● главная страница / библиотека / обновления библиотеки / страница серии

[ сборник ]

Ювелирное искусство и материальная культура.

// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2015. 314 с. + XXX с. цв.вкл.
ISBN 978-5-93572-599-0

 

аннотация: ]

Очередной выпуск сборника «Ювелирное искусство и материальная культура» Государственного Эрмитажа посвящён различным аспектам изучения ювелирного искусства. Сборник состоит из двух частей, одна из которых включает в себя материалы конференции, посвящённой памяти Н.А. Захаровой, прошедшей в марте 2013 года, другая основана на ранее неопубликованных материалах прошедших конференций.

Сборник предназначен для искусствоведов и историков, а также для широкого круга читателей, интересующихся ювелирным искусством.

 

Содержание

 

[ Предисловие ]. — 3

 

Часть I.

 

Ашешова А.Н. Распылённая коллекция: о современном местонахождении эмалей из коллекции М.П. Боткина. — 5

Дмитриев В.А. Орнаментика женских шапочек народов Северного Кавказа (XIX — начало XX века). — 10

Елихина Ю.И. Буддийские гау-реликварии из Галереи драгоценностей Государственного Эрмитажа. — 20

Киджи В.В. Система учёта и режим хранения драгоценностей в Особых кладовых Императорского Эрмитажа. — 27

Куликовских С.Н. Меч на «манер древнего египетского...». — 32

Лукьянов Е.А. Серебряный сервиз великого князя Константина Николаевича. Из истории создания. — 37

Новик А.А. Ремесло золотошвеев в Косово: материалы полевых исследований 1990-2012 годов. — 46

Пак В.Ф. К вопросу о ювелирном оформлении ростовской финифти начала XXI века. — 54

Пчелов Е.В. Несомненное мастерство и геральдическое «невежество» Юрия Фробоса (тарель 1675 г. из собрания Оружейной палаты: эмблемы и символы). — 62

Сластникова Л.А. Подставки для кофейных чашек в собрании Российского этнографического музея. — 67

Харитонова Т.Ю. Современный посетитель Галереи драгоценностей: опыт социально-психологического исследования. — 73

Шевченко Ю.Ю. Богородица Спилеотисса на древних христианских филактериях с изображениями серпентарид. — 79

Щербина Е.В. Временные выдачи экспонатов из Оружейной палаты во второй половине XIX — начале XX века. — 88

 

Часть II.

 

Ашешова А.Н. Русский взгляд на тиару Сайтафарна в Лувре: по неопубликованным материалам из французских архивов. — 103

Боровкова Н.В., Мачевариани М.М., Свирина Е.С. Природа и искусство. Пейзажный камень в собрании Горного музея. — 112

Габриэль Г.Н. Традиции и новации в современном камнерезном искусстве Санкт-Петербурга. — 115

Дончева С.М. Производство художественного металла в средневековой Болгарии в X веке (ювелирные центры, традиции и влияния). — 121

Журавлёв Д.В., Новикова Е.Ю., Шемаханская М.С. Технологическое исследование золотых бляшек из кургана Куль-Оба (по материалам собрания Государственного исторического музея). — 128

Заведеева И.Е. История организации златокузнечного ремесла во Франции в XIII-XIX веках. — 131

Засецкая М.Л. «Женский» крест: к вопросу о гендерных предпочтениях в крестоношении у сету. — 140

Иванова Н.Ю. Пейзаж в работах мастеров фирм П. Овчинникова и В. Семёнова. — 148

Калашникова Н.М. Украшения в традиционном костюме восточных славян XVIII-XX веков (женские комплексы). — 157

Корсакова Т.Н. Траурные украшения в русской культуре XVIII — первой половины XIX века. — 164

Клепиков И.В. Коллекция алмазов музея кафедры минералогии Санкт-Петербургского государственного университета. — 172

Косарева М.Н. FER DE BERLIN. Немецкие ювелирные изделия из чугуна в собрании Эрмитажа. — 174

Кузнецова-Фетисова М.Е. Искусство столицы династии Шан (XIV-XI до н.э.): драконы, птицы и монстры. — 184

Лукьянов Е.А. Произведения русских ювелирных фирм второй половины XIX ека по проектам В.О. Шервуда. — 191

Марсадолов Л.С. Сакральная семантика келермесского зеркала VII в. до н.э. — 198

Минасян Р.С., Шаблавина Е.А. Кузебаевский «клад». — 212

Неглинская М.А. Западные новации в ювелирном деле как культурный критерий эпохи Цин (1644-1911). — 219

Новик А.А. Гзим Жерка — ювелир-художник из Косово. Традиции и инновации в мастерстве серебряной филиграни на рубеже ХХ-ХХI веков. — 227

Романова С.В. Новые данные о технологиях изготовления и декора традиционного убранства коня у тувинцев (по материалам экспедиции в Республику Тыва 2011 г.). — 232

Рябцева С.С. О древнерусских венцах из пластинчатых бляшек в контексте формирования ювелирных уборов XII-XIV веков. — 236

Сеничкина А.А. Художественный металл в дагестанских коллекциях Этнографического отдела при Русском музее. — 246

Соловьёва Л.В. Особенности иконографии эмалевых изображений на тосканских потирах XIV-XV веков. — 249

Суханов И.П., Синицын А.Ю., Тоечкина И.К. Три цубы от японских мечей в фондах Центрального Военно-морского музея. — 257

Фёдорова М.В. Опыт типологизации височных украшений бурят. — 260

Хардаев В.М. Грузинские перегородчатые эмали из коллекции Музея исторических драгоценностей Украины: работа мастеров Грузии или Византии? — 269

Холодная В.Г. Российская государственная символика и китайский дракон на двух предметах из коллекции РЭМ. — 274

Шаров О.В. Уникальная находка из Керчи в экспозиции Золотой кладовой Эрмитажа. — 282

Шкляева С.А. Традиционные казахские ювелирные украшения как источник вдохновения зарубежных ювелирных домов. — 292

Щербина Е.В. К вопросу об атрибуции некоторых западноевропейских ювелирных произведений XVI-XVII веков из собрания Музеев Московского Кремля. — 297

 

Список сокращений. — 310

 


 

Предисловие. ]   ^

 

Первый коллоквиум ювелирного семинара «Ювелирное искусство и материальная культура» прошёл в Эрмитаже 3-6 апреля 1996 г., и вот, спустя 17 лет, мы провели семинар, посвящённый памяти его создателя — Наталии Алексеевны Захаровой.

 

Её работа в Государственном Эрмитаже началась в 1964 г., когда она была принята в Научно-просветительный отдел музея на должность научно-технического сотрудника (лаборанта). Затем последовала работа экскурсоводом, научным сотрудником в Отделе учёта, научным сотрудником-хранителем в Отделе Востока, около 15 лет заведывания Особой кладовой Отдела Востока... 48 лет, отданных Эрмитажу. Многие годы работы в одном музее дали возможность увидеть в Наталии Алексеевне истинного эрмитажника и, как вспоминает о ней коллега по Отделу Востока Л.И. Шандровская, «человека, который буквально „болел” за всё происходящее в музее. Присущая ей неуёмная энергия позволяла активно участвовать и в общественной жизни Эрмитажа. Её организаторские способности, знания и интерес к истории памятников материальной культуры особенно ярко проявились, когда она стала заведовать Особой кладовой Отдела Востока».

 

Совместными усилиями с сотрудниками научных отделов Эрмитажа Захаровой Н.А. была проведена реэкспозиция, после которой кладовая, вошедшая в состав нового отдела — Галерею драгоценностей, стала называться «Золотой». Теперь, наряду с восточным оружием и ювелирными украшениями, появилась возможность выставить в единой экспозиции памятники скифского и сарматского искусства, а также памятники античной Греции, что позволило посетителям шире познакомиться с историей развития ювелирного искусства. Наталия Алексеевна приложила немало сил для разработки экскурсионного материала по Золотой кладовой, многие экскурсии она водила сама, и её рассказы были чрезвычайно увлекательны.

 

По инициативе Н.А. Захаровой был создан научный семинар «Ювелирное искусство и материальная культура». Он очень быстро стал пользоваться большой популярностью у коллег, сотрудников многих музеев России и зарубежья, а также специалистов, связанных с ювелирным искусством. По воспоминаниям сотрудника Российского этнографического музея Сластниковой Л.А., «знания и опыт позволили ей разработать концепцию семинара „Ювелирное искусство и материальная культура”, и с апреля 1996 года она была его бессменным руководителем. Начинал работу семинар в тяжелые материально 90-е гг., но предложенные Наталией Алексеевной тематика и принципы работы семинара оказались настолько востребованными, что, несмотря на финансовые трудности (с которыми сталкивались почти все в те годы), круг участников семинара не только не сокращался, но и постоянно увеличивался. Искусствоведы, геммологи, археологи, этнографы, архивисты, оружиеведы, реставраторы, художники имели возможность при общении в рамках коллоквиума дополнять, уточнять знания о предмете своих исследований. Участие в семинаре давало новые знания и теоретикам, и практикам ювелирного дела, а его атмосфера, благодаря Наталии Алексеевне, способствовала тому, что участник коллоквиума мог не только сообщить о результатах уже завершённой работы, но и поделиться сомнениями и предположениями. Она не боялась предоставить слово

(3/4)

на коллоквиумах семинара студентам, коллегам с небольшим ещё опытом участия в научных конференциях, а доклады высокопрофессиональных научных сотрудников (участников семинара), необходимость при подготовке своих выступлений соответствовать уровню такого крупного научного учреждения, как Государственный Эрмитаж были прекрасной школой для молодых учёных. Способность поддержать, дать возможность высказать на коллоквиуме нетривиальную идею отличали Наталию Алексеевну от организаторов многих других научных конференций и семинаров. Несмотря на свою прямолинейность, иногда, может быть, и резкость в суждениях, Наталия Алексеевна была человеком контактным, а её увлеченность и работоспособность восхищали всех участников семинара. Круг её обязанностей при подготовке коллоквиумов был чрезвычайно широк. Переписка с коллегами из других городов России и из-за рубежа, редактирование тезисов докладов, планирование и составление блоков выступлений, размещение участников, их культурная программа... Широта и разнообразие тематики проводимых коллоквиумов иногда подвергались критике, но Наталия Алексеевна была человеком внутренне свободным, принадлежала к числу людей, умеющих отстаивать свои убеждения. Успешная работа семинара на протяжении 10 лет, неослабевающий интерес к нему широких научных кругов не только в Санкт-Петербурге, но и в России и за её пределами подтвердили правильность её позиции».

 

В первой части предлагаемого сборника опубликованы статьи из подготовленного к печати Н.А. Захаровой, но так и не увидевшего свет третьего сборника «Ювелирное искусство и материальная культура». Во второй части публикуются статьи по материалам докладов конференции «Ювелирное искусство и материальная культура», посвящённой памяти Н.А. Захаровой. В отборе материала мы старались руководствоваться принципами, заложенными в основу семинара Наталией Алексеевной, — привлечение широкого крута специалистов, связанных не только с историей и изучением предметов ювелирного искусства, но и с изучением материалов ювелирного дела, с ювелирным производством: археологов, этнографов, искусствоведов, геммологов, реставраторов, геологов, ювелиров...

 

Также хотелось бы поблагодарить Наталью Моисеевну Калашникову (Российский этнографический музей), Людмилу Александровну Сластникову (Российский этнографический музей), Светлану Станиславовну Рябцеву (Институт культурного наследия АН Республики Молдова) и всех участников конференции, откликнувшихся на приглашение.

 

Виктория Киджи

Ирина Поскачёва

Никита Царёв


 

Список сокращений.   ^

 

АГЭ — Архив Государственного Эрмитажа

«Антиквариат» — Всесоюзная государственная торговая контора Народного комиссариата торговли СССР (1925-1937)

АРЭМ — Архив Российского этнографического музея

АС — Археология СССР

АСГЭ — Археологический сборник Государственного Эрмитажа

АТР — Азиатско-Тихоокеанский регион

ВАН — Болгарская академия наук

БКИЗ — Бурятское книжное издательство

БКНИИ СО АН СССР — Бурятский комплексный научно-исследовательский институт Сибирского отделения Академии наук СССР

БНЦ СО РАН — Бурятский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук

БРХМ — Бурятский республиканский художественный музей им. Ц.С. Сампилова

ВВЦ — Всероссийский выставочный центр

ВИМАИВиВС — Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи

ВМДПНИ — Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

ВСГАКИ — Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств

ВСЕГЕИ — Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.П. Карпинского

ВЦИК — Всероссийский центральный исполнительный комитет

ВЦНИЛКР — Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория по консервации и реставрации музейных художественных ценностей

ГАРФ — Государственный архив Российской Федерации

ГИКМЗ «Московский Кремль» — Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

ГИМ — Государственный исторический музей

ГМВ — Государственный музей Востока

ГМЗ — Государственный музей-заповедник

ГМЗРК — Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»

ГМИГ — Государственный музей искусств Грузии

ГММК — Государственные Музеи Московского Кремля

Гохран — Государственное хранилище ценностей Наркомфина

ГРМПИ СПбГГУ — Кафедра геологии и разведки месторождений полезных ископаемых Санкт-Петербургского государственного горного университета

ДБК — Древности Боспора Киммерийского

ДПИ — декоративно-прикладное искусство

ЖМНП — Журнал Министерства народного просвещения (Журналъ Министерства народнаго просвѣщенiя)

ЗКМ — Златоустовский краеведческий музей

ЗРАО — Записки Русского археологического общества

ИАЭТ СО РАН — Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук

ИВ РАН — Институт востоковедения Российской академии наук

ИИМК РАН — Институт истории материальной культуры Российской академии наук

ИНМВ — Известия на народния музей Варна

ИРАО — Известия русского археологического общества

(310/311)

КВЖД — Китайско-Восточная железная дорога

КНТЭУ — Киевский национальный торгово-экономический университет

КСИА — Краткие сообщения Института археологии

МАДИСО — Материалы по археологии и древней истории Северной Осетии

МАЭ РАН — Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук

МГХПА им. С.Г. Строганова — Московская государственная художественно-промышленная академия  им. С.Г. Строганова

МИА — Материалы и исследования по археологии СССР

МИБ — Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова

МИДУ — Музей исторических драгоценностей Украины

Наркомпрос — Народный комиссариат просвещения

Наркомфин — Народный комиссариат финансов

НИИТИИИ PAX — Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств

НИИХП — Научно-исследовательский институт художественной промышленности

НКОГК — Научная конференция «Общество и государство в Китае»

ННЗ — Новгород и Новгородская земля. История и археология. Материалы научной конференции по археологии Великого Новгорода

ОКПС — Отдельный корпус пограничной стражи

ОПИ ГИМ — Отдел письменных источников Государственного исторического музея

ОРПГФ — отдел рукописных, печатных и графических фондов Музеев Московского Кремля

ОР РГБ — Отдел рукописей Российской государственной библиотеки

ПСЗРИ — Полное Собрание Законов Российской империи

РА — Российская археология

РА ИИМК РАН — Рукописный архив Института истории материальной культуры Российской академии наук

РГАДА — Российский государственный архив древних актов

РГИА — Российский государственный исторический архив

РГНФ — Российский гуманитарный научный фонд

РГГТУ им. А.И. Герцена — Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

РЭМ — Российский этнографический музей

СА — Советская археология

САИ — Свод археологических источников

СГЭ — Сообщения Государственного Эрмитажа

СО АН СССР — Сибирское отделение Академии наук СССР

СПГУТД — Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна

СПбГУ — Санкт-Петербургский государственный университет

СССР — Союз Советских Социалистических Республик

ТНР — Тувинская Народная Республика

Труды САИПИ — Труды Сибирской Ассоциации исследователей первобытного искусства

ЦВВМ — Центральный Военно-морской музей

ЦВЗ — Центральный выставочный зал

ЦИАМ — Центральный исторический архив Москвы

ЦК Помгол — Центральная комиссия помощи голодающим при ВЦИК

ЭО Русского музея — Этнографический отдел Русского музея

ЮУрГУ — Южно-Уральский государственный университет, Челябинск

 

LIMK — Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / страница серии