главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборник ]Художественный язык средневековья.// М.: 1982. 272 с.
Отв.ред. В.А. Карпушин. Содержание
От редактора. — 3
В.П. Даркевич. Пародийные музыканты в миниатюрах готических рукописей. — 5Д.Э. Харитонович. Средневековый мастер и его представления о вещи. — 24М.Л. Андреев. Трагедия Альбертино Муссато «Эцеринида». — 40Е.А. Гиревич. Парная формула в эддической поэзии. Опыт анализа. — 61Ю.Л. Бессмертный. Мир глазами знатной женщины IX века (К изучению мировосприятия каролингской знати). — 83В.М. Живов. «Мистагогия» Максима Исповедника и развитие византийской теории образа. — 108Е.В. Смирницкая. К вопросу о стилистических принципах средневекового зооморфного орнамента (На материале древнерусских серебряных наручей). — 128В.Я. Петрухин. Три «центра» Руси. Фольклорные истоки и историческая традиция. — 143Б.И. Берман. Читатель жития (Агиографический канон русского средневековья и традиция его восприятия). — 159М.Б. Плюханова. О некоторых чертах личностного сознания в России XVII в. — 184Б.А. Успенский. Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен. — 201Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский. Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко). — 236Е.М. Мелетинский. Средневековый роман. Вопросы типологии. — 250О.А. Смирницкая. Метрические единицы аллитерационного стиха (К проблеме языка германской эпической поэзии). — 266
От редактора. ^
В литературе, посвященной культуре минувших эпох, к сожалению, не часто встречаются работы, в которых пристально исследовалась бы «фактура» художественного письма, освещались бы лаборатория мысли и эстетические средства, использованные при создании произведений изобразительного и словесного искусства. Между тем проникновение в существо творчества мастеров прошлого возможно только при соблюдении упомянутых условий. В особенности это касается такой эпохи, как средневековье, поскольку эстетические и мировоззренческие принципы, которыми руководствовались тогда художники, лишь с трудом могут быть поняты представителями иной культуры, столь своеобразен был художественный язык средневековья.
Под «художественным языком» этой эпохи авторы статей настоящего сборника понимают всю совокупность средств чувственно-понятийного освоения действительности. Художественный язык средних веков может быть прослежен как в области изобразительного и словесного искусства, так и в иных областях, имеющих дело со знаковыми системами, — в религиозно-магической деятельности, в политической идеологии, в ремесленном производстве. Те сферы человеческой практики, которые в более позднюю эпоху обособились и разошлись, в средние века находились до известной степени в слитном состоянии, более непосредственно переходили одна в другую, и, следовательно, во всех них анализ может обнаружить принципы моделирования мира человеком той эпохи.
Авторов статей объединяет стремление с разных сторон рассмотреть проблемы средневековой эстетической практики и знаковой деятельности. В центре внимания — характерные черты восприятия действительности, философского и практического овладения ею в средние века. Особенности художественного видения мира средневекового человека-творца изучаются на материале изобразительного искусства, литературы, языка, философской мысли, ремесла. Сотрудничество представителей ряда специальностей — историков, археологов, литературоведов, искусствоведов, лингвистов — делает возможным комплексный подход к проблеме многообразия и единства художественной практики средневековья. Статьи посвящены изучению культуры Западной Европы, Византии, средневековой Руси. Темы статей — «смеховая культура» в отражении ми- ниатюр готических рукописей; стилистические принципы зооморфного орнамента; мировосприятие раннесредневековой знати в преломлении его в трактате о воспитании, написанном аристократкой каролингской эпохи; отношение ремесленника к своей профессии и к материи, на которую он воздействует (по средневековым трактатам о ремесле); типология средневекового романа; развитие византийской теории образа (в связи с воззрениями Максима Исповедника); проблема трагедийного жанра в средние века (на материале анализа «Эцериниды» Альбертино Муссато); функция формул в скандинавской эддической поэзии; соотношение исторической реальности и «фольклорного сознания» в Древней Руси; психология восприятия агиографических сочинений; роль религиозно-политической идеологии средневековья в русской культуре кануна нового времени (идея «Третьего Рима»; эсхатологические представления); русские цари-самозванцы как социально-психологическое и культурное явление; особенности древнеанглийской поэзии.
Сборник, в котором отражены материалы симпозиума по проблеме «Художественный язык средневековья», проведённого Научным советом по истории мировой культуры АН СССР (ноябрь 1980 г.). адресован историкам, искусствоведам, филологам, философам и всем интересующимся проблемами теории и истории мировой культуры.
наверх |