главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Пространство культуры в археолого-этнографическом измерении. Западная Сибирь и сопредельные территории. / Материалы XII ЗСАЭК. Томск: 2001. [ сборник ]

Пространство культуры в археолого-этнографическом измерении. Западная Сибирь и сопредельные территории.

/ Материалы XII ЗСАЭК. Томск: 2001. 362 с. ISBN 2-7511-1339-X

 

Отв.ред. Л.А. Чиндина.

аннотация: ]

В сборнике публикуются материалы XII Западно-Сибирской археолого-этнографической конференции. В статьях освещены теоретические вопросы, связанные с общим подходом к понятийному содержанию традиционной культуры и рассматривается специфика форм её проявления в различных сферах, особенно в мировоззренческой. В научный оборот вводится значительный новый материал по археологии и этнографии Западной Сибири.

Представляет интерес для археологов, этнографов, культурологов, историков, лингвистов.

 

Оглавление

 

Культура и бытие. — 3

М.В. Аникович, И.Е. Кузьмина (Санкт-Петербург). Мамонт в культуре верхнего палеолита Восточной Европы и Северной Азии. — 3

А.Ч. Ашак-оол (Кызыл). Некоторые вопросы изучения Бош-Дагского оросительного канала (археолого-этнографические параллели). — 5

М.Л. Бережнова, Е.Ю. Смирнова (Омск). Пушки, тастар и понёва кульком: о границах диффузно-культурного ареала. — 7

А.И. Боброва (Томск). Берестяные свёртки с куклами из Тискинского могильника. — 9

А.А. Богордаева (Тюмень). О технологии обработки шкур у обских угров: опыт историко-культурного анализа. — 10

А.Ш. Бодрова (Томск). Декоративно-конструктивная архитектоника эвенкийского кафтана. — 12

А.Ю. Борисенко, Ю.С. Худяков (Новосибирск). Комплекс предметов русского производства в памятниках культуры коренного населения Южной Сибири XVIII-XIX вв. — 14

В.А. Борисов (Гурьевск). Физико-механические свойства еловской керамики. — 16

А.А. Бурыкин (Санкт-Петербург). Моржи в Охотоморском ареале (по материалам исторических источников, фольклора, этнографии и лингвистики). — 18

А.В. Варёнов (Новосибирск). О тюркском компоненте в могильнике Кээрмуци на севере Восточного Туркестана (Синьцзяна). — 20

А.В. Варёнов, Л.Н. Лабукина (Новосибирск). Могильник №1 в ущелье Чаухугоу (по результатам раскопок 1983-1984 годов). — 23

Е.А. Васильев (Томск). Феномен поселения Самусь IV в самусьской культуре. — 24

И.О. Васкул (Сыктывкар). Погребения с бичевницкой керамикой в бассейне средней Печоры. — 26

Т.Н. Глушкова, С.А. Дудкина (Сургут). Архетипическое в древнем ткачестве (на примере культуры сибирских этносов). — 27

С.П. Грушин (Барнаул). Наконечник стрелы сейминско-турбинского типа с Верхней Оби. — 29

А.Я. Дрон (Якутск). К вопросу о составе неолитической керамики Якутии (по материалам долины Туймаады). — 32

В.М. Дьяконов (Якутск). К вопросу о составе керамики усть-мильской культуры Якутии. — 33

И.В. Ковтун, B.C. Горяев (Кемерово). Андроновские погребения с западного берега озера Танай. — 35

Е.М. Козлова (Тюмень). Типология наличников деревянных жилых домов южных районов Тюменской области (XIX — первая половина ХХ вв.). — 36

С.И. Коноваленко, Ю.И. Ожередов, И.В. Русских (Томск). Украшения из прибалтийского янтаря у тюрков Томско-Чулымского междуречья. — 39

М.А. Корусенко, А.В. Полеводов (Омск). Об одной из возможных линий генезиса современных надмогильных сооружений тарских татар. — 40

Н.А. Кузнецов (Новокузнецк). Курганы с подбоем в Кузнецкой котловине. — 42

В.Н. Курилов, А.Ю. Майничева (Новосибирск). Первые русские остроги в Сибири: особенности построения пространства. — 45

А.И. Мартынов (Кемерово). Экологические ниши и макрозоны Евразии как исторический фактор. — 47

Г.С. Мартынова, А.Ф. Покровская (Кемерово). Природный фактор наскального искусства Притомья. — 48

Т. Масумото (Осака). Китайские монеты из средневековых погребений Западной Сибири. — 49

А.В. Матвеев (Омск). Переправы через р. Иртыш в свете изучения сибирских оборонительных линий XVIII в. — 52

Н.П. Матвеева (Тюмень). Пространственный анализ памятников саргатской культуры западносибирской лесостепи. — 54

Н.П. Матвеева, О.Ю. Зимина (Тюмень). Компьютерное картографирование археологических памятников Красногорско-Коловского микрорайона отработка методики. — 56

В.И. Молодин, А.В. Новиков, Ю.Н. Гаркуша (Новосибирск). Новые материалы эпохи средневековья из северо-западной Барабы. — 57

В.М. Морозов (Екатеринбург). Поселение кулайской культуры Антуньюх 3 в бассейне р. Пым (культурно-хронологическая принадлежность комплекса и интерпретация памятника). — 60

А.В. Новиков (Новосибирск). Исследования на могильнике ирменской культуры Камень-1. — 62

А.В. Новиков, A.M. Нешатаев (Новосибирск). Новый археологический микрорайон в северной части лесостепного Приобья. — 64

Д.В. Папин, А.Б. Шамшин (Барнаул). Поселение Рублёво VI и некоторые вопросы генезиса позднебронзовых культур степной зоны юга Западной Сибири. — 65

А.А. Пихновская (Колпашево). Селькупская этнографическая коллекция Колпашевского краеведческого музея. — 67

А.В. Постнов (Новосибирск). К вопросу о специфике методологии изучения культурных остатков эпохи палеолита. — 69

З.И. Рандымова (Салехард). Орудия труда в домашнем производстве. — 71

И.Д. Русакова (Кемерово). Наскальное искусство и окружающее пространство (на примере петроглифов Хакасии). — 74

С.Г. Скобелев (Новосибирск). Сложение в XVII-XVIII вв. единого комплекса предметов материальной культуры коренного и русского населения Средней Сибири. — 76

В.Ф. Старков (Москва). Русское мореплавание и освоение северо-запада Западной Сибири в XVI — начале XVII вв. — 78

Л.В. Татаурова (Омск). Планиграфия усадьбы и приёмы домостроительства русских Среднего Прииртышья в XVIII-XIX вв. — 80

А.А. Тишкин (Барнаул). Изучение археологических памятников монгольского времени на Алтае. — 82

Н.А. Тучкова (Томск). Верхняя плечевая одежда южных селькупов: разновидность и номинация. — 85

М.П. Чёрная (Томск). Азартные игры в быту томичей. — 88

 

Культура и социум. — 93

А.А. Абрамова (Омск). Особенности обряда вызывания дождя у тарской группы сибирских татар. — 93

Т.В. Волдина (Ханты-Мансийск). Роль хантыйской интеллигенции в изучении родного фольклора. — 94

О.В. Зайцева (Томск). Вторичные погребения: проблемы изучения и интерпретации. — 96

A.M. Кулемзин (Кемерово). Эволюция и перспектива историко-культурной среды. — 98

О.Ф. Кунгурова, С.Р. Хмырова (Барнаул). Духовное измерение исторического времени в народной историографии и философии славянофилов. — 100

В.Е. Ларичев (Новосибирск). Храм времени (реконструкция календарных систем скифской эпохи Сибири). — 102

С.М. Малиновская, Ф.М. Лебедев (Томск). Роль обычного права в традиционном природопользовании малочисленных народов Томского Севера. — 105

Н.А. Мироненко (Томск). «Лечебные» амулеты нанайцев (по материалам МАЭС). — 107

Г.А. Пестова (Сыктывкар). Динамика этнокультурных маркеров в условиях модернизации северных регионов. — 108

М.А. Прокопенко (Кемерово). Изменение курса национальной политики Российской империи в отношении инородческого населения юга Западной Сибири конец XIX — начала XX вв. — 110

Субботина В.А. (Тюмень). Северная тема в тобольской резьбе по кости. — 111

Н.М. Талигина (Салехард). Духи-охранители семьи у северных ханты. — 113

А.Г. Тучков, Н.А. Тучкова, Т.П. Смердина (Томск). Селькупский этнографический музей в пос. Тюхтерево. — 114

Е.Г. Фёдорова (Санкт-Петербург). О некоторых особенностях погребального обряда территориальных групп северных манси. — 116

Е.Ф. Фурсова, А.И. Голомянов (Новосибирск). Время: прошлое, настоящее и будущее русских старообрядцев. — 117

С.В. Хабарова (Тобольск). Андроновский ритуал перехода к новому космическому циклу. — 119

Т.В. Хахалкина (Томск). Представители фауны в мировоззрении нганасан. — 121

Е.О. Чубрик, И.К. Авилова (Владивосток). Проблема сочетания архаических и языческих форм в мировоззрении славян-язычников на примере обрядов и поверий, связанных с рождением и воспитанием ребёнка. — 123

Л.И. Шерстова (Томск). Этнокультурное пространство Сибири: аборигены и русские в XVII-XIX вв. — 125

 

Культурогенез. Этногенез. — 128

М.Т. Абдулганеев (Барнаул). Могильник Горный 10 — памятник древнетюркской эпохи в северных предгорьях Алтая. — 128

М.Б. Абсалямов (Красноярск). К проблеме теоретической реконструкции древних культур. — 131

А.Н. Багашев (Тюмень). Ретроспективный взгляд на расогенез нарымских селькупов. — 132

О.Б. Беликова (Томск). О реконструкции этнокультурных процессов в таёжном Причулымье X-XVII вв. — 134

В.В. Бобров (Кемерово). Пространство археологической культуры и аномалия в культуре. — 136

В.В. Бобров, О.В. Умеренкова (Кемерово). Украшения в социально-пространственной структуре археологических культур (к постановке проблемы). — 137

Д.Л. Бродянский (Владивосток). Пространство и время в истории арктических монголоидов. — 138

Ст.А. Васильев (Санкт-Петербург). Связи ананьинской культуры с Западной и Южной Сибирью. — 139

А.С. Васютин (Кемерово). Новое в хронологии и культуре юрт-акбалыкского этапа развития Верхнеобского ареала (по материалам погребений из Кузнецкой котловины). — 142

Т.А. Гончарова (Томск). Данные похозяйственных книг как источник по изучению современных этнических процессов. — 145

Е.М. Данченко (Омск). К проблеме разграничения культур в археологии. — 148

П.К. Дашковский (Барнаул). К вопросу о понятии «пазырыкская культура»: историографический аспект. — 150

С.И. Дегтярев (Барнаул). Археологическая культура как репрезентация локальной культуры. — 152

А.М. Илюшин (Кемерово). Археологические источники о «Бома». — 154

С.С. Калиева (Сургут). О зауральской общности энеолитических культур геометрической керамики. — 154

Ю.Ф. Кирюшин, А.А. Тишкин, С.П. Грушин (Барнаул). Результаты и перспективы изучения памятников эпохи ранней бронзы на территории предгорно-равнинной зоны Алтая. — 156

С.А. Ковалевский (Кемерово). К вопросу о локальных особенностях ирменских памятников Касьминского археологического микрорайона. — 159

М.Ф. Косарев (Москва). К проблеме субординации социокультурных пространств. — 160

В.М. Кулемзин (Новокузнецк). Культура как единство материального и духовного, практического и символического. — 163

А.Л. Кунгуров (Барнаул). Мезолит Алтая: миф или реальность? — 165

В.Н. Логвин (Сургут). О статусе боборыкинской культуры. — 167

А.М. Малолетко (Томск). Границы древнекетской территории по данным топонимии. — 168

Л.С. Марсадолов (Санкт-Петербург). Классификация археологических памятников Южной Сибири I тыс. до н.э. — 171

В.И. Матющенко (Омск). Некоторые вопросы генезиса самусьско-ростовкинских памятников. — 172

В.А. Могильников (Москва). К демографической и социальной характеристике кочевников северо-западных предгорий Алтая IX — первой половины XI вв. (по материалам погребений с оружием). — 173

С.В. Неверов, В.В. Горбунов (Барнаул). Сросткинская культура (периодизация, ареал, компоненты). — 176

А.А. Новосёлова (Омск). Чунари: механизм сложения этногруппы. — 178

Ю.И. Ожередов (Томск). О локально-диалектных группах нарымских селькупов в свете археологических источников. — 179

Н.А. Повод (Тюмень). Коми-ижемцы северного Зауралья в конце XIX в.: этнодемографический и этнокультурный аспекты. — 182

Приль Л.Н. (Томск). Староверы Причулымья: факторы освоения новых территорий. — 183

С.Г. Росляков (Новосибирск). Культурная характеристика погребальных памятников Новосибирского Приобья в начале II тыс. н.э. — 186

Д.Г. Савинов (Санкт-Петербург). О трёхмерности культурного пространства (археологический аспект). — 188

А.Г. Селезнёв (Омск). Традиционная и этническая культура: сферы функционирования и границы понятий. — 190

В.И. Семёнова (Тюмень). Огонь в погребально-поминальном обряде средневековых могильников Юганского Приобья. — 193

В.А. Сумин, М.В. Титова (Новосибирск). Распространение еловской культуры в Новосибирском Приобье. — 195

С.Ф. Татауров (Омск). Кулайцы в Тарском Прииртышье. — 197

С.С. Тихонов (Омск). Проблемы и возможности изучения археологических культур Западной Сибири. — 200

Н.А. Томилов (Омск). Археолого-этнографическое течение в российской науке: концепция периодизации. — 202

Ю.В. Трофимов (Омск). Об изучении взаимодействий древнего населения. — 204

С.М. Фокин (Красноярск). Проблема выделения культур развитого средневековья Красноярского района. — 206

Ю.С. Худяков (Новосибирск). Границы культуры енисейских кыргызов в период позднего средневековья. — 208

О.И. Чекрыжова, А.Б. Шамшин (Барнаул). Железный кинжал из Рогозихи и вопросы культурных взаимодействий населения юга Верхнего Приобья в раннем железном веке. — 209

Ю.П. Чемякин (Екатеринбург). К вопросу о миграциях населения кулайской культуры. — 212

А.Б. Шамшин, О.А. Цивцина (Барнаул). Взаимодействие носителей культур эпохи поздней бронзы в Алтайском Приобье (по материалам поселения Фирсово XVIII). — 213

Ю.Ю. Шевченко (Санкт-Петербург). Культура болгар-савиров и древнерусских северян: к проблеме происхождения. — 217

 

Культура и архетипы. — 221

М.Б. Абсалямов, Т.А. Ростовцева (Красноярск). Символ и архетип как структуры культурно-исторических форм. — 221

Ю.В. Балакин (Омск). О возможности применения теории архетипов в археологии. — 222

А.П. Бородовский, В.Е. Ларичев (Новосибирск). Июсский кинжал и вопросы интерпретации кладов второй половины I тыс. до н.э. на юге Западной Сибири. — 224

М.А. Дэвлет (Москва). Священные места и их символы. — 227

Ю.Н. Есин (Минусинск). Семантика изображений рта в окуневском искусстве. — 229

А.В. Ефименко (Томск). Образ медведя в аборигенных культурах Северной Америки и Сибири: фольклорные параллели. — 232

П.С. Кнуренко (Якутск). Семантика двух композиций на писаницах Синское и Мая V в Якутии. — 234

М.Ф. Косарев (Москва). Идея триединства в сибирском язычестве. — 236

М.А. Лапина (Ханты-Мансийск). Водные существа в фольклоре хантов. — 238

Л. Лар (Тобольск). Дорога обучения шамана. — 239

С.Н. Леонтьев (Минусинск). К вопросу о солярном культе и семантике бинарных оппозиций в изобразительном искусстве карасукских племён. — 240

Ю.И. Михайлов (Кемерово). Опыт реконструкции исходной мифо-ритуальной схемы для одного фольклорного сюжета. — 242

В.И. Молодин (Новосибирск). Крест как архетип и одно из его символических проявлений в христианстве. — 244

Е.В. НАМ (Томск). Феномен ясновидения в сибирской и античной традициях. — 246

Л.В. Панкратова (Томск). К интерпретации образа крылатого медведя из Васюганского клада. — 248

О.М. Рындина (Томск). Архетип, культура и образ женщины. — 250

А.М. Сагалаев (Томск). К проблеме «вещь» и «миф» в культуре урало-алтайских народов (опыт прочтения символики посоха). — 253

В.Я. Темплинг (Тюмень). Знахарь в культурном пространстве крестьянского мира. — 254

П.Ю. Черносвитов (Москва). Доминирующие архетипы как фактор, определяющий облик культуры. — 256

А.С. Шишкин (Новосибирск). «Всадник» из Каменного Мыса. — 258

Л.А. Чиндина (Томск). Рёлкинская символика о структуре вселенной. — 260

 

Культура и язык. — 264

Т.И. Бармашова (Красноярск). Бессознательное в структуре языка. — 264

О.И. Блинова (Томск). Народная речевая культура русских старожилов Среднего Приобья. — 265

В.В. Быконя (Томск). О селькупском этнониме čumil kup. — 267

Т.В. Галкина (Томск). Изучение фольклорного пространства культуры томской лингвистической школой А.П.Дульзона. — 269

О.А. Казакевич (Москва). Контакты с иноплеменниками, отражённые в фольклоре (на материале фольклорных текстов северных селькупов). — 271

А.Ю. Казанцев (Томск). Система терминов родства и свойства в кетском языке: история и современное состояние. — 273

П.М. Кузнецов (Томск). Об ассоциативных образованиях цветообозначений в хантыйском языке. — 275

А.И. Кузнецова (Москва). Отражение народных обычаев и верований в самодийских языках и фольклоре (по селькупским и ненецким материалам). — 276

О.А. Осипова, О.С. Потанина (Томск). О языковой специфике выражения абстрактных понятий в языке ханты. — 279

И.А. Селезнёва (Омск). Земледельческая лексика тарских татар. — 280

М.В. Филимонов (Томск). Енисейский параингредиент и кето-шумерский субстрат в ительменском: материальная и духовная культура культуры Верхнего Приобья и Притомья в раннем железном веке. — 282

 

Культуры Верхнего Приобья и Притомья в раннем железном веке. — 285

М.Т. Абдулганеев (Барнаул). О компонентах сложения быстрянской культуры. — 285

А.П. Бородовский, Л.А. Орлова (Новосибирск). Радиоуглеродные датировки Быстровского некрополя эпохи раннего железа из Новосибирского Приобья. — 287

В.Н. Жаронкин (Кемерово). К вопросу о компонентном составе погребального обряда большереченской культуры переходного времени. — 289

Ю.Ф. Кирюшин, Н.Ф. Степанова (Барнаул). О культурной принадлежности погребальных комплексов скифского времени Средней Катуни. — 291

А.Л. Кунгуров (Барнаул). К Вопросу об этнокультурной ситуации в Барнаульско-Бийском Приобье во второй половине I тыс. до н.э. — 293

Ф.И. Мец (Томск). К этнокультурной ситуации в Томско-Нарымском Приобье в V-III вв.до н.э. — 296

Д.В. Папин (Барнаул). Этнокультурная ситуация на Верхней Оби в переходное время от эпохи бронзы к эпохе железа (историографический аспект). — 298

Л.М. Плетнёва (Северск). Ранний железный век на Нижней Томи (Возвращаясь к уже сказанному…). — 300

М.П. Рыкун (Томск). К вопросу о происхождении населения Верхнего Приобья раннего железного века (по материалам могильника Камень-2). — 301

Троицкая Т.Н., Назарова О.Е. (Новосибирск). Некоторые аспекты происхождения большереченской культурной общности. — 303

Ю.В. Ширин (Новокузнецк). Кондомо-томские предгорья в конце I тыс. до н.э. — начале I тыс. н.э. — 305

П.И. Шульга (Барнаул). Северо-западные предгорья Алтая в скифское время. — 307

 

Литература. — 309

Список сокращений. — 350

Оглавление. — 351

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки