главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Археологические памятники Таласской долины. Фрунзе: 1963. [ сборник ]

Археологические памятники Таласской долины.

// Фрунзе: 1963. 264 с.

Отв. ред. П.Н. Кожемяко.

Содержание

 

Предисловие. — 3

 

П.Н. Кожемяко. История археологического изучения Таласской долины. — 7

 

I. Памятники кочевого населения.

А.К. Абетеков, Ю.Д. Баруздин. Сако-усуньские памятники Таласской долины. — 17

И. Кожомбердиев. Катакомбные памятники Таласской долины. — 33

Д.Ф. Винник. Тюркские памятники Таласской долины. — 79

Д.Ф. Винник. Новые эпиграфические памятники Таласской долины. — 94

В.М. Гапоненко. Наскальные изображения Таласской долины. — 101

 

II. Памятники осёдлого населения.

А.Н. Бернштам. Городище Садыр-Курган. — 115

М.А. Бубнова. Средневековое поселение Ак-Тобе I у с. Орловки. — 125

П.Н. Кожемяко. Осёдлые поселения Таласской долины. — 145

М.А. Бубнова. Добыча серебро-свинцовых руд в Шельджи в IX-XII вв. — 225

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Предисловие.   ^

 

В настоящем сборнике публикуются результаты археологического изучения Таласской долины, осуществленного в течение трёх полевых сезонов (1956-1957 и 1960 гг.) [1] коллективом сотрудников сектора археологии и этнографии Института истории АН Киргиз. ССР. Исследования проводились на всей территории долины и дали много новых данных по её древней истории.

 

Впервые в этом районе были открыты погребения андроновской стадии эпохи бронзы. Они свидетельствуют о наличии культурных связей населения Киргизии того времени с Казахстаном, Ташкентским оазисом, Ферганой и даже Хорезмом, кроме того, помогают установлению и определению отдельных этапов развития культуры эпохи бронзы на территории Киргизии.

 

В сборнике даётся первая публикация широко известных в Таласе, но малоизученных памятников древнего искусства — рисунков на скалах.

 

Археологические памятники других исторических периодов были известны и ранее (см. историю изучения), но в настоящее время зарегистрировано и исследовано раскопками много новых курганных погребений кочевников и остатков поселений осёдлого населения. Данные, по-

(3/4)

лученные при изучении этих памятников, значительно расширяют круг наших представлений по многим вопросам истории и культуры оставивших их племён и народов.

 

Материалы раскопок курганных погребений ранних кочевников позволяют классифицировать их по конструкции сооружений, определить дату, установить наибольшую близость с синхронными памятниками Чуйской долины и тем самым, в известной мере, уточнить высказанную ранее точку зрения о границе между владениями племён Усунь и Кангюй.

 

Большой интерес представляют катакомбные погребения, в последние годы ставшие широко известными в Средней Азии. Обнаруженные на территории Киргизии впервые в Таласской долине они по-разному датировались, по-разному определялась основа хозяйства племён, их оставивших. Работы 1956-1957 и 1960 гг. дали новые вещественные материалы и наблюдения по обряду захоронения. Это позволяет расширить хронологические рамки памятников до V в. и границы культурно-экономических связей племён катакомбной культуры.

 

До 1956 г. в Таласской .долине были известны лишь единичные памятники тюркских племён. За период работы Таласского отряда было изучено несколько могильников. Несмотря на общее сходство с памятниками Чуйской долины и Тянь-Шаня, тюркские памятники Таласа имеют свои локальные особенности. В частности, интересна редкость нахождения каменных изваяний и своеобразная манера их исполнения.

 

Значительной удачей следует считать находку новых экземпляров камней с древнетюркскими надписями, которые позволят более углублённо изучить этот редкий и интересный вид памятников культуры.

 

При изучении памятников осёдло-земледельческого населения выявлены неизвестные до сих пор остатки поселений, тем самым более полно выяснена география осёдлой жизни в долине. В ряде пунктов зарегистрирована серия горных выработок по добыче серебро-свинцовых руд, золота и др.

 

Раскопки городищ, носившие характер стационаров и стратиграфических разрезов, позволили предварительно наметить этапы возникновения и развития осёдлых поселений и выяснить некоторые вопросы их планировки, системы обороны, строительной техники и др.

 

Изучение горнорудных выработок дало представление о масштабах добычи полезных ископаемых, пролило свет на методы их проходки, на способы вентиляции, транспортировку руд, методы их обогащения. Обнаруженные производственные комплексы в раскопках, в том числе плавильные печи, объяснили некоторые вопросы технологического процесса выплавки серебра и свинца.

 

В первой части сборника, посвящённой памятникам кочевого населения долины, помещены статьи: о курганах ранних кочевников — Ю.Д. Баруздина и А. Абетекова, исследовавших эту категорию памятников в отдельные сезоны работ отряда; о катакомбных погребениях — И. Кожомбердиева, изучавшего их на всём протяжении работ в Таласе; о тюркских памятниках — Д.Ф. Винника, который при написании статьи о погребениях пользовался необработанными материалами раскопок и отчётами Ю.Д. Баруздина и Я.А. Шера, а для статьи об эпиграфических памятниках — материалами своих исследований на городище Кескен-Тюбе; и о наскальных изображениях — В.М. Гапоненко, учителя истории средней школы №10 гор.  Фрунзе, по материалам, собранным во время туристических походов с учащимися в разные годы.

 

Во второй части сборника помещены наблюдения над памятниками осёдлого населения долины трёх авторов: А.Н. Бернштама — о городи-

(4/5)

ще Садыр-Курган (по материалам Семиреченской экспедиции 1938 г.); М.А. Бубновой, производившей стационарные раскопки Орловского городища в 1957-1960 гг.; П.Н. Кожемяко, осуществлявшего в 1956-1957 и 1960 гг. стационарные работы на городище Ак-Тобе, а также топографическую фиксацию и стратиграфическое изучение остальных поселений; и наблюдения М.А. Бубновой о добыче серебро-свинцовых руд, основанные на исследованиях автора с использованием данных геологических работ.

 

Сборник предназначен для научных работников, преподавателей, студентов, а также для всех интересующихся археологией Киргизии.

 


 

[1] В 1956 г. в отряде работали: П.Н. Кожемяко — нач. отряда; Ю.Д. Баруздин и И. Кожомбердиев — мл.науч. сотрудники; М.А. Бубнова — лаборантка; В. Попов — художник; К. Каримджанов — фотограф. Студенты Киргизгосуниверситета: А. Абетеков, Е. Гуля, Н. Петрова, Р. Протопопов, В. Сазонова, М. Шанаев. В 1957 г. в отряде работали: П.Н. Кожемяко — нач. отряда; Ю.Д. Баруздин и И. Кожомбердиев — мл.науч. сотрудники; Д.Ф. Винник — преподаватель Киргизгосуниверситета, Р. Шафеев — художник. Студенты Университета и Женпединститута: А. Абетеков, М. Азаматов, Б. Алымбаева, Е. Гуля, Р. Доронбекова, Ф. Тимофеев, М. Шанаев. Отдельная группа в составе аспирантки ЛОИА М.А. Бубновой (руководитель) и студентки Киргизгосуниверситета Н. Петровой проводила стационарные раскопочные работы на Орловском городище.

В 1960 г. исследованиями занимались два отряда и одна группа. Отряд по изучению поселений в составе: П.Н. Кожемяко — нач. отряда; Н.Г. Степанова — лаборантка, В. Самсонов — художник; студенты Киргизгосуниверситета: В.П. Максимова, М. Омуркулов, О.В. Семёнова. Группа в составе: М.А. Бубновой (руководитель) и студентки Киргизгосуниверситета Н.Д. Лютиковой проводила стационарное изучение Орловского городища. Отряд по изучению курганных погребений в составе: И. Кожомбердиев — нач. отряда, А. Абетеков — мл.науч. сотрудник, Я.А. Шер — аспирант ЛОИА, А. Ботоканов—художник. Студенты Киргизгосуниверситета и Женпединстигута: М. Абдыкалыков, К. Адамалиев, Л. Алымкулов, Айдарбекова, И. Аташбаев, О. Бабеков, А. Баратбаев, А. Багитаев, К. Калилов, З. Кожомкулова, С. Мадымаров, Д. Мадетов, Т. Назаралиев, Б. Сатаров, Т. Сейталиев, Э. Туратбеков, Б. Убарисов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки