[ сборник ]
Этнос. Общество. Цивилизация: II Кузеевские чтения.
Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 80-летию Р.Г. Кузеева, Уфа, 17-19 апреля 2009 г.
// Уфа: 2009. 454 с. ISBN 978-5-85051-480-8
Отв.ред. А.Б. Юнусова.
Содержание
Обращение к участникам Международной научно-практической конференции «этнос. Общество. Цивилизация: II Кузеевские чтения». 17 апреля 2009 года. Академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН, академик А.П. Деревянко. — 4
Пленарное заседание.
Тишков В.А. Актуальные проблемы этнологии. — 5
Егоров В.К. Служение истории. — 10
Решетов А.М. Раиль Гумерович Кузеев — батыр этнографической науки. — 13
Яблонский Л.Т. Некоторые теоретические подходы в современной археологии в контексте разработок Р.Г. Кузеева. — 24
Алимбай Нурсан. Особенности изучения казахского шежире как исторического источника: предварительные заметки. — 27
Чистов Ю.К., Купина Ю.А., Богомазова Т.Г. Мультимедийный гид в залах этнографического музея: опыт Музея антропологии и этнографии РАН. — 30
Завьялова О.Г. Южнозауральская этноконтактная зона: эволюция природопользования. — 34
Юнусова А.Б. Ислам в России в контексте этнополитической синергетики. — 36
Раиль Гумерович Кузеев. Учёный, творец, гражданин.
Антонов И.В. Раиль Гумерович Кузеев об угорском компоненте в этногенезе башкир. — 41
Галиева Ф.Г. Теория Р.Г. Кузеева о малых этнических группах как подразделениях этноса на фольклорном материате. — 46
Иванов В.А. Р.Г. Кузеев и молодые учёные ИИЯЛ БФ АН СССР в 1970-1980 годы. — 50
Иванова Е.В. Концепция этнической истории Южного Урала в эпоху средневековья Р.Г. Кузеева и её современное состояние. — 52
Кучумов И.В. О вкладе Р.Г. Кузеева в славистику. — 55
Мухаметзянова-Дуггал Р.М. Р.Г. Кузеев и Общество советско-индийской дружбы. — 60
Обыденнова Г.Т. О личном фонде и библиотеке Р.Г. Кузеева. — 62
Петров И.Г. Чувашско-башкирские этнокультурные параллели и истоки их происхождения в трудах Р.Г. Кузеева. — 63
Терехова О.П. Отражение истории чувашского народа в грудах Р.Г. Кузеева. — 68
Халиков И.А. Р.Г. Кузеев — учёный, учитель, человек. — 71
Христолюбова Л.С. Р.Г. Кузеев и удмуртская этнография. — 72
Человек, общество и цивилизации в древности и средневековье.
Базылхан И. К проблеме реконструкции обрядов древнетюркского периода (источниковедческий и этно-археологический аспекты). — 74
Базарбаева Г.А. К изучению декора конского снаряжения в культуре древних скотоводов Казахского Алтая. — 76
Бейсенов А.З. Поселения раннего железного века Центрального Казахстана и некоторые вопросы этнографии. — 79
Берсенева И.А. Дети как социальная группа в обществах раннего железного века Северной Евразии (к постановке проблемы). — 83
Вольная Г.И. К вопросу о связях населения Притеречья и Поволжья в скифское время (на зооморфном материале). — 85
Воробьева С.Л. Пещеры в мировоззрении населения Урала: от палеолита до современности. — 87
Гуцалов С.Ю. Развитие погребальных традиций древних кочевников Южного Приуралья в конце IV-III вв. до н.э. — 89
Джумабекова Г.С. К вопросу о кладах Семиречья I тыс. до н.э. — 91
Епимахов А.В. Модели освоения территории по данным сплошного археологического обследования (эпоха бронзы Южного Зауралья). — 98
Зубов С.Э. О пьяноборском компоненте в памятниках писеральско-андреевского типа Западного Поволжья. — 100
Игнатьева О.В. Пермский звериный стиль как явление культуры. — 104
Кондрашин В.В. Предварительные результаты металлографического исследования кузнечного инвентаря Охлебининского могильника. — 106
Косинцев П.А., Малов Н.М. Фауна поселения катакомбной культуры Сосновка I (Саратовское Поволжье). — 108
Мосин В.С. Общество охотников и рыболовов центральной части Урала в нео-энеолитическое время. — 111
Полидович Ю.Б. Царская пектораль как воплощение скифской мифологемы жизни. — 113
Рязанов С.В. Историко-этнографические источники в изучении дозаводскогопроизводства чёрных металлов на Южном Урале. — 116
Савельев Н.С. Гончарная и ремесленная керамика Шиповского комплекса памятников кара-абызской культуры. — 118
Сатаев Р.М., Куфтерин В.В., Гимранов Д.О., Кильмухаметова Э.Д. Археозоологические и палеоантропологические аспекты изучения средневекового городища Уфа II. — 120
Хасенова Б.М. Торевтика как исторический источник. Методика исследования. — 123
Культурное наследие народов Евразии.
Аксёнова Н.В. Культурное наследие: принципы формирования и потребление образов. — 126
Ахатов А.Т. Трансформация хозяйственного комплекса башкирского населения Миасско-Уйского междуречья в 50-60 гг. XIX в. — 128
Биче-оол С.М. Свадебная обрядность и брачное поведение супругов (на примере тувинцев). — 130
Годовова Е.В. Специфические черты культуры топоса оренбургских казаков. — 132
Давлетшина З.М. О традициях и обычаях населения деревни Ахуново Учалинского района Башкортостана. — 134
Донина Л.Н. К вопросу об использовании этнических стереотипов в татарском театральном костюме. — 136
Илимбетова А.Ф. Культ журавля в фольклоре и народных традициях башкир. — 138
Лугуев С.А. О материальной культуре народов западного Дагестана в условиях глобализации. — 142
Маликов А.М. Узбеки-найматы долины среднего Зерафшана в XIX — начале XX в. — 144
Мигранова Э.В. Заметки о путешествии итальянского учёного С. Соммье по Башкирии. — 147
Минибаева З.И. Традиционная медицина и обряды в период беременности у тайнинских женщин. — 150
Молотова Т.Л. Особенности деревни Нарат-Чукур (по экспедиционным материалам). — 152
Мушагулов М.Г. Изучение материальной культуры народов Урало-Поволжья: состояние развития, проблемы. — 154
Надршина Ф.А. Историко-генеалогические предания и легенды башкир. — 163
Никонорова Е.Е. Декор башкирской женской обуви с суконными голенищами (сарык, ката): техника, орнамент. истоки. — 165
Попова Е.В. Священные рощи бесермян: вопросы изучения и сохранения наследия. — 169
Псянчин А.В. Этнография башкир в Комиссии по изучению племенного состава населения России . — 171
Семёнова Т.В. Обряд прохождения в «земляные ворота» в среде приволжских чувашей. — 173
Спирина Н.X. Проблемы исторической генетики башкир. — 175
Сулейманов А.М. Ялан-Катайские (Курганские) башкиры и некоторые особенности их устнопоэтического творчества. — 179
Суслова С.В. Женские волосники волго-уральских татарок в контексте этнокультурной истории региона: синхронный анализ. — 184
Тажитдинова Г.Ф. Изготовление одежды в повседневной жизни башкир. — 186
Хакимьянова А.М. Символика одежды в башкирских песнях. — 189
Хасанова З.Ф. Традиционные способы обработки шкуры животных в горно-лесной зоне Башкортостана (на примере Белорецкого района). — 193
Хуббитдинова Н.А. Образ народного батыра в русской поэзии. — 194
Хусайнова Г.Р. Мотив наказания в башкирской волшебной сказке. — 196
Шагапова Г.Р., Яфаева Г.М. Пережитки язычества в башкирской игре «слепой козёл» («жмурки»). — 199
Шакурова Ф.А. Этимология лексем «батрак» и «кучер» (к проблеме трансформации терминов тюркского происхождения в русской культурно-языковой среде). — 202
Шарапова И.Р. Диалог культур: «быкрау» — заимствованный у русского населения праздник северо-восточных башкир. — 205
Фасхутдинова Л.Ф. Золотная вышивка казанских татар: техника, технология, орнамент. — 207
Халиков И.А. Татары на Южном Урале: некоторые особенности хозяйственной (строительной) культуры. — 210
Юлдыбаева Г.В. Мотив воды в башкирском фольклоре. — 212
Юсупов Р.М. Ранние этапы этно- и расогенеза башкир и этнонимы «башкорт», «иштяк». — 216
Юша Ж.М. Специфика жанра проклятий в фольклоре тувинцев. — 219
Этническая история народов северной Евразии.
Закиев М.З. Этноним башкорт в системе образования тюркских этнонимов. — 223
Исхаков Д.М. Новые данные о клановой принадлежности «сибирских князей» — тайбугидов. — 224
Маслюженко Д.Н. Фальсификации генеалогии в кочевых обществах (на примере шеджере сибирского княжеского рода тайбугидов). — 227
Миргалеев И.М. К вопросу о формировании международной политики Золотой Орды в период его становления. — 230
Мухаметов Ф.Ф. Ещё раз о влиянии монгольского периода на евразийскую цивилизацию. — 232
Рыбаков С.В. Цивилизационные особенности Московского царства. — 234
Сорогин Е.И. Батуиды, джучиды, чингизиды. — 236
Тычинских З.А. Реликты военно- административной системы Сибирского ханства у сибирских татар. — 238
Угдыжеков Э.В. Договоры о мире и родстве Китая с кочевыми народами в древности и средневековье как источник по экономической истории Южной Сибири и Центральной Азии. — 240
Якупов Р.И. Возвращаясь к вопросу о формировании мишарей. — 242
Этнос и вызовы современности.
Баймухаметова Г.Р. Башкирская диаспора в регионах России. — 248
Заельская С.А. Влияние коммунистических обрядов и традиций на формирование нового советского человека в «эпоху развитого социализма». — 250
Магомедова М.З. Этносы, языки и религии Дагестана в условиях глобализации. — 252
Магомедханов М.М., Мусаева М.К. Символы этничности в условиях глобализации на примере Дагестана. — 255
Матвеева Л.Д. Концепции региональной (локальной) истории в условиях глобализации в новейшей историографии национально-государственного строительства в Среднем Поволжье и Приуралье. — 256
Мухтасарова Э.А. Р.Г. Кузеев о тенденциях развития национальных движений в России. — 259
Павлова Л.В. Особенности организации образовательных занятий с нерусским населением Оренбургского края на рубеже ХІХ-ХХ веков. — 261
Пивнева Е.А. Этносоциальные изменения в среде современных обских угров. — 263
Пономарёв А.М. Малые этносы в условиях глобализации: вызовы и факторы успешного ответа. — 266
Рыбалко А.А., Новикова О.В. Этнодемографическая характеристика башкир Челябинской области на рубеже ХХ-ХХІ вв. по материалам переписей. — 269
Рычкова Н.В. Брачное состояние русских в национальных республиках Урало-Поволжья. — 270
Сумбурова Е.И. К вопросу о подготовке национальных педагогических кадров во второй половине XIX — начале XX вв. (на материалах Казанского учебного округа). — 274
Хуснутдинова Л.Г. Вынужденные мигранты в республике Башкортостан. — 276
Шарифуллина Ф.Л. Этническая идентичность и традиционная культура татар г. Костромы. — 278
Шафигуллина Л.Р. Женские общественные организации в республике Татарстан в 1990-2000-е гг. и противостояние глобализации. — 281
Шаяхметов Ф.Ф. Конструирование этнической идентичности башкир в составе Российской империи: факторы и результаты. — 284
Язык и этничность.
Алексеев М.Е. Структурные общности тюркских и восточнокавказских языков в области фонетики. — 289
Атаев Б.М. Аварцы, андо-цезы: этносы и языки. — 290
Буркитбай Г.Ж. Источники тюркской лексикографии. — 292
Галиева Р.В. Роль масс-медиа в формировании региональной идентичности (на примере Республики Башкортостан). — 295
Горбачёв А.А. Особенности языковой политики в многонациональном регионе (на примере Краснокамского района Башкортостана). — 298
Горшунова Е.Ю. Этнические стереотипы о россиянах, бытующие в США, и их языковая реализация. — 300
Макарова Г.И. Языковые и этнические идентичности в современном Татарстане: соотношение и тенденции развития. — 302
Миннияхметова Т.Г. Семиотические функции звука во времени и пространстве. — 304
Омакаева Э.У. Концепт «пространственная ориентация» в языковой картине мира монгольских народов (на материале пространственной лексики). — 306
Сафин Ф.Г. Национально-региональный компонент образования в регионах Российской федерации. — 308
Столярова Г.Р. Языковое поведение русских в национальных республиках Казанского Поволжья. — 311
Такумбетова Л.М. Фразеологический фонд английского языка как этнокультурный феномен. — 313
Гузбеков А.И. Проблемы сохранения родного языка у башкир Оренбургской области. — 313
Фатхутдинова А.К , Сафина Э.Ф. Тенденции развития двуязычия в полинациональном регионе (на примере Республики Башкортостан). — 319
Хао Хуэйминь. Компаративные фразеологические единицы с компонентом-зоонимом в русском и китайском языках. — 321
Хилажева Г.Ф. Этническая идентичность и этноязыковые процессы в современном Башкортостане. — 324
Шайхулов А.Г. Циркумуральский языковой союз: проблемы этнокультурной и лингвистической общности (на материале тюрко-монгольских и финно-угорских языковых взаимодействий). — 327
Религии и этноконфессиональные процессы.
Апсабеков М.-Х. О некоторых изданиях мусульманской литературы на казахском языке (XIX — начало XX вв.). — 330
Бадмаева Е.Н. Религиозная ситуация в Калмыкии в 20-е гг. XX в. — 332
Данилко Е.С. Смешанные браки в старообрядческой среде и процессы социо-культурной адаптации. — 335
Габдрахманова Г.Ф. Российская исламская экономическая модель как альтернативная глобализация. — 338
Кляшев А.Н. Новоапостольская церковь в Башкортостане. — 341
Лукьянова М.В. О некоторых аспектах влияния мусульманской религии на жизнь народов Башкортостана. — 345
Любичанковский С.В. Конфессиональное направление деятельности губернских администраций Урала в условиях системного кризиса позднеимперской России. — 347
Манзанов Г.Е. Религия в этнокультурном самоопределении бурятского народа. — 348
Мусина Р.Н. Религиозное возрождение или конфессионализация сознания: к вопросу современной религиозной ситуации у татар. — 350
Sheikh Mohammad al Hendy. Features of studying of Koran by nonarabic ckholars [scholars]. — 353
Мухаметзянова-Дуггал P.М. Векторы религиозной политики в эпоху глобализации. — 355
Мышегреб А.М. Религиозные представления как часть культурного наследия барабинских татар. — 357
Родионов В.Г. Сословно-конфессиональное сознание народов Волго-Камья: проблемы формирования и трансформации (на основе анализа этнонимов). — 361
Садиков Р.Р. Удмурты и ислам: процессы исламизации среди закамских удмуртов. — 363
Салмин А.К. Деревья в религиозном представлении чувашей. — 369
Сергеев Ю.Н. Монашество Южного Урала во второй половине XIX — начале XX веков: юридический статус. — 371
Сулейманова М.Н. Мусульманская религия и традиционные верования башкир. — 373
Султангареева Р.А. Культ природы у башкир и тэнгрианство. — 375
Тулеубаева С.А. Личность Аль-Фараби в контексте средневековой мусульманской концепции знания. — 378
Уразманова Р.К. Похоронно-поминальный ритуал татар-кряшен: традиции и современность. — 380
Хабибуллина З.Р. К вопросу о месте и роли хаджа в жизни современных мусульман (на материале Республики Башкортостан). — 381
Чуракова Е.А. «Феномен» протестантизма в Удмуртии, или противостояние традиции. — 384
Шарипов Р.Р. Шакирды: социальный портрет современного учащегося медресе. — 386
Ярков А.П. Историография сибирско-башкирских контактов в религиозной сфере. — 388
Музеи в научном, культурном и образовательном пространстве.
Асанова С.А. Проблема сохранения культурного наследия в условиях глобализации. — 395
Батурин С.А. Правовое peгулирование Музейного фонда Российской федерации: проблемы формирования. — 397
Габдулгафарова И.М. Этнографическая деревня — «Музей культуры и быта народов Оренбуржья». — 399
Донина Л.Н., Суслова С.В. Варианты татарского сценического костюма: интерпретация археолого-этнографической реконструкции. — 401
Егорова О.В. Детские вещи чувашей в музейных коллекциях: описание, функции. семантика. — 404
Елизарова Н.В. Культурное взаимодействие Омского литературного музея им. Ф.М. Достоевского с современными писателями региона. — 406
Жидченко А.В. Роль музейных источников в реконструкции истории городских районов (на примере краеведческих музеев Урала и Сибири). — 407
Захарова Я.А., Иванова О.Г. Начальный этап комплектования фондов ОГИК музея: основные тенденции развития. — 409
Кржижевский М.В. Музеи под открытым небом и этнический туризм. — 411
Макарова В.Н. Музей как социокультурный институт или средство обратной связи. — 413
Мурзинцева А.Е. Сеть академических музеев в Сибири: типология и специфика. — 417
Тимофеева Л.С. Социализация средствами современного музея. — 419
Файзуллина Г.Ш. Этнографизмы в музейной терминологии (к вопросу о стандартизации описаний предметов традиционных культур). — 423
Фёдорова Н.А. О перспективе развития музеев в современных условиях. — 425
Шалгынбай Ж.Ж. К вопросу изучения истории национальной книги в Казахстане. — 428
Шевырин С.А. Архивные материалы в работе мемориального музея «Пермь-36». — 430
Шклярик Е.Н. Когнитивные аспекты музейных практик в информационную эпоху. — 431
Приложения. — 434
Список сокращений. — 444
Сведения об авторах. — 447
наверх
|