлена на конференции этнографическая секция, материалы докладов которой отображены в статьях И.А. Карапетовой, М.В. Фёдоровой и М.Л. Засецкой. Продолжая многолетнюю работу по исследованию и введению в научный оборот отдельных групп памятников из коллекции музея, учёные знакомят не только с самими предметами, но и, что особенно ценно, — со спецификой их бытования в традиционной среде.
Организационный комитет Ювелирной конференции благодарит всех участников и докладчиков, принимавших участие в её работе, и выражает глубокую признательность администрации Государственного Эрмитажа за поддержку в подготовке и проведении заседаний конференции. Отдельно хочется поблагодарить сотрудников различных отделов Государственного Эрмитажа за ценные консультации и Редакционно-издательский отдел за подготовку и издание сборника. Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество и желаем нашим уважаемым коллегам новых интересных тем и открытий.
Виктория Киджи,
Ирина Поскачёва,
Никита Царёв
Список сокращений. ^
ATM — Архив Горного музея, Санкт-Петербург
АГЭ — Архив Государственного Эрмитажа
АН СССР — Академия наук Союза Советских Социалистических Республик
АО — автономный округ
БРХМ — Бурятский республиканский художественный музей им. Ц.С. Сампилова, Улан-Удэ
ВАН — Венгерская академия наук, Будапешт
ВДИ — Вестник древней истории
ВИМ — Военно-исторический музей, Санкт-Петербург
ВИМАИВиВС — Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург
ВолГУ — Волгоградский государственный университет
ВЦНИЛКР — Всероссийская центральная научно-исследовательская лаборатория по консервации и реставрации музейных художественных ценностей, Москва
ГАИМК — Государственная академия истории материальной культуры
ГИМ — Государственный исторический музей, Москва
ГМВ — Государственный музей Востока, Москва
ГНИИ — Государственный научно-исследовательский институт
ГТГ — Государственная Третьяковская галерея, Москва
ГЭ — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
ЗОРСА — Записки Отделения русской и славянской археологии и Императорского русского археологического общества
ИА АИМ ААН — Исторический архив Артиллерийского исторического музея Архива АН СССР
ИАК — Императорская археологическая комиссия
ИИМК — Институт истории материальной культуры, Санкт-Петербург
ИИРАО — Известия Императорского русского археологического общества
ИКО — историко-культурная область
ИОАИЭ — Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете
ИЭАП — Историко-этнографический атлас Прибалтики
КСИА — Краткие сообщения Института археологии
КСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культуры
КФЖ — камер-фурьерский журнал
ЛАКР — Лаборатория за анализи, консервация и реставрация на Националния археологически институт с музей при Българската академия на науките (Лаборатория для анализов, консервации и реставрации), София
МАИЭТ — Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии
МАЭ — Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург
МАЭС им. В.М. Флоринского — Музей археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского, Томск
МИАР — Материалы и исследования по археологии России
МН — Музей народов СССР, Москва
НАИМ БАН — Национальный археологический институт с музеем Болгарской академии наук, София
НБГЭ — Научная библиотека Государственного Эрмитажа
НО — национальный округ
ОАВЕиС — Отдел археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа
ОВ — Отдел Востока Государственного Эрмитажа
ОИДР — Общество истории и древностей российских
(256/257)
ОИЗЕПИ — Отдел истории западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа
ОИПК — Отдел истории первобытной культуры Государственного Эрмитажа
ОИРК — Отдел истории русской культуры Государственного Эрмитажа
ОНГЭ — Отдела нумизматики Государственного Эрмитажа
ОНТЭ ГЭ — Отдел научно-технической экспертизы Государственного Эрмитажа
ОРГЭ — Отдел рукописей Государственного Эрмитажа
РА — Российская археология
РГАДА — Российский государственный архив древних актов, Москва
РГАКФФД — Российский государственный архив кинофотофонодокументов, Санкт-Петербург
РГАЛИ — Российский государственный архив литературы и искусства, Москва
РГИА — Российский государственный исторический архив, Санкт-Петербург
РЭМ — Российский этнографический музей, Санкт-Петербург
СА — Советская археология
СГЭ — Сообщения Государственного Эрмитажа
TAC — Труды археологических съездов
ТГУ — Томский государственный университет
ФИПС — Федеральный институт промышленной собственности, Москва
ЦАНО — Центральный архив Нижегородской области
ЦГАЛИ — Центральный государственный архив литературы и искусства, Санкт-Петербург
ЦГИА СПб — Центральный государственный исторический архив, Санкт-Петербург
ЦИК СССР — Центральный исполнительный комитет СССР
ЮИМК — Ювелирное искусство и материальная культура
LMU — Ludwig-Maximlians-Universität, München
UISPP — Union Internationale des Sciences Préhistoriques et Protohistoriques
|