● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Виктория Кальватоне: судьба одного шедевра. Каталог выставки. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2019. [ каталог выставки ]

Виктория Кальватоне: судьба одного шедевра.

/ Каталог выставки.
СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2019. 184 с. ISBN 978-5-93572-879-3

 

аннотация: ]

Каталог выставки посвящён одному из уникальных произведений античной пластики — золочёной бронзовой статуе «Виктория Кальватоне». Разбитая на несколько частей скульптура была обнаружена в первой половине XIX века в итальянском селении Кальватоне, по названию которого она получила своё второе имя. С начала 1840-х годов памятник хранился в Античном собрании Государственных музеев Берлина, в результате Второй мировой войны был перемещён в СССР. Статьи каталога, написанные российскими и немецкими исследователями, рассказывают об истории скульптуры, особенностях иконографии и перемещении её из музея в музей. Особое внимание уделено научным изысканиям реставраторов Государственного Эрмитажа, чья работа сопровождалась подробными технико-технологическими исследованиями фрагментов античного каркаса статуи и реставрационных дополнений XIX века с помощью современного высокоточного оборудования. Издание рассчитано как на специалистов, так и на широкий круг читателей.

 

Содержание

 

Михаил Пиотровский, Герман Парцингер. «Искусство принадлежит всему миру». — 9

 

Предисловие. — 11

 

Анна Виленская. Статуя из Кальватоне: имя, символ, история. — 12

Мартин Майшбергер. Виктория Кальватоне: первые главы истории статуи в Новое время. — 28

Уве Пельтц. Метаморфозы бронзовой скульптуры из Кальватоне: берлинская реставрация с противоречивым результатом. — 38

Игорь Малкиель. К вопросу о «новой берлинской реставрации». Материалы последних исследований. — 44

Анна Апонасенко, Анна Виленская, Мартин Майшбергер. Копии статуи «Виктория Кальватоне» XIX-XX веков. — 60

Анна Трофимова. Виктория на шаре глазами реставраторов первой половины XIX века: реставрационные дополнения античной скульптуры. — 72

Анна Апонасенко. Дорога в Ленинград: история Виктории Кальватоне в годы Второй мировой войны. — 81

Михаил Верёвкин, Игорь Малкиель, Юрий Спиридонов. Технические исследования и реставрация статуи «Виктория Кальватоне» в Государственном Эрмитаже. — 88

 

Каталог [1-61]. — 105

 

Принятые сокращения. — 177

Summary. — 183

 


(/9)

 

«Искусство принадлежит всему миру».   ^

 

Выставка «Виктория Кальватоне: судьба одного шедевра» является этапом многолетней плодотворной совместной работы Государственного Эрмитажа и Государственных музеев Берлина Фонда прусского культурного наследия. Она продолжает такие выставочные проекты, как «Эпоха меровингов» и «Бронзовый век. Европа без границ», создавшие новый формат культурного сотрудничества в области публикации и введения в научный оборот музейных предметов, перемещённых из послевоенной Германии.

 

История статуи «Виктория Кальватоне» во многом иллюстрирует сложную историю XX века. В 2019 году исполняется ровно 80 лет с того момента, когда публика последний раз могла видеть в музейных залах знаменитую статую эпохи Римской империи. С началом Второй мировой войны в 1939 году берлинские музеи закрыли свои двери для посетителей, а с окончанием военных действий следы этого памятника оказались потеряны. Отсутствие документальных свидетельств, а также многочисленные реставрационные дополнения XIX века, изменившие облик статуи согласно моде и представлениям того времени, помешали распознать в ней античный памятник. Лишь многие годы спустя у нас появилась возможность изучения истории статуи в XX веке.

 

Сотрудничество специалистов Государственного Эрмитажа и Античного собрания Государственных музеев Берлина в области исследования и реставрации статуи «Виктория Кальватоне» привело к появлению важных результатов, которые отразились в совместно выработанной концепции выставки. Показ одного возрождённого реставраторами шедевра Римской эпохи сопровождается рассказом о развитии и использовании образа богини победы в Античности и затем в Новое время.

 

Важный и долгое время считавшийся утраченным памятник становится не только вновь доступным публике, но и возвращается в международный научный дискурс. Мы надеемся, что выставка «Виктория Кальватоне: судьба одного шедевра» будет способствовать углублению сотрудничества специалистов из России и Германии, откроет перспективу для дальнейших исследовательских и выставочных проектов.

 

Михаил Пиотровский,
директор Государственного Эрмитажа

Герман Парцингер,
президент Фонда прусского культурного наследия

(9/10/11)

 

Предисловие.   ^

 

Каталог выставки «Виктория Кальватоне: судьба одного шедевра» отражает опыт многолетней совместной работы немецких и российских специалистов разных направлений — историков, искусствоведов, археологов, реставраторов, физиков и биологов. В издании представлены результаты многочисленных комплексных исследований этого памятника античной эпохи: интерпретаций образа женского божества на протяжении нескольких столетий, письменных источников, рассказывающих о судьбе статуи в XIX-XX веках, состава металла и позолоты, а также внутренней конструкции памятника.

 

Проблемы изучения и реставрации статуи обсуждались в ходе нескольких научных семинаров, проводившихся в Государственном Эрмитаже с участием немецких и итальянских специалистов. Почётным гостем на заседаниях был потомок первого владельца статуи итальянский режиссёр Эццио Аловизи.

 

Необходимо отметить, что существуют расхождения в использовании профессиональной научно-технической лексики российскими и немецкими специалистами. В ряде случаев это объясняется отличиями в традициях применения технических терминов. В издании сохранены авторская терминология и интерпретация фактов, касающихся, прежде всего, античной техники производства и последующей сборки статуи в Италии и Германии.

 

Авторы каталога благодарят за помощь и научные консультации Д.П. Алексинского, С.О. Андросова, Ю.Б. Балаханову, Н.Г. Введенского, В.В. Гурулёву, Л.И. Давыдову, Н.К. Жижину, Ю.П. Калашника, Е.И. Карчеву, Л.В. Ляхову, Е.Д. Начинкину, Ю.А. Пятницкого, Е.Н. Ходза, Л.М. Уткину (Государственный Эрмитаж), М.А. Дегтярёва (ООО «Наследие»), Т.В. Потапову, О.В. Тугушеву (ГМИИ им. А.С. Пушкина), Е. Блауэрт, А. Гасса, М. Хельфрих, П. Винтер, У. Кестнер (Государственные музеи Берлина), Н. Франкен, У. Пападопулос, В. Вахрамееву и сотрудников Государственного тайного архива Прусского культурного наследия (Берлин).

 

 


 

Summary.   ^

 

The exhibition ‘The Calvatone Victory the Fate of a Masterpiece’ is the result of many years of cooperation between German and Russian experts and focuses on a masterpiece of sculpted art from the Roman Empire. According to the inscription on the sphere, it dates back to the second century AD the joint reign of Marcus Aurelius and Lucius Verus (161-169 AD). The exhibition offers various interpretations of the image of this female deity over several centuries.

 

The statue, broken into several pieces, was discovered in 1836 in the small Italian town of Calvatone (Cremona Province) on the private estate owned by the Alovisi family. The fragments were put together in Italy, possibly by the sculptor Bartolommeo Conterio, who produced one of the first descriptions of this artefact.

 

In the early 1840s the statue was sold to Germany, where German restorers came to the conclusion that the sculpture portrayed Victoria, the goddess of victory, and supplied the supposedly missing elements: the left hand holding a palm branch, the left leg and the wings were cast and attached. But there remained some doubt regarding certain details, for instance, the presence of an animal hide, an attribute which is not typical of the goddess of victory. After the mid-nineteenth century the sculpture was on display in the Altes Museum, Berlin.

 

A study of the iconography of this image has revealed associations with Diana, the goddess of hunting. Among many types of her depiction, some close parallels were discovered, such as Diana Lucifera, which means ‘light-bearer’. As a rule, she was portrayed wearing long robes, and, most significantly, atop a sphere.

 

Following the events of 1945, the traces of the Calvatone Victory were lost. For a longtime, it was considered missing, but there were indications that the original statue was in fact in the Pushkin State Museum of Fine Arts where it was on display among plaster casts as a copy. After the catalogue of losses of the Berlin State Museums Antique Collection was published, the Hermitage curators compared the museum’s documents with hitherto unknown written evidence from two Moscow archives and found out that the Calvatone Victory was removed by Soviet troops from post-war Berlin in 1946 as compensation for the damage caused to the USSR during the hostilities. The presence of multiple nineteenth-century restoration additions caused the Hermitage to describe the statue as a modern-age French work.

 

Between 2016 and 2019 experts at the State Hermitage Laboratory for Scientific Restoration of Precious Metals undertook a complex technical and technological evaluation of the artefact and its conservation. First of all, the composition of the metal used in the original parts of the sculpture was identified. It turned out that the metal from which the Calvatone Victory was made is typical of Roman works from the first century BC to third century AD. After a metal plate added in the nineteenth century was removed from the back of the statue, no traces of ancient brackets or metal reinforcement were found on the interior side of the sculpture, which is a strong argument against the original statue having had any wings.

 

The dedicated study of the Victoria in the State Hermitage Laboratory for Scientific Restoration of Precious Metals revealed that the supplementary parts added in the nineteenth century were probably the work of the famous German Neo-Classicist sculptor Christian Daniel Rauch. A video endoscope helped to identify a date ‘1844’ on the inner side of the wing, which establishes the date when the wings were cast.

 

At present the study of the Calvatone Victory statue has been completed, and the exhibit has been put on display in the halls of the State Hermitage. However, not all of its mysteries have been exhausted, and newly-emerging technologies may well prize more surprises out of it.

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки