главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Дэвид ХаррисРимские легионеры в Китае (к постановке вопроса).// Военное дело населения юга Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: 1993. С. 226-230.
[сноска к имени автора:] * Австралийский учёный Дэвид Харрис (г. Маунт Баркер, Южная Австралия) последние несколько лет занимается изучением судьбы римских легионеров, попавших в Китай в I в. до н.э. Ему удалось создать небольшой, но дружный интернациональный коллектив, который в своих поисках добился определённых результатов. Они были сообщены одним из координаторов работы В.В. Васенькиным (Калининградский университет) на XXII Всесоюзной научной конференции «Общество и государство в Китае» в Москве и вызвали интерес у специалистов-востоковедов. (См.: Харрис Д., Васенькин В.В., Комиссаров С.А. Римляне в Китае: перспективы поиска. // XXII науч. конф. «Общество и государство в Китае»: Тез. докл. М., 1991. С. 92-94). Ряд сообщений был опубликован также в периодической печати, См.: Родионов Ю. Пропавший легион // Эхо планеты. 1989. №44, С. 44-45; Васенькин В. В поисках потерянного города. // Калининградский комсомолец. 1990. 28 апр., 5 мая. Перевод данной статьи выполнен А.С. Комиссаровым по оригинальному авторскому тексту с незначительными сокращениями.
Две тысячи лет назад в пустынных землях нынешней пров. Ганьсу построили город. Его назвали Лицзянь, что соответствует китайскому названию Рима. Но кто же его создал, кем были высокие светлокожие незнакомцы, пришедшие с Запада? Кажется невероятным, что римский город построили в Китае за 1300 лет до путешествия Марко Поло. Однако название Лицзянь встречается в официальном списке городов, датированном 5 г. н.э. Профессор Оксфордского университета X. Дабс в лекции, прочитанной в Китайском обществе 23 ноября 1955 г., дал объяснение данному факту. Его концепция сводится к тому, что основавшие поселение солдаты были легионерами римской армии, потерпевшими поражение от парфян в битве при Каррах (в 53 г. до н.э.). Как писал Плутарх в биографии Красса, после одержанной победы парфяне отправили пленников далеко на восток, в Маргиану (Мерв). Для запада эти люди были полностью потеряны. Но сведения об их судьбе можно отыскать в классических китайских сочинениях, прежде всего в «Истории ранней Хань», переведённой на английский язык X. Дабсом. Это фундаментальное творение обычно приписывается официальному придворному историографу Бань Гу (32-92 гг. н.э.). Фактически же работу начал его отец Бань Бяо, а завершила младшая сестра Бань Чжао (45-115 гг. н.э.), которая являлась одной из выдающихся представительниц интеллектуальной элиты Китая. Как придворные историографы члены семьи Бань имели доступ к императорским архивам, в которых хранились рабочие записи бесед, документы, протоколы советов. [1]
Среди этих материалов находился, вероятно, журнал, который вёл во время одной из кампаний генерал Чэнь Тан. Именно он к 36 г. до н.э. на западных рубежах Китая захватил в плен необычных солдат. Когда войска Чэнь Тана готовились атаковать город хуннского правителя Чжи-чжи, генерал с удивлением увидел, что ворота города обороняют более сотни пехотинцев, стоящих по обе стороны ворот и построении, подобном рыбьей чешуе. До этого китайцы никогда не видели, как сдвигаются щиты в построении, называемом римлянами «тестудо», или «черепаха». Хунны устремлялись в битву неорганизованными массами. Китайцы использовали большие щиты для защиты своих лучников. Но никто в этой части света не использовал манёвр с щитами, соединенными вместе. Чэнь Тан не был знаком также с таким видом городских укреплений, как земляная стена, перед которой находился двойной палисад из дерева. С точки зрения X. Дабса, такое фортификационное сооружение было обычным для римлян, но не использовалось ни китайцами, ни хунну. [2] Войска Чэнь Тана штурмовали и захватили город. Одержав победу, генерал приказал казнить 1518 вражеских солдат, но оставил в живых 145 военнопленных, которых X. Дабс считает римлянами, Чэнь Тан сделал запись о штурме города в журнале, а также приказал художникам запечатлеть свою победную атаку. По мнению X. Дабса, рисунок отличается от традиционных китайских картин: он выполнен в форме римских триумфов, подобных тем, что проходили по улицам Рима по случаю побед Помпея или Цезаря. А ведь в армии Красса, разбитой при Каррах, были ветераны Помпея.
X. Дабс подробно изучил древнекитайские документальные свидетельства и обнаружил немало интригующих фактов. Например, в 9 г. н.э. узурпатор Ван Ман, следуя конфуцианской доктрине «чжэн мин» («исправления имён») приказал переименовать все населённые пункты в соответствии с обстоятельствами их возникновения. На какое-то время Лицзянь стал называться Цзелу, что примерно означает: «пленники, захваченные при штурме города». [3]
В конце 1988 г. автору удалось посетить место к юго-западу от г. Юнчан (пров. Ганьсу), где, по предположениям X. Дабса, находился Лицзянь. Как сообщил секретарь по вопросам культуры при местном руководстве Чжан Юй, развалины древнего города в настоящее время скрыты постройками современной деревни, поэтому детальный осмотр места затруднён. В ходе проведенных консультаций в Ланьчжоу и Пекине китайские учёные пришли к однозначному выводу, что Лицзянь, несомненно, существовал. Его название неоднократно встречается в городских кадастрах. А ведь китайцы очень редко давали иноязычные названия своим городам. Например, в упомянутом списке 5 г. н.э. из 1587 городов только два носят «иностранные» названия, причём оба были заселены пришельцами с Запада. По мнению специалистов, с которыми консультировался автор, Лицзянь исчез много веков назад в результате войн, землетрясений, песчаных бурь и наводнений.
Город Лицзянь зафиксирован на исторических атласах Китая. [4] В 1989 г. профессор Гуань Ицюань (исторический факультет Института национальностей, г. Ланьчжоу) представил новые карты, на которые он нанёс ещё четыре города, которые были основаны жителями Лицзяня. Согласно топонимическим изысканиям профессора Гуаня, одно из последующих названий Лицзяня — Чжэрлайчжай. [5] Ещё одно из его названий можно перевести как Чёрный город, иногда называемый также Город Чёрной Лошади. Рядом с ним, в устье речной долины, располагалась Крепость Красного Утёса. Сочетание этой топонимики в одном пункте должно указать точное местоположение Лицзяня.
С этой информацией автор вновь отправился на осмотр окрестностей Юнчана. Секретарь Чжан Юй подтвердил, что деревня, под которой, по его мнению, находятся развалины древнего города, ныне называется Чжэсачжань (Zhe Sa Zhan), но раньше она действительно называлась Чжэрлайчжай. В километре на юго-запад, на другом берегу речного русла, удалось обнаружить разрушенные стены поселения, которое называлось Город Чёрной Лошади. К югу от долины виднелись низкие стены, расположенные под скалистым утёсом. Чжан Юй определил это городище как Хуншиай (Hong Shi Ai), т.е. Крепость Красного Утёса.
* * *
В 1990 г. для обсуждения полученных доказательств со специалистами, автор совершил специальную поездку по странам Европы, СССР и Китаю, где провёл ряд консультаций. В Риме состоялась встреча с генеральным директором Итальянского энциклопедического института профессором В. Каппетлетти, который проявил интерес к проблеме Лицзяня. Профессор отметил, что наши исследования могут пролить новый свет на культурные и торговые контакты и миграции между Востоком и Западом, независимо от того, будут ли подтверждены выдвинутые гипотезы. Он дал любезное согласие написать независимое заключение на нашу работу.
В Ташкенте мы встретились с доктором З. Узмайевой, которая 20 лет проводит раскопки в Мерве — городе, где, по мнению X. Дабса, находились в плену римляне из легионов Красса. До неё в этом районе в течение 40 лет работал профессор М.Е. Массон. Доктор З. Узмайева заверила нас, что никаких следов присутствия римских пленников в Мерве в I в. до н.э. обнаружено не было. В Ташкенте состоялась беседа с доктором Э. Ртвеладзе, который представил свидетельства того, что римляне оставили свой след в районе к востоку от Мерва. Наиболее интересными нам показались материалы о латинских надписях, вырезанных на стенах в Кара-Камаре (Чёрной Пещере). Одна из них трактуется как посвятительная «Непобедимому Митре», в другой упоминается легион Apollinaris (15-й легион) и собственное имя (Гирекс — ?). [6] Хотя надписи сделаны позже битвы при Каррах, приведённая выше надпись в пещере доказывает сам факт существовавшей у парфян практики отправлять римских военнопленных далеко на восточные рубежи своей державы.
В Алма-Ате профессор К. Байпаков указал на нашей карте место возможного расположения столицы шаньюя Чжи-чжи, взятой штурмом войсками Чэнь Тана 2 тыс. л.н. Развалины городища расположены в 15 км к востоку от современного г. Джамбула. Защитные сооружения нетипичны для данного региона, возможно, они были возведены римлянами. Однако их остатки ещё ждут тщательного изучения.
После этих консультаций мы отправились в Китай. К сожалению, в этот раз нам не удалось выбраться с очередной разведкой на развалины Лицзяня, поскольку остатки Лицзяня были объявлены национальным культурным достоянием и для их посещения требовалось специальное разрешение.
В то же время в Ланьчжоу продолжали успешно трудиться китайские члены «Рабочей группы по проблеме Лицзяня». Профессор Ма Хунлян привлёк для изучения карты местности, сделанные методами аэро- и космической разведки. По его мнению, мы нашли только малую часть древнего города, тогда как его основная часть расположена выше в горах. Продолжает изучение древних летописей профессор Гуань Ицюань, которого заинтересовала дальнейшая судьба жителей Лицзяня.
* * *
По нашему мнению, для решения поставленных в статье вопросов необходимо организовать международную комплексную экспедицию. Её силами будут не только осуществлены планомерные раскопки, но и проведены необходимые картографические и лингвистические исследования. [7] Плодотворной может оказаться работа по реализации программы изучения генетических характеристик современных жителей уезда Юнчан, среди которых, возможно, будут обнаружены потомки легионеров.
В целом проблема раннего появления римлян на территории Китая и их дальнейшей судьбы является ярким примером взаимодействия культур Востока и Запада и в качестве такового идеально вписывается в программу «Великий Шёлковый путь», осуществляемую под эгидой ЮНЕСКО.
Примечания. ^
[1] Подробнее см.: Синицын Е.П. Бань Гу — историк древнего Китая. М., 1975. Прим. пер.[2] Следует подчеркнуть, что именно отличия в вооружении, боевом построении и фортификации позволили древним авторам зафиксировать необычных воинов, а современным исследователям — отождествить их с римлянами. Это наглядно доказывает, что во всяком случае в древности комплекс вооружения и военное дело в целом имели выраженную этнокультурную специфику. — Прим. пер.[3] Вышеперечисленные данные взяты из работы X. Дабса — См.: Dubs H.H. A Roman City in Ancient China. L., 1957. (The China Society). Пользуясь случаем, автор приносит благодарность г-ну Алану Трелору, преподавателю истории (в отставке) Университета Новой Англии (г. Армидейл, Австралия), любезно предоставившему эти материалы. Гипотезу о связи Лицзяня с римскими легионерами см.: Tong Pao. Vol. 34. Р. 249-264; Zhongguoshi wangjin. 1985. №2. Р. 57-74; на русском языке: Материалы по истории сюнну (по китайским источникам). Предисл., пер. и примеч. В.С. Таскина. М., 1973. Вып. 2. С. 128-130.[4] См.: Чжунго лиши дитуцзи (Исторический атлас Китая). Под ред. Тан Цисяна. Пекин, 1982. Т. 2. С. 33-34, 57-58. (Диту чубаньше).[5] Так в английском тексте — Zher Lai Zhai. — Прим. пер.[6] См.: Ртвеладзе Э.В. Из недавних открытий узбекистанской искусствоведческой экспедиции в Северной Бактрии — Тохаристане. // ВДИ, 1990. №4, С. 143-144; Устинова Ю.Б. Наскальные латинские и греческая надписи из Кара-Камара. // Там же. С. 145-147. По мнению учёных, имя в надписи следует читать не как Гирекс, а как два слова: сокращение имени Гай и титул или прозвище Rех (царь). Ю.Б. Устинова допускает, что надписи могли оставить легионеры 15-го легиона, которые попали в плен к парфянам в 66 г. н.э., когда Рим потерпел сокрушительное поражение от Парфии в борьбе за Армению. «...Некоторых из них судьба могла забросить даже в Кара-Камар»,— пишет исследовательница. — Прим пер.[7] Определённый дополнительный материал может появиться и в ходе специальных оружиеведческих исследований, цель которых — проанализировать оружейный комплекс (и шире — военное дело) ханьского Китая и сопредельных государств с позиций возможности влияния на него римских традиций. — Прим пер.
|