● главная страница / библиотека / обновления библиотеки / страница серии

[ сборник ]

Ювелирное искусство и материальная культура.

// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2006. 282 с. ISBN 5-93572-193-7

 

Содержание

 

Наталия Захарова. Введение. — 3

 

I. Традиции и заимствования: путешествие на Восток. — 5

О.С. Хижняк. Буддийская мандала для подношений. — 5

Ю.И. Елихина. Буддийские дары Дому Романовых. — 14

М.А. Неглинская. К проблеме различия китайских и японских перегородчатых эмалей конца XIX — начала XX в. в «цинском» стиле. — 20

И. Суханов, А. Евдокимов. «Восток — дело тонкое...». — 29

А.А. Новик. Серебряная филигрань в Албании. — 40

 

II. Часы и табакерки, кораллы и филигрань. — 47

И.А. Загородная. Карманные часы конца XVI-XVII вв. в собрании музея-заповедника «Московский Кремль». — 47

О.Г. Костюк. «Царапанье нам никогда не противно, потерять же мы не любим...». — 53

М.А. Долголенко. Кровь Медузы Горгоны. — 60

Н.В. Жилина. Трактат Теофила и средневековая филигрань. — 71

А.Я. Каковкин. Был ли Скеврский триптих реликварием? * — 85

 

III. Искусство далёкое и «непонятное». — 94

М.С. Сергеева. К изучению образной системы ювелирной мелкой пластики тихоокеанского побережья Центральной Америки. — 94

М.С. Сергеева. Изображения птиц в древнем ювелирном искусстве юга Центральной Америки. — 107

Е.С. Соболева. Некоторые проблемы изучения ювелирного искусства Восточной Индонезии. — 116

Н.Г. Краснодембская. Анализ визуальных материалов по истории ювелирного искусства Шри Ланки. — 120

Е.С. Ермакова. Мотивы вооружения в ювелирном искусстве Средней Азии XIX — начала XX в. — 124

 

IV. О женских украшениях. — 128

С.С. Рябцева. Подвески-лунницы: происхождение и распространение в славянском мире. — 128

Н.М. Калашникова. Височные украшения. — 137

З.В. Доде. Информативность украшений из средневековых могильников Северного Кавказа. — 142

Е.С. Ермакова. Женские украшения казанских татар и народов Средней Азии. — 145

 

V. Минералы, коллекции и точные науки. — 159

А.Г. Булах. Цветной камень в декоре Петербурга старых лет. — 159

А.Г. Булах. Изделия из ревневской яшмы в дворцах и соборах Санкт-Петербурга и Москвы. — 163

Г.Ф. Анастасенко, В.Г. Кривовичев. Драгоценные камни в мемориальных коллекциях минералогического музея. — 170

Н.С. Корепанов. Зарождение камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге (20-40-е гг. XVIII в.). — 177

И.В. Спирина. Коллекция ювелирного искусства в Омском музее в 1920-е гг. — 180

Ю.Л. Дюков. Т.Н. Смекалова, А.В. Мельников, Н.М. Вечерухин. Методы изучения состава сплава древних монет. * — 189

 

VI. Тайны земные и архивные. — 206

В.И. Мордвинцева, Н.В. Хабарова. Парадные упряжь, оружие и поясной набор, найденные у г. Ленинск. — 206

Е.А. Попельницкая. Ювелирные изделия XVI-XVII вв. клада из села Староселье (из собрания Национального музея истории Украины). — 212

А.В. Лесконог. Клад Углечаниновых в коллекции Костромского музея-заповедника «Ипатьевский монастырь». — 219

О.Б. Мельникова. Конюшенная казна Московской Оружейной палаты. — 225

А.К. Левыкин. Императорская Рюст-Камера. — 232

С.Я. Коварская. Произведения русских ювелиров XIX-XX вв. в убранстве кремлёвских соборов. — 241

I. Реставрация главного иконостаса Успенского собора в 1882 г. — 241

II. Роль документов при атрибуции раки св. патриарха Гермогена. — 247

III. Произведение московского серебряника A.M. Постникова из Благовещенского собора. — 250

 

VII. Современное ювелирное искусство: творчество и анализ. — 255

И.И. Гончарова. Состояние современного ювелирного производства за рубежом. — 255

С.А. Шкляева. Ювелирное искусство Алма-Аты 90-х г. XX в. — 269

П.Р. Гамзатова. Человек в новых пространственных отношениях. — 275

 

Список сокращений. — 279

Содержание. — 280

 


 

Введение.   ^

 

Перед читателем — второй сборник научных статей «Ювелирное искусство и материальная культура» (первый том увидел свет в 2001 г.). В это издание вошли тексты докладов участников одноимённого семинара (далее ЮИиМК), коллоквиумы которого ежегодно проводятся в Эрмитаже с апреля 1996 г.

 

Анализируя прошедшие восемь лет (в течение которых состоялось 12 коллоквиумов ЮИиМКа, можно утверждать следующее — выполнены (или выполняются) три основные задачи, которые ставили перед собой участники семинара ещё на первом заседании: древнейший вид человеческого творчества вновь занял в России своё достойное место, вернув высокое звание ювелирного искусства (а не «ремесла», как его именовали в БСЭ); в высших и средних специальных учебных заведениях вводятся (даже в провинции) курсы истории изобразительного и ювелирного искусства; коллегами написаны каталоги, монографии и специализированные работы, которые вместе со сборниками тезисов и научных трудов ЮИиМК становятся основой целостной и объемной истории как русского, так и мирового ювелирного искусства.

 

В конце 90-х гг. в кулуарах ЮИиМК обсуждалась, постепенно становясь все более зримой и значимой, идея проведения художественной выставки русского ювелирного искусства уходящего XX века. Собранная благодаря адекватному отклику коллег и ювелиров (но с огромным трудом: частные коллекции; разорённые музеи заводов; почти полное отсутствие современных ювелирных изделий в государственных хранилищах), экспозиция открылась и работала в РЭМ (Санкт-Петербург) в июле-августе 2000 г. (каталог выставки, 2000 г.; идея выставки — Наталии Захаровой, куратор — Александр Бухарев; участники: заводы, фирмы, ювелиры-индивидуалы, частные коллекционеры Екатеринбурга, Иркутска, Краснодара, Костромы, Ростова Великого, Москвы, Санкт-Петербурга, представившие более 700 произведений).

 

В 2004 г. состоялась следующая выставка под названием «Зов моря» (идея — Марины Долголенко, куратор — Александр Бухарев; около 350 экспонатов). Участие в этой экспозиции, посвящённой 300-летию морской столицы и призванной продемонстрировать использование в ювелирном искусстве разнообразных органических материалов — «даров моря», приняли петербургские музеи — ЦВММ, РЭМ, МАЭ, Петергоф, Царское Село, Государственный университет, Зоологический музей, Музей истории Санкт-Петербурга, который предоставил для выставки и помещение — особняк Румянцева, а также частные коллекционеры и художники-ювелиры.

 

Приятно было узнавать в те годы, что многие провинциальные музеи, отделения СХ РФ (Краснодар, Екатеринбург, Уфа, Казань, Омск, Ярославль и др.), несмотря на трудности, начинают всё чаще проводить не только конкурсы или ярмарки ювелирного искусства, но и художественные выставки (как музейных памятников, так и произведений современных художников), сопровождаемые конференциями, семинарами и даже каталогами и сборниками научных материалов (выражаем благодарность за предоставляемые Эрмитажу и фонду семинара издания).

 

Укреплялись и контакты между сотрудниками музеев России и стран ближнего и дальнего зарубежья. Это — консультации и стажировки; обмен опытом музейной и хранительской работы (многие музеи стали выделять из фондов произведения из драгоценных материалов и, по возможности, оборудовать для них специальные хранилища или Особые кладовые с экспозиционными помещениями: ГМИР и ГРМ в Санкт-Петербурге, музеи Екатеринбурга, Омска, Иркутска, Ярославля и др.); организация временных, часто обменных выставок ювелирного искусства; исполнение копий и реплик музейных экспонатов.

 

Следует, однако, отметить и некоторые печальные тенденции, наметившиеся в развитии ювелирного искусства в начале XXI в.: редкие музеи (Оружейная палата и «Царицыно» в Москве, некоторые музеи Ярославля, Костромы, Екатеринбурга, Омска, Иркутска) нерегулярно и очень выборочно приобретают произведения современного ювелирного искусства. Крупнейшие музеи страны — ГИМ, ГТГ, ГМИИ в Москве, Эрмитаж и ГРМ в Петербурге — практически вообще не пополняют свои коллекции подобными экспонатами (в Санкт-Петербурге это относится к абсолютному большинству музеев); музейные работники, критики, минералоги, геммологи «неохотно» посещают выставки-ярмарки (возможно, и в связи с отсутствием средств для закупки произведений в свои собрания) и всё чаще отказываются от участия в работе жюри конкурсов, обсуждениях, семинарах, публикациях; не всегда и не ко всем выставкам печатаются каталоги; не всегда и не во всех выставках могут принять участие талантливые профессиональные и даже известные художники из-за непомерно высоких цен за «место», за выставляемую «единицу искусства», за охрану (не всегда надёжную), за съёмку изделия, за экземпляр каталога и т.п.

 

Можно утверждать, что происходит всё большая коммерциализация ювелирного искусства (дорогого уже по своей материальной, даже без учёта художественной, сути), проникающая буквально во все его «поры» и отрицательно сказывающаяся, с одной стороны, на уровне творческих достижений автора и, следовательно, художественных достоинств произведения, с другой — на его ценовой «доступности» (скажем, для обычного музея или рядового покупателя). Лучшие же, наиболее характерные вещи (для данного ювелира, школы, художественного направления, определенного времени) навсегда исчезают из культурной

(3/4)

среды, оседая в частных коллекциях, очень редко оказываясь в музейных собраниях (чаще — зарубежных). Не стоит забывать и об особой судьбе самих ювелирных изделий, во все времена подвергавшихся «уничтожению» (разборке, переплавке) из-за вечности и ценности драгоценных металлов и камней...

 

Возвращаясь к ювелирному семинару — «основанию» этого сборника — следует сказать, что: тематика каждого коллоквиума (теперь — ежегодного) остаётся прежней: от истоков ювелирного искусства (палеолит) до современности, без региональных и конфесси[о]нальных ограничений; научные доклады знакомят участников с новыми или малоизвестными музеями, малоисследованными культурами, уникальными археологическими открытиями, неожиданными атрибуциями; огромное значение в исследованиях имеют архивы и, следовательно, необходимы их полное сохранение, должное обеспечение и доступность для специалистов.

 

С удовольствием поздравляем всех коллег, защитивших диссертации, написавших и издавших замечательные научные труды, и выражаем благодарность за то, что результатами своих исследований они делились с участниками семинара «Ювелирное искусство и материальная культура».

 

В рамках ЮИиМК в 1996-2003 гг. было проведено 12 коллоквиумов, в которых приняли участие сотрудники 120 различных музеев и научных учреждений (российских и стран ближнего и дальнего зарубежья), выступившие с 530 докладами, абсолютное большинство которых было опубликовано в виде тезисов в 11 сборниках. Надеемся, что если семинар ЮИиМК продолжит работу, нас ещё ждут встречи на страницах подобных изданий.

 

Несколько слов о тематике настоящего сборника. В него вошли тексты (34) докладов (или написанных на их основе статей), которые были прочитаны участниками ЮИиМКа на научных заседаниях десяти коллоквиумов, прошедших в 1996-2001 гг. Они располагаются не в алфавитном порядке, а распределены по семи разделам.

 

Первый — «Традиции и заимствования: путешествие на Восток» — начинается рассказом Ольги Хижняк об исследовании мандалы, хранящейся в ГМИРе, об истории, философии и искусстве буддизма. Работа Юлии Елихиной посвящена ламаистским памятникам, оказавшимся в России в качестве даров императорской фамилии. Статья Марины Неглинской вводит читателей в мир китайской культуры XVIII-XIX вв., а Игорь Суханов и Андрей Евдокимов, представляя образцы холодного украшенного японского оружия, рассказывают о непонятных европейцу жёстких и жестоких обычаях самураев. Заканчивает этот раздел статья Александра Новика, знакомящая читателя с обычаями и образцами ювелирного искусства народов Албании.

 

О «Часах и табакерках, кораллах и филиграни» пишут в своих работах специалисты в области западноевропейского и византийского искусств: Ирина Загородняя, Ольга Костюк, Наталия Жилина и зоолог Марина Долголенко, рассказывающая о кораллах и их использовании в ювелирном искусстве. Свою точку зрения на историю создания уже не раз опубликованного памятника армянской религиозной культуры, так называемого Скеврского триптиха, представляет в этом разделе Александр Каковкин.

 

«Искусство далекое и “непонятное”» — так названа часть, в которую вошли работы, написанные авторами — исследователями культуры и искусства народов либо уже ушедших в историю (Марина Сергеева о доколумбовой Америке), либо здравствующих поныне, но живущих в отдалённых уголках Земли, сохраняя древние обычаи, традиции и ритуалы, одежду и украшения, символика и назначение которых не всегда понятны современникам (Индонезия и Шри Ланка Елены Соболевой и Нины Краснодембской, Средняя Азия Екатерины Ермаковой).

 

«О женских украшениях» рассказывает четвёртая глава, статьи которой написаны известными специалистами в этой области — Светланой Рябцевой (Кишинёв), Натальей Калашниковой (Санкт-Петербург), Звезданой Доде (Ставрополь), Екатериной Ермаковой (Москва).

 

Следующий раздел — «Минералы, музейные коллекции и точные науки» — открывают две работы Андрея Булаха, профессора СПбГУ: о каменном одеянии Петербурга и об истории создания, количестве, местах установки и сегодняшнем состоянии уникальных яшмовых колонн работы русских мастеров XIX века. Продолжается рассказ о минералах, камнях-самоцветах, уникальных коллекциях в статье-путешествии по музею кафедры минералогии СПбГУ Галины Анастасенко и Владимира Кривовичева. Об истории уральского камнерезного искусства, о демидовских промыслах и малахите пишет екатеринбургский исследователь Николай Корепанов. Интереснейшему собранию Омского Художественного музея посвящена статья Ирины Спириной. Завершает эту часть значимая работа по определению состава сплава античных монет, выполненная «на стыке» гуманитарных и точных наук группой специалистов под руководством нумизмата Юрия Дюкова и физика Татьяны Смекаловой.

 

«Тайны земные и архивные» — так названа глава, авторы которой (археологи, историки, искусствоведы), исследуя найденные и существующие в музейных собраниях или не сохранившиеся (кроме описаний или зарисовок) клады, восстанавливают историю каждого предмета, определяя его происхождение, время изготовления, принадлежность, а также дату и причину захоронения всего комплекса (статьи Валентины Мордвинцевой и Наталии Хабаровой, Елены Попельницкой и Анны Лесконог). Важность сохранения и доступности для специалистов архивов России доказывают работы сотрудников Оружейной палаты Московского Кремля Ольги Мельниковой, Алексея Левыкина и Светланы Коварской.

 

Заканчивается сборник разделом «Современное искусство: творчество и анализ». Авторы трёх статей, признанные специалисты-искусствоведы Инна Гончарова, Светлана Шкляева и Патимат Гамзатова, не только великолепно знают творчество художников и состояние современного ювелирного искусства в целом, но и будучи профессионально осведомлёнными в таких областях, как минералогия и геммология, ювелирные техники и дизайн, вносят своими работами неоценимый вклад в искусствознание, заполняя понемногу лакуну под названием «история русского ювелирного искусства XX века», которая, к сожалению, полностью уже никогда не будет написана...

 

Наталия Захарова

 


 

Список сокращений.   ^

 

ГАОО — Государственный архив Омской области

ГМФ — Государственный музейный фонд

ЛОГМФ — Ленинградское отделение государственного музейного фонда

РГИА — Российский государственный исторический архив

МИД — Музей исторический драгоценностей

НМИУ — Национальный музей истории Украины

ГАКО — Государственный архив Костромской области

КГОИАМЗ — Костромской государственный объединённый историко-архитектурный музей-заповедник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / страница серии