главная страница / библиотека / обновления библиотеки

[ коллективная монография ]

По следам памятников истории и культуры Киргизстана.

// Фрунзе: «Илим». 1982. 164 с.

 

Под ред. В.М. Массона, В.М. Плоских.

аннотация: ]

В свете Закона СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» в работе рассматриваются уникальные памятники археологии, архитектуры и культуры Киргизстана, начиная с древнейших времён до XX века.

Клады бронзовых изделий до нашей эры, знаменитые курганные могильники древности, средневековые архитектурные сооружения, истории поиска старинных книг и документов предстают в научно-популярном плане перед читателем, интересующимся прошлым республики.

 

Содержание

 

Предисловие. — 3

 

Глава I. Природа и человек в эпоху камня и бронзы. — 6

1. Палеолитическая стоянка в Чуйской долине — Георгиевский Бугор. — 6

2. Шамшинский клад. — 11

3. Колесницы Саймалы-Таша. — 18

Глава II. Древние всадники. — 25

1. Клад из Чельпека. — 25

2. О чём рассказал погибший курган. — 30

3. Античная чаша из Алая. — 33

4. Амулеты или орудия? — 37

5. Гробницы ранних кочевников. — 39

6. Глиняных дел мастера. — 41

7. Тканые узоры. — 48

8. Обитатели горных долин. — 53

Глава III. Каналы и города. — 55

1. Дома древней столицы. — 55

2. Реки, ставшие каналами. — 59

3. Усадьба Кайрагач. — 63

4. Монеты, идущие по следам завоевателей. — 76

5. Некрополь в Южной Киргизии. — 79

Глава IV. Средневековые рудознатцы. — 88

1. Древние разработки глазами учены. — 88

2. Горным выработкам тысяча лет. — 104

Глава V. Забытые памятники и утерянные письмена. — 110

1. К изучению Таш-Рабата. — 110

2. Узгендская усыпальница. — 120

3. Основные направления историографической интерпретации древнетюркских памятников. — 125

4. Новые сирийские надписи в Чуйской долине. — 132

5. В поисках рукописей и книг. — 133

6. Уникальная рукопись Джами. — 141

7. Сведения о Киргизии в сочинении Наджиба Хамадани. — 148

 

Примечания. — 154

Список сокращений. — 161

 


 

Предисловие.   ^

 

Тысячелетия назад, в период нижнего палеолита пришел на территорию современной Киргизии первобытный человек. Одно поколение сменялось другим, менялась культура, оставались памятники. Все они в определённой мере обладают преемственностью — основой для всех являлись предшествующие культуры, и сами они становились базой для последующих культур.

 

Учёные давно исследуют памятники археологии, архитектуры, архивисты собирают документальные памятники, библиотеки — старинные книги и рукописи. Исследования археологов за последнее время внесли много нового в изучение трёх больших эпох в истории республики.

 

Первая из них — эпоха первобытно-общинного строя, время примитивных орудии труда и несложных форм общественной жизни. Здесь особенно важно открытие на территории Киргизии ряда стоянок древнекаменного века возрастом в 40-60 тысяч лет. Их обитатели (антропологи именуют людей этого периода неандертальцами) размещали свои пастбища [так в тексте] по берегам небольших рек и, как показали новые находки, на берегах Иссык-Куля. Внутренняя сплочённость этих древних общин позволила им преодолеть природные трудности.

 

С развитием земледелия, скотоводства и металлургии первобытно-общинный строй вступает в пору своего расцвета и приближающегося упадка. Во II тыс. до н.э. территорию современной Киргизии занимали скотоводы. Изображения их колёсных повозок сохранились на скалах, замечательные произведения мастеров-литейщиков известны по находкам кладов. В это время широко раздвигаются границы культурных связей: в кладе Шамши (о нём говорится в этой книге) есть предметы, форма которых свидетельствует о том, что изготовившие их мастера были знакомы с металлургией Урала и южных областей Средней Азии.

 

Вторая большая эпоха в истории Киргизии — время древних кочевников, пора могущественных кочевых союзов — VII в. до н.э. — IV-V вв. н.э. Наиболее древним и могущественным было сакское объединение. В VI-V вв. до н.э. саки выдержали натиск царей персидской династии Ахеменидов и сохранили неза-

(3/4)

висимость. Во II в. до н.э. сакское нашествие едва не сокрушило парфянское государство. Однако сакское общество и сакская культура изучены ещё слабо. Территория Киргизии явно была одним из важных сакских центров. Поэтому имеют большое значение и раскопки здесь курганов ранних кочевников и новые находки художественной бронзы, о которых рассказывается в данной книге.

 

Различные группы кочевых племён постоянно перемещались, смешивались, вливались в состав осёдлого населения, а иногда и сами оседали. Особенно большие передвижения происходили в IV-V вв. н.э., в эпоху «великого переселения народов», когда кочевники из глубинных областей Азии стремительно продвигались на запад, увлекая сопредельные народы и племена. Эти процессы сыграли немаловажную роль в формировании современного населения Средней Азии, в том числе и киргизского народа. Следы культурного взаимодействия различных народов — кочевого населения и жителей оседлых оазисов отмечаются в украшениях, тканях, глиняных сосудах и в антропологическом составе древних обитателей Киргизии. Впечатляет размах культурных контактов — от восточных провинций Римской империи до Индии и Дальнего Востока.

 

Наконец, третья эпоха — время феодальных городов, пора расцвета осёдло-земледельческой культуры в VI-VII [XII] вв. н.э. В это время на территории нынешней Киргизии широко распространяется тюркоязычное население, встречающееся здесь с переселенцами из самаркандского Согда. Важную роль играет и древнекочевое население, как об этом свидетельствуют раскопки могильника Учат. Первые осёдлые поселения были в основном небольшими, и в этом отношении особенно характерна южно-киргизстанская усадьба Кайрагач. Но постепенно всё более выдвигаются богатые города вроде столичного Баласагуна с благоустроенными домами и усадьбами, с чеканкой собственной монеты. О подъёме страны свидетельствуют развитая ирригационная система и процветающее горное дело.

 

Закон СССР и Закон Киргизской ССР об охране и использовании памятников истории и культуры, принятые в 1977 и 1978 гг., не только положили начало планомерному изучению, каталогизации памятников старины, но и возвели в ранг государственной важности охрану этих памятников.

 

О том, что собой представляют памятники Киргизстана, как их раскапывали и исследовали, как велись поиски в течение последних лет, и рассказывается в этой книге, подготовленной в содружестве учёными Киргизстана, Москвы и Ленинграда.

(4/5)

 

В написании главы I приняли участие М. Юнусалиев (§1), Е. Кузьмина и И. Кожомбердиев (§2), Я. Шер и Ю. Голендухин (§3). Главу II написали Д. Винник (§1), В. Мокрынин (§2, 4, 5), А. Абетеков (§3), И. Кожомбердиев и К. Ташбаева (§6), Е. Лубо-Лесниченко (§7), В. Гонтарь, С. Тур (§8). Глава III написана В. Горячевой (§1), О. Береналиевым (§2), Г. Брыкиной (§3), М. Фёдоровым (§4), Ю. Заднепровским (§5). Глава IV подготовлена В. Мокрыниным, В. Плоских и В. Ратманом (§1), М. Бубновой (§2). Глава V написана В. Галицким и В. Плоских (§1), М. Фёдоровым (§2), С. Кляшторным (§3), Ч. Джумагуловым (§4), В. Плоских (§5), В. Настичем, В. Плоских и В. Шуховцевым (§6), С. Агаджановым (§7).

 

Авторы надеются, что их рассказ о памятниках материальной и духовной культуры привлечёт внимание общественности, что должно в определённой мере служить делу охраны, более полной паспортизации и, главное, дать толчок для всестороннего дальнейшего исследования этих памятников.

 

В. Массон, В. Плоских

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки