● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Кой-Крылган-кала — памятник культуры древнего Хорезма IV в. до н.э. — IV в. н.э. / Тр. ХАЭЭ. Т. V. М.: 1967. [ коллективная монография ]

Кой-Крылган-кала —
памятник культуры древнего Хорезма
IV в. до н.э. — IV в. н.э.

// Тр. ХАЭЭ. V. М.: 1967. 348 с.

 

Оглавление

 

Предисловие.5

Введение. — 7

 

Глава первая. Археологическое описание памятника. — 21

Глава вторая. Керамика. — 102

Глава третья. Изделия из металла, кости, камня, стекла и других материалов. — 132

Глава четвёртая. Памятники искусства. — 113

Глава пятая. Надписи и знаки. — 220

Глава шестая. К вопросу о назначении памятника. — 227

Глава седьмая. Реконструкция памятника. — 265

 

Заключение.310

Список сокращений.312

 

Таблицы [I-XXXIV]. — 313

Оглавление. — 348

 


 

Предисловие.   ^

 

Настоящий V том «Трудов Хорезмской археолого-этнографической экспедиции» — обобщающая работа, посвящённая одному из выдающихся памятников древнего Хорезма — Кой-Крылган-кале, который в течение семи лет являлся одним из основных объектов работ экспедиции.

 

Настоящий том подготовлен к печати авторским коллективом сотрудников Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. «Введение» написано С.П. Толстовым при участии Б.В. Андрианова (вопросы ирригации); глава I «Археологическое описание памятника» — М.Г. Воробьёвой (центральное здание и западная половина застройки нижнего кольца) и Ю.А. Рапопортом (восточная половина застройки нижнего кольца); глава II «Керамика» — М.Г. Воробьёвой; глава III «Изделия из металла, кости, камня, стекла и других материалов» — С.А. Трудновской; глава IV «Памятники искусства»: раздел I — М.Г. Воробьёвой, раздел II — Ю.А. Рапопортом, раздел III — С.А. Трудновской; глава V «Надписи и знаки» — С.П. Толстовым; глава VI «К вопросу о назначении памятника»: раздел I — Ю.А. Рапопортом, раздел II — М.Г. Воробьёвой и М.М. Рожанской при участии профессора МВТУ им. Баумана Н.И. Веселовского; глава VII «Реконструкция памятника» написана М.С. Лапировым-Скобло.

 


 

Заключение.   ^

 

Трудно переоценить значение материалов, полученных в результате многолетнего исследования такого памятника, как Кой-Крылган-кала. Они с большой полнотой характеризуют материальную и духовную культуру Хорезма в её развитии на протяжении почти тясячелетнего исторического периода, показывают культурные связи этого обособленного района Средней Азии с соседними степными племенами, с одной стороны, и развитыми странами Переднего и Среднего Востока и Причерноморья — с другой. Массовый археологический материал из раскопок Кой-Крылган-калы, подтвердив правильность основной характеристики материальной культуры Хорезма в период хорезмийской античности, данную ранее в работах С.П. Толстова и сотрудников Хорезмской археолого-этнографической экспедиции АН СССР в значительной степени по подъёмному материалу и небольшим рекогносцировочным раскопкам на ряде памятников древнего Хорезма, позволил внести ряд уточнений в вопросы датировки керамики, а также выделить в материалах Кой-Крылган-калы и других, одновременных её позднему слою, памятников правобережного Хорезма целую группу своеобразной керамики, сопровождающую обычную керамику хорезмийских памятников кушанского периода. Возможно, что здесь мы имеем археологическое свидетельство сложных этнических процессов, происходивших в Средней Азии со II в. до н.э. в связи с передвижением ряда степных племён, в которые активно был вовлечён и Хорезм. Но отсутствие аналогичного археологического материала в других районах Средней Азии и Казахстана (и даже на более широкой территории) не позволяет делать пока какие-либо исторические выводы. По той же причине датировка этой группы керамики в настоящее время может быть дана только широко. Роль же её в материальной культуре Хорезма значительна, так как в своём дальнейшем развитии она может быть прослежена и в культуре афригидского Хорезма.

 

Период запустения памятника, приходящийся на II-I вв. до н.э., связан скорее всего с тем же передвижением степных племён, тем более, что только после него появляется отмеченная выше светлоангобированная группа керамики, замечается общее огрубление материальной культуры.

 

Два периода в жизни Кой-Крылган-калы: период IV-III вв. до н.э. (нижний горизонт) и период с I в. н.э. (а, возможно, и конца или второй половины I в. до н.э.) — до конца III-IV в. н.э. (средний и верхний горизонт, не разделяющиеся по археологическому материалу, а в связи с этим и не расчленяющиеся в датировке) характеризуют не только различные по материальной культуре этапы развития, но и связаны с разными по своему назначению сооружениями. В период нижнего горизонта памятник, как это удалось реконструировать, был культовым сооружением — укреплённым храмом-гробницей, где производились астрономические наблюдения; внутри укреплений вокруг

(310/311)

центрального культового здания располагались хозяйственные и жилые постройки, вероятно, служителей культа. Традиция все же, вероятно, сохраняла представление о памятнике, как большом культовом центре; здесь, возможно, и в период запустения ставились оссуарии (возможно, что часть их ставилась на центральном здании и в начале жизни памятника в среднем горизонте).

 

Несмотря на то, что освоение памятника в среднем горизонте и даже в верхнем происходило в габаритах первоначального сооружения, и старые сохранившиеся постройки и развалины были использованы вновь поселившимися здесь жителями, все постройки носят бытовой характер.

 

Большая коллекция памятников искусства, полученная при раскопках Кой-Крылган-калы (терракотовые и алебастровые статуэтки, керамические рельефы на флягах, скульптурные керамические урны и оссуарии, фрагменты стенных росписей, каменные печати), с большой полнотой характеризует своеобразное искусство древнего Хорезма, вопросы происхождения которого до сих пор остаются неясными.

 

Небольшое количество памятников письменности, встреченных в материалах из раскопок Кой-Крылган-калы, представляет большой интерес, так как это древнейшие письменные памятники на всей территории Средней Азии и наиболее ранние древнехорезмийские надписи.

 

Большие успехи археологии Средней Азии и Казахстана, отмеченные в последние годы в изучении древних земледельческих областей и степных племён на широкой территории, позволяют надеяться, что ряд вопросов и проблем, оставшихся неразрешёнными в этой работе, в ближайшие годы в связи с накоплением нового археологического материала получит свое разрешение.

 


 

Список сокращений.   ^

 

АС — Археологический съезд

ВДИ — Вестник древней истории

ВИ — Вопросы истории

ЖМНП — Журнал Министерства народного просвещения

ЗВОРАО — Записка Восточного отделения Русского археологического общества

Изв. АН КазССР — Известия Академии Наук Казахской ССР

Изв. АН Кирг. ССР — Известия Академии Наук Киргизской ССР

ИИ АН Тадж. ССР — Институт истории Академии Наук Таджикской ССР

ИАЭ АН Туркм. ССР — Институт истории, археологии и этнографии Академии Наук Туркменской ССР

КСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культуры АН СССР

КСИЭ — Краткие сообщения Института этнографии АН СССР

МАЭ — Музей антропологии и этнографии им. Петра I

МИА — Материалы и исследования по археологии СССР

МХЭ — Материалы Хорезмской археолого-этнографической экспедиции АН СССР

РОСНИИМС — Российский научно-исследовательский институт местных строительных материалов

СА — Советская археология

САГУ — Среднеазиатский государственный университет

САИ — Свод археологических источников

СВ — Советское востоковедение

СЭ — Советская этнография

ТашГУ — Ташкентский государственный университет

ТОВЭ — Труды Отдела Востока Государственного Эрмитажа

ТХЭ — Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции АН СССР

ЮТАКЭ — Южно-Туркменистанская археологическая комплексная экспедиция

SPA — «A Survey of Persian Art», ed. by A.U. Pope London — New York, 1938

SBE — Sacred Books of the East, ed. by Müller, Oxford.

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки