[ сборник ]
Таштыкские памятники
Хакасско-Минусинского края.
// Новосибирск: НГУ; ХГУ им. Н.Ф. Катанова.2007. 126 с. ISBN 978-5-94356-593-9
Науч ред. С.П. Нестеров.
Содержание
Готлиб А.И. Ярусные захоронения таштыкского могильника Черноозёрное II в Хакасии. — 8
Митько О.А. Таштыкские памятники могильника Маркелов Мыс II. Материалы к реконструкции сожжения погребальных сооружений (по результатам раскопок склепа № 8). — 39
Тетерин Ю.В. Таштыкские склепы могильника Маркелов Мыс I на севере Хакасско-Минусинского края. — 62
Поселянин А.И. Керамический комплекс таштыкского поминальника Белый Яр III на юге Хакасии. — 89
Список сокращений ^
АО — Археологические открытия
АСГЭ — Археологический сборник Государственного Эрмитажа
КСИА — Краткие сообщения института археологии
РА — Российская археология
СА — Советская археология
МЭ — Музей этнографии
Предисловие. ^
Таштыкская культура Хакасско-Минусинского края является одним из самых ярких и своеобразных историко-культурных явлений в древней и раннесредневековой истории Южной Сибири и Центральной Азии. Специалистов и любителей древностей поражает прежде всего удивительное разнообразие археологических памятников, которые представлены грунтовыми могильниками, склепами, поселениями, петроглифами, предметами изобразительного искусства многочисленными случайными находками, хранящимися в фондах различных музеев и научных учреждений. Особое своеобразие и неповторимость таштыкской культуре придает оригинальный погребально-поминальный культ, для которого характерны такие черты, как сочетание грунтовых могил и склепов, индивидуальных и коллективных захоронений, погребений трупов, мумий и специально изготовленных кукол с вложенными внутрь кремированными останками, посмертные маски и вотивный погребальный инвентарь, поминальные стелы и каменные выкладки.
Чрезвычайное разнообразие ритуально-поминальных традиций и развитая система религиозно-идеологических представлений во многом объясняется тем, что таштыкская культура сложилась на основе синкретизма культурных традиций местного тагарского населения и пришлых центрально-азиатских кочевых племён. Тесные и постоянные связи таштыкских племён с кочевниками и осёдлыми цивилизациями Центральной и Восточной Азии не прерывались на протяжении всего периода существования культуры. Именно они во многом обусловили её неповторимый облик и особое место в свите культур хунно-сарматского времени Саяно-Алтая и сопредельных территорий.
Таштыкская эпоха явилась важным этапом в формировании культурной модели развития кочевых обществ эпохи раннего и развитого средневековья Южной Сибири. В это время в Хакасско-Минусинской котловине окончательно формируется хозяйственно-культурный тип полукочевого отгонного скотоводства, появляются и широко распространяются носители монголоидного расового типа и тюркских языков, распространяются новые формы стратификации общества, в том числе система социально-этнического подчинения и институт кыштымства. Таштыкская культура являлась мощным культурным очагом для других регионов Сибири: Тувы, Горного и Степного Алтая, Кузбасса, Ачинско-Мариинской лесостепи, Средней и Восточной Сибири.
Археологическое изучение таштыкской культуры имеет длительную и богатую историю, которая неоднократно рассматривалась в научной литературе. Каждый очередной этап в познании культуры завершался работами обобщающего характера или сводными монографиями [Теплоухов, 1929. С. 41-69; Киселёв, 1950; Кызласов, 1960; Грязнов, 1979. С. 89-146; Вадецкая, 1986. С. 129-131]. В конце ушедшего века вышла в свет фундаментальная монография Э.Б. Вадецкой, в которой была подведена своеобразная черта по систематике, вводу в научный оборот и анализу материалов всех раскопанных с 1883 по 1991 гг. на территории Хакасско-Минусинского края таштыкских памятников [Вадецкая, 1999]. Несмотря на очевидные успехи, достигнутые отечественными археологами в изучении таштыкских древностей, историко-культурный феномен таштыкской культуры во многом не разгадан. Проблемы происхождения культуры, хронологии и периодизации, истоков и генезиса погребальной обрядности, поминального культа, искусства таштыкской эпохи хотя вышли на новый уровень осмысления, но по-прежнему остаются предметом дискуссий.
В течение XX в. ведущая роль в исследовании таштыкских памятников принадлежала учёным Москвы и Санкт-Петербурга (Ленинграда). С конца 80-х гг. XX в. и до настоящего времени планомерные и целенаправленные исследования таштыкских памятников в Хакасии и на юге Красноярского края проводятся в основном научными коллективами Хакасского и Новосибирского государственных университетов. Научными сотрудниками археологической лаборатории НИЧ ХГУ и лаборатории гуманитарных исследований НИЧ НГУ удалось обследовать и раскопать значительное количество новых памятников таштыкской эпохи, в результате чего был получен большой объём новых археологических материалов.
(5/6)
Карта исследований таштыкских памятников
Хакасско-Минусинского края:
1 — Староозначенская Переправа I; 2 — Быстрая II; 3 — Белый Яр III; 4 — Абакано-Перевоз; 5 — Черноозёрное II; 6 — Маркелов Мыс I; 7 — Маркелов Мыс II.
Заведующим археологической лабораторией НИЧ ХГУ, канд. ист. наук А.И. Готлибом в Ширинском районе Республики Хакасия раскопан уникальный ярусный грунтовый таштыкский могильник Черноозёрное II. В 32 исследованных могилах найдено большое количество погребального инвентаря и предметов искусства из органических материалов,
(6/7)
которые сохраняются в обычных условиях чрезвычайно редко (см. карту, 5). В Боградском районе Республики Хакасия на берегу Енисея под его руководством проводились охранные работы на разрушающемся грунтовом таштыкском могильнике Абакано-Перевоз (см. карту, 4).
Старшим научным сотрудником археологической лаборатории НИЧ ХГУ А.И. Поселяниным полностью исследован таштыкский могильник Белый Яр III в Алтайском районе Республики Хакасия. Раскопан большой таштыкский склеп, 20 детских могил и более 150 поминальных объектов (см. карту, 3). В результате исследования памятника получена самая крупная коллекция керамической посуды из закрытого таштыкского комплекса, насчитывающая более 360 горшков. А.И. Поселянин раскопал также таштыкский склеп и более 40 отдельных поминальных и погребальных сооружений на могильнике Быстрая II в Минусинском районе Красноярского края (см. карту, 2).
Заведующим сектором археологии лаборатории гуманитарных исследований канд. ист. наук О.А. Митько полностью раскопан могильник Маркелов Мыс II в Новосёловском районе Красноярского края. Раскопано 3 таштыкских склепа, 15 детских могил и более 160 погребальных и поминальных выкладок (см. карту, 7).
Старшим научным сотрудником лаборатории гуманитарных исследований Ю.В. Тетериным почти полностью исследован могильник Маркелов Мыс I в Новосёловском районе Красноярского края. Раскопано 2 больших таштыкских склепа, 22 детских могилы и более 90 поминальных объектов (см. карту, 6). Он же проводит планомерное изучение могильника Староозначенская Переправа I в Шушенском районе Красноярского края. Раскопаны большой таштыкский склеп, более 40 взрослых и детских грунтовых могил и 27 ритуально-поминальных объекта (см. карту, 1). В 2005 г. Ю.В. Тетерин продолжил раскопки могильника Черноозёрное II в Ширинском районе Республики Хакасия, начатые А.И. Готлибом. Раскопан таштыкский склеп, ряд поминальных стел и несколько детских могил (см. карту, 5).
Научными сотрудниками и преподавателями ХГУ и НГУ активно разрабатываются проблемы хронологии, погребальной обрядности, поминального культа, мумификации и кремации, этнической истории, этнокультурных связей и социального устройства таштыкского общества. В настоящее время усилия сотрудников археологической лаборатории НИЧ ХГУ и лаборатории гуманитарных исследований НИЧ НГУ по изучению таштыкской проблематики поддержаны Российским гуманитарным научным фондом в рамках совместного проекта «Таштыкский историко-культурный феномен Хакасско-Минусинского края». Целью настоящего коллективного издания является введение в научный оборот и анализ материалов из раскопок участников данного проекта.
Список литературы.
Грязнов М.П. Таштыкская культура // Комплекс археологических памятников у г. Тепсей на Енисее. Новосибирск. 1979. С. 89-146.
|