главная страница / библиотека / обновления библиотеки / Содержание

Эпоха Меровингов — Европа без границ. Археология и история V-VIII вв. Staatliche Museen zu Berlin. Edition Minerva: 2007. [ каталог выставки ]

Эпоха Меровингов — Европа без границ.
Археология и история V-VIII вв.

// Staatliche Museen zu Berlin.
München: Edition Minerva. 2007. 592 с.

ISBN Museum 978-3-88609-569-8

ISBN Verlag 978-3-938832-18-9

 

I. Народы Юга России.

 

М.Б. Щукин.

Авары, болгары
и сокровище из села Малая Перещепина.

 

После битвы при Недао в 454 г., развала империи Аттилы и изгнания гуннов из Подунавья, в степной полосе Восточной Европы складывается новая этно-политическая картина, неоднократно меняющаяся на протяжении V-VII вв.

 

Первое из таких событий произошло далеко на востоке евразийских степей и с первого взгляда было ничем не примечательно. В 439 г. род Ашина (род «волков») из внутренней Монголии под давлением ряда обстоятельств бежал в южные отроги Алтайских гор. Вскоре пришельцы заняли ведущее положение среди туземцев, образовали племя Ту-кю (так же Тюр-кют или тюркюты). Начался процесс сложения громадного политического образования кочевников — Первого Тюркского каганата, простиравшегося от Жёлтого моря до Черного и просуществовавшего с 562 по 650-е гг. почти 90 лет.

 

Процессы, связанные с возникновением Тюркского каганата, вызвали целый ряд перемещений народов и племен по всей полосе евразийских степей. В 463 г. к Константинопольскому двору прибыли послы огуров, сарагуров и оногуров, обитателей Западной Сибири и Приуралья. Все названные племена, по словам послов, были вытеснены за Волгу савирами (их имя сохранилось в названии Сибири), а савиры были потеснены аварами, а те, в свою очередь, каким-то народом с берегов Океана. Вскоре однако и савиры, и авары, гонимые тюркютами, тоже появились на правом берегу Волги. В 558 г. послы авар прибыли в Константинополь. Население столицы толпами сбегалось поглазеть на странные одежды послов, на их волнистые волосы, заплетённые в длинные косы. В Константинополе их приняли благосклонно и поручили воевать с савирами.

 

Но авары смешали планы византийцев. Вместо того, чтобы воевать с кутригурами,

(84/85)

жившими к западу от Меотиды, врагами Византии, они напали на живших к востоку от Азовского моря и союзных Империи утигуров. Разрыв с Византией стал неизбежен, что и произошло в 562 г. Парадоксально, но факт. Авары, которые оперировали в Причерноморье, на самом деле не были аварами, они псевдоавары, присвоившие себе это имя. Об этом тюркютский каган извещает императора Маврикия в письме, присланном в 598 г. Письмо это излагает историк Маврикия Феофилакт Симокатта.

 

Настоящие авары, племена а-ба или абары, жили где-то в Семиречье, в районе озера Балхаш, а затем в Джунгарии. В 461-465 гг. они наводили страх на народы Южной Сибири, тогда же они изгнали савиров, но в 555-556 гг. были разбиты тюркютами, бежали в Джунгарию, где вместе с местным населением создали народ тюргешей. Через два года, когда послы косоносных варваров появились в Константинополе, народа аваров как такового уже не существовало, но сохранялась его слава. А те авары, что перешли Волгу, напали на антов и послали послов в Константинополь, представляли собой часть огар-угров, состоявшую из племён yap и хуни. Название одного из них созвучно имени авар, что и послужило причиной выгодной для беглецов ошибки. Переселенцы же не стали никого переубеждать.

 

Авары, точнее псевдо-авары, всё ещё опасались погони тюркютов. Они знали, что Истеми, каган тюркютов, заявил, что авары никуда не уйдут от его мечей. Пока же Истеми был занят затяжной войной с гуннами-эфталитами в Средней Азии. Поэтому, подчинив антов, в союзе с кутригурами авары двигаются дальше на запад, где складывается подходящая ситуация: гепиды враждуют с лангобардами. В 565 г. авары проникают вплоть до Тюрингии, заключают договор с королём франков Сигибертом, а в 567 г. в союзе с лангобардами полностью изничтожают гепидов, получив в своё распоряжение земли в нынешней Венгрии и Румынии. А через год и лангобарды освобождают им территорию — уходят в Италию.

 

Так возникает Аварский каганат, простирающийся от Среднего Дуная до Днепра. Самих авар здесь не так уж и много, в армии аварские воины составляли лишь одну пятую часть, остальные были анты, склавины, кутригуры и прочие. Авар и через Волгу переправилось всего около 20 тыс. воинов, но это была хорошо организованная военная сила, владевшая к тому же новыми видами оружия, изобретёнными на востоке.

 

Аварские луки несколько больше и мощнее гуннских, аварские стрелы имеют

(85/86)

Илл. / Abb. / Fig. 1. Кат.номер / Kat.Nr. / cat.no I.19.4.

(Открыть Илл. 1 в новом окне)

 

более крупные наконечники. Главным же достижением было изобретение стремян, что полностью изменило технику конного боя, всадник получил опору для действий мечом, пикой, для стрельбы из лука. Соответственно изменилась и конструкция сёдел, они получили жёсткий деревянный каркас. Вместо тяжёлого двулезвийного меча-спаты появились новые клинки, однолезвийные, более лёгкие, ещё слабо изогнутые, предтеча будущей сабли. Прекрасный образец оружия такого рода происходит из сокровища у села Малая Перещепина (Илл. 1). По более поздней номенклатуре холодного оружия такой клинок можно было бы назвать эспадроном.

 

Вооружённые таким образом авары имели определённое преимущество и над гуннами причерноморских степей, и над византийскими солдатами, и над германскими воинами, не говоря уж о славянах, вооружение которых, щит да два дротика, было примитивным. Славяне, составляющие значительную часть населения Аварского каганата, угнетались захватчиками. Каждую зиму они шли к славянам, селились в их землянках, пользовались их жёнами и детьми, заставляли прислуживать себе, платить дань, да ещё и издевались. Особенно почему-то доставалось славянскому племени дулебов. В походы на Византию авары и славяне, однако, ходили вместе. Несколько раз осаждали Константинополь.

 

Первая половина VII в. отмечена активностью двух выдающихся политических деятелей — византийского императора Ираклия и болгарского хана Кубрата. Они друзья, возможно, друзья детства и юности. Кубрат в молодости был заложником при византийском дворе, крестился.

 

Кто же такие болгары, откуда они взялись? На этот вопрос нет однозначного ответа. Предполагается, что болгары были в составе угорских племён огуров, сарагуров и оногуров, которых тюркюты около 463 г. [?! — так в тексте] вытеснили за Волгу. Болгары-«мятежники» тогда от них отделились, поселились в Восточном Приазовье и на Таманском полуострове. Столицей их стал греческий город Фанагория.

 

По другой версии болгары пришли в Европу ещё в 70-е гг. IV в. вместе с волной гуннского нашествия и всегда входили в состав гуннских объединений. После распада державы Аттилы они находились в составе как кутригуров, так и утигуров. Оба эти объединения кочевников были, таким образом, гунно-болгарскими. Заметной политической слой болгары становятся в 30-е гг. VII в. Вероятно, к этому времени собственно гуннские роды прямых наследников Аттилы в среде утигуров и кутригуров успели повырезать друг друга в столетнем потаённом

(86/87)

противостоянии, и представители болгарских родов Дулу заняли ведущие позиции, хотя и вынуждены были подчиняться аварам и тюркютам.

 

В 602 г. власть в Византии захватил ставленник армии сотник Фока, а император Маврикий был убит. В 610 г. молодой Ираклий свергает узурпатора, но попадает в тяжёлое положение. Персы захватывают Антиохию, Иерусалим, Александрию. В 617 г. авары, кутригуры и славяне осаждают Константинополь. Чтобы от них откупиться, Ираклию пришлось потратить последние деньги из казны. В 619 г. некий гуннский владетель со своими архонтами прибыл в Константинополь с просьбой крестить их. Сам, впрочем, от крещения воздержался. Новообращённые получили подарки, а их предводитель титул патрикия и игемона. В это время в Причерноморье не было независимых гуннских правителей. Утигуры подчинялись тюркютам, а кутригуры находились под властью авар. Так что гуннский правитель делал рискованный шаг, демонстрируя самостоятельность. Подозревают, что это был болгарин Органа. Возможно, тогда же он забрал находящегося в заложниках своего племянника Кубрата. В 620 г. авары делают его болгарским балтаваром, то есть самостоятельным, но вассальным правителем, возможно под регентством Органы. Начинается путь болгар к самостоятельности.

 

В ходе персидских войн византийский император объединился с тюркютским каганом, с которым он встретился при осаде Тифлиса в 628 году. Естественно, был пир, после которого Ираклий широким жестом раздарил присутствующим всю золотую посуду с пиршественного стола. Император показал также кагану Тунг Ябгу портрет своей дочери Евдокии и обещал выдать её замуж за кагана, если их иранский проект увенчается успехом.

 

В 630 г. в Тюркском каганате начались неприятности. Восточная часть каганата была разгромлена китайцами империи Тань [Тан]. Западная часть погрязла в бесконечных смутах. Более 25 лет длилась гражданская война, закончившаяся полным распадом каганата. В 631 г. повстанцами был убит суженый Евдокии. Принцесса, дочь Ираклия, вынуждена вернуться домой с дороги. В том же 630 г. умер правитель авар, шла борьба двух претендентов на трон. Ситуацией воспользовался Кубрат и в 632 г. объявил о своей независимости, разорвал договор с аварами и заключил союз с Ираклием.

 

К 635 г. Кубрат изгнал авар из Северного Причерноморья, объединил причерноморских и приазовских гунно-болгар и создал Великую

(87/88)

Илл./Abb./Fig. 2. Кат.номер / Kat.Nr. / cat.no. I.19.3.

(Открыть Илл. 2 в новом окне)

 

Болгарию, простиравшуюся от Прикубанья до Поднепровья. Ираклий одобрил действия друга, прислал ему богатые дары и присвоил сан патрикия. Великая Болгария не пережила своего создателя. А умер он шестидесятилетним то ли в 642, то ли в 665 гг. Точно не известно, существуют разные рассчёты, ясно лишь, что произошло это в правление императора Константа II (641-668 гг.).

 

После смерти Кубрата власть поделили пять его сыновей. Нам известны имена и судьбы двух из них. После распада Первого Тюркского каганата, правопреемником западной его части стал Хазарский каганат, стремящийся к расширению своих территорий на запад. В этих условиях хан Аспарух, один из сыновей Кубрата, уводит свой народ от опасности. В 660-е гг. его орда появляется на Нижнем Дунае. К 670-ым гг. власть хазар распространяется на всё Причерноморье, включая значительную часть Крыма. В 679 г. болгары разгромили войска Константина IV Погоната (668-685 гг.), ворвались в Мезию и вскоре заняли всю страну между Дунаем и Балканами, оттеснив или подчинив проникшие сюда ранее славянские племена, и создали здесь своё государство, в 687 г. признанное Византией.

 

Другой сын Кубрата по имени Батбай предпочёл остаться на месте и подчиниться хазарам. В дальнейшем потомки болгар Батбая будут известны как «Черные болгары». Вероятно их наследниками является одна из современных народностей Северного Кавказа — балкарцы. Судьбы и имена трёх остальных сыновей Кубрата не известны. Мы знаем, что какая-то группа болгар проникла в Армению, а значительная часть отошла на север, на Волгу, где через некоторое время возникает особое культурное и политическое образование Волжская Булгария, игравшее заметную роль в истории региона вплоть до XIII века. Но как, когда и при каких обстоятельствах происходило это переселение на Волгу, остаётся не ясным.

 

Ещё в середине VII в. на исторической арене появляется новая политическая сила — арабы, под зелёным знаменем пророка. В 654 г. они испытали на прочность зарождающийся Хазарский каганат. Дошли до Волги, осадили город Беленджер. Но хазарам вместе с подошедшими на помощь тюркютами удалось отбить арабов, погиб их предводитель и до 4000 мусульман. Убедившись на горьком опыте, что борьба с народами к северу от Кавказских гор представляет собой трудную задачу и не сулит большой добычи, арабы занялись делом более перспективным — завоеванием Ирана и Южного Средиземноморья. К началу VIII в. они достигают Испании.

(88/89)

В 732 г., в битве при Пуатье, франкам удалось разбить арабскую кавалерию и остановить дальнейшее проникновение исламистов в Европу, теперь на западных рубежах.

 

В VIII в. начинается и ещё один процесс, существенный для будущего Европы. К 753 г. относятся, судя по дендрохронологии, древнейшие брёвна поселения в Старой Ладоге, на сцене появляются варяги-викинги, начинается сложный процесс формирования Древней Руси как государства. Затем это приведёт к столкновению с Хазарским каганатом и гибели последнего. Но все эти события новой эпохи VIII-IX вв. уже никак не представлены на нашей выставке.

 

Описанные здесь исторические процессы VI и VII вв. аваро-болгаро-тюрко-гунно-хазарские взаимоотношения, а также их связи с Византией и Ираном как нельзя лучше выразилось в знаменитом комплексе из села Малая Перещепина в Полтавской области на Украине (Кат. номер I.19). Найден он был в 1912 г. случайно мальчишками-пастухами в песчаных дюнах недалеко от села. Вещи поступили в Эрмитаж. В каталоге коллекции насчитывается 137 предметов, преимущественно из золота и серебра. Общий вес золотых составляет около 25 кг, серебряных — около 50 кг.

 

Естественно, показать на нашей выставке весь комплекс целиком не было возможности, да и не имело смысла. Специальные экспозиции, посвященные этому комплексу, организовывались несколько раз: в Софии, в Казани, в Уфе. Здесь же мы экспонируем лишь небольшой набор вещей, символизирующих эпоху и многокомпонентность этого комплекса. Это серебряные стремена (Илл. 2), упоминавшийся уже меч-эспадрон в ножнах, обтянутых золотым листом с накладками, украшенными зернью и вставками стекла (Илл. 1). В том же стиле и технике выполнены

(89/90)

 

(90/91)

Илл. / Abb. / Fig. 3. Кат.номер / Kat.Nr. / cat.no I.19.7. (по/nach/after Werner 1984, Taf. 26, a).

(Открыть Илл. 3 в новом окне)

Илл. / Abb. / Fig. 4. Кат.номер / Kat.Nr. / cat.no I.19.8. (по/nach/after Werner 1984, Taf. 28, 1).

(Открыть Илл. 4 в новом окне)

Илл. / Abb. / Fig. 5. Кат.номер / Kat.Nr. / cat.no. I.19.5. (по/nach/after Reitervölker 1996, 293).

(Открыть Илл. 5 в новом окне)

 

бляшки и наконечники ремней для конской сбруи. Это вещи из числа тех, что изготавливались в мастерских Византии специально для подарков варварам. К собственно византийским вещам царского достоинства относится крупная золотая пряжка и наконечник пояса (Илл. 3 и 4).

 

В комплексе имеется также пять сосудов безусловно иранского, сасанидского происхождения. Четыре из них также безусловно царского достоинства. Золотой кувшин весом 2589 г. и чаша весом 1810 г. Такими вещами не торгуют на рынке. Владелец сокровища мог их получить либо непосредственно из сокровищницы шах-ин-шахов, либо опосредованно, но из рук персон царского достоинства. Вспомним, что в 628 г. Ираклий разграбил резиденцию шах-ин-шахов, а несколькими днями раньше тюркский Ябгу-каган получил в подарок от Ираклия всю золотую посуду с пиршественного стола под стенами осаждённого Тбилиси.

 

Имеются в комплексе и вещи собственного тюркютского или среднеазиатского производства. Это золотые и серебряные кувшинчики и кружки с кольцеобразной ручкой (Илл. 5), а также кубки на высоких ножках (Илл. 6), всего 10 предметов. Они украшены специфическим орнаментом, который Б.И. Маршак однажды назвал «растрёпанной пальметтой», а сходство орнамента с языками пламени вызвало у некоторых исследователей ассоциацию с ветхозаветным мотивом «неопалимой купины».

 

Что же представляет комплекс в целом? Кому могло принадлежать это сокровище? Не совсем ясен характер находки. Или это просто зарытый в землю клад, или некое жертвенное место, поминальник, такие известны у тюрок. Либо это погребение. В 1955 г. ещё был жив один из мальчиков, нашедших клад. Он вспомнил, что под вещами было много золы с чёрными комками, а также кости, куски черепа человека (глазницы), коленная чашечка. Скорее всего мы имеем дело с погребением по обряду трупосожжения, хотя вещи не имеют следов обгорелости, на погребальный костёр их не клали.

 

Что же касается личности погребённого, то о нём лучше всего могли бы свидетельствовать три золотых перстня с гравированными монограммами на щитках. Две из них были дешифрованы венским нумизматом Вернером Зейбтом. На одном перстне просто «Chobratos» («Куврат»), на другом «Chobratos Patrikios». Дешифровка стала известна

(91/92)

Илл. / Abb. / Fig. 6. Кат.номер / Kat.Nr. / cat.no. I.19.6.

(Открыть Илл. 6 в новом окне)

 

специалисту по эпохе Великого переселения народов, мюнхенскому профессору Иоахиму Вернеру. Он уже давно задумывался над возможностью принадлежности этого сокровища хану Кубрату и теперь получил подтверждение. В 1983 г., несмотря на сломанную ногу, на костылях, он появился в Ленинграде с единственной целью — осмотреть ещё раз все вещи воочию. Через год вышла его книга, специально посвящённая сокровищу из села Малая Перещепина. Расшифровка Вернера Зейбта была помещена в книге в качестве приложения. Несколько лет спустя В.Н. Залесская, сотрудница Отдела Востока Эрмитажа дешифровала монограмму третьего перстня — «бат Органа патрикий». «Бат» значит князь, ещё один персонаж истории рассказанной выше.

 

В кладе было 69 золотых монет, самые поздние чеканены Константом II (641-668 гг.) в 641-646 гг., но большая часть (41 экзем-

(92/93)

пляр) — времени правления Ираклия с сыновьями (610-641 гг.). Большинство монет было соединено в ожерелье, и прямо на портреты императоров были напаяны касты для крепления камней-вставок. Камни не сохранились. Датировки монет в общем и целом соответствуют времени жизни Кубрата, и они вполне могли быть получены от Ираклия и Константа в виде даров, жил ли Кубрат до 642 г. или до 665 г. Смущает одно. Как мог Кубрат насаживать камни, пусть и драгоценные, прямо на лицо своего друга? Остаётся предполагать, что это было сделано кем-то другим, в каком-то другом месте, быть может после смерти Кубрата и во всяком случае без его ведома.

 

Исходя из этого соображения и ряда других, а также из типологических наблюдений Б.И. Маршак и его соавторы при публикации комплекса в 1997 г. придерживаются мнения, что захоронен был в селе Малая Перещепина не сам Кубрат, а либо кто-то из его наследников, либо человек со стороны, некий анонимный представитель хазарской или тюркской знати, захвативший сокровищницу Кубрата и унёсший её с собой в могилу в конце VII или даже в начале VIII вв. Обе гипотезы пока имеют равные права на существование, и им предстоит ещё испытание временем.

 

Литература / Literatur / Bibliography.   ^

 

N.A. Fonjakova / Z.A. L’vova / B.I. Maršak / V.N. Zalesskaja, Der Schatz von Mala Pereščepina (Malaja Pereščepina). In: Reitervölker aus dem Osten. Hunnen und Awaren. Ausstellungskatalog Schloss Halbturn 1996 (Eisenstadt 1996) 209-223.

D. Ovcharov (Hrsg.), Treasure of Khan Kubrat: culture of Bulgars, Khazars, Slavs. Ausstellungskat. Sofia 1989 (Sofia 1989) 42-51 (Malaya Pereshchepina, Poltava region).

J. Werner, Der Grabfund von Malaja Pereščepina und Kuvrat, Kagan der Bulgaren. Abbhandlungen der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Phil.-hist. Kl. N.F. 91 (München 1984).

V.N. Zalesskaya / Z.A. Lyvova / B.I. Marshak / I.V. Sokolova / N.A. Fonyakova, Sokrovishcha Khana Kubrata. Pereshchepinskiy klad (St.Petersburg 1997).

Залесская В.Н., Львова З.А., Маршак Б.И., Соколова И.В., Фонякова Н.А. Сокровища хана Кубрата. Перещепинский клад. Санкт-Петербург 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / Содержание