[ каталог выставки ]
Пьер Ломбар, Надин Боксмати-Фатух
Тилос. Путешествие в загробный мир.
Ритуалы и погребальные традиции в Бахрейне
в I веке до н.э. — III веке н.э.
// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2012. 24 с.
Тираж 1000 экз. ISBN 978-5-93572-451-1
Содержание
Бахрейн: важный стратегический и торговый центр в эпоху древности. — 4
Бахрейн в эпоху Тилоса. — 6
Зелёный остров Тилос. — 7
Древние погребальные традиции. — 11
Некрополи Тилоса. — 13
Путешествие в загробный мир. — 15
Кормление умершего. — 17
Украшение тела умершего. — 19
Снаряжение путешественника в дорогу. — 20
Образ путешественника: символика и религиозная принадлежность. — 21
Живая вода Бахрейна. ^
В суре «Пещера» (18:60-62) Коран упоминает о путешествии Мусы (Моисея, но, скорее всего, не Моисея скрижалей Завета) к месту слияния двух морей «маджма ал-бахрейн». И сказал Муса своему юноше (спутнику): «Не упокоюсь я, пока не дойду до слияния двух морей, пусть даже пройдут годы». Бахрейн — место двух морей, историческое название группы островов в Аравийском / Персидском заливе и части побережья Восточной Аравии. В глобальном смысле речь идёт о впадении в море великих рек Месопотамии. Но есть и очень осязаемое значение — это слияние пресных и солёных вод. Известно, что в районе Бахрейна на дне моря бьют пресные источники. С корабля можно опустить на дно бурдюк и добыть пресную воду. Это чудо, столь важное для мореплавания в этом районе оживлённой торговли, вызвало к жизни много легенд об особых качествах Бахрейна и его воды.
Когда Муса и спутник добрались до этого места, «то забыли свою рыбу, и она направила свой путь, устремившись к морю». Рыба — это их засоленный припас. Она ожила, коснувшись бахрейнской воды. Через некоторое время Муса сказал юноше: «Принеси нам наш обед, мы устали от нашего пути. Он сказал: Видишь ли, когда мы укрылись под скалой, я забыл рыбу. Это сам Сатана заставил меня забыть и не вспомнить! Она же чудесным образом нашла путь в море! Он (Муса) сказал: Вот это мы искали! И они направились по своим следам обратно». Так они нашли источник живой воды, поискам которого посвящено много легенд и историй, в частности — об Александре Македонском. Говорят, что вернувшись в Вавилон, он мечтал покорить Аравию, но умер. Подготовленный же флот отправился в путь и осуществил завоевания, в результате которых в Заливе возникли эллинистические культуры, памятники которых представлены на этой выставке.
Но ещё много раньше шумеры помещали в стране Дильмун свой рай, где жили герои месопотамских мифов вечно. Сказочная страна была ещё и важным торговым партнёром со своеобразной цивилизацией, соединившей традиции Месопотамии, Аравии и долины Инда. Открытие археологами дильмунских памятников было одной из сенсаций археологии XX века.
Прошли века и греки стали называть эти места Тилосом. Предметы из тилоских погребений, представленные в Эрмитаже, — это находки археологов последних лет. Они рассказывают о причудливом скрещении аравийского наследия с традициями Греции.
Мистическое значение Бахрейна как места, имеющего особые связи с вечностью, выразилось, в частности, в особой привлекательности его как места захоронения.
В Коране после нахождения живой воды Муса встречается с неким «слугой Аллаха» (иногда его идентифицируют с другим символом вечной жизни — ал-Хадиром). Далее следуют рассказы о нескольких парадоксальных и загадочных событиях, которые потом объясняются мудростью Аллаха. Интересно, что в этих рассказах исследователи иногда обнаруживают мифологические символы «потусторонней жизни». Живая вода связана с потусторонним. И тут снова археология иллюстрирует священные тексты и их тайны.
На земле есть места, быть похороненным в которых считается особенно благоприятным для будущей жизни. Чем-то таким был в древности и Бахрейн. Его древние захоронения очень многочисленны и разнообразны. Создаётся впечатление, что сюда свозили умерших для того, чтобы похоронить в хорошем месте. Эллинистические погребения и некрополи тоже весьма многочисленны и позволяют построить особый образ жизни после смерти, который реконструирует эта выставка. Могилы привлекают археологов повсюду. Однако на Бахрейне они имеют не только свои цивилизационные особенности, но и особый смысл. Надеюсь, что мы, вместе с нашими бахрейнскими коллегами, сумеем донести этот смысл до зрителя.
М.Б. Пиотровский,
директор Государственного Эрмитажа
|