главная страница / библиотека / обновления библиотеки

А.Е. Бертельс. Художественный образ в искусстве Ирана IX-XV вв. (Слово, изображение). М.: «Восточная литература». 1997. А.Е. Бертельс

Художественный образ в искусстве Ирана IX-XV вв.
(Слово, изображение).

// М.: «Восточная литература». 1997. 424 с., вкл. ISBN 5-02-017707-5

 

аннотация: ]

В книге на материале мифологии, эпоса, поэзии, а также произведений пластических искусств прослежены различные облики устойчивых символических художественных образов, просуществовавших в искусстве Ирана с V в. до н.э. почти до наших дней. Реконструкция того смысла, который им придавали создатели образов, а также их изменчивого восприятия, зафиксированного в различных комментариях на протяжении веков, даёт возможность автору показать их многомерную природу, поставить вопрос об их эстетической ценности.

 

См. файл .pdf, 22,7 Мб.

Оглавление

 

Предисловие. — 3

 

Глава I. Мифологические, религиозные и научные основы построения художественного образа в средневековой персидской поэзии. — 17

1. Связь метафор и образов персидской поэзии с древнейшими мифологическими традициями. — 17

2. Связь метафор и образов персидской поэзии с зороастрийской традицией. — 34

3. Отношение терминологических систем философских и научных трактатов к метафорическим системам персидской поэзии. — 55

Глава II. Словесная и смысловая основа художественного образа в персидской поэзии. — 78

1. Система ключевых слов. Происхождение её иерархического построения и входящих в неё «групп слов». — 78

Приложение. Рубрики синоптической словарной схемы «Фраханг и пахлавик». — 104

2. Разделы словаря, семантические поля, тематические группы слов в языке персидских средневековых текстов. — 106

3. О значении (смысле) термина и тропа в тексте, дефиниции и комментарии. — 130

4. «Пери́». История изменения смысла образного слова в контексте истории культуры. — 141

Глава III. Поэтические и пластические воплощения метафоры и символа птицы «Симург» в поэзии, торевтике и миниатюре. Их мифологические и религиозные истоки. — 154

1. Символический образ птицы. Восточные источники «Божественной комедии». — 154

2. Образ-символ «Симург» в древности и раннем средневековье. — 162

3. Традиция изображения Симурга до распространения и утверждения ислама. — 171

4. Символы крылатой духовной сущности, «крылатой души» в Авесте, в манихейской традиции, в греческой философии и в Коране. — 177

5. Дефиниции символов «Симург, птицы, их перелёт» в иранской мистической теософии и персидской поэзии. Комментарии, оценки символа. — 187

6. Образ-символ птицы и образ странствия (перелёта) птиц в начале иранской исламской традиции. Авиценна и Ахмад Газали — предшественники Аттара. — 200

Послание о птице (перевод). — 207

О птицах (перевод). — 213

7. Другие предшественники Аттара. Ихван ас-сафа. Фирдоуси. «Калила и Димна». Ибн Хазм. — 222

8. Сана’и. Символическое описание состояний души во время Пути. — 249

9. Кристаллизация метафоры-символа «Симург» и странствие (перелёт) птиц в поэме Аттара «Мантик ат-тайр» («Разговоры птиц»). — 268

Глава IV. Группа «ключевых слов»: «семь цветов, семь планет» и миниатюры, иллюстрирующие обрамляющее повествование поэмы Низами «Хафт пайкар». — 290

1. О природе метафоры-цветообозначения в персидской поэзии. — 290

2. Цветовая символика в поэме Низами «Хафт пайкар». — 305

3. Миниатюры, иллюстрирующие обрамляющее повествование «Семи красавиц» Низами («семь планет, семь цветов»). — 321

Описание миниатюр, упомянутых в тексте гл. IV. Указания на рукописи и репродукции. — 335

Глава V. Поэтические описания и пластические изображения вознесения пророка Мухаммада. — 338

1. Вводные замечания. — 338

2. Ми‘радж в Коране и в «Ми‘радж-наме». — 345

О Ми‘радже Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует (перевод). — 350

3. Два цикла миниатюр, изображающих вознесение Мухаммада и его странствия в потустороннем мире. — 359

А. «Стамбульский альбом». — 359

Описания миниатюр «Стамбульского альбома». — 363

Б. Парижская рукопись «Ми‘радж-наме» на уйгурском языке, украшенная шестьюдесятью миниатюрами. — 368

Глава VI Лубочные изображения рая и ада конца XIX — начала XX в. (зороастрийская традиция). — 390

 

Библиография. — 402

Summary. — 418

Иллюстрации [вклейки: ч/б, после стр. 256, Ил. 1-16; цвет., после стр. 288, Ил. I-XVI]

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки