● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Памятники наскального искусства Минусинской котловины: Георгиевская. Льнищенская. Улазы III. Сосниха. Кемерово: Кузбассвузиздат. 2012. (Труды САИПИ. Вып. X). [ сборник ]

Памятники наскального искусства Минусинской котловины:

Георгиевская. Льнищенская. Улазы III. Сосниха.

// Кемерово: Кузбассвузиздат. 2012. 112 с. + 8 с.цв.вкл.
ISBN 978-5-202-01141-2 (Труды САИПИ. Вып. X).

 

Скачать файл: .pdf, 13,9 Мб

Содержание

 

[ Предисловие. / Preface. ] — 4/5

 

Н.В. Леонтьев, С.В. Панкова.
Петроглифы горы Георгиевской (таштыкские резные рисунки). — 5

Е.А. Миклашевич.
Льнищенская писаница. — 28

А.Н. Мухарева.
Петроглифы местонахождения Улазы III. — 57

Е.А. Миклашевич, С.В. Панкова, А.Н. Мухарева.
Петроглифы горы Сосниха. — 72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

[ Предисловие. ]   ^

 

В серии «Труды Сибирской Ассоциации исследователей первобытного искусства» до настоящего времени выходили сборники статей и монографии. Очередным выпуском «Трудов» мы хотели бы обозначить ещё одно важное направление издательской деятельности САИПИ — публикацию свода источников по первобытному искусству. Первой в серии «Труды САИПИ» была книга М.А. Дэвлет «Александр Васильевич Адрианов (к 150-летию со дня рождения)». И это не случайно. Деятельность этого исследователя, всецело посвятившего себя изучению Сибири, является примером бескорыстного служения науке и ориентиром для многих из нас. В области изучения наскального искусства важнейшее значение А.В. Адрианов придавал именно сбору данных («на свою работу я смотрю как на собирание материала возможно тщательнее и подробнее»), оставляя честь их публикации и осмыcления будущим поколениям исследователей, стремясь сохранить исчезающие свидетельства прошлого всеми возможными способами: в виде эстампажей, фотографий, зарисовок и описаний. И это ему удалось. Собранные им коллекции — бесценный источник по наскальному искусству Сибири. К сожалению, для слишком многих памятников — уже единственный.

 

Задача «собирания материала» — документирования памятников и тем самым их сохранения хотя бы для науки — остаётся не менее актуальной и в наши дни. Теперь мы располагаем несравненно бóльшими возможностями для выполнения как этой задачи, так и другой, может быть даже ещё более актуальной сейчас — задачи качественной и обстоятельной публикации собранных материалов, ввода их в научный оборот. Конечно, произведений древнего искусства и без того публикуется много. Но в большинстве случаев это публикации отдельных артефактов или лишённых контекста изображений в связи с попытками их интерпретации. К сожалению, всё ещё выходит слишком мало изданий в форме каталогов, основной целью которых была бы публикация как можно более полной и всесторонней информации по тому или иному памятнику, коллекции, категории источников и т.д.

 

Если говорить о наскальном искусстве, то здесь причины такой ситуации во многом объяснимы. На крупных памятниках работа ведётся годами, и, как правило, если исследователь стремится осуществить адекватное документирование, а не просто «выдать на гора» очередную книгу, то подготовка каталога затягивается надолго. Во многих случаях при уже готовом материале мешает отсутствие достаточных средств для полноценной качественной публикации. В этих ситуациях мы, конечно, помочь не в силах. Однако бывает и так, что проведено документирование памятника «средних размеров», когда материала слишком много, чтобы опубликовать его в объёме статьи (а в статьях почти всегда есть жёсткие ограничения по объёму и качеству иллюстраций), но недостаточно для книги. А если у памятника не совсем ясна атрибуция или он пока не поддаётся интерпретации, или нет особенно ярких сюжетов, то изображения не публикуются даже частично, в виде статей. Подобных материалов лежит «под спудом» в архивах исследователей немало. Выход из этой ситуации — публикация таких памятников в предлагаемой настоящим изданием форме: коллективными усилиями или индивидуально, по отдельности или небольшими группами по разным регионам, главное, чтобы по каждому памятнику была представлена максимально полная информация. Нет необходимости обязательно давать подробную атрибуцию и интерпретацию. Следуя примеру А.В. Адрианова, можно оставить эту задачу будущим исследователям, которые, располагая большим количеством достоверно и полно документированных источников, смогут справиться с ней гораздо лучше.

 

Наш предполагаемый свод данных по первобытному искусству, естественно, не будет ограничиваться ни наскальным искусством, ни публикацией лишь небольших памятников. В серии «Труды САИПИ» этого направления найдут своё место и монографии по крупным памятникам наскального искусства, и материалы отдельных пунктов больших комплексных местонахождений, и каталоги других категорий изобразительных источников.

 

В настоящем выпуске публикуются материалы четырёх памятников наскального искусства, расположенных на территории Минусинской котловины: петроглифы гор Георгиевская и Сосниха, пункта Улазы III из большого комплекса Улазы, а также не существующей ныне, но восстановленной по архивным данным Льнищенской писаницы. Приводятся карты расположения памятников, описания, прорисовки и фотографии изображений, рассматриваются история изучения и методы исследования, вопросы состояния сохранности памятников, а также их культурно-хронологической атрибуции, стилистики и содержания.

 

Приглашаем членов САИПИ и других исследователей к сотрудничеству!

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки