[ сборник ]
Историко-культурные контакты народов алтайской языковой общности.
Тезисы докладов XXIX сессии Постоянной международной алтаистической конференции (Ташкент, 15-21 сентября 1986 г.).
// Т. I. История. Литература. Искусство. М.: 1986. 134 с. Т. II. Лингвистика. М.: 1986. 148 с.
• Том I • Том II •
Историко-культурные контакты народов алтайской языковой общности. ^
ТД XXIX сессии Постоянной международной алтаистической конференции (Ташкент, 15-21 сентября 1986 г.).
/ Т. I. История. Литература. Искусство. М.: 1986. 134 с.
Редколлегия: В.М. Солнцев (председатель), Д.Д. Васильев, С.Г. Кляшторный, Х.Г. Короглы, Б.А. Назаров, В.З. Церенов
Содержание
I. История.
С.Г. Агаджанов. Огузские и кимако-кипчакские племена: проблемы этно-политических и историко-культурных связей в IX-XII веках. — 5-7
О.Ф. Акимушкин. Моголы и киргизы в первой половине XVI века. — 7-9
А.В. Александров. Процессы урбанизации в бохайское и чжурчженьское время (в южной части Дальнего Востока СССР). — 9-11
Ф.М. Асадов. Социальный статус тюркской гвардии при Аббасидах в IX-X вв. — 11-12
A.А. Ахмедов. Сведения о тюркоязычных народах в “Книге картины земли” Ал-Хорезми (VIII-IX вв.). — 13-14
К.М. Байпаков. Древнетюркский кенгю тарбан — раннесредневековое название Отрарского оазиса. — 14-15
B.Я. Бутанаев. Исторические контакты хакасов с народами Южной Сибири и Средней Азии по данным этнонимики. — 15
C.Я. Байчоров. Реликтовые памятники карачаево-балкарской обрядовой поэзии как этнографический источник. — 16-17
С.И. Вайнштейн. Роль культурно-исторических контактов в генезисе шаманства у тюркоязычных народов Сибири. — 17-19
Д.Д. Васильев. Полевые археографические изыскания тюркской руники в Южной Сибири. — 19-20
С.В. Волков. О взаимоотношениях государства Силла с Японией. — 20-22
М.В. Горелик. Основные этапы развития военного дела кочевников Евразии в древности и средневековье. — 22-23
В.Л. Гукасян. Историко-культурные контакты народностей кавказской Албании и Хазарского каганата в VI-VIII веках. — 24-25
P.A. Гусейнов. Сельджуки и Закавказье. — 25-26
Я.Р. Дашкевич. Тюркские каменные изваяния — проблемы ретроспективного изучения на восточнославянском материале. — 27-28
Ю.Р. Джафаров. К вопросу о происхождении европейских гуннов. — 28-29
Г.В. Длужневская. Историко-культурная общность населения северо-западной части Южной Сибири в X-XI веках. — 29-31
С.И. Илюшенко. О распространении этнонима Алат на территории Средней Азии. — 31-32
С. Камалов. Взаимоотношения каракалпаков с народами Хивинского ханства в XIX веке. — 33-34
A.Н. Карсанов. Тюрко-аланские связи. — 34-36
С.Г. Кляшторный. Генетические корни древнетюркской культуры. — 37-38
Р.Г. Кузеев. Этногония как источник для изучения исторических и этнических контактов тюркских народов Евразии. — 38-39
Б.Е. Кумеков. Этнокультурные контакты кипчаков и татар (по арабо-персидским источникам). — 39-40
Г.М. Курпалидис. О взятии Багдада монголами в 1258 г. (по “Зайлу” Насир Ад-Дина Туси к “Тарих-и Джахан-гушай” Джувайни и “Мухтасар Тарих-и Джахан-гушай” Джувайни и “Мухтасар Тарих ад-Дувал” ибн ал-Ибри). — 41-42
С. Кучера. Некоторые проблемы ранней истории территории Внутренней Монголии 42-44
И.М. Мизиев, К.А. Мизиев. Об исторических именах Аспарух и Таргьгтай. — 44-45
И.Б. Молдобаев. Исторические связи киргизов с народами Саяно-Алтая. — 45-47
М.В. Монгуш. Ламаистско-шаманский синкретизм в фольклоре тувинцев. — 47-49
Ш.Ф. Мухамедьяров. К проблеме периодизации урало-алтайских контактов (на материалах Вoлго-Уральского региона). — 49-51
B.Н. Настич. Данные эпиграфики о языковом и культурно-идеологическом конформизме ферганских кара-ханидов. — 51-53
Д.Д. Нимаев. Монголоязычные племена в Прибайкалье и их этнокультурные связи. — 53-54
Э.А. Новгородова. Образ птицы как один из символов историко-культурного единства алтайских народов Центральной Азии. — 55-56
Л.П. Потапов. О шаманском языке у алтае-саянских народов. — 56-57
Г.А. Пугаченкова. Очажные подставки из Булак-Баши (к идеологии скотоводческого населения Шаша и Согда). — 58-59
А.М. Решетов. Хамниганы — проблемы этно-культурного развития. — 59-61
А.Р. Садокова. Культ лошади в календарной поэзии японцев (к проблеме древних связей японцев с кочевыми народами). — 61-62
Ф.А. Сатлаев. Древние этногенические связи алтае-саянских народов (на материалах кумандинцев). — 63-64
А.Л. Сергеев, А.В. Александров. Этнические контакты и процессы хозяйственно-культурной адаптации на юге Дальнего Востока СССР в древности и в средние века (к постановке вопроса). — 64-66
Т.Д. Скрынникова. Место “küčü” и “suu ǰali” в системе традиционных представлений монголов XIII в. — 66-67
А.Н. Хохлов. О характере заимствования маньчжурами достижений китайской культуры до заовевания ими Китая. — 68-70
К.Ш. Шаниязов. К вопросу об участии тюркских племен Центральной Азии и Южной Сибири в этногенезе узбекского народа. — 70-73
С.Е. Яхонтов. Языки северных соседей китайцев в 1 тыс. до н.э. — 73-75
A.А. Долин. Новые виды ремесел и воинских искусств в Японии после монгольского нашествия. — 76-77
С.М. Ахинжанов. Кимаки — Уран — Кaи (Уранкаи). — 77-79
II. Литература, Искусство.
М.И. Акимов. О генезисе и структуре тюркоязычных дастанов. — 80-81
Н.А. Алексеев. Якутская мифология и проблемы освещения духовной культуры народов Сибири. — 81-82
Э.Е. Алексеев. О музыкальной стороне эпоса тюркоязычных народов. — 8384
Н.А. Асилова. Об источниках ‘Китаб ал-идрак ли-лисан ал-атрак” Абу Хаййана. — 85-86
К.Н. Велиев. “Теория формулы” и тюркский эпос. — 86-87
Д.С. Дугаров. Происхождение кругового хороводного танца у некоторых народов Сибири (к проблеме культурно-исторических контактов и взаимосвязей). — 87-88
М.Я. Жорницкая. Традиционная хореография народов алтайской общности как историко-этнографический источник. — 88-90
B.А. Забелина. Идеал женщины в представлении тувинского кочевника. — 91-92
C.С. Каташ. Жанровая специфика алтайских мифов, легенд, преданий (к проблеме терминологии и классификации). — 92-94
С.М. Каташев. К проблеме выбора текста при изучении стиха героического эпоса тюркоязычных народов. — 94-95
Х.Г. Короглы. Новые данные о героическом эпосе огузов ‘Китаб-и дадам Коркуд’. — 95-97
И.В. Кульганек. Поэтические приёмы в традиции монгольской литературы. — 97-98
Р.С. Липец. Реальные исторические основы регионального распределения упоминаемых в тюрко-мoнгольском эпосе конских пород и мастей. — 99-100
Х.Х. Малкондуев. Традиции древнетюркской мифологии в балкаро-карачаевском фольклоре. — 100-101
Т.Д. Меликов. О художественной системе стихотворных текстов огузского эпоса “Книга моего деда Коркута”. — 102
А. Мирбадалева. О художественной структуре двух классических вариантов “Манас”, записанных от манасчи С. Орозбакова и С. Каралаева. — 102-104
Б.А. Назаров. Закономерности качественного преобразования узбекской литературно-критической мысли в советскую эпоху. — 104-105
Б.Б. Оконов. Отражение в песенном фольклоре тюркомонгольских языковых контактов. — 106
М.Б. Симеонов. Новая интерпретация некоторых енисейских надписей. — 107
И.В. Стеблева. Культурные контакты тюркских народов в древности и раннем средневековье. — 108-109
Г.Ф. Сулейманова-Валеева. Древнеалтайские параллели в народном искусстве казанских татар. — 109-111
Г.О. Туденов. Общие черты фольклорного стихосложения тюрко-монгольских народов Центральной Азии и Сибири. — 111-112
Э.И. Фазылов. Тюркская текстология: итоги и перспективы. — 112-114
А.Б. Халидов. Два творческих портрета: Исхак ал-Фараби и Махмуд ал-Кашгари. — 114-116
С. Хасанов. Генезис чисел и их символика в поэме Навои “Саб’а-йи Саййар”. — 116-117
Н.Ш. Хисамов. Особенности современного этапа исследований средневековых тюркских литературных памятников. — 117-118
В.З. Церенов. Эпическая традиция торгутских джангарчи. — 119-120
А.И. Чудоякав. Историзм эпоса народов Южной Сибири. — 121-122
И.Б. Шинжин. Зачин — традиционный композиционный приём алтайского героического эпоса. — 122
И.П. Эдоков, В.И. Эдоков. Народное искусство алтайцев (к вопросу общности происхождения народного изобразительного искусства тюркоязычных народов). — 123
Э.В. Ртвеладзе. Тюрки на юге Узбекистана в раннее и развитое средневековье. — 124-125
А.А. Мадаев. Следы мифологического мировоззрения в творчестве Навои. — 125
Б.И. Саримсаков. К вопросу об определении культа небесных вод у узбеков (на материале жанра ‘Сует хотин’). — 125-126
Д.Д. Васильев, В.А. Семёнов. Новые находки памятников тюркской рунической письменности. — 127-128
А.М. Аджиев. Отражение древней тюрко-монгольской общности в кумыкском фольклоре. — 129
|
Историко-культурные контакты народов алтайской языковой общности. ^
ТД XXIX сессии Постоянной международной алтаистической конференции (Ташкент, 15-21 сентября 1986 г.).
/ Т. II. Лингвистика. М.: 1986. 148 с.
Редколлегия: В.М. Солнцев (председатель), В.А. Алпатов, И.Ф. Вардуль, Д.Д. Васильев, Л.Р. Концевич, И.В. Кормушин, Б.А. Назаров, Г.Ц. Пюрбеев, Э.Р. Тенишев.
Содержание
III. Лингвистика.
З. Абдуллаев. Азербайджано-монгольские языковые связи. — 5-6
K.M. Абдуллаев. Критерий выделения границ сложного синтаксического целого в азербайджанском языке. — 6-7
Г.А. Абдурахманов. О формировании и развитии сложноподчиненного тюркского предложения. — 7-9
B.М. Алпатов. Японская лингвистическая традиция и её значение. — 9-11
В.А. Андреев. Абессив в чувашском и финно-угорских языках. — 11-12
Б.А. Ахмедов, Р.Г. Мукминова. Тюркские заимствования в персоязычных хрониках XV-XVII вв. — 13-15
Н.Б. Бадгаев, Э.У. Омакаева. К ареальной характеристике звукоперехода С > h (С > h > 0) в алтайских языках. — 15-17
Д.X. Базарова, К.А. Шарипова. К вопросу контактирования тюркских языков среднеазиатского ареала с монгольскими. — 17-18
Э.Ч. Бардаев. Об общих лексических элементах в калмыцком и некоторых тюркских языках. — 18-20
H.A. Баскаков. Огузский ареал тюркских языков в истории консолидации и контактирования его с адстратными и субстратными языками. — 20-21
Р.А. Бейбутова. О монгольских заимствованиях в военной лексике киргизского языка. — 21-22
П.Ц. Биткеев. Монгольские письменные системы и их роль в изучении исторической фонологии. — 22-23
Г.С. Биткеева. Табу в системе личных имен у калмыков. — 24-25
З.И. Будагова. К истории азербайджанско-турецких языковых контактов. — 25-26
Ц.Б. Будаев. Об общеалтайском слое лексики в бурятском языке. — 26-27
И.Д. Бураев. Результаты контактирования языков алтайской общности в Циркумбайкальском регионе. — 27-29
А.А. Бурыкин. К изучению имён числительных в алтайских языках. — 29-31
А.В. Вовин. Некоторые японские этимологии. — 31-32
Ш.В. Габескирия. К происхождению слова tarxan в алтайских языках. — 33-34
Н.З. Гаджиева. Проблема языкового типа (на материале тюркских языков). — 34-35
Ф.А. Ганиев, Р.А. Юналеева. Конверсия в тюркских языках в сравнении с другими языками. — 35-37
Т.М. Гарипов. Сопоставление корней башкирского языка и контактировавших с ним алтайских языков. — 37-38
А.Н. Гаркавец. Тюркско-греческое этноязыковое взаимодействие в истории урумского языка. — 39-41
Л.Г. Герценберг. О характере родства алтайских языков. — 41-42
Л.М. Горелова. К изучению сибинского диалекта маньчжурского языка. — 43-45
Х.А. Дадабаев. Термины, обозначающие административные должности и титулы в старотюркских памятниках ХI-ХIII вв. — 45-47
А.А. Дарбеева. Интерферентные явления и их место в системах письменных и бесписьменных монгольских языков. — 47-49
И.Г. Добродомов. Булгарские и буртасские слова в мусульманских средневековых сведениях о Поволжье. — 49-51
У.Д. Доспанов. К вопросу о контактах родственных тюркских языков. — 51
А.В. Дыбо. Об алтайских названиях пядей. — 51-54
Ф. Елоева, Е. Перехвальская. К характеристике дальневосточного контактного языка. — 54-56
Т.С. Есенова. О некоторых интонационных параллелях в алтайских языках. — 56-57
М.З. Закиев. Об этнолингвистических контактах народов Волго-Камья. — 57-59
Вяч.Вс. Иванов. Об отношении алтайских языков к восточно-ностратическим. — 59-60
М. Исхаков. Элементы согдийского языка в современном узбекском. — 61
А.А. Исхакова. О лексических заимствованиях из языка гуннов в готском. — 62
А. Ишаев. Узбекско-монгольско-тунгусо-маньчжурские лексические связи. — 62-63
А.Т. Кайдаров. Культ слова у тюркских народов. — 63-65
С.К. Караев. Географические термины, общие для Средней Азии, Казахстана и Алтая. — 65-67
И.В. Кормушин. Актуальные проблемы алтаистики. — 67-68
С.А. Крылов. О классификации звуковых чередований в халха-монгольском языке. — 68-70
Е.А. Кузьменков. Киданьские элементы в маньчжурском и диалектная база старомонгольской письменности. — 71-72
И.К. Кучкартаев. Обозначения речевой деятельности в контексте этнокультурного развития (на материале древнетюркского, староузбекского и современного узбекского литературного языков). — 72-74
А.М. Мамедов. О комплексном подходе к изучению фонетического строя алтайских языков. — 74-75
Н.Х. Мамедов, И.Т. Мамедов. Об относительной хронологизации тюрко-иранских лексических общностей. — 75-77
О.А. Мудрак. О фонологической системе монгорского языка и её транскрибировании. — 77-79
К.М. Мухамеджанов. О генезисе аффикса -кай (на материале тюркских к монгольских языков). — 80-82
Д.М. Насилов. О грамматической интерпретации бивербальных конструкций в алтайских языках. — 82-83
И.А. Николаева. Алтайско-юкагирские параллели. — 84-85
В.А. Никонов. Тюркский задненебный носовой согласный. — 85-86
A. Нурманов. Об актуальных вопросах синтаксиса тюркских языков. — 87-88
Г.М.-Р. Оразаев. “Северокавказский тюрки” в системе тюркских региональных письменных языков XVI-XIX веков. — 88-90
М.Н. Орловская. О грамматикализации некоторых лексических единиц в монгольских языках. — 90-91
Б.О. Орузбаева. Лексические параллели в киргизском и южносибирских тюркских языках в свете их историко-культурной общности. — 92-93
Т.А. Пан. Функции маньчжурского причастия с показателем -нъгэ. — 93-95
Л.А. Покровская. Гагаузско-монгольские лексические параллели. — 95-96
Е.А. Поцелуевский. Экстралокативное значение — семантическая примета служебных слов в алтайских языках. — 96-98
Г.Ц. Пюрбеев. Инфинитные конструкции как объект типологического изучения (на материале монгольских языков). — 98-99
B.И. Рассадин. Роль контактов в образовании тюрко-монгольской языковой общности. — 100-101
B.М. Солнцев. К вопросу о типологии языковых общностей. — 102-103
C.А. Старостин. Проблема генетической общности алтайских языков. — 104-112
И. Таджидинова. О традиции лексических помет в тюркских словарях. — 113-114
Э.Р. Тенишев. Основные лингвистические направления в алтаистике. — 114-115
Л.Ю. Тугушева. О словосочетании türk yočul bodun в древнетюркских письменных памятниках. — 116-117
Е.И. Убрятова. Долгие гласные в якутском языке. — 117-119
Э.А. Умаров. Монголизмы в староузбекско-персидских словарях. — 119
З.Г. Ураксин. Образно-фоновая основа фразеологизмов алтайских языков. — 120
Б. Хасанов. Преемственность лексики в рукописных словарях к сочинениям Алишера Навои. — 121
Е.А. Хелимский. О двух фонетических законахв алтайских языках. — 121-124
С.Л. Чареков. Переход от синкретических форм к грамматическим разрядам слов в алтайских языках. — 124-125
Э.Ф. Чиспияков. К вопросу о классификации языков южной части Западной и Восточной Сибири. — 125-127
А.Г. Шайхулов. Аспекты системного изучения тюрко-монгольских лексических параллелей (на материале тюркских языков Волго-Камско-Уральского региона). — 127-128
З.В. Шевернина. Грамматическая квалификация аспектуальных морфологических показателей монгольского глагола. — 128-130
И.Н. Шервашидзе. Об одном древнем миграционном теониме. — 130-131
Ш. Шукуров. К вопросу о языковой принадлежности среднеазиатских и золотоордынских тюркских литературных памятников XIII-XIV вв. — 131-133
Л.В. Шулунова. Топонимические свидетельства контактов тюркских и монгольских народов (на материале топонимии Прибайкалья). — 133-134
Ю.В. Щека. Элементы интонологии турецкой разговорной речи. — 134-136
А.М. Щербак. Проблема ротацизма и перспективы дальнейшего изучения тюркско-монгольских языковых связей. — 136-137
А.Н. Барулин. Морфология форм сказуемого с клитической связкой в турецком языке. — 137-141
Л.Р. Концевич. Корейский язык в алтаистических исследованиях: некоторые итоги и перспективы. — 141-144
|
|
|