● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборник ]Кочевники на границах Хорезма.// Тр. ХАЭЭ. XI. М.: 1979. 192 с.
Содержание
От редактора. — 5
Б.И. Вайнберг. Памятники куюсайской культуры. — 7Т.А. Трофимова. Черепа из погребений куюсайской культуры в могильниках Тумек-кичиджик и Тарым-кая. — 77X. Юсупов. Курганы могильников Тарым-кая II и III. — 94С.А. Трудновская. Ранние погребения юго-западной курганной группы могильника Туз-гыр. — 101В.А. Лоховиц, А.М. Хазанов. Подбойные и катакомбные погребения могильника Туз-гыр. — 111В.А. Лоховиц. Подбойно-катакомбные и коллективные погребения могильника Тумек-кичиджик. — 134Ю.А. Рапопорт, С.А. Трудновская. Курганы на возвышенности Чаш-тепе. — 151Б.И. Вайнберг. Курганные могильники Северной Туркмении (Присарыкамышская дельта Амударьи). — 167Л.М. Левина. Поселения VII-V вв. до н.э. и «шлаковые» курганы южных районов Сырдарьинской дельты. — 178
Список сокращений. — 191
От редактора. ^
Одной из кардинальных проблем в истории народов Средней Азии является проблема взаимодействия населения земледельческих оазисов и кочевой или полукочевой степи на разных исторических этапах. Разработку этой темы Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция ведёт давно и на обширной территории. В свете этой проблематики исследовались низовья Сырдарьи, её древняя дельта, где были открыты великолепные памятники эпохи поздней бронзы, сакские, памятники джетыасарской культуры, огузские, которые все в той или иной мере, помимо своей яркой самобытной культуры, продемонстрировали связи с земледельческими оазисами, и в первую очередь с Хорезмским. С другой стороны, работы на Сырдарье дали примеры и обратной связи, подкрепив высказанное ранее предположение о том, что раннесредневековая афригидская культура Хорезма возникла на основе синтеза культуры пришлых полукочевых племён из низовий Сырдарьи и культуры земледельцев и скотоводов оазиса.
В последние годы объектом исследований подобного рода стала территория древней Присарыкамышской дельты Амударьи, западной окраины древнего Хорезмского оазиса. Такой выбор определился тем, что изучение памятников на узко локализованной территории, принадлежащих, с одной стороны, населению оазиса, с другой — полуосёдлому населению его окраин, представлялось весьма перспективным не только в общеисторическом и этногенетическом плане, но и с точки зрения возможностей изучения экономики того и другого общества, её зависимости от наличия плодотворных контактов между оазисом и кочевой степью, возможности перехода отдельных групп кочевого населения к осёдлости под влиянием контактов с населением оазиса.
Исследования предшествующих лет были сосредоточены главным образом на изучении древних и средневековых памятников оазиса, его ирригационной сети. Работы последних лет, первые результаты которых публикуются в этой книге, ставили своей задачей изучение памятников полуосёдлого скотоводческого населения окраин Присарыкамышской дельты I тысячелетия до н.э. — начала н.э., представленных в основном курганными могильниками. Эти исследования велись Хорезмской археолого-этнографической экспедицией Института этнографии АН СССР и Институтом истории им. Ш. Батырова АН Туркменской ССР. Одним из важных результатов работ на территории Присарыкамышской дельты явилось открытие Хорезмской экспедицией новой культуры полуосёдлых скотоводов — куюсайской, ранние поселения и погребения которой датируются VII-VI вв. до н.э., а поздние доживают до IV в. до н.э. Открывшая и исследовавшая эту культуру Б.И. Вайнберг в предварительной публикации усматривала наличие в куюсайской культуре местной, сакской в широком смысле этого слова, основы при бесспорном присутствии в ней явного южного компонента. [1] В статье, публикуемой в настоящем сборнике, она от этой точки зрения отказалась, постулируя идею о приходе в VII в. до н.э. хорезмийцев — носителей куюсайской культуры — из северных районов Ирана. Мы не разделяем новую точку зрения Б.И. Вайнберг. На наш взгляд, куюсайская культура на раннем этапе демонстрирует черты, сближающие её с земледельческими культурами юго-западных районов Средней Азии, причём речь может идти, по-видимому, о возможной инфильтрации и каких-то этнических групп из этих районов. С другой стороны, погребальный обряд, каркасная конструкция жилищ, некоторые формы лепной посуды, наличие в могилах только лепной посуды свидетельствуют о её местной и, по ряду признаков, действительно сакской основе. Именно конгломерат этих двух начал и дал то, что мы называем куюсайской культурой. Это взаимодействие двух различных в культурно-хозяйственном отношении этнических массивов проявилось в каркасных жилищах и землянках, содержащих в то же время в культурном слое гончарную керамику, в отсутствии в погребениях оружия, столь характерного для степных культур сакского круга, наконец, в скотоводческом, полуосёдлом типе хозяйства куюсайцев. Что же касается северо-иранского происхождения носителей куюсайской культуры и отождествления их с хорезмийцами, то оно пока недоказуемо, так как на исходной территории, по заключению самой Б.И. Вайнберг, ключевые памятники до сих пор не открыты.
Для обоснования своей гипотезы Б.И. Вайнберг стремится использовать данные Гекатея и Геродота о южных контактах хорезмийцев. По мнению многих учёных, эти данные отнюдь не вынуждают искать родину последних вне Хорезмского оазиса. Заметим к тому же, что Гекатей упоминает хорезмийцев к востоку от парфян, а не к югу от них, где, согласно Б.И. Вайнберг, обитали «куюсайцы» до переселения к Амударье. Достаточно гипотетично выглядит и отождествление легендарной р. Акес с р. Колейе-Мура в Северном Иране. В то же время единственное конкретное сообщение об этнической принадлежности хорезмийцев к сакам и массагетам [2] Б.И. Вайнберг, на наш взгляд, явно недооценивает, относя их (с рядом оговорок) лишь к населению правобережья Амударьи.
Куюсайская культура, как нам представляется, и на раннем и на позднем этапах демонстрирует то самое взаимопроникновение культур оазиса и степи, которое наблюдается на территории Средней Азии по крайней мере с эпохи поздней бронзы и в основе которого лежит прежде всего взаимная экономическая заинтересованность степных скотоводов и земледельцев оазиса. Для позднего этапа куюсайской культуры Б.И. Вайнберг очень убедительно раскрывает механизм этих связей; показывает она его и при попытке исторической интерпретации материалов, полученных при раскопках курганов Присарыкамышской дельты.
На материалах раскопок курганных групп IV-III вв. до н.э. могильника Тарым-кая очень чётко прослеживается растущее влияние хорезмийской зороастрийской обрядности на местную, что проявляется в курганных погребениях с захоронениями оссуарного типа, как в оссуариях, так и в типичных кангюйских хумчах с красной росписью. Подбойно-катакомбные захоронения могильников Тумек-кичиджик и Туз-гыр дают огромный и уже явно степной комплекс сарматоидного облика, датирующийся I-III вв. н.э. Наконец, уникален погребальный комплекс первой половины I тысячелетия н.э. Чаш-тепе. Широкий хронологический охват памятников стенной периферии Присарыкамышской дельтовой равнины, наблюдаемые различия в погребальном обряде, рассмотренные во времени, анализ материальной культуры населения, оставившего эти могильники, наконец, анализ палеоантропологических материалов — всё это позволяет наметить пути этнокультурной истории древних скотоводов, селившихся на западных окраинах Хорезмского оазиса. Эти материалы, с одной стороны, позволяют по-новому осветить историю взаимоотношений осёдлого населения этих мест со скотоводческим, поскольку параллельно раскопкам курганов Хорезмская экспедиция ведёт также раскопки городищ на территории оазиса. С другой, стороны, представленные в сборнике материалы дадут много нового для исторического осмысления в широком территориальном и хронологическом масштабах судеб степняков-скотоводов середины — второй половины 1 тысячелетия до н.э. — первых веков н. э.
Территориально, но не по смыслу, несколько выходит за рамки сборника статья Л.М. Левиной. В ней рассматриваются поселения и так называемые шлаковые курганы VI-V вв. до н.э. в низовьях Сырдарьи, принадлежащие одному из сакских племён, составляющих вместе с другими скотоводческую северную периферию Хорезмского оазиса.
Иллюстрации к сборнику подготовлены в основном Г.М. Баевым, а также А.Н. Лехницкой, фотографии — В.А. Родькиным и Н.И. Игониным. М.А. Итина
[1] Вайнберг Б.И. Куюсайская культура раннего железного века в Присарыкамышской дельте Аму-дарьи. — УСА, 1975, вып. 3, с. 48.[2] Страбон, XI, VIII, 8.
Список сокращений. ^
АСГЭ — Археологический сборник Государственного Эрмитажа. М.-Л. [д.б.: Л.]АО — Археологические открытияВДИ — Вестник древней истории. М.ВМУ — Вестник Московского университетаЗООИД — Записки Одесского общества истории и древностей. ОдессаИАН — Известия Академии наук СССР. М.ИА — Институт археологии АН СССРИАК — Известия Археологической комиссии. СПб.ИГУ — Иркутский Государственный университетИМКУ — История материальной культуры Узбекистана. ТашкентКАЭЭ — Киргизская археолого-этнографическая экспедицияККФАН УзССР — Каракалпакский филиал Академии наук УзССР. НукусКСИА — Краткие сообщения Института археологии. М.КСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культуры Академии наук СССР. М.-Л.МИА — Материалы и исследования по археологии СССР. М.МХЭ — Материалы Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. М.ПВ — Проблемы востоковедения. М.СА — Советская археология. М.САГУ — Среднеазиатский Государственный университет. ТашкентСАИ — Свод археологических источников. М.СЭ — Советская этнография. М.ТАЭ — Таджикская археологическая экспедицияТИИА — Труды Института истории и археологии. АН УзССР. ТашкентТИИАЭ — Труды института истории, археологии и этнографии АН КазССР. Алма-Ата.ТИЭ — Труды Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР. М.ТХЭ — Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. М.Узб. ФАН — Узбекский филиал Академии наук СССРУСА — Успехи среднеазиатской археологии. Л.ХЭ — Хорезмская экспедицияЮТАКЭ — Южнотуркменистанская археологическая комплексная экспедиция. Ашхабад
наверх |