главная страница / библиотека / обновления библиотеки / Оглавление книги

[ сборник ]

Искусство Старого Китая в трудах Н.А. Виноградовой.

// М.: «БуксМАрт». 2016. 256 с., вклейки. ISBN 978-5-906190-61-1

 

III. Из прежних публикаций Н.А. Виноградовой.

 

Дракон в художественной культуре Китая. *

 

Сноска к заголовку: * Виноградова Н.А. Дракон в художественной культуре Китая // Искусство. Учебно-методическая газета [-ий журнал] для учителей МХК, музыки и ИЗО. Издательский дом «Первое сентября», 2011. №16 (472). [С. 28-31]

 

См. оригинал с иллюстрациями: .pdf, 2,58 Мб.

 

Дракон — фантастическое существо, с которым тесно связана духовная жизнь китайского народа. Едва ли не все явления природы соединяются в представлении жителей Древнего и средневекового Китая с действиями дракона. И это далеко не случайно. В Китае, исконно земледельческой стране, на очень ранней стадии зародилась вера в духов, олицетворяющих природные явления и управляющих силами стихий.

 

Как и во многих других странах, в Китае люди ещё в глубокой древности начали наблюдать за изменениями, происходящими в природе и определяющими повороты судьбы и благополучие их жизни. Немаловажную роль играли в этом особые климатические условия страны: палящая жара летом, пронизывающий холод зимой, затяжная весенняя засуха, сменяющаяся

 

Узор императорского трона
с изображением дракона.

Фрагмент. XVII-XIX вв.
Дворцовый музей, Тайвань.

(Открыть в новом окне)

 

зачастую бурными разливами горных рек. Добавим к этому сложность рельефа территории, изобилующей горами, глубокими туманными ущельями, затрудняющими посевные работы.

 

Природные проявления и стихийные бедствия связывались людьми с действием духов, воплощённых в горах, реках, камнях и деревьях, ураганных ливнях и ветрах, образах реальных и мифических зверей, рыб и птиц. Подстерегаемому множеством опасностей человеку нужно было окружить себя надёжными защитниками. Самыми важными стали божества и духи плодородия. А с помощью магического воздействия духов умерших предков древние китайцы управляли гармоническим равновесием природных сил.

(136/137)

 

Гармония Вселенной определялась творческим взаимодействием двух великих полярных сил (Инь — пассивное, тёмное женское начало и Ян — активное, творческое, светлое мужское начало), символизирующих Землю и Небо. Могущественное Небо — воплощение силы Ян — почиталось как высшее божество и отождествлялось с верховным предком Шан-ди, Земля — воплощение силы Инь — почиталась как супруга Неба, оплодотворяемая им посредством дождя.

 

Правитель — Сын Неба выступал главным жрецом, возносящим Земле и Небу моления о хорошем урожае, спасении от засух и наводнений. В сельскохозяйственных обрядах древних китайских государств правитель являлся единственным человеком, который мог поддерживать равновесие стихий и с помощью магических заклинаний устанавливать контакт между Небом и Землёй. Одной из самых важных обязанностей правителя было открытие сельскохозяйственного сезона, которое совершалось в начале февраля в день Нового года по лунному календарю.

 

Хотя высшие божества Неба и Земли, а также божества плодородия были самыми почитаемыми в Китае, они не были единственными сверхъестественными силами, которым поклонялись древние китайцы. Были ещё и духи рек и гор, деревьев, цветов, птиц и животных, которым отдавалась дань уважения и приносились жертвенные дары. Большое внимание уделялось четырём священным существам — символам сторон света: дракону, тигру, фениксу и черепахе. Зелёный дракон считался символом весны и востока; феникс, причудливая мифическая птица с её пятицветным оперением, в котором господствовал красный цвет, был олицетворением юга и лета; белый тигр почитался знаком осени и запада; тёмная холодная черепаха ассоциировалась с зимой и севером.

 

Но особым уважением в Китае пользовался дракон (по-китайски лун), один из самых древних мифических зверей, на которого как на последнюю надежду уповали крестьяне в период засух и наводнений. Образ его столь популярен в народе и столь широко распространён в литературе и искусстве Китая, что стал для людей почти реальным, несмотря на то что в действительности живого дракона никто и нигде не видел.

 

В иерархии китайских божеств дракон занял третье место после Неба и Земли. В мифологии Китая ему отведена важнейшая роль. Повелитель водной стихии, он по велению неба одаривает людей необходимой для посевов влагой, посылая на землю дожди и грозы. Образ дракона с пылающей жемчужиной около пасти стал в искусстве Китая традиционным знаком единения Неба и Земли посредством орошающего землю дождя. Дракон в Китае считается также прародителем всех зверей и птиц, всех пернатых, чешуйчатых и панцирных. Народная фантазия создала множество разновидностей дракона — повелителя водной стихии, но во всех случаях динамичный и стремительный образ его был наделён силой, гибкостью, могуществом и величием.

(137/138)

 

Легенды и сказки о драконах сложились во многих странах и у многих народов. Все они разные по характеру. Но, как правило, во всех европейских сказаниях дракон представлен грозным, страшным и враждебным людям чудовищем, тогда как в Китае величественный и могучий дракон был всегда добр и щедр к людям, помогая им в борьбе со стихийными бедствиями.

 

Его можно было увидеть запечатлённым в узорах храмов и дворцов, вырезанным на каменных мемориальных плитах, нарисованным на стенах крестьянских домов, украшавшим посуду, ювелирные изделия, изображённым на картинах и бытовых предметах.

 

Образ дракона, царственный и возвышенный, сложился в Китае в глубокой древности. Китайцы не случайно считают себя потомками дракона, а Китай — страной дракона. Уже в древних мифах он занял важное символическое место. Особенно велика роль дракона в древних космогонических сказаниях о создании Вселенной и борьбе с гигантским потопом, затопившим землю. Образ его неизменно сопутствует великим космическим деяниям героев — первопредков китайского народа.

 

Так, согласно преданиям, первое земное существо, великан Паньгу, рождённый из хаоса и извлечённый оттуда силами ян и инь, достиг на протяжении 18 тысяч лет своей жизни титанических размеров (в 90 тысяч ли, то есть около 45 тысяч километров) и первым сумел отделить небо от земли и, встав между ними, прекратить царивший в мире хаос. О том, как выглядел Паньгу, существуют разные легенды. По одной из версий, он был наделён головой дракона и туловищем змеи. Каждое его деяние было знаком его космического могущества. Когда он вдыхал воздух — поднимался ветер и лил дождь, когда выдыхал — гремел гром и сверкала молния. Когда же он открывал глаза — наступал день, а когда закрывал — опускалась ночь. Паньгу породил горы, моря, реки, деревья, животных и людей. При всех расхождениях в описании этого мифического героя общим являлось то, что его стали почитать как первопредка, отделившего небо от земли.

 

Аналогичная легенда повествует о драконе Чжулун, который также числился в первоотцах Вселенной. Рассказ о нем записан в древней Книге гор и морей (Шанхайцзин). Этот дракон с лицом человека, туловищем змеи и красной кожей был ростом в тысячу ли. У него были огромные глаза, напоминавшие два высоких дерева. Когда он их закрывал, наступала ночь, когда открывал, начинался день. Стоило ему вздохнуть, как появлялись тучи и шёл снег, стоило ему сделать выдох, как наступала страшная жара. Пламя свечи, которую он держал во рту, освещало высочайшие сферы неба и озаряло глубины земли, где царил мрак. Поскольку он освещал мрак в небесных воротах севера, его прозвали Чжулун — дракон, освещающий мрак.

 

Величайшим преобразователем в китайских мифах представал Юй — мифический основатель легендарной династии Ся (2205-1767 гг. до н.э.), который также свершил свои подвиги в облике дракона. Согласно мифу, Юй родился из тела

(138/139)

своего отца Гуня в виде двурогого дракона, а Гунь перед смертью также превратился в жёлтого дракона. Юй завершил начатое его отцом усмирение гигантского потопа, свирепствовавшего в Китае двадцать два года и причинившего страшные бедствия. Затем он проложил каналы и исправил русла рек при помощи дракона И-лун, который полз вперёд и своим хвостом прочерчивал русла рек. Когда они дошли до реки Хуанхэ, к ним на помощь вышел дух реки Хэ-бо, а когда Юй буравил проход сквозь гору Лунмэнь (Ворота дракона, где впоследствии был основан буддийский монастырь Лунмэнь), приползла чёрная змея, чтобы осветить ему путь сияющей жемчужиной.

 

Именно двурогому дракону Юю, ставшему великим государем и правителем династии Ся, приписываются первые грандиозные преобразования и законы, устанавливающие порядок в государстве, а именно: разделение Китая на девять областей, прорытие и углубление девяти озёр, измерение девяти горных вершин.

 

Дракон Юй, в образе которого соединились змея и птица, объединял в себе земное и небесное начала. Все числа, используемые им, имели мистическое значение. Число девять связывалось с силой ян и было знаком Неба и птицы. Чётные цифры выражали идею Земли и были связаны со знаком инь и со змеёй. Обойдя многие земли, Юй узнал всех злобных духов и, заботясь о безопасности своего народа, приказал выгравировать их на девяти огромных бронзовых треножниках, чтобы люди смогли уберечься от них. Так, в образе дракона Юй вошёл в легендарную историю Китая как культурный герой, прародитель и защитник своего народа.

 

Самые ранние художественные изображения дракона в виде достаточно близкого к натуре свернувшегося кольцом громадного змея обнаружены в раскопках в провинции Шэньси на расписном керамическом блюде, выполненном в конце III — начале II тысячелетия до н.э. Более условные и обобщённо трактованные образы дракона появились позднее, вместе с развитием иероглифической письменности в виде знаков-символов, оттиснутых на поверхности ритуальных бронзовых сосудов эпохи Шан-Инь (XVI-XII вв. до н.э.). Вероятно, дракон, заменивший более ранние представления о змее или ящерице, считался тотемом ряда древних племён.

 

К этому времени вместе с образованием первого китайского государства в жизни людей произошли важные сдвиги. К ним относятся: зарождение основ градостроительства, изобретение бронзового литья, развитие шелководства. Культ предков с образованием государства стал одним из главных в Китае, а погребальная магия и украшения гробниц превратились в важнейшие ритуальные действа. Умерший как бы приобщался к жизни аихий [стихий], управляющих жизнью человека.

 

Монументальные бронзовые сосуды, в большом количестве выплавлявшиеся в это время, служили для жертвенных обрядов, связанных с погребальной магией. Их почитали священными, а декоративные мотивы, их украшавшие, служили для заклинания стихий, чтобы обеспечить хороший урожай и благополучие людей.

(139/140)

 

В погребения правителей, глубоко спрятанные под землёй, помещали драгоценную утварь из нефрита, белой керамики, бронзы — все предметы, необходимые в загробной жизни, уподобленной жизни живых. Считалось, что каждый из них выполняет определённую магическую функцию заклинания аихий [стихий], отпугивания злых и привлечения добрых духов природы. Характер орнамента и узоров, покрывающих сосуды и оружие, свидетельствовал о том, что во II тысячелетии до н.э. в искусстве Древнего Китая установился единый круг изобразительных мотивов и символических представлений.

 

Связанные с тотемическими верованиями и сезонными ритуалами бронзовые сосуды Древнего Китая отразили всё богатство фантастических представлений о мире. В узорах тяжеловесных бронзовых чанов, стоящих на четырёх высоких ножках и предназначавшихся для жертвенного мяса, в треножниках и кубках, кувшинах для вина, с большим мастерством отлитых из сплава меди с оловом с помощью глиняных моделей, главное место занимало изображение духов — охранителей посевов: цикады, предвещающей урожай, барана и буйвола, сулящих людям сытость и благополучие, птицы и дракона — символов неба и земли.

 

Все тулова сосудов густо заполнялись многослойными узорами. Беспрерывный ритм движения как бы приобщённых к жизни Вселенной существ создавался повторами мотивов. Особую динамику вносило разнообразие рельефа. На фоне углублённой гравировки неожиданно выявлялись выпуклые узоры. Ручки, крышки, углы сосудов имели сложные выступы в виде голов буйвола, слона или фигур драконов. фоном для выпуклых узоров служил сплошной тонкий меандровый узор, символизирующий грозовые облака, узор грома (лэй-вэнь). Важную роль играла крупная рельефная маска, изображающая фантастическое чудовище таоте, в облике которого обобщались черты важнейших животных — тигра, барана, дракона.

 

Фигуре самого дракона в орнаментации шанских ритуальных сосудов принадлежало особое место. Птице и дракону приписывались разные функции. Это мифическое животное с головой, увенчанной рогами, со змеиным вытянутым телом и короткими ногами считалось символом земли, тогда как птица отождествлялась с небесами. Дракон земной ведал направлением рек и ручьёв. Дракон с изогнутым змеиным телом и лишённый ног был олицетворением водной стихии. Космогонический характер орнамента бронзовых сосудов подчёркивался четырьмя расположенными вдоль тулова сосуда рёбрами, которые, не нарушая пропорций и динамики узоров, ориентировали их по сторонам света. Значительно менее схематизированным, более живым и гибким предстаёт дракон в художественных изделиях, восходящих к I тысячелетию до н.э.

 

На протяжении нескольких сменивших друг друга периодов народная фантазия создала множество разновидностей дракона — повелителя водной стихии. Существенные перемены произошли к середине I тысячелетия в орнаментации бронзовых сосудов. С образованием новых царств, включивших в орбиту китайской

(140/141)

цивилизации более обширные регионы, развитием философских учений и представлений о мире, с переменами в общественной и духовной жизни китайцев, а также с рождением новых видов искусства изменился стиль ритуальной бронзовой утвари, формы сосудов упростились, стали более стройными и целесообразными, высокорельефные изображения животных уступили место плоским орнаментальным лентам, образованным гибкими спиралеобразными завитками узоров с изображением драконов, узоров грома и облачных узоров, в образе которых отразилось более многоплановое, чем прежде, представление о мироздании как царстве вечного движения космических сил.

 

В отделке этих изделий, трактовке образа дракона ощутима тенденция к пластичной моделировке тела, изяществу и декоративности, проявляющейся в использовании золотой и серебряной насечки, инкрустации полудрагоценными камнями. В бронзовых ритуальных сосудах для воды и жертвенного вина как бы обретшему плоть и кровь дракону, играющему роль боковых ручек, стали выделять особое место, а его фигуру изображать в самых причудливых и выразительных формах. Рога, плавники и чешуя, равно как изгибы длинного тела и хвоста, стали важными художественными элементами, обыгранными и акцентированными.

 

Дракон стал мыслиться как воплощение светлой, активной мужской силы ян, тогда как его связь с землёй как воплощением тёмного начала инь стала ощущаться значительно меньше, хотя отголоски этой связи сохранились надолго. Они отразились в легендах, повествующих о драконах, стерегущих подземные клады и спящих под землёй в зимнее время. Однако главным местом пребывания дракона во всех легендах и сказаниях стали морские глубины и высокие небеса. Как символ силы ян и небесного начала дракон стал изображаться крылатым существом, повелителем дождя и грозы, парящим в облаках и принимающим их причудливые очертания.

 

Канонические правила изображения дракона в середине I тысячелетия были достаточно гибкими, многообразными, но настолько сформировавшимися, что позволяли без труда определить его образ. По одним описаниям, дракона отличали следующие признаки: тело змеи, покрытое чешуёй, лапы, напоминающие тигриные, орлиные острые когти, большие кроличьи глаза, крылья птицы, коровьи уши и длинные шнурообразные усы. По другим преданиям, он был наделён головой верблюда, усами зайца, глазами быка, шеей змеи, брюхом ящерицы, чешуёй карпа, когтями орла, лапами тигра и хвостом змеи.

 

Существовало также поверье, будто моря и реки управляются драконами, сверкающими золотистой чешуёй, постоянно обитающими в воде и не поднимающимися на небо. Они известны под именами Хуанлун (жёлтый дракон), змеевидный дракон Цзяолун, извивающийся дракон Паньлун. Иногда дракона изображали в виде большой змеи или животного, гибкостью напоминающего тигра, быстротой — лошадь, а порой объединяющих этих двух животных в одно.

(141/142)

О драконе — владыке морской стихии сохранилось множество легенд. Одна из них повествует о роскошном подводном дворце, обиталище царя-дракона, построенном из драгоценных камней и окружённом волшебным садом, в котором среди деревьев плавают стаи разноцветных диковинных рыбок.

 

Чтобы умилостивить царя-дракона и выразить ему своё преклонение, люди стали строить на берегах рек, озёр и морей пагоды и кумирни. Храмы Лунванмяо, посвящённые дракону — богу дождя и водной стихии, выстроены в разных провинциях, они украшают имперские парки. В горных деревнях, расположенных над рекой, храм Дракона не только украшает ландшафт, но и, по сложившимся поверьям, защищает жителей деревни, которые считают, что, если бы не его заступничество, деревня давно была бы снесена бурными потоками реки в период наводнений. Облака в зависимости от цвета связывались с настроением дракона: багровые предвещали засуху, чёрные — наводнение, белые — смерть, жёлтые — обильный урожай. Тёмные тучи связывались с обликом взлетающего дракона, ведающего дождями.

 

С распространением в середине I тысячелетия учения о пяти первоэлементах и соответствующей классификации цветов сложилось представление о драконах пяти цветов: жёлтом (Хуанлун), зелёном (Цзинлун), красном (Чилун), белом (Байлун) и чёрном (Сюаньлун). Главное место в преданиях и сказках заняли два дракона: Чилун (символ Востока) и Хуанлун (символ лёссовой жёлтой земли Китая).

 

О появлении дракона в живописи, а также связи его образа с магией погребального обряда свидетельствует и обнаруженный в богатом захоронении близ города Чанша первый шёлковый свиток, относящийся к периоду Чжаньго (Воюющих царств, V-III вв. до н.э.), выполненный чёрной и красной тушью и изображающий молодую женщину в длинном одеянии, оберегаемую летающими над ней драконом и фениксом — символами Востока и Юга. Здесь дракон показан уже не только как охранитель посевов, но и как защитник человека в его загробном странствии. Несмотря на условность в изображении человека, эта картина с её строгим графическим ритмом и ясно читаемой символикой, нейтральной поверхностью шёлка, осмысленного как пространство неба, определила многие дальнейшие особенности языка китайской живописи.

 

Пришедший в первые века нашей эры в Китай буддизм принёс с собой новую художественную традицию, сложившуюся за пределами Китая — в Индии и Центральной Азии, вдохновлённую чуждыми китайской мысли идеями. С буддизмом связано бурное развитие скульптуры и монументальной живописи, строительство грандиозных скальных монастырских ансамблей, характерной особенностью которых был синтез архитектуры и изобразительных искусств. Вместе с тем буддизм даже в эпоху наивысшего расцвета не отодвинул самую древнюю и исконную религию Китая — поклонение предкам, культ умерших, веру в духов природы.

(142/143)

 

Ассимилируя древние анимистические представления, буддизм включил в свой пантеон многих китайских божеств, духов и героев легенд. В раннесредневековых настенных росписях скальных храмов Даньхуана [Дуньхуана] и Лунмыеня [Лунмыня] нередко можно встретить изображение буддийского святого, поднимающегося на небо верхом на драконе. Дракон и феникс встречаются в виде покровителей верующих вкраплёнными в скульптурные рельефы, изображающие царские выезды или молящихся донаторов храма.

 

На протяжении Средних веков фантастический облик дракона обрёл живые, точно зафиксированные черты. У него извивающееся чешуйчатое змеиное тело, рогатая голова с косматой гривой, четыре когтистые лапы и на спине 81 шип (то есть девять раз повторяющаяся девятка), как подобает силе ян.

 

Под подбородком или около морды — пылающая жемчужина, а на голове — нарост в виде священной горы Бошань (место обитания небожителей, гора, излучающая ароматные пары), благодаря которому он имеет возможность подниматься в небо, а порой и крылья.

 

Во все времена существования императорского Китая дракон был символом императорской власти. Родство императора с драконом подчёркивалось во всех видах искусства, окружающих владыку Поднебесной. Весь огромный и торжественный дворцовый императорский ансамбль находился под символической защитой и охраной дракона. Об этом говорили разнообразные архитектурные детали.

 

Перед входом воздвигалась заградительная стена инби, на которой рельефно изображались девять разноцветных драконов, играющих с пылающей жемчужиной (молнией), символизирующих взаимодействие сил Вселенной и отпугивающих злых духов. Посреди лестницы, ведущей в дворцовую тронную палату, пролегал рельефный мраморный пандус с фигурой дракона в центре.

 

Он также служил оберегом государю, которого слуги проносили над ним в паланкине. Мраморные водостоки дворцовых палат были также выполнены в форме голов дракона. Они собирали дождевую воду. На касситированных [кассетированных] потолках многократно воспроизводились золотые фигуры дракона — символы императорской власти.

 

Императорский трон обрамлялся резным орнаментом из переплетённых тел дракона. Все предметы, окружающие императора, считались священными. Им также воздавались особые почести. Перед жёлтым троном императора, перед ширмой из жёлтого шёлка, которую украшали изображения дракона, слуги императора падали ниц.

 

Фирменный цвет императора не всегда был одним и тем же: во времена династии Сун (960-1279) таким цветом был коричневый, при династии Мин (1368-1644) — зелёный, при династии Цин (1644-1911) — жёлтый. Так или иначе, все они были связаны с символами дракона.

 

Почти все предметы, которыми пользовались императоры династии Цин, были жёлтого цвета (символ лёссовой почвы Китая и жёлтого дракона). Так, халат

(143/144)

императора отличался от одежды знатных чиновников не только цветом, но и эмблемой. На нем были вышиты четыре золотых дракона: два на плечах, по одному на груди и на спине. На подоле были вышиты пять драконов. Общее их число составляло девять.

 

Лапы дракона на императорской одежде имели по пять когтей, тогда как на халатах чиновников — по четыре когтя. Императору полагалось носить бусы из жемчуга (символ воды и дракона) и маленькую круглую шапочку, украшенную тремя золотыми драконами, расположенными друг над другом. На каждом драконе было по три небольших жемчужины и ещё по одной крупной. Пища подавалась императору на посуде, украшенной изображениями драконов.

 

В императорских покоях и перед входом в них можно было встретить символы силы, могущества, благоденствия, долголетия, мудрости и счастья, представленные скульптурными и живописными изображениями дракона, льва, черепахи, оленя, журавля, бабочки, цветов и фруктов. Главными среди них были дракон — символ императорского могущества и феникс — символ добродетели и красоты императрицы. Их бронзовые изображения устанавливались с двух сторон от входа в дворцовую палату.

 

Дракону отводилась важнейшая роль в государственных сезонных ритуалах. Дракон встречал императора в храме Неба (возведённом в Пекине в 1420 году), куда в период правления минской и цинской династий правящий монарх отправлялся в день зимнего солнцестояния (22 или 23 декабря по лунному календарю) для принесения жертвоприношений Небу и вознесения молитв о ниспослании урожая.

 

Все части огромного ансамбля храма Неба были связаны с космогонической символикой и соответствовали древним представлениям: «небо круглое, земля квадратная». Самое крупное сооружение Циняньзянь (храм Моления об урожае) было также круглым в плане и символизировало небесный свод. Трёхъярусная коническая крыша его была синей, как цвет небесной лазури. В центре лестницы, ведущей к входу и расположенной с южной стороны белокаменной трёхъярусной террасы, на которой было возведено деревянное здание, пролегал огромный рельефный мраморный пандус с изображением дракона, играющего жемчужиной в облаках. Столбики ярусов террас и водостоки также были украшены рельефными фигурами драконов.

 

Внутреннее пространство храма Неба было столь же пронизано символикой, как и наружное. В нём не было ни стропил, ни поперечных балок. Оно оставалось открытым и устремлённым вверх. Высокая крыша поддерживалась 28 расположенными по кругу красными лаковыми колоннами, соединёнными между собой перекладинами. Четыре средние колонны символизировали четыре времени года. Двенадцать колонн среднего ряда обозначали двенадцать месяцев года, двенадцать колонн наружного ряда были знаками двенадцати двухчасовых отрезков времени суток.

 

В центре потолка красовался небесный круг, в который был вписан золотой дракон в облаках, даритель урожая и дождя, посылаемого людям в течение года.

(144/145)

Осуществляющий связь между небом и землёй, он был не только главным, но и единственным изобразительным мотивом в храме Моления за годовую жатву и в храме Небесного свода. Чтобы воплотить начало ян (неба и императора), во всех архитектурных деталях ансамбля храма Неба применялась числовая символика и встречались числа 9 и 81 — знаки дракона. Во времена молебствий император три раза становился на колени и трижды совершал челобитные поклоны. Музыканты также исполняли девять ритуальных мелодий. Дракону — духу неба дарили девять кусков шёлка.

 

С поклонением дракону связаны в Китае самые значительные праздники, такие как Новый год и праздник начала лета. Возникшие в глубокой древности, они продолжают почитаться и в наши дни. Новый год по лунному календарю приходится на февраль, когда наступает конец зимних холодов и люди готовятся к весенней пахоте. Естественно, что в это время проводятся ритуальные молебствия о плодородии и особо почитается дракон.

 

Существует древнее поверье, что злые духи боятся красного цвета, поэтому во время празднования Нового года повсюду преобладает красный цвет, цвет солнца, лета и радости. Обязательным атрибутом в каждом доме были красные фонари с изображением дракона, которые развешивали у входа и держали в руках при исполнении танца дракона. По завершении праздника фонари относили в храм Бога дождя и водной стихии Лунвана.

 

Один из самых древних праздничных обрядов — танец дракона. Из материи, бумаги и прутьев изготовляли длинное, извивающееся тело с рогами, зелёными глазами и длинными усами. Его несли несколько человек на бамбуковых шестах, заставляя постоянно шевелиться. Впереди несли золотой матерчатый шар, изображающий солнце, который дракон — символ облаков и дождя — старался поглотить.

 

Праздник начала лета (летнего солнцестояния) отмечался 5 мая по лунному календарю (то есть в конце июня — начале июля). Любимым и самым ярким торжеством в эти дни являлся также праздник дракона, во время которого жители деревень и городов под оглушительные звуки барабана несли многометровые золотистые и зелёные фигуры драконов на шестах и исполняли ритуальный танец. К этому времени были также приурочены соревнования лодок-драконов, носы которых выполнены в виде головы этого мифического существа.

 

Яркий нарядный облик дракона связан со всеми китайскими торжествами. Дракон и в настоящее время является эмблемой Китая, одним из самых почитаемых мифических зверей — покровителей человека, дарующих ему жизнь и счастье. Бесконечно воспроизводимый во всех видах искусства, он — неиссякаемый источник творческой фантазии китайского народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / Оглавление книги