● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

[ каталог выставки ]

Резная кость.

Каталог выставки из фондов отдела истории первобытной культуры Государственного Эрмитажа.

// Л.: Государственный Эрмитаж. 1981. 28 с.

 

Составитель — Р.С. Миносьян.

 

Содержание (в издании нет)

 

[Вступительная статья.] — 3

 

Каталог [1-225]. — 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


(/3)

[ Вступительная статья. ]   ^

 

Рог и кость, наряду с камнем и деревом, являются первыми материалами, которыми человек пользовался уже на заре истории в своей производственной деятельности. Изделия из кости и рога бытуют во все исторические эпохи, обслуживая бытовые и духовные потребности людей. Кость и рог прочны, легко поддаются обработке и надёжны в эксплуатации. Из них изготавливались орудия труда, оружие, предметы обихода, их использовали даже в качестве конструктивных деталей при постройке жилищ, в процессе возникновения искусства (эпоха верхнего палеолита) — особой области человеческой деятельности, позволяющей в художественных образах воплощать представления об окружающем мире, — занимает достойное место и резная кость, уже на стоянках первобытного человека находят костяные фигурки людей и животных, кости и пластины, раскрашенные или украшенные орнаментальными мотивами.

 

На выставке «Резная кость» представлены экспонаты различных эпох, найденные на территории нашей страны, от верхнего палеолита (24-22 тыс. лет назад) до развитого средневековья (XI-XIII вв. н.э.). На протяжении этого периода совершенствовалась техника резьбы по кости и рогу. На раннем этапе массивными кремнёвыми орудиями откалывали, отрубали необходимые по размерам куски или пластины, затем кремнёвыми же отщепами, скребками, резцами и сверлами придавали изготавливаемому предмету необходимую форму и наносили гравировку. Готовые вещи шлифовали и полировали.

 

Уже в древности человеку были известны приёмы размягчения кости, что облегчало её обработку, сгибание или выпрямление. Под Москвой, на стоянке Сунгирь (верхний палеолит) обнаружили два погребения детей, в могилы которых были положены копья из бивня мамонта, длиной до 1,3 м, тщательно обработанные и выпрямленные. Со временем появляются изделия со следами токарной обработки. Некоторым наконечникам стрел из Шигирского торфянника [торфяника] (вероятно, эпоха бронзы) на токарном станке придана идеально коническая форма. В эпоху металла кремнёвые орудия сменяются

(3/4)

металлическими, резьба становится тоньше и виртуознее, но, тем не менее, техника обработки кости не претерпевает существенных изменений.

 

Важной чертой первобытного искусства, прослеживающейся на протяжении его развития, отголоски которой ещё сохранились в народном творчестве, является неразрывная связь верований и представлений человека с окружающим его животным и растительным миром. От природы человек зависел не только экономически. Она являлась и источником его благосостояния и источником его духовного развития. Познание законов природы формировало мировоззрение и, наконец, способствовало развитию эстетических вкусов.

 

Мы не всегда имеем возможность расшифровывать семантический смысл, вложенный в произведения искусства их авторами, но, без всякого сомнения, создаваемые ими художественные произведения, в том числе и резанные из кости, следует рассматривать как органический сплав функционального назначения вещи и системы представлений об окружающем мире.

 

Поразительная наблюдательность, умение скупыми, но выразительными средствами подчеркнуть наиболее характерные детали, свободная композиция, одухотворённость образов придают произведениям первобытного искусства ту убедительную силу и обаяние, которые заставляют преклоняться перед мастерством первобытных художников, побуждают исследователей проникнуть в их духовный мир и понять его, и являются неисчерпаемым источником для подражания и совершенствования мастерства новых и новых поколений резчиков.

 

Можно отметить ещё одну особенность первобытной производственной практики. Древние изделия были добротными, и это понятно, ибо от их надёжности зависел не только успех на охоте, но и жизнь охотника и воина, а долговечность предметов экономила силы, время и способствовала первичному накоплению. Самым интересным, пожалуй, является то, что изготавливаемые человеком вещи: оружие и орудия, утварь и одежда старательно украшались. Это прослеживается и по археологическим находкам и по многочисленным материалам, хранящимся в этнографических музеях. Для украшения применялись различные художественные приёмы — резьба,

(4/5)

гравировка, живопись, плетение, инкрустация, вышивка, аппликация и др.

 

В эпоху верхнего палеолита, начавшуюся 35 тысяч лет назад, произошли важные изменения в жизни первобытного человека. К этому времени сформировался тип людей, которые по своему физическому строению мало отличались от современных. Появляются новые типы орудий, новые формы хозяйства, изменяются общественные отношения. В восточноевропейской, причерноморской и азиатской частях СССР обитали племена охотников на крупных травоядных животных. В течение XX в. были исследованы многочисленные поселения первобытных охотников. Обширные материалы, полученные в результате раскопок, дают возможность осветить различные стороны их жизни. На поселениях обнаружены остатки жилищ, каркас которых сооружался из крупных костей мамонта. Вокруг жилищ обычно находят кости животных, отходы производства, каменные и костяные орудия, служившие для охоты, разделки туш убитых животных, обработки шкур, дерева и кости, шитья одежды и др.

 

Около 25-24 тысяч лет назад на палеолитических поселениях появляются предметы искусства, свидетельствующие о развитии новой формы общественного сознания. Истоки происхождения искусства уходят вглубь тысячелетий, здесь же мы имеем дело уже со сформировавшимся этапом, представленным вырезанными из бивня мамонта или мягкого камня, красочными, гравированными изображениями женщин и животных, развитым геометрическим орнаментом.

 

В 1929 г. в Иркутской области был раскопан охотничий лагерь — стоянка Мальта, возраст которого примерно 24-22 тысячи лет. Здесь были найдены хорошо устроенные полуземляночные жилища с очагами, орудия и предметы искусства. Обнаружено погребение ребёнка, останки которого были посыпаны красной охрой и захоронены в полу одного жилища. В потусторонний мир ребёнок был отправлен с необходимыми вещами — оружием и украшениями.

 

В мальтинской коллекции имеется значительное количество различного рода украшений, сделанных из позвонков рыб, кристаллов кальцита и вырезанных из слоновой кости:

(5/6)

привески, пронизки, бусы, ожерелья (в погребении ребёнка), пластины и бляшки с отверстиями для привешивания, с гравированным орнаментом в виде спиралей, концентрических кругов и волнистых линий.

 

Особый интерес вызывают вырезанные из слоновой кости фигурки женщин и птиц. На статуэтках обнажённых женщин отмечены признаки пола и причёска в виде тщательно разделённых локонов. Некоторые статуэтки сплошь покрыты орнаментом из тонких поперечных линий, возможно, имитирующих одежду. Мальтинские статуэтки, также как и статуэтки, найденные на других верхнепалеолитических памятниках, подчёркивают особое значение женщины — хозяйки домашнего очага, прародительницы человеческого рода и животного мира (согласно первобытной идеологии, люди и звери находились в родственных отношениях).

 

Очень выразительны мальтинские фигурки водоплавающих птиц. Здесь есть птицы с изящно изогнутыми или вытянутыми в стремительном полёте шеями. Наблюдательный резчик как бы на мгновение остановил модель и навечно воплотил в твёрдом материале характерную для неё позу.

 

Изображению животных в палеолите придавалось большое значение, т.к. их образы были связаны с магическими обрядами. Как женские статуэтки, так и фигурки птиц имели отверстия для подвешивания и составляли часть убора древнего охотника.

 

В поздне- и послеледниковое время (12-10 тысяч лет назад) произошли кардинальные изменения физико-географических условий, вызвавшие исчезновение мамонтов. Население Северо-Запада и Центральной Русской равнины перешло к охоте на небольших, сравнительно с мамонтом, животных (лось, северный и благородный олени и др.) и птиц, развивается рыболовство. На некоторых озёрах появляются поселения на сваях. Культурные слои свайных поселений связаны с озёрно-болотистыми отложениями, в которых прекрасно сохраняются органические материалы — дерево, кость, рыбья чешуя, скорлупа орехов и др. раскопки свайных поселений третьего тысячелетия до н.э. — Усвяты IV, Наумово (Псковская обл.), Сертея II (Смоленская обл.), Берендеево (Ярославская обл.)

(6/7)

— дали богатый и разнообразный археологический материал.

 

Широко представлены наконечники стрел, копий и дротиков, гарпуны, кинжалы и различные колющие предметы, которые делали как из кремня, так и из рога и кости. Найдены также орнаментированные глиняные сосуды, орудия и бытовая утварь, украшенные резьбой. Приёмы резьбы по кости и дереву идентичны. Высокое мастерство резчиков позволяло изготавливать не только прекрасные орудия труда и охоты, но и предметы искусства (головы соболя, ворона и др.). Особенно интересен усвятский идол — фигурка обнажённого мужчины, являющаяся пока древнейшим изображением мужчины на территории Восточной Европы.

 

В эпоху бронзы на юге европейской части СССР обитали племена так называемых ямной и катакомбной культур. Несмотря на появление металла, изделия из кости и рога по-прежнему широко бытуют. В погребальных комплексах третьего-второго тысячелетий попадаются предметы обихода, украшения и детали конской упряжи. В качестве шейных украшений носили цилиндрические бусы с винтовой и кольцевой нарезкой; изготовляли их из фаланг лап и рёбер животных, которые нанизывали в один или несколько рядов вперемежку с просверленными клыками.

 

Часто находят также роговые молоточковидные и стержневидные булавки; к отверстию в их головках привязывали конец шнурка ожерелий. Обычно такие булавки попадаются возле локтевых костей погребённых.

 

С приучением лошади к верховой езде, которое произошло в степях Евразии около середины второго тысячелетия до н.э., из кости и рога стали делать детали конской сбруи. В течение многих столетий уздечки были мягкими, ременными. Нащёчными ограничителями у них служили роговые псалии. Наиболее архаичные псалии имели форму диска. Со временем форма псалиев и система отверстий в них менялась, что свидетельствует о совершенствовании конструкции уздечки. В начале первого тысячелетия до н.э. оформление узды становится сложным. Перекрёстные ремни закрепляют костяными фаларами, появляются различной формы костяные бляшки, иногда орнаментированные, придающие

(7/8)

уздечке нарядный вид.

 

Богатейшая коллекция костяных и роговых предметов была собрана в конце XIX в. при золотоискательских работах на Шигирском торфянике, расположенном около Верхне-Нейвинского завода в Свердловской области. Шигирскую коллекцию типологически датируют вторым — началом первого тысячелетия до н.э.

 

Это, в основном, разнообразные орудия охоты и рыболовства. Наконечники стрел различны по форме и величине, что говорит о специализированной охоте на промыслового зверя и птицу. Некоторые из них, а также дротики и кинжалы, снабжены по краю канавками, в которые вставлены острые кремнёвые вкладыши. От сетей для ловли рыбы сохранились грузила и поплавки. Пользовались также снастями с костяными крючками, острогами с многозубыми наконечниками. Вероятно, били рыбу и при помощи лука. Все изделия из кости отличаются точностью формы и тщательностью обработки.

 

В наибольшей степени о мастерстве резчиков можно судить по скульптурному изображению головы лосихи — навершию жезла. На одном из отростков рога великолепно вырезана морда животного. Плавными, законченными линиями подчёркнуты и лобный бугор, и жёсткий выступ скул, и мягкость ноздрей, нижней губы, другие детали анатомии черепа. Голову шигирской лосихи по праву можно отнести к шедеврам первобытного искусства.

 

В 1962-1963 гг. на реке Черновой, левом притоке Енисея, был раскопан большой могильник (около 200 погребений), раскопки дали обильный и разнообразный материал и позволили синхронизировать и объединить в одну культуру, так называемую окуневскую, известные ранее в Южной Сибири многочисленные археологические памятники — монументальные каменные изваяния, каменные могильные плиты из могил с изображениями, мелкую пластику из кости и камня и большую группу наскальных изображений. По данным археологии окуневская культура датируется первой половиной второго тысячелетия до н.э.

 

Могилы окуневцев окружены невысокими квадратными

(8/9)

оградками из плитняка. В небольших четырёхугольных каменных ящиках хоронили по одному или несколько умерших. Погребённых снабжали глиняными сосудами с пищей, ножами и шильями, среди которых попадаются уже и медные, каменными топорами, разнообразными орудиями рыболовства (составные гарпуны из кости, рыболовные крючки, орудия для плетения сетей), бытовыми предметами (игольники и иглы из костей птиц), украшениями и амулетами из зубов соболя, марала, волка, медведя. Одежда украшалась каменным бисером, обувь — зубами соболя.

 

В памятниках искусства окуневских племён мы встречаем антропоморфные изображения, животных и фантастических зверей. На костяных пластинках часто изображалась женщина с пышной причёской, олицетворяющая прародительницу, покровительницу рода, распространены были личины с тремя глазами, с поперечной полосой на лице, в фантастических головных уборах с рогами и ушами животных, раскрашенные красной охрой. Следы краски на черепах погребённых позволяют предполагать существование обычая ритуальной раскраски и татуировки лица.

 

В VII-III вв. до н.э. в степной и частично лесостепной зонах Европейской части СССР обитали воинственные ираноязычные племена скифов. Костерезное ремесло у скифов было хорошо развито. Из кости делали рукояти ножей, предметы туалета (гребни), обкладки луков, наконечники стрел и другие предметы. Особенно широко резная кость использовалась в конской упряжи, детали которой украшали преимущественно изображениями животных, выполненных в особой художественной манере, которую принято называть скифским звериным стилем.

 

Творцы «звериного стиля» всегда стремились к замкнутости компактных композиционных форм, к максимальной слитости изображений с заданным пространством. Мотив свернувшегося кольцом хищника неизменно применялся при орнаментации округлых поверхностей. Привлекают внимание уздечные пронизки, превращённые в скульптурные головки барана или фантастического существа — барана-птицы, шеями которых служат цилиндрики с отверстиями для ремешков.

(9/10)

Наиболее популярный образ в скифском искусстве — небесный летающий баран (овен); его изображали с клювом хищной птицы, с удивительной лёгкостью и изяществом мастера периода скифской архаики украшали псалии. На одном конце псалия изображалась вытянутая вперёд морда животного, тело вписывалось в общую форму пластины, которая завершалась копытом. При всей декоративной условности изображения зверей в раннескифском искусстве чувствуется прекрасное знание натуры, умение передать наиболее выразительные черты животного при помощи лаконичных средств.

 

Богатая коллекция древностей, найденных в курганах Горного Алтая (VI-IV вв. до н.э.), уникальна. Характерной особенностью этого собрания является то, что оно состоит, главным образом, из вещей, сделанных из дерева, рога, меха, войлока и других органических материалов, сохранившихся благодаря подкурганной мерзлоте, сковавшей древние усыпальницы. К сожалению, курганы были ограблены ещё в древности, и уцелели, в основном, принадлежности сбруи верховых коней.

 

В творчестве горных алтайцев наиболее ярко выражен характерный для кочевников «звериный стиль», в котором нашли своё отражение как религиозно-идеологические, так и эстетические воззрения. Образы зверей несли определённую смысловую нагрузку, они наделялись магическими свойствами, выступая как обереги, защищающие от несчастий и зла.

 

В древнеалтайском искусстве очень популярна была тема борьбы зверей. На налобной бляхе одного из конских уборов Второго Пазырыкского кургана представлена сложная композиции с рогатым тигром, изображённым в фас, который держит в пасти двух лебедей.

 

Памятники древнего искусства Алтая донесли до нас облик высокой местной культуры, отражающей связи со скифами и с культурой Переднего Востока.

 

Одним из интереснейших памятников эпохи средневековья на территории Северо-Запада является Земляное городище в Старой Ладоге.

 

Старая Ладога расположена на реке Волхов в 12 км от Ладожского озера. О былом величии этого замечательного

(10/11)

древнерусского города свидетельствуют сохранившийся до наших дней комплекс архитектурно-исторических памятников. В центре современного поселка возвышается Каменная крепость с храмом Георгия XII в. за её стенами. К югу от крепости расположено Земляное городище, на территории которого археологическими расколками раскрыто древнее поселение. Благодаря повышенной влажности почвы в трёхметровой толще культурных напластований прекрасно сохранились остатки деревянных срубных жилищ VIII-VII вв., изделия не только из камня, глины, металла, стекла, но и из органических материалов.

 

В числе находок — 610 предметов из рога и кости. Наибольшее количество их обнаружено в нижнем слое поселения (середина VIII — начало XI в.). Многочисленную и яркую группу изделий составляют гребни (135 экз.). Самые ранние гребни (VIII-IX вв.) — большие, составные, односторонние — украшены двойной врезной линией по краю и узором из кружков с точкой. В X в. они постепенно вытесняются односторонними гребнями небольших размеров с тонким геометрическим орнаментом. Изредка встречаются фигурные гребни с изображением на спинке медведей или птиц. С XI в. единственной формой гребней становятся двусторонние, прямоугольной или трапециевидной формы, с редкими и частыми зубьями; средняя часть их обычно украшена параллельными линиями и кружками с точкой.

 

Резным орнаментом украшены многие бытовые вещи из Старой Ладоги: рукояти ложек, обоймы, кочедыки (орудия для плетения), пряслица. В технике объёмной резьбы исполнены: подвески-уточки, служившие частями мужского нагрудного украшения, копоушка, верхняя часть которой оформлена в виде стилизованного петушиного гребешка, булавка с головкой фантастического зверя.

 

Резьбой по рогу и кости ладожане занимались со времени возникновения поселения, с середины VIII в., когда здесь (сначала по иноземным образцам) начали изготовлять такие сложные изделия как составные гребни. В X в. косторезное дело достигло высокого уровня: мастера применяли сложный набор инструментов и начали массовое производство гребней,

(11/12)

снабжая ими жителей не только Ладоги, но и ближайшей округи.

 

Саркел — один из городов Хазарии, большого государства, в состав которого входили различные народы, населявшие юг Европейской части СССР. Хазария — первое феодальное государство, возникшее на нашей территории и просуществовавшее со второй половины VII до середины X в. В 965 г. Святослав взял Саркел и на развалинах крепости основал русскую колонию Белую Вежу.

 

В городе жили не только торговцы, но и ремесленники. В культурных слоях хазарского Саркела и русской Белой Вежи найдено 800 изделий из рога и кости, заготовки этих изделий, множество рогов оленя и сайги. Косторезы Саркела — Белой Вежи не только обеспечивали своими изделиями город, но и сбывали продукцию соседним кочевьям. Они изготавливали разнообразные предметы, многие из которых украшены резным орнаментом: рукояти ножей, пуговицы, гребни, различные накладки, шаровидные кистени, детали кожаных и берестяных колчанов, псалии, рукояти плеток, застёжки конских пут и недоузка [недоуздка] и др. На накладках иногда изображались стилизованные фигурки животных.

 

Среди многочисленных привозных вещей, свидетельствующих об оживлённых торговых связях Саркела, выделяется двусторонний гребень из слоновой кости византийской работы XI в. На одной стороне гребня, в центре, изображена фигура павлина в окружении растительного орнамента. У ног павлина — бегущие заяц и собака. На другой стороне — Самсон, разрывающий пасть льву.

 

Целью устроителей выставки «Резная кость» является ознакомление посетителей с развитием косторезного дела древних народов, населявших территорию нашей страны. Косторезное искусство имеет богатую историю. Оно многогранно, и в нём нашли отражение эволюция мировоззрения людей, эволюция их творчества и различные художественные традиции. Косторезное ремесло первобытных народов является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры.

(12/13)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки