● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

К.В. Чугунов, Г. Парцингер, А. Наглер. Золотые звери из долины царей. Открытия российско-германской археологической экспедиции в Туве. СПб: Изд-во Государственного Эрмитажа. 2004. К.В. Чугунов, Г. Парцингер, А. Наглер

Золотые звери из долины царей.

Открытия российско-германской
археологической экспедиции в Туве.

// СПб: Изд-во Государственного Эрмитажа. 2004. 16 с.

См. страницу серии In brevi.

Скачать полный скан: .djvu, 6,62 Мб.

См. также авторский текст без иллюстраций на странице автора.

(/2)

 

Курган Аржан-2 после раскопок 2002 года. Раскопки Центрально-азиатской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа под руководством К.В. Чугунова, Г. Парцингера, А. Наглера (Германский археологический институт).

(Открыть в новом окне)

 

(2/3)

 

Скифы — это самые, пожалуй, известные из кочевников древнего мира. И именно с них начинается многовековая история воинственных кочевых народов, сменявших друг друга на просторах евразийских степей: скифы, сарматы, аланы, гунны и многие другие, вплоть до монголов в XIII веке.

 

*

 

Скифское золото... Едва ли найдётся человек, хоть сколько-нибудь интересующийся древней историей, который не слышал бы о золоте скифов — воинственных кочевников, населявших степи Северного Предкавказья и Причерноморья в 1-м тысячелетии до н.э. Мы знаем название этого народа благодаря грекам, столкнувшимся с ними при освоении черноморского побережья. Греческий историк Геродот, посетивший Ольвию в V веке до н.э., описал обычаи и верования скифов. Именно из курганов скифских вождей — так называемых царских курганов — происходят великолепные ювелирные изделия, найденные при раскопках конца XIX — начала XX века и хранящиеся ныне в Галерее драгоценностей Государственного Эрмитажа.

 

Однако ещё до Геродота античному миру были известны и другие кочевые племена, обитавшие далеко к востоку от европейских скифов и сходные с ними по образу жизни и культуре. Сам «отец истории» узнал о них из «Аримаспеи» — поэмы Аристея Проконесского, совершившего ещё в VII веке до н.э. дальнее путешествие в земли кочевников-исседонов. Поэма не дошла до наших дней, но её цитировали другие древние авторы. Именно в «Аримаспее» упоминались названия племён восточных варваров: исседоны, массагеты, аримаспы и «стерегущие золото грифы». Последнее определение, скорее всего, отражает представление эллинов о том, насколько богаты были этим драгоценным металлом далёкие полулегендарные земли. В современной науке нет единого мнения о том, где именно жили эти народы. Правда, археологические исследования последних полутора столетий показывают, что по всему «степному поясу Евразии» — от Нижнего Дуная на западе и до излучины Хуанхэ на востоке — в 1-м тысячелетии до н.э. существовали племена, близкие по образу жизни, культуре и идеологическим представлениям. Несмотря на различия, существовавшие между регионами, их объединяет так называемая скифская триада: единство в типах вооружения, конского снаряжения и «звериный стиль» в искусстве. Этот стиль — изображение определённых животных определённым образом — имеет свои особенности в разных областях

(3/4)

кочевого мира. Учёные до сих пор спорят о возникновении этого яркого феномена, справедливо связывая его с проблемой происхождения скифов.

 

Когда же современный мир впервые познакомился с самобытным искусством древних кочевников? Золо-

 

Золотое украшение в виде пантеры («Келермесская пантера»).

Вторая половина VII в. до н.э. Золото, эмаль, гранат. 32,6×16,2 см.

Северный Кавказ, Келермесский курган №1.

Галерея драгоценностей Государственного Эрмитажа.

(Открыть в новом окне)

 

тые предметы, украшенные изображениями зверей, были доставлены в Санкт-Петербург ещё в начале XVIII века по указу Петра I. Интересно, что первые находки предметов искусства скифского «звериного стиля» происходят именно из восточных областей степной ойкумены — из Сибири. Их покупал для императора сибирский губернатор князь Матвей Гагарин у так называемых бугровщиков, которые добывали их, раскапывая древние курганы (бугры). Точное место находок этих великолепных изделий неизвестно — где-то в Сибири, «в земле древних поклаж».

 

И именно в Сибири началась долгая и богатая событиями история российско-германского сотрудничества в области археологических исследований, особую роль в которой всегда играл Санкт-Петербург. Отсюда ещё в начале XVIII века, по поручению Петра Великого немецкие учёные совместно с российскими предпринимали путешествия на восток Евразии, открывая новые миры. Продолжая эти традиции, в начале XXI века российско-германская экспедиция, проводящая исследования в самом сердце Азии, в Туве, открыла миру бесценные шедевры, некогда принадлежавшие властелинам степей.

 

Бóльшую часть археологических памятников Тувы составляют древние захоронения — курганы. Они повсеместно встречаются в степных долинах горных рек, на пологих склонах гор и в степях. Название «курган» для погребальных памятников Тувы достаточно условно, поскольку лишь некоторые из них имеют высокую земляную насыпь и действительно похожи на могильные холмы европейских степей. Азиатские кочевники гораздо чаще использовали при устройстве своих захоронений камень. Надмогильные сооружения представляли собой сложные архи-

 

Золотое украшение в виде оленя («Костромской олень»).

Конец VII — начало VI в. до н.э.

Золото. 31,5×22,5 см. Северный Кавказ, курган близ станицы Костромской.

Галерея драгоценностей Государственного Эрмитажа.

(Открыть в новом окне)

 

тектурные конструкции, имеющие множество деталей, обусловленных погребальным ритуалом. Несомненно, большое значение при возведении кургана имел социальный статус умершего. Вождей хоронили особенно пышно, совершая обильные жертвоприношения и сопровождая в последний путь многочисленными

(4/5)

предметами, согласно древним верованиям необходимыми в загробном мире. После похорон такие курганы продолжали посещать для выполнения поминальных тризн и иных ритуалов. Как правило, захоронения вождей представляют собой сложные погребально-поминальные комплексы, наиболее ярко отражающие мировоззрение общества. К сожалению, именно такие курганы более всего привлекали к себе внимание грабителей. Археологам крайне редко удавалось обнаружить непотревоженные захоронения в «царских» курганах, а если и улыбалась удача, то это были не могилы вождей, а боковые, т.е. второстепенные, погребения. Но даже разграбленные курганы всегда служили бесценным источником научной информации, поскольку в них оставалось то, что было непонятно и неинтересно грабителям: вещи и их фрагменты, сделанные не из золота, или остатки каменных и деревянных сооружений.

 

Большой резонанс в мировой науке произвели результаты исследований, проводившихся в центре Турано-Уюкской горно-степной котловины на севере Тувы. Здесь, в обширной долине реки Уюк, находятся сотни больших земляных или сложенных из камней курганов. Некоторые из них достигают 100 м в диаметре при высоте в несколько метров. Обычно курганы образуют «цепочки», означающие, вероятно, кровное родство погребённых. Местные жители называют это место Долиной царей. Здесь в 1971-1974 годах экспедицией под руководством М.П. Грязнова и М.Х. Маннай-оола производились раскопки огромного кургана в поселке Аржан. Курган

 

Золотое украшение в виде свернувшейся в кольцо пантеры. VII-VI вв. до н.э.

Золото. Диаметр ок. 11 см.

Сибирская коллекция Петра I.

Галерея драгоценностей Государственного Эрмитажа.

(Открыть в новом окне)

 

был основательно разграблен и разрушен, тем не менее удалось открыть уникальную деревянную конструкцию, состоящую из системы наземных срубов и клетей. Уникальными оказались и находки. За четыре года раскопок здесь были обнаружены и бронзовое оружие, и великолепные произведения древнего искусства, выполненные в традициях раннескифского «звериного стиля». Большую бронзовую бляху в виде свернувшегося в кольцо хищника породы кошачьих теперь знает любой скифолог. Кроме того, предметы конской сбруи, найденные вместе с останками 160 лошадей, захороненных вокруг центральной могилы, привели к выводу о том, что кони — это дар умершему владыке от различных племён, некоторые из которых жили достаточно далеко от Долины царей.

 

Однако самым главным было то, что материалы кургана Аржан-1, датированного рубежом IX-VIII веков до н.э., стали важнейшим научным источником по археологи всей степной

(5/6)

Золотая гривна — символ верховной власти.

Золото. Вес более 1,5 кг.

На фрагментах гривны изображены животные, покрывающие всю её поверхность.

(Открыть в новом окне)

 

зоны Евразии. Они показали, что в Центральной Азии кочевая культура развивалась задолго до первого упоминания о кочевниках-скифах в письменных источниках, что привело к пересмотру многих уже сложившихся представлений и гипотез.

 

За последующие тридцать лет такого рода грандиозные памятники Тувы не исследовались. Масштабные археологические работы в Долине царей стали возможны только с 1998 года. Совместная российско-германская экспедиция, в которую входили сотрудники Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) и Германского Археологического института (Берлин), поставила перед собой в Туве конкретную научную задачу — исследовать ещё один «царский» погребальный памятник, расположенный в Долине царей. Необходимость раскопок была обусловлена тем, что один из больших каменных курганов, примыкающий вплотную к автотрассе, интенсивно разрушался. Примерно четверть площади памятника была обезображена ямами, образовавшимися в результате добычи камней для строительных нужд. В центре кургана отчётливо виднелась обширная воронка — след деятельности грабителей ещё в древние времена.

 

Аржан-2 — так было решено назвать памятник — представляет собой сложный комплекс сооружений, включающий не только сам курган диаметром 80 м при высоте 2 метра, но и многочисленные кольцевые ограды и другие конструкции, расположенные вокруг него.

 

Самой большой неожиданностью и чрезвычайно важным результатом работ на кургане Аржан-2 стало открытие в 2001 году основного «царского» захоронения. В древности грабители не нашли главное погребение по простой причине: могила располагалась не в центре кургана, а оказалась смещённой к его краю.

 

Благодаря тому, что при захоронении яма была выкопана до скального монолита и даже слегка углублена в него, находившаяся в ней деревянная погребальная камера сохранилась превосходно. Вся внутренняя поверхность двойных бревенчатых стен прямоугольной камеры, её пол и потолок были тщательно

(6/7)

отёсаны, брёвна подогнаны друг к другу практически без зазоров. Сруб был сделан заранее и собран внутри ямы, о чём свидетельствуют метки-зарубки плотников, обнаруженные на брёвнах. Кроме того, после совершения захоронения могила была засыпана глиной и, таким

 

Основное «царское» захоронение в кургане Аржан-2.

(Открыть в новом окне)

 

образом, как бы «запечатана». В результате в погребении образовался микроклимат с постоянными температурой и влажностью. Поскольку дерево великолепно сохранилось, сруб погребальной камеры не обрушился, что позволило археологам проследить все этапы его сооружения. Кроме того, уникальные вещи, обнаруженные в камере, не были повреждены упавшими бревнами и осыпавшейся землёй.

 

В центре сруба находились останки двух погребённых — мужчины и женщины, чьи тела лежали на левом боку, а ноги были согнуты. Левая рука каждого вытянута перед туловищем, правая — согнута в локте. Такая поза обычна для захоронений Тувы скифского времени. Погребальное убранство настолько изобиловало золотыми украшениями, что тщательная фиксация их расположения позволила воссоздать и костюмы, и многие другие атрибуты царских похорон.

 

Материал, из которого была сшита одежда, конечно, не сохранился, тем не менее характер расположения золотых бляшек позволяет предположить, что в качестве основы, на которую они были нашиты, использовалась выделанная кожа. Мужской наряд был украшен рельефными золотыми фигурками хищников из породы кошачьих. Они отлиты в виде профильных фигур, смотрящих налево или направо. Их насчитывалось более двух с половиной тысяч! По всей видимости, эти нашивные бляшки украшали одеяние погребённого от плеч до бёдер в виде сложного криволинейного узора, а на руках узор достигал середины предплечья.

 

На шее погребённого вождя некогда сверкал литой золотой обруч — гривна, которая была символом верховной власти. Это самый массивный предмет из найденных в могиле, и его нагрудная часть выполнена в виде прямоугольного в сечении бруска, на передней и верхней грани которого напаяны ровными рядами фигурки хищников. Остальная часть обруча представляла собой круглый в сечении прут, покрытый расположенными по спирали изображениями разнообразных животных. Место находки золотой серьги с припаянным конусовидным колпачком, покрытым зернью,

(7/8)

свидетельствует о том, что мужчина носил её в левом ухе.

 

Под черепом компактно лежали остатки декора, украшавшего головной убор — четыре крупные бляхи в виде фигур лошадей с подогнутыми ногами и навершие в виде оленя, стоящего «на цыпочках». Украшения вырезаны из золотого листа, а глаза,

 

Бляшка в виде хищника кошачьей породы и бисер диаметром менее 1 мм, которым была расшита одежда погребённого вождя.

(Открыть в новом окне)

 

рот, ноздри, скулы и уши животных инкрустированы эмалью. Здесь же найдены золотые и бирюзовые бусы.

 

Мелким золотым бисером сплошь были расшиты и штаны погребённого «вождя». Эти миниатюрные колечки — диаметром менее одного миллиметра (!) — располагались прямыми параллельными линиями сверху вниз. Бисер несколько иной формы — в виде расплющенных золотых трубочек — украшал сапоги, верхняя часть которых была декорирована широкими пластинами из листового золота.

 

За правым бедром вождя лежал железный акинак — короткий меч — в ножнах, от которых сохранились остатки деревянного каркаса. Ажурный золотой декор покрывал всю рукоять и большую часть лезвия этого оружия. По-видимому, в этих же ножнах лежали железные ножи, рукояти которых также украшены золотым орнаментом. На золотом оформлении окончания ножен изображена сцена терзания барана двумя хищниками. Изображения в «зверином стиле» были и на двух фигурных золотых бляхах, найденных рядом. Портупейные ремни ножен тоже украшены золотыми обоймами в виде противостоящих фигурок хищника из породы кошачьих и барана, и ещё — хищника в «скребущей» позе.

 

Рядом с поясом «царя» зафиксировано два скопления разнообразных бус, нашитых, вероятно, на какую-то сумку. Удалось проследить порядок отдельных фрагментов вышивки из бирюзовых, янтарных, золотых и деревянных, обтянутых золотой фольгой, бусин.

 

Остальное вооружение размещалось перед телом вождя. Здесь, у стены сруба, лежал парадный пояс, к которому крепились чекан и плеть. Железный чекан — основное оружие ближнего боя — инкрустирован золотым узором, напоминающим языки пламени, и насажен на деревянную рукоять. Плеть украшена массивными золотыми навершиями, а её рукоять — кольцевыми полосами золотой фольги.

 

Богато украшенный горит — футляр для лука и стрел — обычно носили через плечо на длинной портупее. Кожаная основа горита не сохранилась, но его очертания угадываются по многочисленным бляшкам в виде профильных фигурок кабанов. Горит

(8/9)

имел деревянное ребро жёсткости в нижней части, обложенное золотым листом с тиснёным чешуйчатым узором. Лук, верхняя часть которого украшена золотой фольгой, находился в отдельном кожаном футляре-налучье, прикреплённом к тыльной части колчана, футляр и колчан вместе составляли горит, футляр мог использоваться и отдельно, поскольку расположение бляшек указывает на то, что его поверхность тоже была украшена. Подковообразная пряжка с головами хищных птиц на концах скрепляла концы портупеи и одновременно служила для подвешивания этого тяжёлого оружия. Железные наконечники стрел сильно

 

Железные наконечники стрел с узором из золота и серебра (после реставрации).

(Открыть в новом окне)

 

корродировали и превратились в сплошной спёкшийся конгломерат, однако на некоторых из них просматривался узор, выполненный золотом и серебром.

 

Женский костюм тоже украшали бляшки, но в меньшем количестве. Все они были выполнены в виде такого же хищника из породы кошачьих, как и на мужском наряде, но всегда обращённого влево. Для изготовления этих фигурок применена иная техника — тиснение из тонкого золотого листа. Это и позволило определить, какие украшения относятся к женскому, а какие — к мужскому костюму. Звери тоже образовывали узор, но на женском костюме он был иным — в виде свисающих вниз языков пламени. В основном одежда женщины была украшена бляшками на плечах и спине.

 

Наряд женщины дополняли многочисленные бусы, составленные из золотых, бирюзовых и янтарных бусин разнообразной формы. Найдены и крупные гранёные кристаллы пирита. Вероятно, было достаточно большое количество и стеклянных бус, многие из которых рассыпались.

 

Женский головной убор имел более сложную конструкцию, чем мужской. К сожалению, он был сделан из таких материалов, которые не пощадило время: основа головного убора истлела. Остались только украшения — бирюзовые бусины, золотые бляшки, нашивки и шпильки. Бляхи и нашивки представляют собой изображения различных животных: это и лошади с подогнутыми ногами и с прорезной гривой, и хищник кошачьей породы. Одна ажурная нашивка очертаниями напоминает голову хищной птицы. Две длинные шпильки различаются как размерами, так и оформлением наверший: одна из них увенчана настоящей миниатюрной скульптурой — фигуркой стоящего оленя. Стержни обеих шпилек почти на всю длину покрыты гравированными изображениями различных зверей. Вероятно, шапка была очень высока —

(9/10)

 

Золотая шпилька с навершием в виде миниатюрной объёмной фигурки оленя. Длина шпильки около 30 см.

(Открыть в новом окне)

 

об этом можно судить и по реконструкциям женского костюма из других регионов скифского мира.

 

Две серьги, принадлежавшие женщине, имеют форму кольца с припаянным к нему и покрытым зернью конусовидным колпачком с эмалевыми вставками. Как и у мужской серьги, в основаниях конусов имеются отверстия, к которым привязывались бусы — такие же, как и на головном уборе. На кольцо каждой серьги надета цилиндрическая муфта, украшенная зернью и эмалью. На эти муфты могли наматываться косы или крепиться бусы.

 

Браслет — витая золотая цепочка — был на левом запястье женщины. Перепоясывал наряд женщины узкий кушак или ремешок, который украшали пять золотых обойм с зигзагообразным орнаментом. К более крупным обоймам, вероятно, крепились дополнительные ремни для подвески ножен — сопровождающая «царя» женщина тоже была вооружена. В ножнах лежали небольшой железный кинжал с литой золотой рукоятью, два железных ножа, бронзовая игла и шило с навершием в виде стоящего барана. Портупейные ремни украшены золотыми бляхами и обоймами, на которых изображены горные козлы и другие животные.

 

В процессе раскопок обнаружена интересная деталь: у бедра женщины зафиксировано пятно красной краски, а рядом — кожаный мешочек с зелёным красителем (вероятно, остатки косметического набора). Скорее всего, он лежал в сумке, расшитой крупными и мелкими бусинами из камня и золота. У пояса найдена и золотая модель котла, которая украшена орнаментальными изображениями баранов и хищника.

 

Обувь женщины тоже была украшена золотом в виде узких продолговатых трубочек, пришитых вертикально вплотную друг к другу, образуя горизонтальные ряды. На лодыжках — две золотые полоски, сплошь покрытые

(10/11)

 

На золотой пекторали уникальное для «звериного стиля» композиционное решение — экспрессивные изображения различных зверей, вписанных в вихревые завитки орнамента.

(Открыть в новом окне)

 

зернью и клювовидными знаками, инкрустированными эмалью.

 

Благодаря особому микроклимату могилы сохранились и некоторые детали внутреннего убранства сруба, и это позволяет частично реконструировать его оформление. По периметру на вертикально установленных жердях горизонтально крепились тонкие палки, служившие, вероятно, каркасом для войлочных ковров, некогда драпировавших стены. Цветные войлоки, найденные в мерзлотных курганах Алтая, позволяют предположить, что это могли быть высокохудожественные изделия. Перед лицами двух погребённых лежали бронзовые

 

Внизу: горизонтальная развёртка резного изображения на шпильке демонстрирует мастерство древнего резчика по золоту. Хорошо видны верблюд, олень, пантера, антилопа и бык. Животные вырезаны по спирали на стержне с длиной окружности 14 мм. Цифровая фотография и компьютерный монтаж выполнены В.С. Теребениным и А.А. Френкелем.

(Открыть в новом окне)

 

(11/12)

 

Железный акинак и ножи с золотой инкрустацией.

(Открыть в новом окне)

 

зеркала. Под ними сохранились фрагменты войлока, что свидетельствует о том, что и пол в погребальной камере был устлан войлочными коврами.

 

Жерди каркаса служили также для подвешивания некоторых атрибутов погребального ритуала. В одном из углов сруба висела золотая пектораль. Рядом были подвешены кожаные сосуды, от которых сохранились лишь деревянные пробки. В этих сосудах, по-видимому, находилось зерно (им был засыпан этот угол сруба) и плоды. Здесь же были найдены сосуды — два каменных и один бронзовый. Деревянный ковш с рукоятью, обёрнутой тиснёным золотым листом,

 

Справа внизу:

Деревянный ковш с ручкой в виде лошадиной ноги.

(Открыть в новом окне)

 

составные гребни из дерева, обнаруженные рядом, могли висеть вдоль стены.

 

Кроме «царской» могилы в пределах кольцевой ограды кургана и под ней обнаружены и другие захоронения в погребальных камерах из вертикальных плит. В них найдены не столь уникальные наборы вещей, однако материалы именно этих погребений позволяют соотнести комплекс кургана с известными памятниками как в Туве, так и за её пределами. Очень важно, что находки из этих могил имеют параллели или аналогии в главном захоронении.

 

Чрезвычайно ценно и то, что в некоторых из этих могил были обнаружены фрагменты одежды из текстиля, войлока и меха уникальной сохранности. Благодаря тому, что в экспедиции работали реставраторы Государственного Эрмитажа, все эти материалы удалось сохранить и доставить в лабораторию Отдела науч-

(12/13)

 

Всадник. Деталь огромного войлочного ковра. Алтай, Пятый Пазырыкский курган.

(Открыть в новом окне)

 

ной реставрации и консервации музея. Полихромные шерстяные ткани имеют различную, иногда довольно сложную структуру, что свидетельствует о развитом текстильном ремесле.

 

Особое место в комплексе кургана занимает инкрустированное золотом железное оружие, найденное в «царском» погребении: меч-акинак, кинжал, чекан, ножи и наконечники стрел. Кропотливая работа реставраторов Эрмитажа позволила нам увидеть эти шедевры древних мастеров, которые были извлечены из могилы в виде бесформенных монолитов.

 

Находки в кургане Аржан-2 демонстрируют искусство «звериного стиля» Центральной Азии во всём его великолепии. Образы зверей, запечатлённых на золотых изделиях в этом поистине царском захоронении, поразительно разнообразны. Больше всего древние мастера изображали хищника из породы кошачьих. Вероятно, это животное имело для владык кочевых племён особое значение. В виде стоящего зверя с оскаленной пастью выполнены и бляшки, украшавшие наряды «царской четы», и фигурки на нагрудной части гривны. Иногда хищник показан с подвёрнутой задней лапой, когти которой видны из-за бедра. В такой же позе изображены тигры и на акинаке, где чередование золота и

 

Бронзовое зеркало, деревянный гребень и фрагменты ткани, обнаруженные в одном из боковых женских погребений в кургане Аржан-2.

(Открыть в новом окне)

 

железа на рукояти и большей части лезвия создаёт впечатление ажурности, а фигуры животных получаются более определёнными.

 

В некоторых изображениях хищных зверей угадывается волк. На пекторали он вырезан в очень динамичной позе, и его можно узнать по слегка заострённой морде и прямому хвосту. Птицы изображены тоже хищные — с длинным, загнутым вниз клювом. Остальные образы животных, составляющие «бестиарий» кургана Аржан-2, относятся к копытным видам, которые часто также представлялись древним мастерам не безобидными: кабан изображён с острым клыком и вздыбленной холкой, верблюды на гривне и шпильках показаны с оскаленными клыками.

(13/14)

 

Золотые бляшки в виде фигурок кабанов — украшения горита.

(Открыть в новом окне)

 

Довольно редко в искусстве раннескифского времени встречаются изображения быков. Они представлены на шпильках в нескольких видах и определяются по лировидной форме рогов. У одного показана длинная шерсть — возможно, это як. Два зверя с крутым горбом напоминают зебу. Конечно, учитывая стилизацию и различную манеру исполнения, нужно иметь в виду, что принадлежность многих изображённых животных к тому или иному реально существующему виду условна. Антилоп, баранов и горных козлов можно определить по характерно изогнутым рогам. Олень — один из символов искусства «звериного стиля» — изображён в двух традиционных положениях: стоящим и с подогнутыми ногами. И, конечно, с особой тщательностью выполнено главное животное кочевников — лошадь. Крупные их фигуры выделяются на головных уборах, показаны они и на гривне и шпильках.

 

Золотые изделия из «царской» могилы Аржана-2 поражают мастерством исполнения и высоким художественным вкусом древних ювелиров. Ряды золотых зверей,

 

Золотые украшения пояса и портупеи «царя».

(Открыть в новом окне)

 

украшавших погребальные одежды властелинов степей, образуют плавные линии, закручиваются в спирали, перетекая одна в другую. Древним мастерам, оставившим нам эти чудесные вещи, были чужды строгие геометрические формы. На гривне — основном атрибуте «царя» — изображения животных, образуя четыре спирали, чередуются и повторяются, ряды их идут навстречу друг другу. Образы, представленные на этом предмете, их количество, расположение и порядок следования животных, несомненно, несут определённый смысл. То же можно сказать и о гравировках на шпильках, выполненных поистине гениальным ювелиром древности.

(14/15)

 

Примечательно, что среди изображений зверей нет ни одного фантастического образа. У всех животных есть реальные прототипы в живой природе. Это характерно для искусства раннескифского времени, однако свидетельствует о том, что традиции этого искусства зарождались независимо от ближневосточных цивилизаций. Там приём совмещения в одной фигуре черт нескольких животных появился очень рано и использовался при изготовлении царских атрибутов, что и происходило при формировании архаических скифских комплексов Северного Предкавказья и Причерноморья. Изображения грифонов, характерные для этих регионов, известны в Туве с конца VI века до н.э. и, вероятно, связаны с влиянием западной культуры. В искусстве Тувы раннескифского времени были распространены так называемые загадочные картинки, когда изображения фигур животных или их протомы (передняя часть животного) причудливо переплетаясь, покрывают почти всю поверхность предмета. Этот приём широко представлен и в материалах Аржана-2. Так, при изготовлении модели для отливки массивных портупейных блях мастер не оставлял на их поверхности пустого мес-

 

Навершие в виде оленя украшало шапку «царя», а лошадь с ажурной гривой была нашита на головной убор женщины.

(Открыть в новом окне)

 

та между изображаемыми животными, вставляя туда либо голову зверя, либо неполное его изображение.

 

Стилистически образы животных на золотых изделиях из Аржана-2 можно разделить на две группы: выполненные реалистично или в орнаментальной манере. Скорее всего, это объясняется особенностями технологии изготовления вещей, хотя может указывать и на неоднородность комплекса. Орнаментальные изображения, как правило, резные. Техника их изготовления может восходить к искусству резьбы по дереву, широко распространённому в кочевом мире.

 

Понимание технологических приёмов очень важно для определения роли, которую играл центрально-азиатский регион в формировании искусства скифо-сибирского «звериного стиля» и всей культуры эпохи ранних кочевников в целом. Таким образом, вопрос о способах и месте производства ювелирных изделий из кургана Аржан-2 выходит

(15/16)

на первый план. С этой точки зрения всю коллекцию золотых вещей можно разделить на две части, выделив из массы литых тиражированных бляшек предметы, выполненные с использованием сложной пайки, зернения и инкрустации. К таковым относятся серьги, пластины на женской обуви, четыре бусины-подвески, застёжка от пекторали. Кроме этих предметов, зернение на которых выступает в качестве основного декора, на некоторых изделиях полоски из зерни закрывают места пайки.

 

На основании данных археологии можно заключить, что комплекс находок из кургана Аржан-2 безусловно местный. Памятник является захоронением представителей высшего социального слоя населения, жившего на территории Тувы во второй половине VII века до н.э. Эта дата подтверждена серией радиоуглеродных анализов, выполненных в лабораториях Санкт-Петербурга, Германии и других стран.

 

Находки в Аржане-2 свидетельствуют о высочайшем уровне ювелирного мастерства, которое было достигло к этому времени населением Тувы. Изучением этого феномена специалисты будут заниматься ещё очень долго. Многие споры пока впереди, но шедевры древних мастеров уже навсегда останутся достоянием мировой культуры.

 

Золотая обойма со скульптуркой в виде лежащего горного козла украшала портупею кинжала женщины из «царской» могилы.

(Открыть в новом окне)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки