главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборник ]Фрако-скифские культурные связи./ Studia thracica, 1. София: Изд-во Болгарской АН. 1975. 226 с.
Редакционная коллегия:
Том 1 под ред. Ал. Фола, Л. Огненовой-Мариновой.
Содержание
Предисловие. — 5
Вл. Попов. Некоторые проблемы этноисторических связей между Балканским полуостровом и Малой Азией до конца II тыс. до н.э. — 7Ив. Панайотов. Проблемы датировки позднего бронзового века на болгарских землях. — 20Г. Тончева. О фракийцах нынешних Украины, Молдовы, Добруджи и Северо-Восточной Болгарии в X-VI вв. до н.э. — 28А.И. Мелюкова. Итоги и задачи изучения взаимосвязей киммерийских скифских племён с фракийцами в советской науке. — 54Н.Л. Членова. О связях Северо-Западного Причерноморья и Нижнего Дуная с Востока в киммерийскую эпоху. — 69В.И. Козенкова. К вопросу о ранней дате некоторых кинжалов так называемого Кабардино-Пятигорского типа. — 91Ив. Венедиков. Фракийский мотив в искусстве скифов. — 103А.П. Манцевич. К вопросу об изображениях варваров на предметах торевтики из курганов Северного Причерноморья. — 112Л. Огненова-Маринова. Влияние техники выполнения при оформлении стиля и мотивов в торевтике фракийцев и скифов. — 127Ж. Велкова. Скифское влияние на личные имена Фракии (V в. до н.э.). — 139З. Гочева. Боги фракийцев и скифов по сведениям Геродота. — 142К. Йорданов. Проблемы гетской религии. — 154А. Фол. Thraco-Scythica: Проблемы письменных источников с V в. до н.э. — 160Б.Н. Мозолевский. Фракийская узда из Хоминой могилы. — 166М. Чичикова. Жертвенники эллинистической эпохи в Фракии. — 180А. Балканска. О некоторых особенностях фракийской культуры Тиризиса. — 196К. Влахов. Новые фракийские эпитеты Асклепия и их толкование. — 206И. Маразов. Керченский ритон с протомой коня из Эрмитажа. — 214
Предисловие. ^
Редко можно встретить два других народа, жизнь и культура которых развивались столь параллельно, как это можно наблюдать у скифов и фракийцев. Связи между фракийцами, населяющими восточные области Балканского полуострова, и скифами, населяющими южные районы территории СССР, настолько сблизили эти два народа, что теперь мы не знаем где проложить границу между ними — на Дунае, как думают некоторые учёные, или на Днепре, как считают другие. В самостоятельном развитии этих народов общие явления наблюдаются прежде всего в социально-экономическом строе. Как бы в одно и то же время они достигают экономического и культурного расцвета, который проявляется одним и тем же образом в гробничных находках этих двух стран. И в Скифии, и во Фракии аристократия ставила огромные надгробные курганы, очень часто скрывающие, в одинаковой степени, удивительные богатства. В равнинах Фракии, как и в степях Скифии лошадь превратилась в часть того богатства, которым располагали зажиточные люди. Поэтому и там, и здесь лошадь является постоянным спутником человека и в потустороннем мире. Удивительные аналогии в развитии культуры этих стран не кончаются на этом. В Скифии и Фракии мастера предметов из металла изготовливают [изготавливают] прежде всего украшения лошадей, щитов, поясных блях и другие произведения в т.н. «зверином стиле». Притом эти украшения встречаются в курганах и на Западе, и на Востоке от Понта вместе с многочисленными предметами, сделанными греческими мастерами, чей стиль является общим для обеих стран. Загадочное появление этого своеобразного искусства и в Скифии, и во Фракии всё ещё ждёт своего объяснения.
Некоторые из исследователей настолько уверены, что эта близость неслучайна, что даже называют фракийцев западными скифами. Другие ищут основы этой близости не в общем происхождении обоих народов, а в одинаковой социальной среде, в которой возникла культура. Но как бы мы не [ни] объясняли все эти общие явления у скифов и фракийцев, одно остаётся бесспорным — тесные культурные связи между восточным и западным берегом Чёрного моря. Здесь, на Востоке, где развитие культуры знает большие амплитуды, вершины и пропасти, где часто новопоявившиеся примитивные народы попадают в соседство с большими древними цивилизациями, медленное и спокойное развитие часто прерывается быстрыми скачками. А это не может не привести к открытию всех тех способов распространения и расцвета культуры, которые незнакомы в древности Западной Европе. Именно поэтому изучение фрако-скифских отношений интересно и является благородной задачей. Исходя из этих соображений, мы посвятили XIV конгрессу по истории в Сан-Франциско сборник научных статей на эту тему, которым ставится начало целому ряду подобных совместных советско-болгарских исследований. Иван Венедиков
наверх |