● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Материалы и исследования по археологии Сибири. Т. 1. / МИА №24. М.: 1952. [ сборник ]

Материалы и исследования по археологии Сибири. Т. 1.

// МИА №24. М.: 1952. 158 с., вкл.

Под ред. С.В. Киселёва.

 

Содержание

 

Предисловие. — 5

 

Комарова М.Н. Томский могильник, памятник истории древних племён лесной полосы Западной Сибири. — 7

Сальников К.В. Курганы на озере Алакуль. — 51

Евтюхова Л.А. Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии. — 72-120

Левашова В.П. Два могильника кыргыз-хакасов. — 121-136

Фёдоров В.И. Древнее искусственное орошение в районе Минусинского понижения. — 137

Приложения:
1) Ведомость мест находок бронзовых серпов. — 145;
2) Ведомость мест находок железных земледельческих орудий VII-X вв. н.э. — 145-146

Цалкин В.И. К изучению лошадей из курганов Алтая. — 147

 

Список сокращений. — 157

 


 

Предисловие.   ^

 

Археологическое изучение Сибири началось ещё в петровские времена. С тех пор академические экспедиции XVIII в. и местные учёные-краеведы в XIX в. собрали обширный материал по отдельным вопросам сибирской археологии. Большую долю труда внесли также политические ссыльные. Однако обработка собранного материала не шла дальше общих описаний и иллюстрирования археологическими коллекциями отдельных событий письменной истории. Только в советский период, когда археологические изыскания стали строиться на основе марксистско-ленинской методологии, исследование археологами вещественных памятников сделалось такой же исторической работой, как и изучение документов.

 

Лишь после Октября получили возможность национального развития многочисленные сибирские народности. В условиях царской России большинство из них не имело своей письменности, и их письменная история ограничивалась записями в актах Московского государства, восходящих не далее XVI-XVII вв. Сведения восточных писателей и китайских хроник относились к более отдаленным временам и были крайне скудны и отрывочны.

 

Поэтому значение археологического материала для построения истории народов Сибири оказалось особенно велико, и не случайно, что с первых шагов советской исторической науки в Сибири археологические исследования стали необходимым звеном работы историков.

 

В настоящее время, наряду с огромным числом публикаций, представляющих результаты изучения отдельных археологических памятников в различных частях Сибири, появились и обобщающие исследования, в которых разработаны целые разделы истории сибирских народов с глубокой древности и до XV-XVI вв. Древняя история якутов, бурято-монголов, эвенков, хакасов, алтайцев, манси, казахов, сибирских татар получила освещение на основе археологических фактов. Всё более и более выясняются вопросы происхождения сибирских народов.

 

Однако это не означает, что исследователи истории народов Сибири могут успокоиться на достигнутом. Наоборот, чем глубже проникают они в сущность накопленных материалов, тем больше вопросов встаёт перед ними. Яснее становятся и большие пробелы в нашем знании истории различных эпох, многих районов Сибири и отдельных групп археологических источников. Это позволяет в условиях планового развития советской науки концентрировать внимание именно на этих пробелах, разрабатывать те вопросы, анализировать те источники, в изучении которых ощущается особенно острая необходимость.

 

Эти задачи преследует настоящий том «Материалов и исследований по археологии Сибири». Наименее археологически изученной до сих пор остаётся северная часть Сибири, необозримые пространства тайги и тундры. Поэтому туда направлялись за последние годы археологические экспедиции, исследовавшие нижнее течение Оби, Иртыша, Лены и Ангарский бассейн. Вместе с тем обращено внимание на старые материалы, уже много десятилетий хранящиеся в музеях, но не использованные для целей исторического исследования из-за недостатков их обработки при раскопках археологов-любителей дореволюционных лет. Между тем многие из этих материалов могут иметь весьма большое значение для освещения истории северных таежных областей Сибири. Среди них, несомненно, первое место занимает так называемый Томский могильник, изученный в конце прошлого века. До сих пор из-за неясности фиксации раскопок и разрозненности коллекций по нескольким музеям материал из Томского могильника, характеризующий ряд эпох в истории племен с низовьев р. Томи, затрагивался исследователями лишь частично. Автор печатаемой ниже статьи о Томском могильнике М.Н. Комарова путём кропотливой источниковедческой работы восстановила истинную картину состояния памятника и обнаруженных на нём находок и сделала, таким образом, этот очень важный исторический источник вполне доступным для пользования. Однако М.Н. Комарова пошла дальше и на основе своего источниковедческого анализа дала новую историческую интерпретацию памятника, показав, какие особенности культуры местных племён, живших в своеоб-

(5/6)

разных исторических условиях таёжной окраины, отражает материал могильника, и дав первую характеристику жизни населения этой области Сибири с конца неолита и до середины I тысячелетия н.э.

 

До сих пор многое неясно в истории племен Западной Сибири, оставивших так называемые андроновские памятники II тысячелетия до н.э. К.В. Сальников в публикуемой работе «Курганы на озере Алакуль» рассматривает материалы раскопок андроновских погребений в Курганской области Зауралья. Курганы эти относятся к поздней стадии андроновской культуры Западной Сибири. Они показывают те изменения в хозяйстве и социальных отношениях, которые привели в дальнейшем к развитию новых форм пастушеского хозяйства и к возвышению племенной знати в раннее савроматское время. Сравнивая выводы автора с данными, полученными на основании анализа Томского могильника, мы убеждаемся в различии исторического развития отдельных частей Западной Сибири в зависимости от складывавшихся там неодинаковых исторических условий.

 

Раннее средневековье в истории народов Сибири за последнее время привлекало к себе особое внимание. Однако исследователи обходили одну весьма существенную группу памятников этого времени — так называемых каменных баб. Л.А. Евтюхова в печатаемой ниже работе «Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии» восполняет этот пробел. На основании выяснения условий расположения каменных изваяний и анализа изображённых на них украшений, деталей одежды, предметов вооружения и сосудов автор датирует их и устанавливает принадлежность этих изваяний алтайским тюркам и наиболее родственным им племенам районов Тувинской А.О., Семипалатинска, Каркаралинска. Устанавливается также известная близость между каменными изваяниями семиреченскими и с территории Монгольской Народной Республики, относящимися к эпохе господства орхонских тюрок. В этом автор видит отражение связей, существовавших между восточным и западным каганатом, несмотря на их политическую обособленность. Отдельно рассматривает Л.А. Евтюхова группу сидящих фигур, всегда связанных и в Монголии и в Тувинской А.О. с погребениями знати восточно-тюркского каганата. Особо отмечается, что в Хакасской А.О. на территории, которая была занята Кыргызским каганатом, обычая ставить каменные изваяния, очевидно, не было, так как найденные здесь одиночные каменные изваяния принадлежат или к тувинскому типу, или оставлены пришельцами из более отдаленных областей. Работа Л.А. Евтюховой позволяет уточнить отдельные районы расселения тюркоязычных племён и народностей VI-VIII вв. в Южной Сибири и Центральной Азии.

 

Вопросу о развитии культуры енисейских кыргызов посвящена публикация В.П. Левашовой «Два могильника кыргыз-хакасов». На примере двух могильников — Капчалы I и II, относящихся к VII-IX и к IX-X вв. н.э., автор прослеживает особенности енисейской культуры раннего средневековья и устанавливает очень важный факт значительного влияния кыргыз-хакасов на попавших к ним в подчинение в IX в. алтайцев.

 

Значительным дополнением к сведениям о хозяйстве древнего населения Среднего Енисея являются данные об остатках оросительных систем, содержащиеся в сообщении В.И. Фёдорова — инженера-мелиоратора Хакасской опытной станции поливного земледелия. Автор за время своей многолетней работы в Хакассии собрал большое количество сведений о древних оросительных сооружениях. Заслуживает особого внимания его определение отдельных видов каналов, например, древних каналов для водопоя лошадей. При дальнейших исследованиях каналов должно быть учтено и мнение автора о назначении древне-хакасских каналов по преимуществу для полива лугов, а не для полива пашни. Это остаётся пока недостаточно подтверждённым, хотя для части древних каналов правильно.

 

Работа В.И. Цалкина «К изучению лошадей из курганов Алтая» содержит результаты исследования костей 23 скелетов лошадей из различных погребений от V-IV в. до н.э. до VII-VIII в. н.э. Этот материал рядовых погребений представляет интерес для сравнения с находками в аристократических курганах пазырыкского типа. Автор приходит к выводу, что уже с древнего времени на Алтае, помимо «верховых» коней, обнаруженных в Пазырыкских курганах, имелись две группы лошадей. Одна — сходная с так называемыми «степными», найденными в Пазырыке, и близкая к современным местным породам лошадей из степей северной Азии. К другой же группе принадлежали более крупные кони, резко отличающиеся и от «верховых» пазырыкских и от современных местных. Преобладают на Алтае с давних времён лошади местного типа «степных». При дальнейшем изучении хозяйственной истории алтайцев, а также при работах по выведению новых алтайских пород лошадей эти данные окажут исследователям значительную помощь.

 

Таково содержание предлагаемого тома. Оно показывает развитие археологического изучения Сибири и вносит свой вклад в создание истории её народов, вместе со всеми советскими людьми с энтузиазмом строящих под руководством великого Сталина грандиозное здание коммунистического общества.

 


 

(/157)

 

Список сокращений.   ^

 

АС — Археологический съезд

ВГО — Всероссийское географическое общество

ГИМ — Государственный исторический музей

ВДИ — Вестник древней истории

ESA — Eurasia Septentrionalis Antiqua

ЗВОРАО — Записки Восточного отделения Российского археологического общества

ЗРАО — Записки Русского археологического общества

ЗУОЛЕ — Записки Уральского общества любителей естествознания

ИАК — Известия Археологической комиссии

ИИМК — Институт истории материальной культуры АН СССР

КСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культуры АН СССР

МАВГ — Материалы по археологии восточных губерний России

МАК — Материалы по археологии Кавказа

МАР — Материалы по археологии России

МАЭ — Музей антропологии и этнографии

МИА — Материалы и исследования по археологии СССР

ОАК — Отчёт Археологической комиссии

СА — Советская археология

ТОПКЭ — Труды отдела первобытной культуры Государственного Эрмитажа

ТСА РАНИОН — Труды Секции археологии Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки