главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги
[ коллективная монография ]Феномен алтайских мумий.// Новосибирск: 2000. 320 с. ISBN 5-7803-0057-7275-летию Российской Академии наук посвящается. Предисловие.
Пазырыкская культура скифского времени, памятники которой расположены на территории Горного Алтая, — одна из ярких страниц человеческой истории. Открытая в 1865 г. акад. В.В. Радловым [1] в ходе раскопок Берельского и Катандинского курганов, она получила широкую известность благодаря исследованиям проф. М.П. Грязновым Первого Пазырыкского кургана, [2] а позже проф. С.И. Руденко четырёх курганов Пазырыкского могильника и двух, вероятно «царских», курганов могильника Башадар. [3] Со времени публикации этих материалов характеристика пазырыкской культуры приводится во всех вузовских учебниках, исторических энциклопедиях и справочниках.
Конечно, принятые в то время методические приёмы полевых исследований грандиозных памятников, а также уровень реставрации и консервации отдельных предметов уже не могут удовлетворить современного специалиста, но мы должны отдать должное учёным, нашим предшественникам, которые приложили громадные усилия для получения как можно более объективной научной информации и сохранения уникальных находок. К чести исследователей прошлых лет, их интерпретация источников, отличающаяся высоким научным уровнем, не утратила своего значения до настоящего времени.
Нельзя не отметить весомый вклад в дело изучения проблем пазырыкской культуры, в частности пополнения источниковой базы, наших современников: Г. Азарпая, Л.Л. Барковой, К. Като, Ю.Ф. Кирюшина, С.В. Киселёва, В.А. Кочеева, В.Д. Кубарева, Е.И. Лубо-Лесниченко, Ю.Т. Мамадакова, Л.С. Марсадолова, В.А. Могильникова, В.П. Мыльникова, Е.В. Переводчиковой, Н.В. Полосьмак, К.С. Рубинсон, Д.Г. Савинова, И.Ю. Слюсаренко, С.С. Сорокина, А.С. Суразакова, А.А. Тишкина, Ф. Ханкар, Дж. Хаскинс, Ю.С. Худякова, Д.В. Черемисина, Н.А.[Н.Л.] Членовой, П.И. Шульги, Э. Якобсон, С.А. Яценко и других. Чрезвычайно значимыми для понимания проблем этногенеза культуры, как и вообще вопросов палеоантропологии древних популяций Сибири, являются исследования отечественных антропологов — акад. В.П. Алексеева, И.И. Гохмана, Г.Ф. Дебеца, А.Р. Кима, Т.А. Чикишевой. Важная составляющая — палеонтологический материал. Его изучением занимались С.К. Васильев, В.О. Витт, И.Е. Гребнев, М. Левин.
Открытие и исследование курганов пазырыкской культуры с мерзлотой на плоскогорье Укок явилось качественно новым этапом в изучении не только данной культуры, но и вообще скифской проблематики. Впервые в мире были изучены «замёрзшие» непотревоженные захоронения среднего слоя пазырыкской знати, а также рядовых кочевников. Здесь на качественно новом уровне применена методика раскопок, осуществлены реставрация и консервация богатейших реалий, с привлечением данных естественных и точных наук проведена интерпретация полученных источников.
Многоплановое исследование мумифицированных останков людей пазырыкской культуры обогатило науку новыми знаниями по биологии и генетике человека. Благодаря комплексному подходу значительно увеличился объём и поднялось качество научной информации по пазырыкской проблематике.
На самом юге Российского Алтая, на стыке границ Китая, Монголии, Казахстана и России, у подножия величественной Табын-Богдо-Олы в окружении скалистых гор раскинулось плоскогорье Укок (рис. 1). Здесь на высоте более 2 тыс.м простирается как бы некий изолированный оазис. Обширная долина расположена почти в центре необъятной горной страны (рис. 2). Со всех сторон она блокирована неприступными скалистыми горами, и проникнуть на плоскогорье непросто. Вместе с тем плато никогда не было изолированным от мира. Отсюда берут начало крупные сибирские реки Бухтарма и Ак-Алаха (рис. 3), несущие свои воды в Иртыш и Катунь. Труднопроходимыми перевалами Укок связан с внешним миром. Именно через территорию плоскогорья можно попасть из Центрально-Азиатской Монголии в долины Казахстана или Центрального Алтая, а из Синьцзяна -в Южную Сибирь.
Плоскогорье, несмотря на суровые климатические условия, всегда привлекало к себе человека прекрасными зимними пастбищами, с которых снежный покров сдувало сильными ветрами (рис. 4). Укок и сегодня богат зверем и рыбой. Здесь можно встретить не только медведя и волка, лисицу и сурка, марала и
косулю, но и экзотического снежного барса, горного козла.
Укок отличается неповторимой красотой и просто сказочными пейзажами (рис. 5). Для археологов это место ещё не одно десятилетие будет своего рода Меккой. Археологические исследования, проводившиеся на плоскогорье Укок двумя отрядами ИАЭт СО РАН на протяжении шести полевых сезонов, подарили науке блестящие образцы материальной и духовной культуры различных эпох и народов. Впервые за предельно короткий срок для территории Горного Алтая удалось разработать схему историко-культурных и этнических процессов, происходивших в регионе на протяжении всего голоцена
и, возможно, конца плейстоцена, т.е. по меньшей мере 12-14 тыс.лет. [4] На Укоке были открыты сотни разных по типам и культурам археологических памятников, включающих погребальные, культовые, поселенческие комплексы (рис. 6), наскальные изображения (рис. 7), каменные геометрические выкладки, оленные камни (рис. 8) и древнетюркские изваяния. Десятки памятников были исследованы. По их материалам издано много статей, а также несколько крупных обобщающих работ. [5] Практически вся территория плоскогорья была обследована целенаправленными разведками, а более 300 выявленных археологических памятников картографированы и описаны.
Самыми интересными местонахождениями, открытыми и изученными на Укоке, являются, пожалуй, курганы пазырыкской культуры с мерзлотой. В них сохранились великолепные уникальные предметы пластического и декоративно-прикладного искусства из дерева, войлока, ткани и кожи, возраст которых составляет 2,5 тыс.лет. В двух курганах на Укоке были открыты и исследованы мумифицированные захоронения женщины и мужчины. Всестороннему анализу этих двух комплексов посвящена настоящая монография.
Археологические исследования на плоскогорье Укок впервые произвёл в начале 1970-х гг. В.Д. Кубарев, в то время метеоролог, а ныне хорошо известный в России и за рубежом археолог. В 1980 г. увидела свет его статья, в которой приведено описание открытых им на Укоке памятников. [6]
В 1990 г. на плоскогорье были произведены первые раскопки. Южно-Алтайский отряд Северо-Азиатской комплексной экспедиции ИАЭт СО РАН под руководством доктора исторических наук Н.В. Полосьмак провёл исследования первого открытого ею кургана могильника Ак-Алаха-1. В состав отряда входили художники-реставраторы Е.В. Шумакова и Р.К. Ревуцкая, Н.А. Якимова, студенты Омского государственного педагогического института. Блестящие открытия, сделанные Н.В. Полосьмак в этом оказавшемся «замёрзшим» кургане, [7] совершенная методика раскопок, выполненные на высоком научно-методическом уровне реставрация и консервация найденных предметов привлекли внимание научной общественности всего мира. Впоследствии родилась международная программа «Пазырык», соруководителями проекта которой стали авторы этого раздела. [8]
С 1991 по 1996 г. на плоскогорье работали два археологических отряда Северо-Азиатской комплексной экспедиции: Южно-Алтайский под руководством Н.В. Полосьмак и Западно-Сибирский под руководством В.И. Молодина. В 1993 г. Южно-Алтайский отряд, в состав которого входили археолог И.Ю. Слюсаренко (заместитель начальника отряда), этнограф И.В. Октябрьская, художники-реставраторы Е.В. Шумакова и М.В. Мороз, дендрохронолог М. Зайферт (Дендролаборатория Археологического бюро г. Цюриха), стажеры-исследователи из США, Германии и Японии, водитель В.В. Климов, а также студенты Новосибирского государственного педагогического университета, в ходе исследования открытого Н.В. Полосьмак погребального комплекса Ак-Алаха-3 впервые обнаружил на Укоке захоронение мумии женщины. [9] В 1995 г. Западно-Сибирским отрядом, включавшим археологов Д.В. Черемисина (заместитель начальника отряда), А.И. Соловьёва, художника-реставратора М.В. Мороз, водителя О.Ф. Сентябова, студентов-старшекурсников Новосибирского государственного университета Ю. Гаркушу и А. Гришина, а также студентов Новосибирского педагогического университета, Алтайского и Кемеровского государственных университетов, при изучении кург. №3 памятника Верх-Кальджин II, открытого В.И. Молодиным, было найдено сохранившееся в мерзлоте мумифицированное захоронение мужчины. [10]
Оба открытия вызвали большой интерес у научной и широкой общественности. Находки требовали не только всесторонних исследований, но и тщательной реставрации и консервации. Первоначальная обработка всех найденных в погребальных комплексах предметов производилась в поле, сразу после извлечения их из могил. Позже, уже в камеральных условиях, процессы реставрации и консервации были доведены до своего логического завершения (некоторые предметы, впрочем, находятся на реставрации и в настоящее время).
Часть изделий из ткани (юбка и кофта из могильника Ак-Алаха-3) реставрировалась в Швейцарии под руководством одного из крупнейших в мире специалистов — реставраторов тканей д-ра М. Флюри-Лемберг, автора известной монографии, посвящ`нной реставрации тканей. [11] Остальные изделия из войлока и ткани были отреставрированы художниками-реставраторами Е.В. Шумаковой, прошедшей предварительную стажировку в Швейцарии, и М.В. Мороз в лаборатории ИАЭт СО РАН. [12]
Много проблем было связано с реставрацией и консервацией дерева: если небольшие предметы обрабатывались в стенах института, то для пропитки крупных изделий (срубы, колоды) требовалось особое оборудование. Специальную установку в рамках договора по программе «Пазырык» в распоряжение института предоставили японские коллеги из г. Нара — одного из крупнейших центров по реставрации и консервации археологических предметов. Оборудование было смонтировано и запущено в Институте ядерной физики СО РАН при помощи и поддержке дирекции этого института в лице акад. А.Н. Скринского, а также японских специалистов — проф. М. Савада и ведущего реставратора Т. Коезука. Благодаря этому к настоящему времени необходимой обработке подвергнуты
отдельные крупные деревянные предметы, в том числе колода из комплекса Ак-Алаха-3 [13] и погребальное ложе из кург. №1 могильника Верх-Кальджин II. Трудности возникли и в связи с необходимостью реставрации меховых и кожаных предметов из захоронений на Укоке. Реставрация шубы из кург. №3 памятника Верх-Кальджин II, а также кожаных изделий и обуви была блестяще проведена реставратором Новосибирского областного краеведческого музея Е.В. Карпеевой. Изделия из металла, а также глиняные и роговые сосуды отреставрированы реставраторами института М.В. Мороз и О.Л. Швец.
Значительно сложнее обстояло дело с консервацией и реставрацией мумий женщины и мужчины. Имеющийся в мировой практике опыт хранения подобных объектов показал, что наилучшим образом их удавалось сохранить, создав для этого соответствующие по температуре и влажности условия. Например, в специальной колбе хранят труп знаменитого Айсмена в Австрии. [14] Однако такой способ затрудняет изучение объекта и его демонстрацию. Мы обратились в Центр биологических структур НПО ВИЛАР *, [сноска: * Ныне — Научно-исследовательский и учебно-методический центр биомедицинских технологий ВИЛАР (НИиУМЦБТ ВИЛАР).] известный своими исследованиями и практическими работами по консервации биологических объектов, в том числе мумии В.И. Ленина. Дирекция этого учреждения в лице акад. АМН С.С. Дебова, а после его смерти чл.-кор. АМН В.А. Быкова согласилась принять участие в означенном уникальном проекте и взять на себя решение проблемы реставрации и консервации укокских мумий. Нужно подчеркнуть, что даже для такого высокопрофессионального коллектива поставленная задача была непростой, поскольку до сих пор ему приходилось иметь дело с телами недавно умерших людей, методика же работы с мумифицированными трупами, возраст которых исчисляется тысячелетиями, отсутствовала. К чести специалистов центра, среди которых особо следует отметить проф. В.Л. Козельцева и В.И. Сёмкина, непосредственно занимавшихся укокскими находками, сложнейшая работа была проведена блестяще, и теперь мумии могут храниться и демонстрироваться в достаточно легко создаваемом режиме. Важно отметить, что в Москве были не только тщательно отреставрированы мумии, но и всесторонне исследованы их мягкие и костные ткани, волосы и генотип.
Специальная программа по комплексному антропологическому и генетическому исследованию человеческих популяций, проживавших на Укоке в скифское время, была разработана и успешно реализуется антропологом ИАЭт СО РАН канд.биол.наук Т.А. Чикишевой и генетиками Института цитологии и генетики СО РАН кандидатами наук М.И. Воеводой, А.Г. Ромащенко и В.В. Ситниковой под общим руководством директора института акад. В.К. Шумного.
Кроме того, специалистами Института судебной медицины Цюрих-Ирхельского университета д-ром Р. Хаури и д-ром У. Блаттер проведен комплекс патологоанатомических исследований женской мумии.
Сегодня мировая наука проявляет повышенный интерес к изучению мумифицированных останков людей, относящихся к разным эпохам. В последнее десятилетие опубликовано несколько крупных исследований по данной проблематике. К их числу относятся изданная в Великобритании монография, посвящённая изучению мумифицированных объектов, обнаруженных почти на всех континентах Земли, [15] а также трёхтомный труд австрийских учёных, в котором собраны материалы всестороннего изучения знаменитого Айсмена, [16] сведения о находках мумий в разных точках планеты. [17]
Изучение археологических реалий, полученных при раскопках, публикация полевых наблюдений, материалов об особенностях захоронения и погребального обряда выполнены авторами раскопок — Н.В. Полосьмак и В.И. Молодиным. Для более углублённого анализа археологических находок и технологии их изготовления были привлечены как специалисты по современным физико-химическим методам исследования из Института катализа СО РАН, Института биоорганической химии СО РАН, Института органической химии СО РАН, Института геологии ОИГГиМ СО РАН, [18] так и профессиональные археологи, занимающиеся проблемами древних технологий, изготовления керамики, ткани, дерева, кости и рога. Такой подход позволил получить уникальные фундаментальные данные, касающиеся практически всех аспектов материальной культуры пазырыкского общества, нашедших место в погребальной практике.
В рассматриваемых захоронениях, как и в других погребениях пазырыкской культуры, были найдены останки коней. В условиях плоскогорья Укок до наших дней сохранились не только скелеты, но и фрагменты кожи, шерсти, внутренностей, заплетённые в косу хвосты животных. Эти уникальные источники были исследованы отечественными и зарубежными специалистами. В частности, анализ содержимого желудков нескольких конских особей с Укока проведён руководителем Лаборатории дерева четвертичного периода в Адлисвиле В. Шохом. Профессором В. Шедлем из Института зоологии Инсбрукского университета определены эндопаразиты, обнаруженные в желудке лошади. Сотрудником Института ботаники Инсбрукского университета д-ром К. Эггелем сделаны определения отдельных видов растительных остатков из заполнения женской мумии. Эти данные имели исключительно важное значение для определения как палеогеографической ситуации на плоскогорье Укок 2,5 тыс.лет назад, так и времени забоя ритуальных коней, а следовательно, времени года, в которое было совершено погребение.
Важная работа проделана группой швейцарских и российских специалистов по изучению дендрохронологии пазырыкских памятников. Благодаря исследованиям на Укоке получен значительный объём высококачественных образцов, позволивших разработать внутреннюю периодизацию пазырыкских памятников Укока. Первые наработки в этом направлении были сделаны швейцарским дендрохронологом М. Зайфертом уже после раскопок Н.В. Полосьмак кургана Ак-Алаха-1. [19] В лаборатории Евроазиатского отделения Германского археологического института (г. Берлин) при содействии проф. Г. Парцингера получена серия радиоуглеродных дат.
Представляя читателю данную монографию, мы далеки от мысли, что проблемы, возникающие в связи с комплексным изучением уникальных погребальных памятников Укока, решены в полном объёме. Напротив, как нам представляется, многие из них только начинают разрабатываться учёными. Лишь в последний год работы на Укоке, когда раскопки здесь уже не велись, удалось провести геофизическое исследование курганов на предмет содержания в них мерзлоты. Эта работа выполнена профессором университета г. Патра С. Папамаринопулосом. К сожалению, «феномен мерзлоты» в пазырыкских курганах Укока пока не разгадан учеными. (Напомним, что после 1996 г., когда Правительством Республики Алтай был введен мораторий на археологические исследования в регионе, археологи ИАЭт СО РАН уже не имели возможности работать на Укоке.) В условиях же начавшегося на планете глобального потепления климата [20] мы стоим перед реальной опасностью безвозвратно потерять эти уникальные памятники. Если этого не хотят понять отдельные круги алтайской интеллигенции, то в высшей степени странно слышать заключения о работе на Укоке, якобы проводимой «в поисках сенсации или сиюминутной выгоды», от профессиональных археологов, [21] у которых к тому же нет единства в оценке научной значимости исследований на плоскогорье. [22]
Не ради сенсации, а ради получения принципиально новых фундаментальных знаний над материалами, полученными на археологических памятниках плоскогорья, работали учёные самых разных направлений. Многие исследования выполнены при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда гуманитарных исследований, Швейцарского государственного фонда, за что все участники проекта выражают им свою искреннюю признательность.
Большую помощь в проведении работ на Укоке оказал Президиум Сибирского отделения РАН, его безвременно ушедший из жизни председатель акад. Валентин Афанасьевич Коптюг.
Необходимо отметить самоотверженный труд в нелегких условиях высокогорья всех, без исключения, сотрудников ИАЭт СО РАН, принимавших участие в укокских экспедициях, водителей, ежедневно проявлявших высочайшее профессиональное мастерство, студентов Новосибирского государственного университета и Новосибирского государственного педагогического университета, чьими руками исследованы замечательные памятники древности. Особую признательность выражаем А.В. Новикову, О.Ф. Сентябову, А.И. Соловьёву, Д.В. Черемисину, вклад которых в исследование укокских древностей особенно весом.
* * *
Все, кто принимал участие в раскопках и написании этой книги, не теряют уверенности в том, что работы по изучению археологических памятников на плоскогорье Укок ещё будут продолжены, ибо очевидно, что только своевременные полевые исследования, проведённые с учётом последних достижений методики, спасут для науки бесценные сокровища человеческой культуры.
[1] Радлов В.В. Сибирские древности: Из путевых заметок по Сибири // Зап. Рус. археол. об-ва. Нов. сер. СПб., 1895. Т. 7, вып. 3/4.[2] Грязнов М.П. Первый Пазырыкский курган. Л., 1950.[3] Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.; Л., 1953; Он же. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.; Л., 1960.[4] Molodin V. Perspectives and Preliminary Results of Archaeological Investigation of the South-Western Altai (the Ukok Plateau) // Science Policy: New Mechanisms for Scientific Collaboration between East and West. Dordrecht; Boston; L., 1995. Vol. 1. P. 215-222. (NATO ASI Series 4. Science and Technology Policy); Молодин В.И. Некоторые итоги археологических исследований на юге Горного Алтая // РА. 1997. №1. С. 37-49.[5] См.: Деревянко А.П., Молодин В.И., Савинов Д.Г. и др. Древние культуры Бертекской долины. Новосибирск, 1994; Полосьмак Н.В. «Стерегущие золото грифы». Новосибирск, 1994; Она же. Пазырыкская культура: Реконструкция мировоззренческих и мифологических представлений: Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Новосибирск, 1997.[6] Кубарев В.Д. Археологические памятники Кош-Агачского района // Археологический поиск: Северная Азия. Новосибирск, 1980. С. 76-77.[7] См., напр.: Polos’mak N. Un nouveau kourgane a tombe gelée de l’Altai // Arts Asiatiques. P., 1991. T. XLVI. P. 5-13.[8] Деревянко А.П., Молодин В.И. Российско-японская программа «Пазырык» — первый год совместных исследований // ВДИ. 1992. №3. С. 227-229; Derevyanko A.P., Molodin V.I. The Russian-Japanese «Pazyryk» programme — the first Year of Joint Studies. Ancient Civilizations from Scythia // International Journal of Comparative Studies in History and Archaeology. Netherlands, 1994. Vol. 1, N3. P. 307-311.[9] Polos’mak N. A mummy unearthed from the Pastures of Heaven // National Geographic. 1994. Vol. 186, N4. P. 80 — 103; Полосьмак Н.В. Погребение знатной пазырыкской женщины // ВДИ. 1996. №4. С. 142-168.[10] Молодин В.И. Укок-1995 — новые находки и открытия // III годовая итоговая сессия Института археологии и этнографии СО РАН, ноябрь 1995 г. Новосибирск, 1995. С. 87-89; Он же. Вторая мумия Укока // Терра инкогнита. М., 1998. №3. С. 36-38.[11] Flury-Lemberg M. Textile conservation and research. Bern, 1988.[12] См.: Мороз М.В., Шумакова Е.В. Реставрация тканей и войлоков из курганов пазырыкского времени (по материалам могильников Ак-Алаха и Верх-Кальджин) // Новейшие археологические и этнографические открытия в Сибири. Новосибирск, 1996. С. 191-195.[13] Ревуцкая Г.К., Кундо Л.П. Сохранение памятников из археологической древесины по технологии центра реставрации г. Нара (Япония) // Новейшие археологические и этнографические открытия в Сибири. Новосибирск, 1996. С. 213-215.[14] Spindler K., Rastbichler-Zissernig E., Welfmg H. et al. Der Mann in Eis. Wien, 1995. Vol. 2: Neu Funde und Ergelnisse.[15] The Bog Man and the archaeology of people. L., 1991.[16] Der Mann in Eis // Veröffentlichungen der Universität Innsbruck. Innsbruck, 1992. Bd 1; Spindler K., Rastbichler-Zissernig E., Welfing H. et al. Der Mann in Eis.[17] Spindler K., Willing H., Rastbichler-Zissernig E. et al. The Man in the Ice // A Global Survey of their Status and the Techniques of Conservation. Wien, 1996. Vol. 3: Human mummies.[18] См., напр.: Полосьмак Н.В., Кундо Л.П., Малахов В.В. и др. Исследование вещественного состава находок из «замёрзших» могил Горного Алтая (Ак-Алаха-3. Пазырыкская культура) // РА. 1997. №1. С. 181-193.[19] Polos’mak N., Seifert M. Menschen aus dem Eis Sibiriens // Antike Welt. Mainz, 1996. N2. S. 87-108.[20] См., напр.: Hohghton J.T., Jenkins G.J., Ephraums I.I. Climate Change. Cambridge, 1990; Будыко М.И., Ефимова H.A., Лучина K.M. Современное потепление // Метеорология и гидрология. М., 1993. №7. С. 19-21.[21] Соёнов В.И. Законодательство по охране и использованию культурно-исторического наследия, действующее на территории Республики Алтай // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 1997. С. 16.[22] Елин В.Н. Археология Алтая в минувшее десятилетие // Алтай и тюрко-монгольский мир. Горно-Алтайск, 1995. С. 117.
наверх |
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги