● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборник ]Археологические исследования на Катуни.// Новосибирск: 1990. 272 с. ISBN 5-02-029739-9Отв.ред. В.И. Молодин. [ аннотация: ] В сборнике освещаются материалы исследований, проводимых Алтайской экспедицией ИИФиФ СО АН СССР в одном из районов Горного Алтая. Публикуются и результаты раскопок уникальных комплексов погребений гуннской эпохи. Анализируются предметы вооружения, керамика, наскальные изображения. В научный оборот вводятся новые данные, позволяющие проследить корреляцию культур населения Алтая средневековой и предшествующих эпох. Книга рассчитана на археологов.
Содержание
Предисловие (Деревянко А.П., Молодин В.И.). — 3
Кубарев В.Д. История изучения археологических памятников средней Катуни . — 7Барышников Г.Я., Кирюшин Ю.Ф. Геологические и геоморфологические условия формирования археологического памятника Тыткескень в среднем течении Катуни. — 23Захаров А.А., Худяков Ю.С. Археологические изыскания на левобережье Катуни в 1984 году. — 30Кубарев В.Д., Киреев С.М., Черемисин Д.В. Курганы урочища Бике. — 43Худяков Ю.С., Скобелев С.Г., Мороз М.В. Археологические исследования в долинах рек Ороктой и Эдиган в 1988 году. — 95Маточкин Е.П. Граффити Карбана. — 150Елин В.Н., Соёнов В.И. Новые археологические памятники в зоне планируемого строительства Катунской ГЭС. — 161Худяков Ю.С., Мороз М.В. Коллекция оружия из могильника Усть-Эдиган. — 177Кубарев В.Д., Слюсаренко И.Ю. Расписные сосуды из курганов урочища Бике. — 185Ларин О.В. Исследования на могильнике Айрыдаш II. — 192Суразаков А.С. Раскопки в долине Айрыдаш. — 197Чевалков Л.М. Раскопки в устье реки Эдиган в 1988 году. — 200Кочеев В.А. Курганы могильника Айрыдаш III. — 210Кирюшин Ю.Ф., Неверов С.В., Степанова Н.Ф. Курганный могильник Верх-Еланда I в Горном Алтае. — 224Неверов С.В., Степанова Н.Ф. Могильник скифского времени Кайнду в Горном Алтае. — 242
Список сокращений. — 271
Предисловие. ^
Предлагаемый сборник посвящён исследованиям археологических памятников в зоне планируемого строительства Катунской ГЭС на Алтае.
Вопрос о строительстве ещё не решён окончательно и находится в стадии проработки. Проект имеет многочисленных сторонников и не менее многочисленных противников. Такое положение объясняется сложностью проблемы, а также теми демократическими преобразованиями, которые происходят в нашем обществе. Будем надеяться, что мы окончательно и безвозвратно миновали эпоху администрирования и командных методов.
Дискуссии по проблеме строительства Катунской ГЭС, которые развернулись в стране, должны в дальнейшем стать обязательными и предшествовать всем крупным народнохозяйственным проектам. Это будет способствовать всестороннему анализу многочисленных проблем и поискам оптимальных решений. Многое, утерянное при строительстве ГЭС, БАМа, КАТЭКа, освоении целинных и залежных земель, нефтяных и газовых месторождений Сибири, уже не вернуть. Но из этого печального опыта необходимо извлечь уроки.
Конечно, правильнее всего было бы ГЭС на Катуни не строить, сохранив тем самым Алтай с его богатейшей природой в неприкосновенности. Этот уникальный регион и без того испытывает существенное антропогенное воздействие. Особенно пагубны для него ежегодные распашки долины, на которой в силу природно-климатических условий, собирают в лучшем случае столько зерна, сколько закапывают в землю при посеве. Тем не менее этот безрезультатный цикл ежегодно повторяется…
Кроме того, в Горном Алтае ведутся интенсивные мелиоративные работы, которые, как показывает практика, также мало эффективны и непонятно чего приносят больше — пользы или вреда.
В стране высказывается весьма здравая идея о переориентации Горного Алтая — о превращении его в край с преобладающей индустрией туризма. Данный регион позволяет развивать практически все его виды: пешеходный, водный, конный, спелеотуризм, альпинизм и т.д. Такие страны, как Австрия или Швейцария, живя туризмом, являются одними из богатейших в мире. Однако успешная реализация данного проекта потребова- ла бы коренного изменения отношения к туризму. Необходимо строительство десятков современных, баз, гостиниц, пансионатов, а для этого тоже нужна энергия. Сегодня туризм на Алтае не просто слабо развит. В том виде, в каком он существует, туризм наносит немалый вред. Например, все берега удивительного Кучерлинского озера под Белухой завалены хламом. Не лучше обстоит дело и с другими, не менее живописными уголками Алтая.
В ближайшее время должен решиться главный вопрос: насколько необходимо с точки зрения государственных, общественных интересов и интересов самих алтайцев — коренных жителей этого региона — строительство Катунской ГЭС. Важно, чтобы при этом были учтены не только интересы отдельных ведомств, но и мнения различных специалистов.
Хотелось бы также, чтобы дискуссия между сторонниками и противниками строительства велась корректно, без излишних эмоций и передергивания фактов. Так, при обсуждении в этой связи проблем археологии, наряду с серьезными и аргументированными высказываются суждения, основанные на явных искажениях действительности. В частности, говорится о том, что в зоне проектируемого строительства находятся сотни и тысячи археологических памятников. К зоне затопления Катунского и Чемальского водохранилищ относят многие известные объекты, такие как Улалинка, Денисова Пещера, многослойные поселения Кара-Тенеш, могильник Каракол и др., которые или расположены в других районах Горного Алтая, или не будут затоплены.
Необходимо особо подчеркнуть, что археологи Сибири готовы подключиться к работам в зонах планируемых Катунского и Чемальского водохранилищ в силу необходимости, если не будут найдены альтернативные варианты и будет всё-таки принято решение о строительстве ГЭС на Катуни. Но не может быть двух мнений, когда речь идёт о строительстве на Катуни каскада ГЭС. Этот проект Минэнерго СССР следует исключить из рассмотрения.
Следует всесторонне оценить проблему археологии зоны предполагаемой Катунской ГЭС и, учитывая грубейшие ошибки, допущенные при раскопках памятников в районах строительства сибирских ГЭС, приложить максимум усилий для полного изучения историко-культурных памятников и наметить пути сохранения для грядущих поколений наиболее уникальных объектов. Для этого необходимо предусмотреть своевременное проведение раскопок, реставрацию наиболее ценных памятников и создание археологической службы в зоне будущего водохранилища. К этому призывает нас печальный опыт наших предшественников. Археологи никогда не успевали за строителями. Они были поставлены в такие условия, когда строительство ГЭС начиналось раньше или в лучшем случае одновременно с раскопками. К тому же археологи были чрезвычайно ограничены в средствах, что мешало развёртыванию по-настоящему масштабных спасательных работ. В результате многие памятники погибли вместе с невырубленными лесами и сожжёнными деревнями. Более того, археологические объекты здесь продолжают гибнуть. Так, в воды Новосибирского водохранилища вместе с подмытыми берегами обрушиваются культурные слои десятков поселений, городищ, погребальных сооружений. Это происходит из-за отсутствия в нашей стране археологической службы, которая, кстати, есть во всех цивилизованных странах и является своеобразной «скорой помощью древностей».
Особо хотелось бы остановиться на проблеме сохранения археологических памятников для последующих поколений. Для этого необходимо резко расширить сеть музеев под открытым небом, где должны быть сконцентрированы наиболее уникальные и типологически выразительные комплексы. Прежде всего это касается, конечно, наскальных изображений и каменных изваяний. Существует апробированная методика отделения каменных плоскостей от монолита. Её вполне можно применять для работы с петроглифами. Используя практику строительства легких павильонов, необходимо перевезти и выставить для широкого обозрения наиболее интересные погребальные комплексы. Демонстрация архитектурных ансамблей погребальных памятников возможна даже без крытых павильонов. Расходы на всю эту огромную работу должны быть уже сейчас предусмотрены и внесены в сметную стоимость планируемого строительства ГЭС.
Учитывая эту сложную ситуацию, археологи Новосибирска, Барнаула, Горно-Алтайска и Москвы, уже два года назад приступили к спасательным работам в зоне возможного строительства, заключая годовые соглашения со строителями. Так, на стадии подготовительных работ экспедицией АГУ за 1985-1987 гг. были полностью исследованы памятники, находящиеся в зоне строительства автодороги Усть-Сема — Немал и строительной площадки у с. Еланда. Научные отчёты о проведении данных исследований были рассмотрены и утверждены Отделом полевых исследований Института археологии АН СССР.
Зона предполагаемого затопления Катунской ГЭС составляет 72 км2. Здесь значительно меньше археологических памятников (в настоящее время их насчитывается около 1000), что даёт возможность исследовать эту территорию в отведённые сроки. Поэтому искусственно тормозить и приостанавливать археологические работы в зоне, начатые до окончательного решения о строительстве ГЭС (а такие попытки, к сожалению, имеют место), не только неправомерно, но и преступно.
Если же не будет принято решение о строительстве, то исследование памятников в широких объёмах будет приостановлено, и тогда археологам будет необходимо провести только охранные раскопки на разрушающихся объектах. Организация последних чрезвычайно важна, поскольку абсолютное большинство археологических памятников находится в узкой долине Катуни, зоне чрезвычайно интенсивного воздействия человека. До- статочно сказать, что все сёла в зоне построены на древних могильниках; пашни и выпасы также расположены на памятниках. Это приводит к тому, что ежегодно уничтожаются десятки курганов, почти все известные сегодня поселения каменного века распаханы. В силу данных обстоятельств существует постоянная опасность разрушения большинства памятников, ничуть не меньшая, чем от затопления, и охранные работы необходимо проводить здесь в любом случае.
Кроме того, необходимо отметить, что многочисленные материалы, полученные в ходе археологических исследований в зонах строительства различных объектов, к сожалению, остаются неопубликованными.
Время неумолимо. И многих из тех археологов, которые вели эти работы, уже нет среди нас. Опыт же показывает, что наиболее объективно интерпретировать источник может исследователь, принимавший непосредственное участие в раскопках. Кто же введёт эти, порой уникальные, материалы в научный оборот?! Очевидна необходимость регулярно издавать полученные на Катуни материалы.
Перед Вами первый том трудов, написанных по результатам работ в зоне возможного строительства. По мере накопления новых источников их публикация будет продолжена.
Академик АН СССР А.П. Деревянко Член-корреспондент АН СССР В.И. Молодин
Список сокращений. ^
АГУ — Алтайский государственный университетАО — Археологические открытияАСГЭ — Археологический сборник Государственного ЭрмитажаГАНИИИЯЛ — Горно-Алтайский научно-исследовательский институт истории, языка, литературыИИФиФ — Институт истории, филологии и философии СО АН СССРИЛАИ — Известия лаборатории археологических исследований Кемеровского государственного университетаКГУ — Кемеровский государственный университетКСИА — Краткие сообщения Института археологии АН СССРКСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культурыЛГУ — Ленинградский государственный университетМИА — Материалы и исследования по археологииСА — Советская археологияСАИ — Свод археологических источниковТКАЭЭ — Тувинская комплексная археолого-этнографическая экспедиция
наверх |