[ сборник ]
Традиционные верования и быт народов Сибири.
XIX — начало XX в.
// Новосибирск: 1987. 208 с.
Отв.ред. И.Н. Гемуев, А.М. Сагалаев.
[ аннотация: ]
В сборнике рассматриваются ключевые вопросы духовной культуры и социальной организации народов Сибири. Совокупное рассмотрение общественного быта и сознания позволяет увидеть конкретные их взаимосвязи и взаимовлияния. Характерная особенность сборника — использование в нём для реконструкций данных археологических исследований. В научный оборот вводятся интересные источники по этнографии и истории Сибири.
Для этнографов, историков, археологов.
Содержание
Мифология и верования.
В.Н. Топоров. Образ трикстера в енисейской традициb. — 5
В.В. Евсюков. Древнеиндийский миф о затмениях и его типологические соответствия в фольклоре тюрко-монгольских народов. — 27
Т.М. Михайлов. Структура бурятского шаманизма. — 36
Г.Р. Галданова, Н.Л. Жуковская, Г.Н. Очирова. Культ Даян Дерхе в Монголии и Бурятии. — 52
Ю.С. Худяков. Шаманизм и мировые религии у кыргызов в эпоху средневековья. — 65
И.С. Гурвич. Новые данные по традиционной обрядности коряков. — 75
Э.Л. Львова, И.В. Октябрьская, А.М. Сагалаев, М.С. Усманова. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири как предмет этнографического исследования (к постановке вопроса). — 85
Е.И. Деревянко. Культ коня у мохэ. — 92
В.Д. Кубарев, Д.В. Черемисин. Волк в искусстве и верованиях кочевников Центральной Азии. — 98
Социальная организация.
З.П. Соколова. К происхождению обcких угров и их фратрий (по данным фольклора). — 118
В.И. Васильев. Проблемы формирования фратриально-родовой организации у народов севера Западной и Средней Сибири в свете их этногенеза. — 133
Н.А. Миненко. О семье у татар Западной Сибири в XVIII — первой половине XIX в. — 143
В.Я. Бутанаев. К истории семьи и семейного права хакасов (XIX — начало XX в.). — 155
И.Н. Гемуев. К вопросу о классификации большесемейных общин в этнографической литературе. — 165
Источники по этнографии народов Сибири.
А.X. Элерт. Г.Ф. Миллер о коренном населении Томского уезда. — 171
Ю.В. Гричан. Новые материалы по изобразительному искусству Горного Алтая. — 178
От редакторов. ^
В обществе, вступившем в пору зрелости, неизбежно возникает настоятельная необходимость познания своего прошлого, внимательного изучения вчерашнего дня своей культуры. В самых широких кругах общественности ныне существует потребность иметь представление о минувшем не только в форме абстрактно-социологических дефиниций и построений, но и в конкретных формах и проявлениях национальных культур. Не случайно интерес к мировой истории всё чаще сочетается со стремлением понять, как общекультурные закономерности, свойственные всему человечеству, воплощались в специфических этнических формах. При таком подходе история закономерно предстает как непрерывный диалог этнических культур.
К числу наиболее интересных и нелегко постижимых явлений этнических культур Сибири относятся традиционное мировоззрение и социальная организация. Изучение традиционного мировоззрения даёт, в частности, возможность выявить константы духовной жизни, внутреннего мира народов. Одним из наиболее важных феноменов общественного сознания аборигенов Сибири в прошлом было шаманство, концентрированно выражавшее взгляд на мир и место в нём человека.
Социальная организация народов Сибири в прошлом была достаточно жёстко детерминирована уровнем развития общества и конкретной экологической ситуацией. В то же время оформление и функционирование социальных институтов в каждом конкретном случае имело свою неповторимую этническую окраску.
Авторский коллектив ставил перед собой задачу коснуться лишь некоторых аспектов названных выше проблем. В ряде случаев
(3/4)
для предлагаемых палеоэтнографических реконструкций использованы данные археологии. Наряду со статьями проблемного характера в сборнике представлены работы, основной задачей которых является введение в научный оборот неизвестных (или малодоступных) ранее историко-этнографических источников. Так, впервые публикуется полностью переведённый текст академика Г.Ф. Миллера, касающийся расселения и отдельных деталей быта коренного населения Среднего Приобья в первой половине XVIII в. Другой источник — каменные плитки с граффити из Горного Алтая — содержит оригинальную информацию о верованиях тюрков Алтая. Авторский коллектив выражает надежду, что материалы, положения и выводы, содержащиеся в статьях, окажутся небесполезными в дальнейших исследованиях этнической истории и культуры народов Сибири.
Принятые сокращения. ^
АГО — Архив Географического общества СССР
АИЭ — Архив Института этнографии АН СССР
БИОН — Бурятский институт общественных наук
ВДИ — Вестник древней истории
ВИ — Вопросы истории
ВСОРГО — Восточно-Сибирский отдел Русского географического общества
ВФ — Вопросы философии
ГАИО — Государственный архив Иркутской области
ГАИМК — Государственная академия истории материальной культуры
ГАНО — Государственный архив Новосибирской области
ГАТОТ — Государственный архив Тюменской области, Тобольский филиал
ГАТюО — Государственный архив Тюменской области
ГАХаО — Государственный архив Хакасской автономной области
ДВАЭ — Дальневосточная археологическая экспедиция
ИРГО — Императорское Русское географическое общество
КСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культуры
ЛОИИ — Ленинградское отделение Института истории АН СССР
ЛО ААН СССР — Ленинградское отделение архива Академии наук СССР
МАЭ — Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого АН СССР
(202/203)
МИА — Материалы и исследования по археологии СССР
МКАЭН — Международный конгресс антропологических и этнографических наук
НИИЯЛИ — Научно-исследовательский институт языка, литературы, истории
ОЛЕАЭ — Общество любителей естествознания, археологии и этнографии
САИ — Свод археологических источников
СЭ — Советская этнография
ТГПИ — Томский государственный педагогический институт
ТКАЭЭ — Тувинская комплексная археолого-этнографическая экспедиция
ЦГАДА — Центральный государственный архив древних актов СССР
ЦГИА — Центральный государственный исторический архив
|