● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Евразийские древности. 100 лет Б.Н. Гракову: архивные материалы, публикации, статьи. М.: 1999 [ сборник ]

Евразийские древности.

100 лет Б.Н. Гракову: архивные материалы, публикации, статьи.

// М.: ИА РАН. 1999. 344 с.

Ответственные редакторы:
А.И. Мелюкова, М.Г. Мошкова, В.А. Башилов

Содержание

 

От редакторов. — 5

Слово об Учителе. — 6

 

Часть I. Наследие.

 

Б.Н. Граков. Памятники скифской культуры между Волгой и Уральскими горами. — 7

Б.Н. Граков. Письма к родным. — 34

Четыре письма Б.Н. Гракова к Э.Х. Миннзу (публикация Г.М. Бонгард-Левина). — 37

 

Часть II. Публикации полевых исследований Б.Н. Гракова.

 

И.И. Гущина, М.Г. Мошкова. Раскопки Б.Н. Гракова в Заволжье у сёл Блюменфельд и Кано в 1925 году. — 42

А.И. Мелюкова. Скифские курганы возле Солохи (раскопки 1961-1962 гг.). — 60

 

Часть III. Статьи.

 

М.П. Абрамова. О некоторых спорных вопросах хронологии раннесарматской культуры. — 98

В.А. Башилов. Меч из-под Мурома и подвеска из Панамы (к проблеме трансформации визуальных образов первобытного искусства в инокультурной среде). — 108

С.С. Бессонова. Центральный зольник Мотронинского городища. — 115

Т.В. Блаватская. О поступлении электра в Аттику около 920-900-х гг. до н.э. — 127

О.А. Гей. Проблема выделения скифо-сарматских элементов в черняховской культуре. — 133

В.И. Гуляев, Е.И. Савченко. К вопросу о роли золота в погребальном ритуале скифов. — 151

О.Д. Дашевская, А.С. Голенцов. Западно-Донузлавское городище в Крыму. — 161

Г.Т. Ковпаненко. Поселение жаботинского этапа у с. Орловец на Черкасщине. — 178

В.И. Козенкова. Восточнокобанские древности как проявление фенотипа в этногенезе вайнахов. — 185

Л.Р. Кызласов. Города гуннов. — 195

В.И. Марковин. Бронзовые «терафимы» Кавказа и их почитание. — 206

В.Е. Маслов. О датировке изображений на поясных пластинах из Орлатского могильника. — 219

В.С. Ольховский. Скифские изваяния северо-восточного Приазовья. — 237

В.Г. Петренко, В.Е. Маслов. Роговые блюда могильника Новозаведённое-II. — 250

М.Н. Погребова, Д.С. Раевский. К культурно-исторической интерпретации памятников звериного стиля из Жаботинского кургана №2. — 260

А.И. Пузикова. Торговые, экономические и этнокультурные связи среднедонских племён в раннем железном веке. — 275

В.П. Толстиков, Ю.Г. Виноградов. Декрет Спартокидов из дворцового храма на акрополе Пантикапея. — 282

А.А. Формозов. Памятники первобытной культуры и русская история (к постановке проблемы). — 305

Н.Л. Членова. Новые данные о связях Монголии и Северного Кавказа в скифскую эпоху. — 310

Б.А. Шрамко. К вопросу о бронзолитейном производстве в Скифии. — 318

Л.Т. Яблонский. Некоторые итоги работ комплексной Илекской экспедиции на юге Оренбургской области. — 325

 

Список сокращений. — 340

 


 

От редакторов.   ^

 

Борис Николаевич Граков, столетний юбилей которого Отдел скифо-сарматской археологии ИА РАН отмечает изданием этой книги, был специалистом в области археологии и истории скифов и сарматов, крупнейшим филологом-классиком и знатоком античной керамической эпиграфики, где ему по праву принадлежит ведущая роль в мировой науке. Именно Б.Н. Граков стоял у истоков создания в 1946 г. в ИИМК АН СССР (ныне ИА РАН) Сектора скифо-сарматской археологии. Он был первым его руководителем, определившим направление работ сектора. Тогда же Борис Николаевич создал из студентов и аспирантов кафедры археологии МГУ свою школу, которую прошли многие ныне здравствующие специалисты, активно работающие в упомянутых областях. Своим учителем его считают и ученики его учеников, работающие как в области скифо-сарматской истории и археологии, так и античной эпиграфики в разных городах нашей страны и за её пределами.

 

Нет необходимости повторять неоднократно публиковавшиеся в разных изданиях биографические данные учёного, списки его научных трудов и оценки их значимости для науки. С благодарностью вспоминая учителя, мы сочли необходимым познакомить читателей с теми особенностями его личности, о которых ранее мало говорилось в печати. Поэтому мы публикуем не только Слово об учителе, но и письма Бориса Николаевича к родным и к Э. Минзу: в которых прекрасно отражаются черты, характеризующие его как человека.

 

В 1928 г. в труднодоступном ныне журнале (ESA, III), на французском языке, была опубликована одна из первых крупных статей учёного («Monuments de la culture scythique entre le Volga et les monts Oural»), посвящённая наиболее яркому памятнику савроматской культуры Нижнего Поволжья, где впервые были охарактеризованы и датированы памятники кочевого населения волжско-уральских степей VI-V вв. до н.э. Многие положения, высказанные в этой статье, не утратили своего значения и в наши дни. Для того, чтобы облегчить знакомство с содержанием этой работы, мы решили поместить в Сборник специально сделанный перевод статьи, поскольку её русский текст не сохранился. При редактировании перевода мы старались как можно точнее передать мысли учёного. Для удобства чтения работы мы свели в таблицы рисунки, разбросанные по тексту французского оригинала, и дополнили некоторые фотографии вещей прорисовками, сделанными в своё время К.Ф. Смирновым.

 

Считаем своим долгом и публикацию материалов, до сих пор не увидевших свет, из раскопок курганов, которыми руководил Б.Н. Граков. В 1925 г. это были раскопки курганов в Заволжье, а в 1961-1962 гг. — курганов в Запорожской области, возле знаменитой Солохи. Они оказались последними в полевой деятельности учёного.

 

Большинство включённых в сборник статей написано сотрудниками Отдела скифо-сарматской археологии ИА РАН. Они отражают тематику работы Отдела, более широкую и разнообразную, чем это было во времена Бориса Николаевича. Кроме того к участию в сборнике мы пригласили тех сотрудников нашего Института и других учреждений, которые были его учениками или долгие годы работали вместе с ним. Поэтому, отдавая дань памяти учёного, мы не стали ограничивать содержание статей какой-то определённой тематикой.

 

Мы выражаем глубокую благодарность членам семьи Бориса Николаевича М.Б. Свиридовой, А.В. Свиридову и М.В. Алексеевой за предоставленные материалы из семейного архива и организацию перевода с французского статьи Б.Н. Гракова о Блюменфельде. Мы также очень благодарны сотрудникам Отдела В.Е. Маслову, Г.Ф. Никитиной и В.С. Ольховскому за большую помощь при подготовке данного сборника к изданию.

(5/6)

 

Слово об Учителе.   ^

 

Борису Николаевичу Гракову исполнилось бы 100 лет... Уже для нескольких поколений археологов и историков он является фигурой «историографической». Его вклад в различные области исторической науки очевиден, а его работы не только не потеряли значения, но продолжают широко использоваться современными специалистами, и в этом смысле его научная жизнь никогда не прерывалась. Но память о Гракове — человеке, к сожалению, с годами слабеет, поскольку уходят знавшие его люди, а у сегодняшней молодёжи представление о нём и вовсе отсутствует. Поэтому сейчас хочется сказать несколько слов не столько о Гракове-учёном, об этом уже говорилось и писалось неоднократно, сколько о том Борисе Николаевиче, которого мы, теперь уже немногие, помним и любим.

 

Наверное, одной из главных отличительных особенностей Бориса Николаевича была страстность. Он страстно работал, страстно любил и страстно ненавидел и во всякую деятельность вкладывал душу. Это в полной мере относится и к его преподавательской работе. К лекционным курсам он относился творчески и не только демонстрировал в них свои обширные знания, но и попутно рассуждал, высказывая иногда новые идеи. Он был человеком увлекающимся и это сказывалось на всём, в том числе и на лекциях. Начав с одного вопроса, он легко мог перекинуться на другую тему и развивать её, забыв то, с чего начал. Но всё, что он рассказывал, было захватывающе интересно, надо было только слушать, а уж потом разбираться, что к чему и выстраивать услышанное в логическую цепь. Он очень много знал и очень широко смотрел, поэтому даже в новом, чужом для него материале мог увидеть то, что иногда ускользало от взглядов специалистов. Не только скифологи, но и учёные самых разных профилей стремились обсудить с ним свои проблемы. Недаром Б.Б. Пиотровский называл Гракова своим учителем.

 

Борис Николаевич бурно реагировал на всё и взрывался иногда по серьёзным поводам, а часто и по пустякам. На его счастье рядом с ним всегда была Ольга Александровна, спокойная, уравновешенная, выдержанная, принимавшая на себя все его взрывы и способная в какой-то степени их погасить. Когда-то, во время подготовки первой скифо-сарматской конференции 1952 года, он на протяжении одного часа звонил ей раз пять и каждый раз, начиная со слов «ты только не волнуйся», говорил примерно следующее: «Всё пропало, такой-то дурак всё напутал, всё идет прахом, но ты не беспокойся...» — и вешал трубку. О плодотворных результатах конференции напоминать нет необходимости.

 

Борис Николаевич нежно любил свою семью — жену, дочь, внуков, но его большого сердца хватало и на друзей и на многочисленных учеников. Он знал подробности жизни каждого, вникал в детали, подшучивал, ободрял, иногда даже свадьбам способствовал. Все события в жизни его студентов принимались им близко к сердцу. И он помогал, всегда помогал, чем мог и не дожидаясь, чтобы его попросили. Только одно у него не получалось — скрывать свои чувства по отношению к тем, кому он не симпатизировал, независимо от занимаемого ими положения. И невоздержанный язык часто подводил его, создавая ему если не врагов, то, во всяком случае, недоброжелателей.

 

Сотрудники экспедиций знали всякого Бориса Николаевича — и «бешеного», распекающего начальников отрядов (но никогда — студентов), и благодушного, весёлого, сочиняющего озорные стихи и рассказывающего самые невероятные истории из своей экспедиционной и просто жизненной практики.

 

И ещё одно. Борис Николаевич Граков был глубоко порядочным, не склонным к компромиссам человеком, и в людях он высоко ценил эти качества.

 

Мы, те, кто его знал, кто у него учился или с ним работал, не только глубоко уважали, но и по-настоящему нежно его любили, а это бывает не так уж часто. И мы были бы рады донести до новых, «послеграковских» поколений хотя бы частичку нашей любви к Учителю.

 

Ученики


 

 

Список сокращений.   ^

 

АЛЮР — Археологическая летопись Южной России. Киев

АО — Археологические открытия. М.

АП УРСР — Археологічні пам’ятки Українскої РСР. Киів

AC — Археологический съезд

А УРСР — Археологія Українскої РСР. Киів

БС — Боспорский сборник. М.

ВДИ — Вестник древней истории. М.

ВИ — Вопросы истории. М.

ГИМ — Государственный исторический музей. М.

ЗООИД — Записки Одесского общества истории и древностей

ИАА — Историко-археологический альманах

ИАК — Известия Императорской Археологической комиссии. СПб.

ИАН КазССР — Известия Академии наук Казахской ССР. Алма-Ата

ИА РАН — Институт археологии Российской Академии наук

ИзвСКНЦВШ — Известия Северокавказского научного центра высшей школы. Ростов-на-Дону

ИКОГО СССР — Известия Крымского отделения Географического общества СССР

ИРАИМК — Известия Российской академии истории материальной культуры. М.

ИРОМК — Известия Ростовского областного музея краеведения. Ростов-на-Дону

КБН — Корпус боспорских надписей. М.-Л. 1965

КБНИИ — Кабардино-балкарский научно-исследовательский институт

КИМ — Киевский исторический музей

КСИА — Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института археологии АНСССР. М.

КСИА АН УССР — Краткие сообщения Института археологии УССР. Киев

КСИИМК — Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры АН СССР. М.

КСИНА — Краткие сообщения Института народов Азии. М.

КСИЭ — Краткие сообщения Института этнографии Академии наук СССР. М.

МАИЭТ — Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Симферополь

МАК — Материалы по археологии Кавказа. СПб.

МАВГР — Материалы по археологии восточных губерний России. СПб.

MAP — Материалы по археологии России. СПб.

МИА — Материалы и исследования по археологии СССР. М.

МИСК — Материалы по изучению Ставропольского края. Ставрополь

НАНУ — Национальная академия наук Украины

НО — Надписи Ольвии. Л., 1968

НЭ — Нумизматика и эпиграфика. М.

ПАВ — Петербургский археологический вестник. СПб.

ПИДО — Проблемы истории докапиталистических обществ. Л.

РА — Российская археология. М.

РАНИОН — Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук

СА — Советская археология. М.

САИ — Свод археологических источников. М.

(340/341)

СГЭ — Сообщения Государственного Эрмитажа. Л.

СО РАН — Сибирское отделение Российской Академии наук

ССЗС — Скифо-сибирский звериный стиль. М., 1976.

СЭ — Советская этнография. М.

ТД — Тезисы докладов

Тр. ... АС — Труды археологического съезда

ТрХАЭЭ — Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. М.

УЗСГУ — Учёные записки Саратовского государственного университета. Саратов

УЗТНИИЯЛИ — Учёные записки Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Кызыл

ХИАЕ — Харьковский историко-археологический ежегодник. Харьков

ХС — Херсонесский сборник

ЧИНИИ — Чечено-ингушский научно-исследовательский институт

ЧИНИИ ИЯЛ — Чечено-ингушский научно-исследовательский институт истории, языка и литературы

 

АА — Archäologischer Anzeiger

AJA — American Journal of Archaeology. N.Y.

AJN — American Journal of Numismatics

AM — Athenische Mitteilungen

BAR — British Archaeological Report. Oxford

Bull. ép. — Bulletin épigraphique

FdD — Foulles de Delfphes

ESA — Eurasia Septentrionalis Antiqua. Helsinki

IG — Inscriptions Craecae

JDAI — Jahrbuch des Deutschen Archäologischen Instituts

JHS — Journal of Hellenic Studies

RE — Pauly-Wissowa-Kroll. Real-Encyclopädie der Klassischen Altertumswissenschaft. Stuttgart

REG — Revue des etudes grecques

SEG — Supplementum Epigraphicum Graecum

SMYA — Suomen Muinaismuistoyhdisttyksen aikaukauskirja. Helsinki

SNG — Sylloge nummorum Graecorum

SCIV — Studii şi cercetări de istorie veche

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки