главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Животные и растения в мифоритуальных системах. Материалы научной конференции. СПб: ГМИР; РЭМ. 1996. [ сборник ]

Животные и растения в мифоритуальных системах.

Материалы научной конференции. Октябрь 1996 года.

// СПб: ГМИР; РЭМ. 1996. 144 с.

Отв.ред. Т.Н. Дмитриева, В.А. Хршановский.

аннотация: ]

Животные являются значимыми объектами в мифологической и ритуальной системах различных культур. Свидетельства особенного внимания к животным известны из глубокой древности. Известны животные-боги и божества, животные-помощники и животные-атрибуты. Мифы повествуют о животных-демиургах, оборотнях, культурных героях, проводниках в «тот» мир и охранителях его. Как объект ритуала животное принимало участие в различных процессиях и мистериях, его приносили в жертву самого или его заместителей. Животное присутствует в слове, танце, в изображении. Мир животных и родственен, и противопоставлен миру человека, и потому животные стали оптимальным знаком в мифоритуальной сфере.

 

Оглавление

 

И.А. Тульпе. Укрощённый Хаос. — 3-4

М.Ф. Печенко. Человек и животные: культурологический аспект взаимодействия. — 4

К.К. Чекоданова. Слово и ветка. — 5-7

Л.З. Письман. Символическое изображение животных в наивной живописи. — 7

И.В. Калинина. Образные представления о звере и изобразительность. — 8-10

А.К. Филиппов. Святилище Ляско. — 10-12

Г.Г. Сорокина. Образ бобра в ритуальной орнаментике эпохи палеолита. — 12-13

С.А. Демещенко. Палеолитическое искусство и зарождение мифоритуальных систем. — 13

Т.Н. Дмитриева. Звери и знаки в искусстве позднего палеолита. — 14-16

Е.Ф. Королькова. К проблеме формирования художественного образа в зверином стиле скифской эпохи. — 16-17

Е.Е. Фиалко. Конь-оберег в погребальном обряде скифов. — 17-19

М.Е. Килуновская. Скифо-сибирский звериный стиль в культуре ранних кочевников Центральной Азии (основные сюжеты и некоторые вопросы семантики). — 19-20

В.А. Семёнов. Зооморфные образы в монументальном искусстве Среднего Енисея (эпоха энеолита/бронзы). — 21-22

Л.С. Марсадолов. Святилище в Западном Алтае. — 22-24

Д.Г. Савинов. Дерево в ритуальной практике населения окуневской культуры. — 24-25

Б.Б. Дашибалов. Космические кони на берегах Байкала и Ла-Манша. — 26-27

С.В. Дмитриев. Ритуальная трапеза-жертва — социальная иерархия в политической культуре тюрко-монгольских кочевников. — 27

Н.М. Калашникова. Изобразительные сюжеты на створчатых браслетах. — 28-30

А.А. Хлевов, С.М. Тодорова. Бестиарий эпохи Вендель. Искусство и реальность. — 30-31

Е.А. Савостина. «Язык зверей» в архаической вазописи Греции. — 31-33

О.А. Утехина. Кумская ваза: к вопросу о дешифровке символических образов. — 33-35

Е.А. Зинько, В.Н. Зинько. Животные в росписях пантикапейских склепов. — 35-36

В.А. Хршановский. Собака в погребальном обряде античного Боспора. — 36-37

А.К. Каспаров. Фаунистические остатки с некрополей боспорских городов Илурат и Китей. — 38-40

М.М. Шахнович. Античные представления о происхождении тератологических мифов. — 40

В.Г. Иванов. Символика растительных образов в сакральном пространстве Древнего Египта. — 41-43

А.Я. Каковкин. Изображение животных и растений на коптских тканях. — 43-45

В.М. Зубарь. О происхождении изображения павлина в раннехристианских мозаиках. — 45

Е.Н. Кувшинова. Животные и времена года (по материалам иконографии римских мозаик). — 45-46

Е.М. Леменева. Литературная традиция описания животных: от античности к готике. — 45

Е. Яровая. Символика коршуна и грифа. — 48-50

М.В. Птиченко. Ветка акации в масонском ритуале. — 51

А.В. Романчук. Анималистические штудии и символика в живописи итальянского треченто. — 51

Т.Н. Виноградова. Аллегорические толкования животных и растений в контексте сюжета картины «Христос у Марфы и Марии» фламандского художника XVII в. в собрании ГМИР. — 53

И.Х. Черняк. Историческая эволюция символического смысла иконографического типа «Св. Иероним и лев». — 55

Р.Т. Рашкова. Мир животных в католической иконографии средневековья и Возрождения. — 57-58

Н.П. Василевская. Животные в голландской живописи XVII века (предварительный обзор). — 58

С.Ф. Кудрикова. Семантика зооморфных и флоральных символов в живописи Одилона Редона (1840-1916). — 60

Е.В. Тараканова. Объекты природы как образ высказывания (растительные мотивы в метафизической живописи Дж. Де Кирико). — 62

Т.М. Гельфман. Животные в еврейской религии и традиции. — 63

О.В. Лысенко. Медиативные функции земноводных в окказиональных обрядах восточных славян. — 65-66

Е.В. Пчелов. Мотив змееборчества в восточнославянских мифологических преданиях. — 66-67

Е.Л. Мадлевская. Этнографические истоки образа молодильных яблок в сказке. — 67

А.В. Свирновская. Зооморфные существа в мифологическом сюжете путешествия за бессмертием. — 69

И.М. Денисова. Обрядность троицкой берёзки: поиски семантических корней образа. — 71-73

Т.Г. Шубина. Лён в верованиях и обрядовом фольклоре восточных славян. — 73-74

Д.А. Баранов. Хмель (из мифологического досье). — 75

А.Б. Островский. Мифология пчелы и «пчела богова». — 76

Е.В. Денисова. Перламутровый образок святого Саввы со львами (из собрания ГМИР). — 78

О.А. Коробко, Г.А. Ченская. Изображения животных и растений на православных иконах (по материалам фонда ГМИР). — 80-81

З.А. Лучшева. Сказочные птицы сторообрядческих лубков. — 81

О.В. Белова. «Символическая зоология» в зеркале средневековой славянской книжности. — 83

Я.Э.Зеленина. Христианская символики животных и растений по неопубликованным материалам А.С. Уварова. — 84

Е.Я. Селиненкова. Архетипы в мифоритуальной практике грузин. — 86-87

В.А. Дмитриев. Классификация животного мира в «Словаре животных» (мифологическое в современном народном знании). — 88

Е.А. Окладникова. Отражение генезиса мифологического образа быка в памятниках наскального искусства юга Сибири, Казахстана и Центральной Азии. — 89-90

А.А. Дубровина. Древний напиток здоровья из священного растения (ХХ в.). — 90

А.А. Дубровина, Р.Я. Рассудова. «Жёлтые собаки» — история народов Средней Азии. — 92

Л.А. Сластникова. Опыт определения растений в орнаменте на головных покрывалах крымских татарок. — 93

Т.В. Жеребина. Животные и растения в мифоритуальных системах народов Сибири. — 94-95

Т.Д. Булгакова. Животное-тотем как дух-помощник нанайских шаманов. — 95-96

Т.Ю. Сем. Образ лягушки-прародительницы в мифологии народов Амура. — 96

А.В. Разинкин. Представление о мамонте у народов Сибири. — 98

Е.А. Алексеенко. Насекомые в мифологии кетов. — 100-101

Е.Г. Фёдорова. Тема лиственницы в культуре манси. — 101-102

А.В. Пантелеев, О.Р. Потапова. Птицы в культуре жителей Усть-Полуйского городища. — 102-104

П.Ф. Лимеров, Л.С. Лобанова. Корова в мифоритуальной жизни одной деревни. — 104

Л.И. Ашихмина. Собака в ритуалах древнего населения Вычегодского края (опыт реконструкции). — 106-107

А.А. Чувьюров. Чай, табак в фольклоре коми старообрядцев-беспоповцев. — 107-108

Н.Г. Краснодембская. О символичности символов. Корова и слон в религиозно-магических представлениях народов Южной Азии. — 108

С.А. Маретина. Животные в мифологии андаманцев. — 110

Е.С. Соболева. Буйвол на о-ве Тимор. — 111

М. Чигринский. О сакрализации животного мира у аборигенов Тайваня. — 113

О.С. Хижняк. Животные, растения и природные явления как символы состояний сознания в буддизме. — 114

М.Е. Кравцова. Культ «царя-зверя» в протобуддийской традиции к проблеме архаико-мифологических истоков буддийской концепции имперской власти). — 116

Д.В. Поповцев. Белый слон в культе бодхисаттвы Самантабхадры. — 118

В.Н. Мазурина. Растения в обрядах непальцев (к атрибуции ритуального сосуда из фондов ГМИР). — 119

П.М. Кожин. Анимализм архаической китайской мифологии. — 120-122 (см. на academia.edu)

К.Л. Банников. Трава и змей во фрагментах японской и полинезийской космогонии. — 122

О.М. Чунакова. Чем пахли цветы в сасанидском Иране? — 123-125

А.А. Амбарцумян. Конь, вепрь, свинья, слон, верблюд, коза и финиковая пальма в среднеиранской мифологической традиции (по материалам поэм «Сказание о Зарере» и «Асорийское дерево»). — 125-128

В.В. Емельянов. Священные деревья в шумерской магии. — 128-130

Р.В. Кинжалов. Агава в мифологии индейцев Америки. — 130-131

Е.Л. Бубнова. Растения и животные в учении Карлоса Кастанеды. — 131

Ю.Г. Акимов. Трансформация образа волка в фольклоре франкоканадцев. — 133

Д.Г. Бондарев. Совет/подсказка в канурийских (*) сказках о животных. — 134

Ф.Р. Балонов. Kissos; Hedera helix; плющ: некоторые аспекты. — 135-137

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки