● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Восточный Туркестан и Средняя Азия в системе культур древнего и средневекового Востока. М.: ГРВЛ. 1986. [ сборник ]

Восточный Туркестан и Средняя Азия
в системе культур древнего и средневекового Востока.

// М.: ГРВЛ. 1986. 256 с.

Под ред. Б.А. Литвинского.

аннотация: ]

Сборник статей советских исследователей посвящён изучению проблем истории культуры Восточного Туркестана и Средней Азии в широком хронологическом диапазоне — от неолита до средневековья. Сборник содержит статьи по этнической и культурной истории, религиозным представлениям, архитектуре и искусству. В них обобщается и анализируется большой материал, накопленный отечественными и зарубежными исследователями.

 

Содержание

 

Предисловие.3

 

История. Историография.

 

И.В. Пьянков. Восточный Туркестан в свете античных источников. — 6

Н.Н. Назирова. Экспедиции С.Ф. Ольденбурга в Восточный Туркестан и Западный Китай (обзор архивных материалов). — 24

 

Архитектура. Искусство.

 

Е.В. Антонова. К исследованию места сосудов в картине мира первобытных земледельцев. — 35

В.И. Сарианиди. Змеи и драконы в глиптике Бактрии и Маргианы. — 66

Т.А. Шеркова. Сарапис на монетах Хувишки. — 72

Б.А. Литвинский, И.Р. Пичикян. Пещерная культовая архитектура Восточного Туркестана. — 81

 

Материальная культура.

 

Н.М. Виноградова, Е.Е. Кузьмина. Контакты степных и земледельческих племён Средней Азии в эпоху бронзы. — 126

Е.Е. Кузьмина. Гончарное производство у племён андроновской культурной общности (об одном археологическом аспекте проблемы происхождения индоиранцев). — 152

Л.Р. Кызласов, С.В. Мартынов. Из истории производства посуды в Южной Сибири в VI-IX вв.183-210

Л.А. Чвырь. Сравнительный очерк традиционных украшений уйгуров и соседних народов Центральной и Средней Азии (XIX — начало XX в.). — 211

 

Список сокращений.251

 


 

Предисловие.   ^

 

В советской науке продолжаются исследования истории, культуры, искусства Центральной Азии. Велик хронологический диапазон этих исследований, разнообразна их тематика. По-прежнему значительное внимание уделяется таким важнейшим центральноазиатским регионам, как Восточный Туркестан и Средняя Азия, древние исторические судьбы которых были тесно связаны общими истоками и составными элементами этногенеза, вхождением в состав одних и тех же государственных образований, тесными экономическими, культурными и этническими взаимоотношениями. Нами было обосновано положение о существовании в древности и средневековье среднеазиатско-восточнотуркестанского этнокультурного континуума со значительном спецификой каждого из входящих в него регионов. Южная Сибирь, примыкающая к Средней Азии и Восточному Туркестану, оказывала в определенные периоды решающее влияние на их развитие. Именно поэтому наш сборник объединяет исследования как по Восточному Туркестану и Средней Азии, так и по Южной Сибири.

 

Указанные регионы в разной степени освещены письменными источниками, поэтому особое, для многих периодов и проблем решающее значение имеют археологические материалы. Однако степень и характер археологической изученности Восточного Туркестана, с одной стороны, и Средней Азии и Южной Сибири — с другой, совершенно различны. Научные археологические исследования, стоящие на уровне современных требований, лишь начинают развертываться китайскими учеными в Восточном Туркестане, основная же часть имеющихся материалов получена при сборах на поверхности или при не научных раскопках или расчистках. Совершенно иное положение в той части Центральной Азии, которая входит в Советский Союз. Успехи среднеазиатской и южносибирской археологии, составной части советской археологической науки, позволили создать строго научно обоснованную детальную археологическую историю Средней Азии и Южной Сибири, разработать схемы эволюции материальной культуры, развития архитектуры, стратиграфии и т.д. Это открыло возможности реинтерпретации археологических материалов из Восточного Туркестана, не имеющих точного хронологического и типологического определения. Пропуская их через призму среднеазиатско-южносибирской археологии, можно приблизиться к их адекватному истолкованию. Процедура таких типологических сопоставленнй непроста и включает множество ограничений, но тем не менее введение восточнотуркестанских археологических материалов в среднеазиатско-южносибирские (шире — евразийские) серии весьма плодотворно. Разумеется, в части хронологических определений эта методика должна непременно учитывать точно установленные (по радиокарбоновым определениям, датированным письменным документам, и т.д.) опорные пункты собственно восточнотуркестанской археологии.

 

Общность исторических процессов в древнем Восточном Туркестане, Средней Азии и Южной Сибири при значительной историко-культурной и историко-этнической близости определила состав и характер предла-

(3/4)

гаемого сборника. Часть его статей посвящена непосредственно Восточному Туркестану. Так, в статье И.В. Пьянкова даются самое полное, можно сказать исчерпывающее, изложение и анализ античной письменной традиции о Восточном Туркестане. Статья носит историко-филологический характер, но вместе с тем имеет большое историческое значение. Хотя сведения античных авторов по данному вопросу неоднократно привлекали внимание отечественных и зарубежных исследователей, единства в их истолковании не было, так как они рассматривались в отрыве от всей античной традиции о восточных пределах ойкумены. Указанная статья восполняет этот пробел.

 

В статье Б.А. Литвинского и И.Р. Пичикяна систематизированы разбросанные в отчётах отечественных и зарубежных экспедиций материалы о памятниках пещерной культовой архитектуры Восточного Туркестана и дана целостная картина возникновения и эволюции пещерной буддийской архитектуры Восточного Туркестана. Замечательные памятники архитектуры и архитектурно-декоративного искусства описаны с большой полнотой и классифицированы. В статье впервые охарактеризован генезис восточнотуркестанской пещерной культовой архитектуры, прослежено возникновение пещерных буддийских сооружений в Индии, последующее их распространение в Бактрии, где они становятся пещерно-наземными, перенос идеи пещерно-наземных монастырей в Восточный Туркестан, постройка пещерных буддийских монастырей в Северном Китае.

 

Уйгуры — один из древних и современных народов Центральной Азии. Сейчас одна часть уйгурского народа проживает на территории Восточного Туркестана (КНР), другая — в Средней Азии (СССР). Статья Л.А. Чвырь содержит сравнительный очерк традиционных украшений уйгуров и соседних народов Центральной и Средней Азии в XIX — начале XX в. Использовав музейные коллекции и немногочисленные данные из различных публикаций, проведя опрос уйгуров, проживающих в СССР, автор сумела дать детальную характеристику уйгурских украшений дифференцированно по различным районам проживания уйгуров. Особую ценность статье придают разделы, посвященные сопоставлению наборов уйгурских украшений с наборами других народов Центральной Азии. Выяснилась безусловная близость уйгурских украшений с украшениями карлуков и жителей Южного Хорезма, и значительно меньшая — с наборами украшений жителей Ферганы и Ташкента.

 

Роль русских учёных в исследовании истории, культуры, памятников письменности, мертвых и живых языков Восточного Туркестана общеизвестна. Достаточно назвать имена Н.Я. Бичурина, В.В. Григорьева, В.В. Радлова, К.Г. Залемана, В.В. Бартольда, С.Е. Малова. В этой плеяде ученых особое место занимает С.Ф. Ольденбург — вдохновитель и организатор работ по восточнотуркестанской тематике в первой трети XX в., возглавивший две крупные экспедиции в Восточный Туркестан. Статья Н.Н. Назировой, основанная на архивных материалах, рассказывает об этой стороне деятельности С.Ф. Ольденбурга.

 

Восточный Туркестан и Средняя Азия входили в зону распространения первобытно-земледельческих культур. Племена, создавшие эти культуры, обладали развитой системой верований, выявление которых представляется сложной и важной исследовательской проблемой. Можем ли мы при отсутствии письменных источников реконструировать идеологию этих племён? Статьи Е.В. Антоновой и В.И. Сарианиди позволяют ответить на этот вопрос утвердительно. Разумеется, в статьях нашли отражение лишь отдельные циклы верований, но они позволяют судить и обо всей системе.

 

Сложение индоиранской общности и расселение индоиранцев — исходный пункт этногенеза народов Средней Азии и, в определённой степени, Восточного Туркестана. Древнейшие иранцы Средней Азии (бакт-

(4/5)

рийцы, согдийцы, хорезмийцы, саки) и Восточного Туркестана (носители хотано-сакского языка) появились на этих территориях, очевидно, после расселения здесь протоиранцев. Каков был механизм этого процесса, пока ещё неясно. Многое в этом направлении может дать анализ археологических, в частности керамических, комплексов середины II — начала I тыс. до н.э. Две статьи сборника (Н.М. Виноградовой, Е.Е. Кузьминой и Е.Е. Кузьминой) дают детальную разработку некоторых сторон археологического аспекта индоиранской проблемы.

 

Внешним историко-культурным связям Кушанского государства, куда входили Средняя Азия и Восточный Туркестан, посвящена статья Т.А. Шерковой. В ней исследуется распространение в Кушанском царстве культа эллинско-египетского божества Сараписа, изображения которого имеются на кушанских монетах и в виде статуэтки — в Хотане.

 

Развернутую характеристику гончарного производства в раннесредневековой Южной Сибири содержит статья Л.Р. Кызласова и С.В. Мартынова.

 

Редакция сочла возможным включить статьи, в которых имеются элементы полемики, ибо при рассмотрении сложных проблем дискуссия порой неизбежна. Эти статьи, содержащиеся в них оценки отражают, естественно, точку зрения того или иного автора, а не авторского коллектива в целом или ответственного редактора.

 

Итак, все статьи сборника объединяет общая проблема: древняя и средневековая история культуры Средней Азии и Восточного Туркестана. Авторы, используя различные источники (письменные, археологические, нумизматические, эпиграфические, этнографические и др.), стремились выявить закономерности развития, историко-культурные взаимоотношения, направления культурных, этнических и экономических связей, которые в древности и средние века объединяли страны региона.

 

Подготовка сборника в печать осуществлена кандидатами исторических наук Е.В. Антоновой и Л.А. Чвырь.

 


 

Список сокращений.   ^

 

АВ ЛО ИВ АН СССР — Архив востоковедов Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР.

АО — Археологические открытия.

APT — Археологические работы в Таджикистане.

АСГЭ — Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Л.

ВАН — Вестник Академии наук СССР. М.

ВАУ — Вопросы археологии Урала. Свердловск.

ВДИ — Вестник древней истории. М.

ГИМ — Государственный исторический музей (Москва).

ГЭ — Государственный Эрмитаж (Ленинград).

ЗВОРАО — Записки Восточного отделения (Имп.) Русского археологического общества. СПб., Пг.

ЗИВАН — Записки Института востоковедения АН СССР. Л.

ЗОАО — Записки Одесского археологического общества.

ЗРАО — Записки Русского археологического общества.

ИАН — Известия Императорской Академии наук. СПб.

ИАН КиргССР — Известия Академии наук Киргизской ССР. Фрунзе.

ИИС — Из истории Сибири. Томск.

ИИСОАН — Институт истории Сибирского отделения Академии наук СССР.

ИГАИМК — Известия Государственной Академии истории материальной культуры. М.-Л.

ИЛАИ — Известия лаборатории археологических исследований.

ИМКУ — История материальной культуры Узбекистана. Таш.

ИРАН — Известия Российской Академии наук. Пг.

ИРКСА — Известия Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом, лингвистическом и этнографическом отношениях. СПб.

ИЭ — Институт этнографии АН СССР им. Н.Н. Миклухо-Маклая.

КСИА — Краткие сообщения Института археологии Академии наук СССР. М.

КСИИМК — Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института материальной культуры Академии наук СССР. М.-Л., М.

МАЭ — Музей археологии и этнографии им. Петра Великого (Ленинград).

MИA — Материалы и исследования по археологии СССР. Л., М.-Л., М.

НАА — Народы Азии и Африки. История, экономика, культура. М.

ОАК — Отчёты Археологической комиссии.

ОИПК ГЭ — Отдел истории первобытной культуры Государственного Эрмитажа.

ОНУ — Общественные науки в Узбекистане. Таш.

РГО — Русское географическое общество.

СА — Советская археология. М.

САИ — Свод археологических источников. М.-Л.

СГЭ — Сообщения Государственного Эрмитажа. Л.

СМАЭ — Сборник Музея антропологии и этнографии Института этнографии АН СССР. Л.

СЭ — Советская этнография. М.-Л., М.

ТГИМ — Труды Государственного исторического музея. М.

ТГЭ — Труды Государственного Эрмитажа. Л.

ТИИАЭ АН КазССР — Труды Института истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской ССР. А.-А.

ТИИАЭ АН ТССР — Труды Института истории, археологии и этнографии Академии наук Туркменской ССР. Аш.

ТИЭ — Труды Института этнографии Академии наук СССР им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Л.

(251/252)

TOB — Труды Отдела истории культуры и искусства Востока Государственного Эрмитажа. Л.

ТЮТАКЭ — Труды Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции. Аш.

УЗИВАН — Учёные записки Института востоковедения АН СССР. М.-Л., М.

УСА — Успехи среднеазиатской археологии.

ЭПИЦАД — Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности. М.

ВТТК — Belleten Türk Tarih Kurum. Ankara.

EW — East and West. Roma.

JA — Journal Asiatique. P.

JNES — Journal of Near Eastern Studies. Chicago.

JRAS — Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. L.

MDAFA — Mémoires de la Délégation archéologique française en Afghanistan. P.

PAPS — Proceedings of the American Philosophical Society. Yellow Springs.

RA — Revue d’Assyriologie. P.

RE — «Payly’s Real-Encyclopädie der classischen Altertumswissenschaft», neue Bearbeitung, begonnen von G. Wissowa, hrsgb. von W. Kroll. Stuttgart.

SPAW — Sitzungsberichte der Königlich Preußischen Akademie der Wissenschaften. Philologisch-Historische Klasse. B.

ZDMG — Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft. Lpz., Wiesbaden.

 

 

наверх

 

главная страница / библиотека / обновления библиотеки